М.А. Булгаков «Собачье сердце». Эксперимент профессора Преображенского.
Повесть «Собачье сердце» раскрывает перед читателем тайные струны, потаенные уголки существования москвичей в начале 20-х годов XX-го века. Булгаков доказывает, что преобразование общественно строя страны – это насилие над природой жизни и самой эволюцией. Для этого он приводит историю о том, как из собаки сделали человека. Такая метафора не могла не прочитаться и не стать осознанной как современниками, так и нами, потомками.
Доктор Борменталь называет профессора Преображенского, чей скальпель «вызвал к жизни новую человеческую единицу», творцом. Это слово имеет не только конкретно-бытовое, но и общекультурное значение.
Преображенский посягнул на роль создателя, Господа. Он пренебрег законами эволюции и «создал» человека, проведя чудовищный эксперимент. Все, что происходило в этот период в России, воспринималось Булгаковым именно как эксперимент, грандиозный по масштабам и более чем опасный. В повести автор выражает свое отношение к этой ситуации.
Профессор, безусловно, светило науки. Он на самом деле сделал уникальную операцию, пересадив псу человеческий гипофиз, тем самым «очеловечив» его. Сам Преображенский, оценивая плоды своего опыта, считает его неудачным. Но не с научной, а с общечеловеческой и нравственной точек зрения, так как были нарушены естественные законы жизни. Пес становится человеком, но его поступки определяют гены, полученные от пьяницы и хама Клима Чугункина. Шариков стал воплощением всех страшных черт русского «пролетариата».
Шариков стал опасностью, угрозой для культуры, неся то общественное явление, которое носит зловещее название «разруха». Но Преображенский понял это после того, когда уже стало слишком поздно…
Профессор признаёт свою ошибку и все «возвращает на места». Шарикова удалось вернуть в естественное, четвероногое, состояние.
То, что случилось с Шариком, было неожиданностью для всех и, в первую очередь, для профессора. Он не знал, как управлять новоявленным существом, как сделать его хотя бы безопасным для окружающих.
Аналогия Булгакова прозрачна. Дворяне и другие образованные люди хотели произвести революцию – эксперимент над пролетариатом. О его последствиях они не думали. Поэтому, когда получившийся монстр стал неуправляемым, в первую очередь от него пострадали его же создатели.
Лирика как род литературы.
Ли́рика – род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора. По словарю Ожегова, лиризм означает чувствительность в переживаниях, в настроениях, мягкость и тонкость эмоционального начала. В лирику входят: стихотворение, романс, послание, элегия. Истоки лирики лежат в умении певца передать настроение, эмоцию вокалом, интонацией, словом и рифмой.
Лирическое настроение вдохновляет русских поэтов начала XIX века – В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
Лиризм проникает во все роды поэзии, даже в повествовательные поэмы. «Песнь о Колоколе», «Цыганы«, «Кавказский пленник« носят лирический отпечаток. Форма лирики становится свободной и подчиняется только внутренним эстетическо-психологическим законам. Лирические пьесы романтического периода и современной лирики называются просто стихотворениями и чаще всего не подходят ни под одну из традиционных форм.
Специально разрабатывалась романтиками баллада, сюжеты которой берутся или из средневековья, или из современного народного быта.
Русская баллада началась с переводной, как, например, у Жуковского, но позднее приобрела национальный характер, например, у Пушкина, у Толстого. Таков единственный определённый вид романтической лирики; остальная лирика романтиков лучше всего может быть подразделена по внутреннему содержанию – на стихотворения, посвящённые изображению чувства, восприятия или идей. Первая группа включает в себя наиболее субъективные пьесы, например любовные.
К стихотворениям, отвечающим восприятию, принадлежат прежде всего описания природы. Стихотворения описательного характера часто совпадают с изображающими личное настроение поэта, но часто ограничиваются чисто описательными целями.
Последний отдел лирической поэзии, идейный, воспроизводит какую-либо философскую, политическую или социальную мысль. В романтический период европейская лирика достигла своего высшего совершенства; но скоро на смену романтизму пришло реалистическое направление, и с этого времени поэзия перестаёт быть по преимуществу лирической. На первый план выступают более объективные виды поэтического творчества: роман, повесть и пр.
БИЛЕТ №8