Образ Дона в романе, его символическое значение

Способ изображения времени и места действия. «За день на левую сторону Дона были переброшены все повстанческие части и беженцы»
Способ передать всю широту, красоту донской земли. Автор не просто передает красоту природы, он показывает её глазами героев. И мы можем сделать вывод — казаки любят свою землю и будут её защищать. «Позади, за Доном, на розовом костре зари величаво и безмолвно сгорали леса, луговины, озера, плешины полян. Краюхой желтого сотового меда лежало песчаное взгорье, верблюжьи горбы бурунов скупо отсвечивали бронзой» [8, с. 5], «Небо, горизонты, день, тонкоструйное марево — всё синее. Дон — и тот отливает не присущей ему голубизной, как вогнутое зеркало, отражая снежные вершины туч»
Полная гармония героев с окружающей богатой природой Дона рождают мысли о вечности, устойчивости этого мира; мир крестьянской жизни вписан автором в живой поток бытия природы «На яме, против Черного яра, в дрямах, на одиннадцатисаженной глубине давно уже стали на зимовку сомы, одна бель моталась по Дону да на перемыках шарахался судак, гоняясь за калинкой. На хрящу легла стерлядь. Ждали рыбаки морозов поядреней, покрепче, — чтобы по первому льду пошарить цапками, полапать красную рыбу»
Описание Дона связано с историческими событиями. «Лед разом взломало на протяжении четырех верст, до первого от хутора колена.<···>на Дону, сотрясая берега, крушились, сталкиваясь, ледяные поля»
Описание психологического состояния главных героев: Григория, Аксиньи, Натальи, Степана, сопоставить их с состоянием в природе. «Ветер нес мельчайшую водяную пыль, пресный запах с Дона, могущественным потоком устремлявшегося в низовья. Григорий перевел взгляд с лица Аксиньи на Дон. Затопленные водой бледноствольные тополя качали нагими ветвями, а вербы, опущенные цветом — девичьими сережками, пышно вздымались над водой, как легчайшие диковинные зеленые облака
В описаниях природы отражены характер и настроение действующих лиц, а не изображение лика природы, поэтому именно этот пейзаж является основным среди природоописаний, так как главный объект любого произведения — человек. «…до самого Дона перекинулась горбатая яркая радуга», но вдали «поднимался лиловый столб дыма, почти касаясь верхушкой распростертой по небу радуги»
Дон — символ истории России, символ казачества, народа и выражение идеи текучести времени «Неужели вы думаете, Подтелков, что за вами, за недоучкой и безграмотным казаком, пойдёт Дон? Если пойдут, так кучка оголтелых казаков, какие от дома отбились!»
Дон – многогранный символ И детали Дона имеют символическое значение: · хрупкий лед на Дону — символ неустойчивости, ненадежности, · крутой спуск к Дону — символ переломных событий в истории народа, · россыпь ракушек символизирует народ, · намелованные волнами гальки обозначают тяжёлые испытания, · вороненые ряби стремени Дона являются символом тех событий, которые произойдут в жизни казачества.

Смысл названия романа



"Ой ты, нала батюшка, тихий Дон! " - так в своих песнях обращаются к великой реке донские казаки. Хотя от Днепра и Терека до Яика и Амура раскидало казачество хутора за свою многовековую историю (с 1549 г. упоминаются в летописи "казаки") , для всякого русского человека с судьбой и укладом казаков неразделимо связана именно эта река. Удивительно ли, что, взявшись за роман о донском казачестве, М. Шолохов первоначально дал ему имя "Донщина", однако с расширением замысла изменил и название своей главной книги: "Тихий Дон". На первый взгляд простое, это название вобрало в себя все смысловое богатство грандиозного романа-эпопеи, стало поистине символом судьбы лихих донцев.

Тест

М.А.Шолохов «Тихий Дон»

...Аксинья, как только пришла домой, опорожнила ведра, подошла к зеркальцу, вмазанному в камень печи, и долго взволнованно рассматривала свое постаревшее, но все еще прекрасное лицо. В нем была все та же порочная и манящая красота, но осень жизни уже кинула блеклые краски на щеки, пожелтила веки, впряла в черные волосы редкие паутинки седины, притушила глаза. Из них уже глядела скорбная усталость.

Постояла Аксинья, а потом подошла к кровати, упала ничком и заплакала такими обильными, облегчающими слезами, какими не плакала давным-давно.

Зимою над крутобережным скатом Обдонской горы, где-нибудь над выпуклой хребтиной спуска, именуемого в просторечии «тиберем», кружат, воют знобкие зимние ветры. Они несут с покрытого голызинами бугра белое крошево снега, сметают его в сугроб, громоздят в пласты. Сахарно искрящаяся на солнце, голубая в сумерки, бледно-сиреневая по утрам и розовая на восходе солнца повиснет над обрывом снежная громадина. Будет она, грозная безмолвием, висеть до поры, пока не подточит ее из-под исподу оттепель или, обремененную собственной тяжестью, не толкнет порыв бокового ветра. И тогда, влекомая вниз, с глухим и мягким гулом низринется она, сокрушая на своем пути мелкорослые кусты терновника, ломая застенчиво жмущиеся по склону деревца боярышника, стремительно влача за собой кипящий, вздымающийся к небу серебряный подол снежной пыли...

Многолетнему чувству Аксиньи, копившемуся подобно снежному наносу, нужен был самый малый толчок. И толчком послужила встреча с Григорием, его ласковое: «Здравствуй, Аксинья дорогая!» А он? Он не был ли ей дорог? Не о нем ли все эти годы вспоминала она ежедневно, ежечасно, в навязчивых мыслях возвращаясь все к нему же? И о чем бы ни думала, что бы ни делала, всегда неизменно, неотрывно в думках своих была около Григория. Так ходит по кругу в чигире слепая лошадь, вращая вокруг оси поливальное колесо...

Аксинья до вечера пролежала на кровати, потом встала, опухшая от слез, умылась, причесалась и с лихорадочной быстротой, как девка перед смотринами, начала одеваться. Надела чистую рубаху, шерстяную бордовую юбку, покрылась, мельком взглянула на себя в зеркальце, вышла.

Над Татарским сизые стояли сумерки. Где-то на разливе полой воды тревожно гагакали казарки. Немощно бледный месяц вставал из-под обдонских тополей. На воде лежала волнующаяся рябью зеленоватая стежка лунного света. Со степи еще засветло вернулся табун. По базам мычали еще не наевшиеся молодой зеленки коровы.

В1. К какому жанру относится «Тихий Дон»?

В2.Назовите имя жены Григория, которая была одновременно помехой и жертвой его отношений с Аксиньей.

В3. Внутреннее состояние героини передается через изображение снежной громады. Как называется описание природы в художественном произведении?

В4. Характеризуя Аксинью, автор использует образные определения («порочная, манящая красота»). Назовите термин, которым обозначается этот троп.

В5. В первом абзаце фрагмента автор описывает внешность героини. Как называется данное средство характеристики персонажа?

В6. Национальный колорит повествования в этом произведении создается с помощью использования слов и выражений, присущих народной речи, местному говору. Выпишите два примера диалектизмов из последнего предложения фрагмента.

В7. Какой художественный прием, представляющий собой сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого, использует автор, образно подчеркивая душевную привязанность Аксиньи к Григорию: « И о чем бы ни думала, что бы ни делача, всегда неизменно, неотрывно в думках своих была около Григория. Так ходит по кругу в чигире слепая лошадь, вращая вокруг оси поливальное колесо...»?

В8.

Задание на соответствие:

1.

А) Мишка Кошевой   1) Донской казак, житель станицы Татарская. Во время гражданской войны воюет на стороне то «белых», то «красных». Это трагический герой, который чувствует себя участником братоубийственной войны.
Б) Листницкий   2) Казак станицы Татарской, перешедший на сторону большевиков. Его характер отличается порывистостью, большой эмоциональностью, максимализмом. Приняв позицию «красных», герой полностью посвящает свою жизнь борьбе с белыми, врагами народа. Он делит людей на «своих» и «врагов». Он безжалостно убивает людей, заглушая муки совести фразой «Все мы душегубы».
В)Григорий Мелехов 3) Дворянин, имеющий поместье недалеко от станицы Татарской. Он прошел всю первую мировую войну, во время революции встал на сторону белых. Он благородный человек, полностью сохраняющий преданность императору и царской России, борющийся за нее.
  4) Коренной казак, он не мыслит своей жизни вдали от крестьянского труда, родной Донщины. Преданно любит свою семью, детей, по-крестьянски борется за сохранность своего дома, привычной трудовой жизни, своей семьи.
2.
А)Наталья 1) Воплощение порыва, страсти, инстинктов. Ее любовь из эгоистичной превращается в жертвенную.
Б)Ильинична 2) Ленивая и циничная женщина, она, в то же время, очень обаятельная. Гражданская война повлияла на судьбу и этой женщины. Она потеряла мужа, да и самой пришлось стать убийцей.
В)Аксинья 3) Трудолюбива: у нее «большие, раздавленные работой» руки. Её отличают стеснительность и целомудрие, верность и преданность.
  4) Донская казачка. Воплощает национальный образ русской женщины. Хранительница очага, продолжательница казачьего рода, «мудрая и мужественная».

C1. В чем трагизм любви Аксиньи к Григорию?

C2.В каких произведениях русских прозаиков изображены драматичные отношения любящих и чем они близки истории героев «Тихого Дона»?

Тест 2

Прочитайте при­ве­ден­ный ниже фраг­мент текста и вы­пол­ни­те задания В1—В7; С1—С2.

Леса, прон­зи­тель­но брунжа, за­чер­ти­ла воду, за ней косым зе­ле­но­ва­тым полотном вста­ва­ла вода. Пан­те­лей Прокофьевич пе­ре­би­рал обрубковатыми паль­ца­ми держак черпала.
— Заверни его на воду! Держи, а то пилой рубанёт!
— Небось!
Большой изжелта-красный сазан под­нял­ся на поверхность, вспе­нил воду и, угнув тупую ло­ба­стую голову, опять ша­рах­нул­ся вглубь.
— Давит, аж рука занемела... Нет, погоди!
— Держи, Гришка!
— Держу-у-у!
— Гляди под бар­кас не пущай!.. Гляди!
Переводя дух, подвёл Гри­го­рий к бар­ка­су лежавшего на боку сазана. Ста­рик сунулся было с черпалом, но сазан, на­пря­гая последние силы, вновь ушёл в глубину.
— Голову его подымай! Нехай глот­нет ветру, он посмирнеет.
Выводив, Гри­го­рий снова под­тя­нул к бар­ка­су измученного сазана. Зевая ши­ро­ко раскрытым ртом, тот ткнул­ся носом в шер­ша­вый борт и стал, пе­ре­ли­вая шевелящееся оран­же­вое золото плавников.
— Отвоевался! — кряк­нул Пантелей Прокофьевич, под­де­вая его черпаком.
Посидели ещё с полчаса. Сти­хал сазаний бой.
-Сматывай, Гришка. Должно, по­след­не­го запрягли, ишо не дождёмся.
Собрались. Гри­го­рий оттолкнулся от берега. Про­еха­ли половину пути. По лицу отца Гри­го­рий видел, что хочет тот что-то сказать, но ста­рик молча по­гля­ды­вал на размётанные под горой дворы хутора.
— Ты, Григорий, вот что... — не­ре­ши­тель­но начал он, те­ре­бя завязки ле­жав­ше­го под но­га­ми мешка, — примечаю, ты, никак, с Ак­си­ньей Астаховой...
Григорий густо покраснел, отвернулся. Во­рот­ник рубахи, вре­за­ясь в му­ску­ли­стую прижжённую солнце- гре­вом шею, вы­да­вил белую полоску.
— Ты гляди, парень, — уже жёстко и зло про­дол­жал старик, — я с тобой не так загутарю. Сте­пан нам сосед, и с его бабой не доз­во­лю баловать. Тут дело могет до греха взыграть, а я наперёд упреждаю: при­ме­чу — запорю!
Пантелей Про­ко­фье­вич ссучил паль­цы в уз­ло­ва­тый кулак, — жмуря вы­пук­лые глаза, глядел, как с лица сына сли­ва­ла кровь.
— Наговоры, — глухо, как из воды, бурк­нул Григорий и прямо в си­не­ва­тую переносицу по­гля­дел отцу.
— Ты помалкивай.
— Мало что люди гутарют...
— Цыц, сукин сын!
Григорий слёг над веслом. Бар­кас заходил скачками. За­ви­туш­ка­ми заплясала лю­лю­ка­ю­щая за кор­мой вода.
До при­ста­ни молчали оба. Уже подъ­ез­жая к берегу, отец напомнил:
— Гляди не забудь, а нет — с но­неш­не­го дня при­крыть все игрища. Чтоб с базу ни шагу. Так-то!
Промолчал Григорий. При­мы­кая баркас, спросил:
— Рыбу бабам отдать?
— Понеси куп­цам продай, — по­мяг­чел старик, — на табак разживёшься.
Покусывая губы, шёл Гри­го­рий позади отца. «Выкуси, батя, хоть стреноженный, уйду ноне на игрище», — думал, злоб­но обгрызая гла­за­ми крутой от­цов­ский затылок.

М. А. Шо­ло­хов «Тихий Дон»

B 1.Ука­жи­те ли­те­ра­тур­ное на­прав­ле­ние, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­но объ­ек­тив­ное изоб­ра­же­ние дей­стви­тель­но­сти и в русле ко­то­ро­го раз­ви­ва­лось твор­че­ство М. А. Шо­ло­хо­ва.

B 2.Какое слово до­бав­ля­ют к слову «роман», ха­рак­те­ри­зуя жанр шо­ло­хов­ско­го «Ти­хо­го Дона»?

B 3.Текст фраг­мен­та пред­став­ля­ет собой по пре­иму­ще­ству раз­го­вор отца и сына Ме­ле­хо­вых. Как на­зы­ва­ет­ся такая форма об­ще­ния между пер­со­на­жа­ми?

B 4.Со­зда­вая образ Пан­те­лея Про­ко­фье­ви­ча, автор при­бе­га­ет к эле­мен­там опи­са­ния внеш­но­сти героя («жмуря вы­пук­лые глаза», «в си­не­ва­тую пе­ре­но­си­цу», «кру­той от­цов­ский за­ты­лок»). Как на­зы­ва­ет­ся такое сред­ство ха­рак­те­ри­сти­ки пер­со­на­жа?

B 5.Ука­жи­те тер­мин, ко­то­рым обо­зна­ча­ет­ся вы­ра­зи­тель­ная по­дроб­ность, не­су­щая в тек­сте опре­делённую смыс­ло­вую на­груз­ку (на­при­мер, «об­руб­ко­ва­тые» паль­цы ста­ри­ка Ме­ле­хо­ва).

B 6.За внеш­ни­ми опи­са­ни­я­ми ге­ро­ев про­гля­ды­ва­ет их внут­рен­нее со­сто­я­ние («Гри­го­рий густо по­крас­нел, от­вер­нул­ся...»). Как на­зы­ва­ет­ся спо­соб отоб­ра­же­ния внут­рен­ней жизни пер­со­на­жей, их пе­ре­жи­ва­ний, со­мне­ний и т.п. в ху­до­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии?

B 7.По­лю­бив за­муж­нюю Ак­си­нью, Гри­го­рий бро­са­ет вызов окру­жа­ю­щим. Как на­зы­ва­ет­ся острое столк­но­ве­ние, не­при­ми­ри­мое про­ти­во­ре­чие, сти­му­ли­ру­ю­щее раз­ви­тие сю­же­та?

Наши рекомендации