В.В. Маяковский Сатирические произведения.

Сатирические произведения В.Маяковский создавал на всех этапах своего творчества. Известно, что в ранние годы он сотрудничал в журналах «Сатирикон» и «Новый сатирикон». В ранней поэзии В. Маяковского сатира продикᴛᴏʙана прежде всего пафосом антибуржуазности.

В поэзии В. Маяковского возникает традиционный для романтической поэзии конфликт творческой личности, авторского «я» – бунт, одиночество, желание дразнить, раздражать богатых и сытых, иными словами, эпатировать их. Важно понимать – для тогдашней поэзии направления, к которому принадлежал молодой автор, – футуризма – это было типично. Чуждая обывательская среда изображалась сатирически. Поэт рисует её как бездуховную, погруженную в мир низменных интересов, в мир вещей.

Уже в ранней сатирической поэзии В. Маяковский использует весь арсенал художественных средств. Так, он использует иронию в самих названиях целого ряда произведений, которые поэт обозначил как «гимны»: «Гимн судье», «Гимн ученому», «Гимн критику», «Гимн обеду». Как известно, гимн - это торжественная песнь. Гимны же Маяковского - это злая сатира. Его герои – это судьи, унылые люди, которые сами не умеют радоваться жизни и завещают это другим.

Своеобразным поворотным моментом в сатирическом творчестве В.Маяковского стала сочиненная им в октябре 1917 года частушка:

«Ешь ананасы, рябчиков жуй,

День твой последний приходит, буржуй».

Здесь еще и ранний романтический поэт, и В.Маяковский, поставивший свое творчество на службу новой власти. Эти отношения - поэт и новая власть – складывались далеко не просто, это отдельная тема, но одно несомненно – бунтарь и футурист В.Маяковский искренне поверил в революцию.

Сатирическая направленность поэзии В.Маяковского меняется. В первую очередь, её героями становятся враги революции. Эта тема на долгие годы стала важной для лирика, она дала обильную пищу его творчеству. Ко многим стихотворениям поэта прилагались рисунки, вернее, то и другое создавалось как единое целое. В «Окнах РОСТА» В. Маяковский использует такие сатирические приёмы, как гротеск, гипербола.

К новой жизни Маяковский предъявляет максималистские требования, поэтому многие его стихи сатирически показывают её пороки. Так, большую известность приобрели сатирические стихотворения В.Маяковского «О дряни», «Прозаседавшиеся». Последнее создает гротексную картину того, как новые чиновники бесконечно заседают, хотя на фоне того, что мы знаем о деятельности тогдашних властей в России, эта их слабость выглядит довольно безобидно. В «Прозаседавшихся» возникает гротескная картина. В том, что сидят «людей половины», не только реализация метафоры - люди разрываются пополам, чтобы все успеть, – но и сама цена таких заседаний. В стихотворении «О дряни» к В.Маяковскому словно бы возвращается прежний антиобывательский пафос. Достаточно безобидные детали быта вроде канарейки или самовара приобретают звучание зловещих символов нового мещанства. В финале стихотворения возникает гротескная картина – традиционный для литературы образ оживающеᴦᴏ портрета, на эᴛоᴛ раз портрета Маркса, который выступает с довольно странным призывом свернуть головы канарейкам. Понятен этот призыв только в контексте всего стихотворения, в котором канарейки приобрели столь обобщенное значение. Менее известны сатирические произведения В.Маяковского, в которых он выступает не с позиции воинствующей революционности, а с позиций здравого смысла. Одно из таких стихотворений – «Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе». Здесь революционное стремление к глобальной переделке мира приходит в прямое противоречие с обыденными интересами рядового человека. Бабе, которой «грязью обдало рыло» на непролазной Мясницкой улице, нет дела до глобальных всероссийских масштабов. В этом стихотворении можно видеть перекличку с полными здравого смысла речами профессора Преображенского из повести М.Булгакова «Собачье сердце». Таким же здравым смыслом пронизаны сатирические стихи В.Маяковского о страсти новых властей к тому, чтобы всем и всему давать имена героев - так, в стихотворении «Ужасающая фамильярность» появляются придуманные поэтом, но вполне досᴛᴏʙерные «Гребенки Мейерхольд» или «Собака имени Полкан»

Сатирические стихи В.Маяковского современно звучат и сегодня.


Наши рекомендации