Сентиментализм как литературное направление.
Сентиментали́зм (от фр. sentiment – чувство) – направление в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают особый акцент на чувственность, возникающую при их прочтении.
Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению сентименталистский герой – демократ; богатый духовный мир простолюдина – одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.
В Россию сентиментализм проник в 1780-х - начале 1790-х. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин.
Его повесть «Бедная Лиза» (1792) - шедевр русской сентиментальной прозы; от гётевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности, меланхолии и темы самоубийства.
Сочинения Н. М. Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний, как, к примеру, «Бедная Маша» А. Е. Измайлова (1801) и «Путешествие в полуденную Россию» (1802).
Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского. В 1809 году Жуковский написал сентиментальную повесть «Марьина роща» в духе Н. М. Карамзина.
Основными чертами русского сентиментализма являются: уход от прямолинейности классицизма; подчеркнутая субъективность подхода к миру; культ чувства; культ природы; культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности; утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий; внимание уделяется душевному миру человека, на первом месте стоят чувства, а не разум и великие идеи.
Русский сентиментализм к 1820 году исчерпал себя. Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.
БИЛЕТ №11
1. А.Н. Островский. Нравственные проблемы в пьесе (на примере произведения «Гроза»).
В 1859 году, накануне общественного подъема, который приведет в 61 году к отмене крепостного права, появилась пьеса с названием «Гроза». Подобно тому, как символично название пьесы, многогранна и ее нравственная проблематика, в центре которой – проблемы внешней и внутренней свободы, любви и счастья, проблема нравственного выбора и ответственности него.
Проблема внешней и внутренней свободы становится в пьесе одной из центральных. Лишь одному человеку дано выделяться на фоне унижающих и унижаемых – Катерине. Уже первое появление открывает в ней не робкую невестку строгой свекрови, а человека, имеющего достоинство и ощущающего себя личностью. Катерина – одухотворенная, светлая, мечтательная натура, она, как никто в пьесе, умеет чувствовать прекрасное. Даже ее религиозность – это также проявление духовности. Мотив света становится одним из центральных в характеристике Катерины. Ее речь напевна, образна, напоминает русские народные песни. Отличает Катерину внутренняя свобода, страстность натуры. Неволя кабановского дома гнетет ее, душит. Она не чувствует счастья в доме Кабановых.
С образом Катерины связана и еще одна нравственная проблема пьесы – право человека на любовь и счастье. Порыв Катерины к Борису – это порыв к радости, без которой не может жить человек, порыв к счастью, которого она была лишена в доме Кабанихи. Как ни пыталась Катерина бороться со своей любовью, борьба изначально была обречена. В любви Катерины, как в грозе, было что-то стихийное, сильное, но и трагически обреченное, не случайно свой рассказ о любви она начинает словами: «Я умру скоро». Уже в этом первом разговоре с Варварой появляется образ пропасти, обрыва.
Наиболее драматичное звучание приобретает название пьесы, когда мы чувствуем, как назревает «гроза» в душе Катерины. Центральной нравственной проблемной пьесы можно назвать проблему нравственного выбора. Столкновение долга и чувства разрушило гармонию в душе Катерины, с которой она жила. Без согласия с собой Катерина не может жить, она никогда не смогла бы, подобно Варваре, довольствоваться воровской, потаённой любовью. Сознание своей греховности тяготит Катерину. Героиня не может жить в мире разлада – этим объясняется ее гибель. Она сама сделала выбор – и сама за него платит, не обвиняя никого.