В.А. Жуковский. Поэма «Светлана»
1. Как называется творческий метод и литературное направление, которые нашли воплощение в балладе В.А. Жуковского «Светлана»? (романтизм)
2.Вольным переводом какого произведения являются баллады В.А. Жуковского «Людмила» и «Светлана»? («Ленора» Г.А. Бюргера)
3. К какому празднику приурочены события баллады В.А. Жуковского «Светлана»? (святки)
4. К какому виду гадания прибегает Светлана? (у зеркала)
5. Какие два цвета преобладают в балладе? (черный и белый)
А. С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»
1. Как называется творческий метод и литературное направление, которые нашли воплощение в поэме А.С. Пушкина «Медные всадник»? ( реализм)
2. Образ какого города рисует поэт во « Вступлении» поэмы «Медный всадник»? (Петербурга)
3. О чем мечтал герой поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» мелкий чиновник Евгений? (о семейном счастье)
3. Что случилось с Евгением после наводнения и гибели невесты? (сошел с ума)
4. Монументальную фигуру какого царя рисует А.С. Пушкин в поэме «Медный всадник»? (Петра 1)
5. Как в литературоведении называется средство художественной выразительности, являющееся образным определением предмета: «Невы державное теченье», «задумчивые ночи», «блеск безлунный», «пустынные улицы», «золотые небеса»? (эпитет)
М.Ю. Лермонтов. «Песня про купца Калашникова», поэма «Мцыри»
1.Кто ведет рассказ в написанной в фольклорной традиции поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова»? (гусляры)
2. Где происходят события поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»? (на Кавказе)
3. Каким природным явлением сопровождался побег Мцыри из монастыря? (грозой)
4. Кого из героев поэмы М.Ю. Лермонтова описывают приведенные строки?(Мцыри)
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов.
5. Как в литературоведении называется изобразительный прием, в котором одно явление или понятие проясняется путем сопоставления с другим явлением, например, сопоставление страсти с червем в исповеди Мцыри в одноименной поэме М.Ю. Лермонтова? (сравнение)
Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»
1.Как называется творческий метод и литературное направление, которые нашли воплощение в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»? (реализм)
2. Как сам Н.В. Гоголь определил жанр «Мертвых душ»? (поэма)
3. Как называется вставная новелла в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души, внешне слабо связанная с содержанием произведения, но являющаяся его неотъемлемой частью и имеющая большое значение для композиции и идейного звучания «Мертвых душ»? («Повесть о капитане Копейкине»)
4. Кого из помещиков, героев поэмы «Мертвые души», Н.В. Гоголь называет «прорехой на человечестве»? (Плюшкина)
5. Что олицетворяет собой «птица-тройка» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»? (Русь)
6. « В ворота гостиницы губернского города … и пошел своей дорогой»
-Определите место, которое занимает данный фрагмент в произведении. (Экспозиция)
- Определите главную тему данного фрагмента. ( Въезд в губернский город господина средней руки)
- Назовите черты внешности Чичикова, которые являются определяющими. (Ничем не выделяется)
- Укажите термин, которым в литературоведении называют скрытую насмешку («во фраке с покушеньями на моду») (ирония)
- Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности («В бричке сидел..»). (Портрет)
- Из фрагмента выпишите сочетание слов, которое характеризует принадлежность Чичикова к особому роду людей. (Господин средней руки)
- Во фрагменте найдите слово, которое объясняет, какое впечатление на жителей губернского города произвела бричка Чичикова. (Не произвел никакого шума)
А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»
1. Как в литературоведении называется художественный образ, раскрывающийся через сопоставление с другими понятиями и содержащий в себе множество смыслов ( например, ветер и вьюга в поэме «Двенадцать»)? (Символ)
2. Какой литературный прием использует А.А. Блок в начале и в конце поэмы «Двенадцать», противопоставляя образы? (Контраст)
3. К какому лирическому жанру относится приведенный фрагмент поэмы? (Песни)
Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить -
В красной гвардии служить -
Буйну голову сложить!
Образцы сочинений
В.А. ЖУКОВСКИЙ. БАЛЛАДА «СВЕТЛАНА» | 5.1 КАКУЮ ИНТЕРПРЕТАЦИЮ ПОЛУЧАЕТ ТРАДИЦИОННЫЙ БАЛЛАДНЫЙ МОТИВ СУДЬБЫ В «СВЕТЛАНЕ» ЖУКОВСКОГО ? |
Баллада «Светлана» (1808-1812), в отличие от «Людмилы», первой пробы пера В.А. Жуковского в этом жанре, исполнена «русского духа». Поэтическая сцена гадания «в крещенский вечерок», которая открывает балладное действие, переносит нас в таинственный мир народных преданий. Эпизод фантастического пророчества судьбы главной героини, увидевшей в зеркале своего суженого и совершившей характерное для баллады «путешествие на коне, получает трагедийную окраску. Избушка становится пространственным центром действия. Не божий храм – символ добра и счастья, а хижинка под снегом – предвестие недоброго – ждет юную деву. «Безответный житель» её, жених Светланы, оказывается мертвецом. Но втор сразу же разряжает драматическое напряжение, сообщая читателю, что это был лишь сон. Неожиданные события, участницей которых становится главная героиня, получают счастливую развязку. Страшное видение не сулит деве беды. Трагизм действия разрушается с приездом «милого друга» и здравицей в честь будущих супругов. В самом имени героини чувствуется предопределение счастливой судьбы. Роль фатума в жизни человека – едва ли не главная проблема баллады как жанра – обретает в произведении Жуковского своеобразное звучание. Случай перестает играть главную роль в развитии событий. Добродетель становится залогом обретения счастья. Потусторонние силы уже не властны над судьбой человека, он сам выбирает свой путь, получая заслуженную награду за свои добродетели или наказание за пороки. Важную роль в произведении играют молитвы, с которыми главная героиня обращается к Всевышнему. Творец внимает голосу чистой девы: Я молюсь и слезы лью! Утоли печаль мою, Ангел-утешитель. Светлое пожелание автора в эпилоге произведения звучит добрым напутствием главной героине | |
М.Ю. Лермонтов, «Песня ..про купца Калашникова» | С5.2 Купеческий сын в ситуации «бесчестья»: Степан Парамонович («Песня про купца…») и Тихон Иванович («Гроза» А.Н. Островского). |
Главный герой «Песни про царя Ивана Васильевича…» купец Калашников наделяется чертами былинного богатыря и вместе с тем романтического персонажа. Степан Парамонович одержим одной целью – стремлением отомстить опричнику, оскорбившему его жену. Калашникова не пугают ни смерть, ни царский гнев. Для него честь дороже всего. Степан Парамонович готов стоять до конца за «святую правду-матушку». Он не просто вступает в поединок с Кирибеевичем, но восстает против системы произвола и вседозволенности царской власти, ведь Иван Васильевич готов нарушить своё слово, первоначально обещав праведный бой. Герой А.Н. Островского Тихон Кабанов – человек другой эпохи. Он живет в доме, где сильны домостроевские законы. В силу своего характера он не может понять тоску жены по настоящей любви. Тихон уезжает в Москву насладиться свободой и не внемлет просьбам Катерины взять её с собой. Нарушив супружеский долг, героиня всенародно кается в грехе. Однако Тихон готов простить Катерину, потому что любит её. Только по настоянию матери он несколько раз побил жену согласно домостроевским обычаям. Но страдает от этого. После самоубийства Катерины именно Тихон бросает Кабанихе страшные обвинения: «Маменька, это Вы её погубили! Вы! Вы!» Он остается «жить на свете и мучиться». Его слабость является одной из причин трагедии, разыгравшейся в купеческом доме Кабановых. | |
М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» | С5.1 В чем смысл эпиграфа к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»? |
Эпиграф поэмы М.Ю. Лермонтова отсылает нас к библейскому сюжету. Во время одной из битв воины Саула почувствовали себя утомленными. Но царь сказал, что казнит всякого, кто отведает пищу, пока не отомстит врагам своим. И никто из народа не вкусил хлеба. Только сын Саула Ианофан, не знавший о заклятии отца, отведал немного мёда. Перед казнью он с горечью произнес: «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю». Эти слова отражают несправедливость судьбы не только сына Саула, но и лермонтовского героя, который жил настоящей жизнью лишь три дня и должен был умереть во цвете лет. Поэма М.Ю. Лермонтова начинается с рассказа о том, как после покорения Грузии Россией пленный ребенок находит приют «в стенах хранительных» монастыря. Воспитанный в семье горцев, он наследует «Могучий дух его отцов»: Он знаком пищу отвергал И тихо. Гордо умирал. Мцыри будет томиться «неясною тоской по стороне своей родной». Противоречие внешнего облика («и слаб, и гибок, как тростник») и внутренней силы героя составит основу романтического характера. Готовый принять монашеский обет, послушник неожиданно совершит побег. Среди лесов, на воле, Мцыри превратится героя народно -поэтического эпоса, вступив в схватку с барсом. После трехдневных скитаний он возвратится в монастырь, чтобы умереть. Его пламенный монолог-исповедь будет исполнен тоской по родине и свободе. Автор утверждает справедливость восстания Мцыри против рока, богоборческого бунта героя, что находит отражение в эпиграфе. | |
Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» | С5.1 Какой «горизонт ожиданий» несет в себе заглавие поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»? |
Титульный лист первого издания «Мертвых душ», оформленный самим автором , представлял весьма выразительную картину: множество черепов вокруг коляски Чичикова, символизирующей путь России. Тема жизни и смерти получила в творчестве Н.В. Гоголя широкое развитие. А в поэме «Мертвые души» стала основной. Называя человеческие пороки. Писатель мечтал исправить их. Его сатира превратилась в борьбу за « душу живую». Н.В. Гоголь поставил перед собой задачу (и вынес её в заглавие) – определить и показать читателю. Чьи же души на самом деле являются «мертвыми» - умерших крестьян или здравствующих помещиков и чиновников. Городские чиновники уклоняются от своих прямых обязанностей, губернатор занят тем,что вышивает по тюлю. Помещики также не исполняют своих прямых обязанностей. Они не отцы своим крестьянам, не настоящие хозяева. Важным фактом становится отсутствие церквей на дороге,по которой движется бричка Чичикова. Люди отказались от Бога, следовательно впали в соблазн и грех. Только в главе о Плюшкине появляются два храма – значит, есть надежда на спасение души этого человека. Павел Иванович, подобно апостолу, совершает настоящий крестовый поход с целью вывести тени покойников из ада, оживить их. Ушедшие из жизни крестьяне сохранили живую душу. Это Степан Пробка, каретник Михеев, Сапожник Максим Телятников. Одухотворенным образом становится и губернаторская дочка: сюжетный мотив, с ней связанный, содержит намек на чувство любви. В лирических отступлениях автор рассматривает возможные пути духовного воскресения России. Недаром, по замыслу Гоголя, произведение должно было состоять из трех частей, подобно «Божественной комедии» Данте. Из первой, «адовой», части предполагалось начать восхождение в рай. |
А.А. Блок. Поэма «Двенадцать» | С5.3 Какова роль числа «12» в символике поэмы А. Блока «Двенадцать»? |
Двенадцать является одним из священных чисел: оно связано прежде всего с идеей времени и круга – двенадцать месяцев. Двенадцать часов. Таково и количество поименованных персонажей в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад». В поэме А.А. Блока число двенадцать обретает особый смысл. Число красногвардейцев революционного патруля равно количеству апостолов Христа, образ которого появляется в финале произведения «в белом венчике из роз». М. Волошин высказывает оригинальную идею о том, что солдаты конвоируют Иисуса. Однако справедливее видеть в этом символе благословение революции. Христос стал вестником нового мира, построенного на основе равенства, братства, свободы, выразителем чистоты, святости и трагического страдания в будущем. Поэта не совсем устраивал этот «женственный признак», он даже хотел, чтобы во главе революционного отряда шел «другой». Но только в образе Христа блок сумел воплотить символ духовного перерождения мира и личности. Белый снег сопровождает двенадцать «апостолов» новой веры. При этом красногвардейцы соотносятся также с двенадцатью разбойниками, о чем автор напишет в своем черновике. Противоречивость их образов подчеркивается характеристикой: «На спину б надо бубновый туз». В двенадцати главках поэмы развивается любовная драма Петьки и совершается всемирная история. Двенадцать – роковое для старого мира число – скорее всего символизирует крушение эпохи христианства | |
В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах» | С5.3 Почему В.В. Маяковский считал свою поэму «Облако в штанах» «катехизисом современного искусства»? |
(Катехизис – краткое изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов). В своих рассуждениях подчеркните, что одна из четырех частей поэмы «Облако в штанах» представляет собой крик «Долой ваше искусство!». В ней поэт полемизирует с представителями идеологии «Искусства ради искусства», формируя концепцию творчества как оружия в борьбе за новую жизнь. Поэт провозглашает себя победителем в споре с представителями чистого искусства, которые «выпячивают, рифмами пиликая, из любви и соловьев какое-то варев» .Отрицатель, бунтарь, преодолевая личную трагедию, выходит на улицу и здесь обретает свое истинное предназначение: быть глашатаем «улицы безъязыкой», «сегодняшнего дня крикогубым Заратустрой». «Я» поэта, соединяясь с «уличными тыщами». Обретает силу и мощь в слове «мы». Настоящая, а не выдуманная Гёте жизнь становится музой поэта. | |
А.А. Ахматова. Поэма «Реквием» | С5.3 Что имел в виду Е. Эткин, утверждая, что поэма А.Ахматовой «Реквием» подчинена закону симметрии? |
Выделяют следующие виды композиции: вершинная («Цыганы» А.С. Пушкина), зеркальная или симметричная («Евгений Онегин» А.С. Пушкина), кольцевая («Тройка» Н.А. Некрасова), открытая («Дама с собачкой» А.П. Чехова), концентрическая («Отцы и дети» И.С. Тургенева). Симметричное построение имеют роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», поэма А.А. Блока «Двенадцать, А.Т. Твардовского «Василий Теркин». В «Реквиеме» А.А. Ахматовой композиционной осью и кульминацией сюжета является стихотворение «Распятие». Последовательно сужаясь от образов России и Ленинграда до образа страдающей женщины в жилище, её внутреннего мира, перспектива неожиданно расширяется в эпилоге до образов вечности и памяти. | |
А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» | С5.3 Каково назначение глав «От автора» в идейно-художественном содержании поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин»? |
Чтобы построить связное высказывание на литературную тему, сформулированную в виде проблемного вопроса, обратитесь к анализу образа автора в лиро-эпическом произведении. Сопоставьте поэму А.Т.Твардовского с пушкинской традицией: автор-персонаж романа в стихах, «приятель» Онегина, человек, близкий декабристскому движению, Пушкин как всезнающий автор «Евгения Онегина», владеющий тайнами героев, стоящий над ними. Подчеркните близость автора «Василия Теркина» сврему герою, его восхищение нравственной силой простого русского солдата, общность их судеб, чувство непоказного патриотизма..Отметьте лирические отступления, принадлежащие перу автора, который не только следует за своим героем сквозь всю войну, переживая поражения и победы, но и формирует эпическую картину исторических событий, включая в неё страну и мир. |
ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО
ПОЭМА
Произведение | Традиции | Новаторство |
А.С.Пушкин «Медный всадник» (Петербургская повесть) | ||
М.Ю.Лермонтов «Мцыри» | ||
М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | ||
Н.В.Гоголь «Мёртвые души» | ||
Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» | ||
А.А.Блок «Двенадцать» | ||
А.Т.Твардовский «Василий Тёркин» | ||
А.А.Ахматова «Реквием» | ||
В.В.Маяковский «Облако в штанах» |
Тест
А.С.Пушкин
«Медный всадник»
Кругом подножия кумира
Безумец бедный обошел
И взоры дикие навел
На лик державца полумира.
Стеснилась грудь его. Чело
К решетке хладной прилегло,
Глаза подернулись туманом,
По сердцу пламень пробежал,
Вскипела кровь. Он мрачен стал
Пред горделивым истуканом
И, зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой черной,
«Добро, строитель чудотворный! —
Шепнул он, злобно задрожав, —
Ужо тебе!..» И вдруг стремглав
Бежать пустился. Показалось
Ему, что грозного царя,
Мгновенно гневом возгоря,
Лицо тихонько обращалось...
И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой —
Как будто грома грохотанье —
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой.
И, озарен луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник Медный
На звонко-скачущем коне;
И во всю ночь безумец бедный,
Куда стопы ни обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжелым топотом скакал.
И с той поры, когда случалось
Идти той площадью ему,
В его лице изображалось
Смятенье. К сердцу своему
Он прижимал поспешно руку,
Как бы его смиряя муку,
Картуз изношенный сымал,
Смущенных глаз не подымал
И шел сторонкой.
(А.С.Пушкин «Медный всадник»)
В1.Какое жанровое определение дал своему произведению «Медный всадник» автор?
В2.Назовите имя персонажа – «безумца бедного», о котором идёт речь в отрывке.
В3.Памятником какому русскому царю является Медный всадник?
В5.Как называется стилистический приём, состоящий в нарушении привычного порядка слов, например постановке определяемого слова перед определением («безумец бедный», «Всадник Медный», «строитель чудотворный» и др.)?
В6.Как называется образная характеристика предмета или явления, основанная на использовании выразительных или эмоционального окрашенных определений («тяжёло-звонкое скаканье», «безумец бедный», «с тяжёлым топотом» и др.).
С1.Какие художественные приёмы, использованные А.С.Пушкиным, позволяют прочитывать фантастическое видение героя как «реальное» сюжетное событие?
С2.Назовите авторов и произведения русской классики, в которых находит отражение тема «бунта» маленького человека, и укажите, что сближает их с пушкинской трактовкой темы.
Примерные варианты ответов.
С1.Фантастическая картина, возникающая в сознании Евгения, приобретает реалистические черты благодаря подробно разработанному предметному фону. Автор воспроизводит эпизод погони как бы изнутри сознания Евгения и не разграничивает действительные ощущения героя (Евгений приникает лбом к прохладной решётке ограды) и галлюцинаторное видение (герой видит поворачивающееся к нему гневное лицо Медного всадника). Звуковое сопровождение также призвано поддержать эффект реальности: герой отчётливо слышит «тяжёло-звонкое скаканье» и даже словно бы собственными ногами ощущает, как трясётся под Медным всадником мостовая. Аллитерации («грома грохотанье», «тяжёлый топот») «материализуют» те звуки, которые слышны только Евгению, и делают их доступными и восприятию читателя. Таким образом обретает предметное выражение «виртуальная» картина бреда.
С2.Бунт «маленького человека» завершает повесть Н.В.Гоголя «Шинель». Несчастный Акакий Акакиевич, находясь при смерти, взывает к «значительному лицу» и несколько раз произносит следом за словами «ваше превосходительство» разборчиво нецензурные выражения, едва ли не впервые за всю свою ничтожную жизнь обретя способность говорить. Как и в «Медном всаднике», в «Шинели» бунт Акакия Акакиевича происходит на грани яви и галлюцинации и завершается гибелью «маленького человека». Противоположная – сатирическая – версия бунта «маленьких людей» даётся в «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина. На приказ градоначальника Бородавкина в обязательном порядке употреблять горчицу глуповцы ответили бунтом на коленях («…глуповцы стояли на коленях и ждали. Знали они, что бунтуют, но не стоять на коленях не могли»). Соединение покорности, самоуничижения и упрямства при ничтожности повода для политического протеста делает бунт на коленях острой сатирой и на власти предержащие, и на их подданных.
Тест
А.С.Пушкин
«Медный всадник»
Тогда, на площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный
Евгений. Он страшился, бедный,
Не за себя. Он не слыхал,
Как подымался жадный вал,
Ему подошвы подмывая,
Как дождь ему в лицо хлестал,
Как ветер, буйно завывая,
С него и шляпу вдруг сорвал.
Его отчаянные взоры
На край один наведены
Недвижно были. Словно горы,
Из возмущенной глубины
Вставали волны там и злились,
Там буря выла, там носились
Обломки... Боже, боже! там —
Увы! близехонько к волнам,
Почти у самого залива —
Забор некрашеный, да ива
И ветхий домик: там оне,
Вдова и дочь, его Параша,
Его мечта... Или во сне
Он это видит? иль вся наша
И жизнь ничто, как сон пустой,
Насмешка неба над землей?
И он, как будто околдован,
Как будто к мрамору прикован,
Сойти не может! Вкруг него
Вода и больше ничего!
И, обращен к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.
(А.С.Пушкин «Медный всадник»)
В1.Укажите жанр произведения.
В2.В каком городе происходят события, описанные в данном произведении?
В3.В «Медном всаднике» создал обобщённый художественный образ Евгения как «маленького человека». Каким термином принято называть подобные образы?
В4.В приведённом фрагменте А.С.Пушкин использует приём, основанный на повторении однородных согласных звуков. Назовите его.
…. Словно горы,
Из возмущенной глубины
Вставали волны там и злились,
Там буря выла, там носились
Обломки...
В5.А.С.Пушкин называет Петра I «кумиром на бронзовом коне».Укажите троп, представляющий собой замену имени собственного описательным оборотом.
В6.Назовите изобразительно-выразительное средство языка , основанное на сопоставлении предметов и явлений :
… иль вся наша
И жизнь ничто, как сон пустой,
Насмешка неба над землей?
В7.Поэт в «Медном всаднике» воспринимает наводнение не только как природное явлений, но и как аналог жизненных бурь и лишений. Как определяется такой знаковый образ, смысл которого выходит за пределы предметного значения?
С1.Как изменилась судьба и мировоззрение Евгения под влиянием разрушительного наводнения?
С2.В каких произведениях русской литературы XIX века природа оказывает существенное воздействие на жизнь героев и в чём проявляется это воздействие?
Тест
М.Ю.Лермонтов
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Вот молча оба расходятся,-
Богатырский бой начинается.
Размахнулся тогда Кирибеевич
И ударил в первОй купца Калашникова,
И ударил его посередь груди -
Затрещала грудь молодецкая,
Пошатнулся Степан Парамонович;
На груди его широкой висел медный крест
Со святыми мощами из Киева, -
И погнулся крест и вдавился в грудь;
Как роса из-под него кровь закапала;
И подумал Степан Парамонович:
"Чему быть суждено, то и сбудется;
Постою за правду до последнева!"
Изловчился он, изготовился,
Собрался со всею силою
И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча.
И опричник молодой застонал слегка,
Закачался, упал замертво;
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная,
И, увидев то, царь Иван Васильевич
Прогневался гневом, топнул о землю
И нахмурил брови чёрные;
Повелел он схватит удалова купца
И привесть его пред лицо своё.
Как возгОворил православный царь:
"Отвечай мне по правде, по совести,
Волной волей или нехотя
Ты убил мово верного слугу,
Мово лучшего бойца Кирибеевича?"
"Я скажу тебе, православный царь:
Я убил его вольною волей,
А за что, про что - не скажу тебе,
Скажу только богу единому.
Прикажи меня казнить - и на плаху несть
Мне головушку повинную;
Не оставь лишь малых детушек,
Не оставь молодую вдову
Да двух братьев моих своей милостью..."
(М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)
В1.Поединок Кирибеевича и Калашникова является решающим в сюжете поэмы. Каким термином обозначается момент наивысшего напряжения действия?
В2.С традициями какого фольклорного жанра связано изображение поединка как боя богатырей?
В3.Как называется форма общения между персонажами, основанная на обмене репликами и использованная М.Ю.Лермонтовым в данном фрагменте?
В4.Какое изобразительно-выразительное средство, представляющее собой уподобление одного явления другому (например, «как роса… кровь закапала», «повалился на холодный снег… будто сосенка») использовал автор?
В5.Как называется обоснованный выразительными целями повтор однокоренных слов в словосочетании или в одном и том же предложении (например, «прогневался гневом», «вольной волею»)?
В6.Как называется стилистический приём, состоящий в повторе начальных элементов смежных строк (например, «и ударил впервой купца Калашникова, / И ударил его посередь груди»)?
С1.Почему Калашников, признавая, что убийство Кирибеевича было совершенно им умышленно, отказывается царю его причину?
С2.В каких произведениях русской литературы XIX века тема защиты чести является одной из основных и в чём сходство и различие в её трактовке с поэмой М.Ю.Лермонтова?
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ С1.
А) Что послужило причиной поединка Кирибеевича и Калашникова?
Б) Почему гибель изначально виновного перед Калашниковым Кирибеевича описывается в поэме с сочувствием и даже жалость. К опричнику?
В) В чём нашла выражение царская «милость», о которой просил Ивана Васильевича Калашников?
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ С2.
А) В каких произведениях русской литературы авторы обращаются к фольклорным образам, мотивам, художественным приёмам и в чём сходство и различие в их использовании с М.Ю.Лермонтовым?
Б) В каких произведениях русской литературы в систему персонажей входят реальные исторические личности и в чём проявляется их участие в судьбе вымышленных героев произведения?
Тест
М.Ю.Лермонтов
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается;
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми,
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.
Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
На какой ты радости разыгралася?
Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой,
Разгуляться для праздника, потешиться.
И приехал царь со дружиною,
Со боярами и опричниками,
И велел растянуть цепь серебряную,
Чистым золотом в кольцах спаянную.
Оцепили место в двадцать пять сажень,
Для охотницкого бою, одиночного.
И велел тогда царь Иван Васильевич
Клич кликать звонким голосом:
"Ой, уж где вы, добрые молодцы?
Вы потешьте царя нашего батюшку!
Выходите-ка во широкий круг;
Кто побьет кого, того царь наградит;
А кто будет побит, тому бог простит!"
И выходит удалой Кирибеевич,
Царю в пояс молча кланяется,
Скидает с могучих плеч шубу бархатную,
Подпершися в бок рукою правою,
Поправляет другой шапку алую,
Ожидает он себе противника...
Трижды громкий клич прокликали -
Ни один боец и не тронулся,
Лишь стоят да друг друга поталкивают.
На просторе опричник похаживает,
Над плохими бойцами подсмеивает:
"Присмирели, небось, призадумались!
Так и быть, обещаюсь, для праздника,
Отпущу живого с покаянием,
Лишь потешу царя нашего батюшку".
Вдруг толпа раздалась в обе стороны -
И выходит Степан Парамонович,
Молодой купец, удалой боец,
По прозванию Калашников.
Поклонился прежде царю грозному,
После белому Кремлю да святым церквам,
А потом всему народу русскому,
Горят очи его соколиные,
На опричника смотрит пристально.
Супротив него он становится,
Боевые рукавицы натягивает,
Могучие плечи распрямливает
Да кудрявую голову поглаживает.
(М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)
В1.Какого русского царя, известного введением опричнины, изобразил поэт в «Песне про … купца Калашникова»?
В2.Определите жанр «Песни про … купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова?
В3.Какой художественный приём, основанный на очеловечивании явлений природы, использует автор при описании «зари алой»?
В4.Каким термином обозначают средство художественной выразительности, представляющее собой устойчивое образное определение, характерное для произведений устного народного творчества («кудри золотые», «небо чистое», «добрые молодцы», «могучие плечи», «удалой боец»)?
В5.Как называются слова, которые употребляют герои в своей речи: «выходи-ка», «небось», «обещаюсь» и т.д.?
В6.Какую синтаксическую фигуру языка использует М.Ю.Лермонтов в приведённых ниже строках?
Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
На какой ты радости разыгралася?
В7.Песня про … купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова написана безрифменным стихом. Как называется такой вид стиха?
С1.Согласны ли вы с мнением, что кулачный бой Кирибеевича и Калашникова является олицетворением борьбы между вседозволенности «государственного» закона и нравственного «частного» человека?
С2.В каких произведениях русских поэтов и писателей XIX в. герои разрешают конфликтную ситуацию дуэлью?
Николай Васильевич Гоголь
Поэма «Мёртвые души»
1. Сюжет и композиция
• В основу сюжета Гоголь положил рассказ о похождениях Чичикова, который приезжает в губернский город с целью приобретения весьма странного товара - «мертвых душ». • Композицию поэмы определяет замысел автора «изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров» вслед за Чичиковым, покупающим мертвые фактически, но живые по бумагам души. |
2.Герои поэмы
Образы помещиков
Пять глав (2-6) - пять портретных характеристик, построенных по одинаковому плану: ♦ Краткая характеристика помещика (описание внешности). ♦ Описание усадьбы помещика. ♦ Описание совместной трапезы (застолья) - чем и как угощают помещики Чичикова. ♦ Как помещики реагируют на предложение Чичикова о продаже мертвых душ. ♦ Дальнейшие действия помещиков. Порядок следования помещиков неслучаен, автор выводит некую закономерность, которая приводит к экономическому и моральному упадку помещичий класс. |
Помещик | Экономический упадок | Моральное разложение |
Манилов (2 глава) | бесхозяйственный помещик | праздный мечтатель, живущий в мире своих грез - «рыцарь пустоты» |
Коробочка (3 глава) | мелочная скопидомка | «дубиноголовая» |
Ноздрев (4 глава) | безалаберный прожигатель жизни | бесшабашный враль, мот и шулер |
Собакевич (5 глава) | прижимистый и упрямый хозяин | оскотинившийся кулак. |
Плюшкин (6 глава) | скряга, доведший свое имение и крестьян до полного разорения | «прореха на человечестве» |
Общие черты всех помещиков | низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными крестьянами, нравственная нечистоплотность, и, наконец, отсутствие элементарного понятия о патриотизме |
♦ Для создания образов помещиков Гоголь использует сатирические приемы, в том числе гиперболизацию. ♦ Интересно сопоставить образы помещиков в следующем сочетании: Манилов - Коробочка Ноздрев - Собакевич |
Манилов | Коробочка |
небрежность | аккуратность |
восторженная наивность | упрямая подозрительность |
беспечность | мелочность, скопидомство |
Глупость, несамостоятельность, которые приводят к страху законности предлагаемой сделки, с одной стороны, боязни продешевить - с другой стороны. | |
Ноздрев | Собакевич |
неугомонность | прочная сила |
шулерство | степенность, обстоятельность |
фамильярность в общении | церемонность |
болтлив и горяч | мрачное немногословие |
почти разоренное поместье | изобилие и основательность хозяйства |
разоритель | накопитель |
Бойкость, воинственность по отношению ко всем, кто кажется им врагами, неотступность в осуществлении желаний, «волчий» аппетит. Все усилия, которые прилагают герои для достижения своих целей, приводят к какой-то неподвижности, неуклюжести. |
Манилов
Портрет | «Был человек видный: черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами». |
Характеристика | Восторженная наивность и мечтательность, беспечность «бескорыстного философа», изысканность, глупость, несамостоятельность и боязливость. Фамилию своему герою Гоголь дает «говорящую» - от слов «манить, заманивать, обманывать». Две черты в характере Манилова особенно выделяет автор - это никчемность и слащавую, бессмысленную мечтательность. У Манилова нет никаких живых интересов. Хозяйство |