И.С. Тургенев «Записки охотника». Обличительный пафос сборника.

В отличие от писателей революционно-демократического направления И.С. Тургенев никогда не отличался такими крайними взглядами. Дворянин и либерал, Тургенев всегда выражал более умеренные позиции по отношению к общественно-политическим вопросам. Многие проблемы интересовали его в первую очередь с точки зрения нравственной, и такая позиция не менее важна и значима для писателя. Цикл рассказов «Записки охотника» объединен общим героем – рассказчиком, страстным охотником.

Такое построение дает возможность автору показать множество героев, случайных знакомых, встреченных рассказчиком. И в результате этих встреч в представлении читателя складывается обобщенный собирательный образ русского народа, вызывающий сочувствие своей нелегкой долей. Образы крестьян оставляют в памяти читателя яркое впечатление.

Хорь – прагматик и рационалист, зажиточный хозяин, отец большого семейства. Он не выкупается из крепостной неволи, отговариваясь нехваткой денег, но в действительности его устраивает его независимое положение в отдалении. Калиныч, напротив, совершенно бескорыстная, поэтическая натура, любящая природу. Он многое знает, лечит, разводит пчел и, будучи преданным своему Барину, готов ухаживать за ним, как за ребенком.

Несмотря на столь полярные их различия, Хорь и Калиныч – верные друзья, относящиеся друг к другу с трогательной заботой. Так же ярки и талантливы в рассказах и другие крестьяне. Известен своей неподкупностью и честностью Бирюк, которому не чуждо и сострадание. В мире поэзии, народных суеверий живут мальчики, герои рассказа «Бежин луг». Они все равные – уверенный в себе Федя, смелый и решительный Павлуша, трусливый Илюша. А певцы – герои одноименного рассказа – обладают таким незаурядным талантом исполнителей народной песни, что, слушая их, можно и пуститься в плясовую, и плакать искренними слезами. Однако наряду с образами крестьян Тургенев рисует и помещиков.

Господин Полутыкин, хозяин Хоря и Калиныча, мечтает выгодно жениться, обладает весьма поверхностным литературным вкусом и не обладает чувством юмора. Автор оправдывает необъективность рассказчика, для которого господин Полутыкин если охотник, то, «следовательно, отличный человек«. Но из авторской характеристики видно, что это довольно заурядная личность. Таковы же герои рассказа «Два помещика» – генерал Хвалынский, считающийся выгодным женихом, и Мардарий Аполлоныч Стегунов, тоже холостяк, живущий «на старый лад». Вячеслав Илларионович Хвалынский – щеголь, любит производить эффект и очень явно различает, с высшим или низшим по положению человеком ему приходится общаться.

«Перед лицами высшими Хвалынский большей частью безмолвствует», а низших попросту презирает, однако любит играть с ними в карты. Такое чинопочитание и лакейство не являются в дворянской среде чем-то выдающимся, поэтому ироническая авторская оценка достаточно нейтральна. Мардарий Аполлоныч тоже обычен, таких, как он, «ещё довольно много» на Руси: он гостеприимен и любезен до чрезвычайности, но по отношению к своим крепостным суров и скуп. Ни одной из своих привилегий он не поступится, ему не нужны нововведения в хозяйстве.

А барин из рассказа «Бурмистр», образованный помещик Аркадий Павлыч Пеночкин, не повышая голоса, держит в страхе своих дворовых, отдавая приказание «распорядиться» насчет провинившегося. Крестьяне идут к нему за защитой от жестокого бурмистра, прося помощи, но не находят понимания. Аркадий Павлыч целиком на стороне бурмистра.

Он не замечает, что бурмистр потихоньку забрал в свои руки все барские владения, распоряжаясь ими «как своим добром», нарушая все законы и отдавая в рекруты неугодных. Еще более абсурдна ситуация в рассказе «Льгов»: крестьянин Сучок по воле барыни поставлен «господским рыболовом» в реке, где нет рыбы. Упав с лошади на охоте, зашиб лошадь, а за это был выпорот и отдан в Москву, в ученье к сапожнику. И когда рассказчик, слушая это, изумляется, какое же ученье в двадцать с лишком лет, ответ Сучка поражает: «Стало быть, ничего, можно, коли барин приказал». Такому помещичьему самодурству нет границ.

Тургенев не говорит, что крепостное право – зло, он лишь объективно показывает нравственное превосходство крестьян над своими хозяевами. Причем крепостное право развращает и крестьян, также воспитывая в них рабскую покорность и терпение. Крепостное право не может не уродовать личность нравственно, лишая ее внутренней свободы.

Автор, не призывая к революции, без громких слов и лозунгов показывает нам, как необходимо, по его мнению, что-то сделать, чтобы легче жилось талантливому и щедрому душой русскому народу.


Наши рекомендации