Образ Дона в романе, его символическое значение
Способ изображения времени и места действия. | «За день на левую сторону Дона были переброшены все повстанческие части и беженцы» |
Способ передать всю широту, красоту донской земли. Автор не просто передает красоту природы, он показывает её глазами героев. И мы можем сделать вывод — казаки любят свою землю и будут её защищать. | «Позади, за Доном, на розовом костре зари величаво и безмолвно сгорали леса, луговины, озера, плешины полян. Краюхой желтого сотового меда лежало песчаное взгорье, верблюжьи горбы бурунов скупо отсвечивали бронзой» [8, с. 5], «Небо, горизонты, день, тонкоструйное марево — всё синее. Дон — и тот отливает не присущей ему голубизной, как вогнутое зеркало, отражая снежные вершины туч» |
Полная гармония героев с окружающей богатой природой Дона рождают мысли о вечности, устойчивости этого мира; мир крестьянской жизни вписан автором в живой поток бытия природы | «На яме, против Черного яра, в дрямах, на одиннадцатисаженной глубине давно уже стали на зимовку сомы, одна бель моталась по Дону да на перемыках шарахался судак, гоняясь за калинкой. На хрящу легла стерлядь. Ждали рыбаки морозов поядреней, покрепче, — чтобы по первому льду пошарить цапками, полапать красную рыбу» |
Описание Дона связано с историческими событиями. | «Лед разом взломало на протяжении четырех верст, до первого от хутора колена.<···>на Дону, сотрясая берега, крушились, сталкиваясь, ледяные поля» |
Описание психологического состояния главных героев: Григория, Аксиньи, Натальи, Степана, сопоставить их с состоянием в природе. | «Ветер нес мельчайшую водяную пыль, пресный запах с Дона, могущественным потоком устремлявшегося в низовья. Григорий перевел взгляд с лица Аксиньи на Дон. Затопленные водой бледноствольные тополя качали нагими ветвями, а вербы, опущенные цветом — девичьими сережками, пышно вздымались над водой, как легчайшие диковинные зеленые облака |
В описаниях природы отражены характер и настроение действующих лиц, а не изображение лика природы, поэтому именно этот пейзаж является основным среди природоописаний, так как главный объект любого произведения — человек. | «…до самого Дона перекинулась горбатая яркая радуга», но вдали «поднимался лиловый столб дыма, почти касаясь верхушкой распростертой по небу радуги» |
Дон — символ истории России, символ казачества, народа и выражение идеи текучести времени | «Неужели вы думаете, Подтелков, что за вами, за недоучкой и безграмотным казаком, пойдёт Дон? Если пойдут, так кучка оголтелых казаков, какие от дома отбились!» |
Дон – многогранный символ | И детали Дона имеют символическое значение: · хрупкий лед на Дону — символ неустойчивости, ненадежности, · крутой спуск к Дону — символ переломных событий в истории народа, · россыпь ракушек символизирует народ, · намелованные волнами гальки обозначают тяжёлые испытания, · вороненые ряби стремени Дона являются символом тех событий, которые произойдут в жизни казачества. |
Смысл названия романа
"Ой ты, нала батюшка, тихий Дон! " - так в своих песнях обращаются к великой реке донские казаки. Хотя от Днепра и Терека до Яика и Амура раскидало казачество хутора за свою многовековую историю (с 1549 г. упоминаются в летописи "казаки") , для всякого русского человека с судьбой и укладом казаков неразделимо связана именно эта река. Удивительно ли, что, взявшись за роман о донском казачестве, М. Шолохов первоначально дал ему имя "Донщина", однако с расширением замысла изменил и название своей главной книги: "Тихий Дон". На первый взгляд простое, это название вобрало в себя все смысловое богатство грандиозного романа-эпопеи, стало поистине символом судьбы лихих донцев. |
Тест
М.А.Шолохов «Тихий Дон»
...Аксинья, как только пришла домой, опорожнила ведра, подошла к зеркальцу, вмазанному в камень печи, и долго взволнованно рассматривала свое постаревшее, но все еще прекрасное лицо. В нем была все та же порочная и манящая красота, но осень жизни уже кинула блеклые краски на щеки, пожелтила веки, впряла в черные волосы редкие паутинки седины, притушила глаза. Из них уже глядела скорбная усталость.
Постояла Аксинья, а потом подошла к кровати, упала ничком и заплакала такими обильными, облегчающими слезами, какими не плакала давным-давно.
Зимою над крутобережным скатом Обдонской горы, где-нибудь над выпуклой хребтиной спуска, именуемого в просторечии «тиберем», кружат, воют знобкие зимние ветры. Они несут с покрытого голызинами бугра белое крошево снега, сметают его в сугроб, громоздят в пласты. Сахарно искрящаяся на солнце, голубая в сумерки, бледно-сиреневая по утрам и розовая на восходе солнца повиснет над обрывом снежная громадина. Будет она, грозная безмолвием, висеть до поры, пока не подточит ее из-под исподу оттепель или, обремененную собственной тяжестью, не толкнет порыв бокового ветра. И тогда, влекомая вниз, с глухим и мягким гулом низринется она, сокрушая на своем пути мелкорослые кусты терновника, ломая застенчиво жмущиеся по склону деревца боярышника, стремительно влача за собой кипящий, вздымающийся к небу серебряный подол снежной пыли...
Многолетнему чувству Аксиньи, копившемуся подобно снежному наносу, нужен был самый малый толчок. И толчком послужила встреча с Григорием, его ласковое: «Здравствуй, Аксинья дорогая!» А он? Он не был ли ей дорог? Не о нем ли все эти годы вспоминала она ежедневно, ежечасно, в навязчивых мыслях возвращаясь все к нему же? И о чем бы ни думала, что бы ни делала, всегда неизменно, неотрывно в думках своих была около Григория. Так ходит по кругу в чигире слепая лошадь, вращая вокруг оси поливальное колесо...
Аксинья до вечера пролежала на кровати, потом встала, опухшая от слез, умылась, причесалась и с лихорадочной быстротой, как девка перед смотринами, начала одеваться. Надела чистую рубаху, шерстяную бордовую юбку, покрылась, мельком взглянула на себя в зеркальце, вышла.
Над Татарским сизые стояли сумерки. Где-то на разливе полой воды тревожно гагакали казарки. Немощно бледный месяц вставал из-под обдонских тополей. На воде лежала волнующаяся рябью зеленоватая стежка лунного света. Со степи еще засветло вернулся табун. По базам мычали еще не наевшиеся молодой зеленки коровы.
В1. К какому жанру относится «Тихий Дон»?
В2.Назовите имя жены Григория, которая была одновременно помехой и жертвой его отношений с Аксиньей.
В3. Внутреннее состояние героини передается через изображение снежной громады. Как называется описание природы в художественном произведении?
В4. Характеризуя Аксинью, автор использует образные определения («порочная, манящая красота»). Назовите термин, которым обозначается этот троп.
В5. В первом абзаце фрагмента автор описывает внешность героини. Как называется данное средство характеристики персонажа?
В6. Национальный колорит повествования в этом произведении создается с помощью использования слов и выражений, присущих народной речи, местному говору. Выпишите два примера диалектизмов из последнего предложения фрагмента.
В7. Какой художественный прием, представляющий собой сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого, использует автор, образно подчеркивая душевную привязанность Аксиньи к Григорию: « И о чем бы ни думала, что бы ни делача, всегда неизменно, неотрывно в думках своих была около Григория. Так ходит по кругу в чигире слепая лошадь, вращая вокруг оси поливальное колесо...»?
В8.
Задание на соответствие:
1.
А) Мишка Кошевой | 1) Донской казак, житель станицы Татарская. Во время гражданской войны воюет на стороне то «белых», то «красных». Это трагический герой, который чувствует себя участником братоубийственной войны. |
Б) Листницкий | 2) Казак станицы Татарской, перешедший на сторону большевиков. Его характер отличается порывистостью, большой эмоциональностью, максимализмом. Приняв позицию «красных», герой полностью посвящает свою жизнь борьбе с белыми, врагами народа. Он делит людей на «своих» и «врагов». Он безжалостно убивает людей, заглушая муки совести фразой «Все мы душегубы». |
В)Григорий Мелехов | 3) Дворянин, имеющий поместье недалеко от станицы Татарской. Он прошел всю первую мировую войну, во время революции встал на сторону белых. Он благородный человек, полностью сохраняющий преданность императору и царской России, борющийся за нее. |
4) Коренной казак, он не мыслит своей жизни вдали от крестьянского труда, родной Донщины. Преданно любит свою семью, детей, по-крестьянски борется за сохранность своего дома, привычной трудовой жизни, своей семьи. | |
2. | |
А)Наталья | 1) Воплощение порыва, страсти, инстинктов. Ее любовь из эгоистичной превращается в жертвенную. |
Б)Ильинична | 2) Ленивая и циничная женщина, она, в то же время, очень обаятельная. Гражданская война повлияла на судьбу и этой женщины. Она потеряла мужа, да и самой пришлось стать убийцей. |
В)Аксинья | 3) Трудолюбива: у нее «большие, раздавленные работой» руки. Её отличают стеснительность и целомудрие, верность и преданность. |
4) Донская казачка. Воплощает национальный образ русской женщины. Хранительница очага, продолжательница казачьего рода, «мудрая и мужественная». |
C1. В чем трагизм любви Аксиньи к Григорию?
C2.В каких произведениях русских прозаиков изображены драматичные отношения любящих и чем они близки истории героев «Тихого Дона»?
Тест 2
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
Леса, пронзительно брунжа, зачертила воду, за ней косым зеленоватым полотном вставала вода. Пантелей Прокофьевич перебирал обрубковатыми пальцами держак черпала.
— Заверни его на воду! Держи, а то пилой рубанёт!
— Небось!
Большой изжелта-красный сазан поднялся на поверхность, вспенил воду и, угнув тупую лобастую голову, опять шарахнулся вглубь.
— Давит, аж рука занемела... Нет, погоди!
— Держи, Гришка!
— Держу-у-у!
— Гляди под баркас не пущай!.. Гляди!
Переводя дух, подвёл Григорий к баркасу лежавшего на боку сазана. Старик сунулся было с черпалом, но сазан, напрягая последние силы, вновь ушёл в глубину.
— Голову его подымай! Нехай глотнет ветру, он посмирнеет.
Выводив, Григорий снова подтянул к баркасу измученного сазана. Зевая широко раскрытым ртом, тот ткнулся носом в шершавый борт и стал, переливая шевелящееся оранжевое золото плавников.
— Отвоевался! — крякнул Пантелей Прокофьевич, поддевая его черпаком.
Посидели ещё с полчаса. Стихал сазаний бой.
-Сматывай, Гришка. Должно, последнего запрягли, ишо не дождёмся.
Собрались. Григорий оттолкнулся от берега. Проехали половину пути. По лицу отца Григорий видел, что хочет тот что-то сказать, но старик молча поглядывал на размётанные под горой дворы хутора.
— Ты, Григорий, вот что... — нерешительно начал он, теребя завязки лежавшего под ногами мешка, — примечаю, ты, никак, с Аксиньей Астаховой...
Григорий густо покраснел, отвернулся. Воротник рубахи, врезаясь в мускулистую прижжённую солнце- гревом шею, выдавил белую полоску.
— Ты гляди, парень, — уже жёстко и зло продолжал старик, — я с тобой не так загутарю. Степан нам сосед, и с его бабой не дозволю баловать. Тут дело могет до греха взыграть, а я наперёд упреждаю: примечу — запорю!
Пантелей Прокофьевич ссучил пальцы в узловатый кулак, — жмуря выпуклые глаза, глядел, как с лица сына сливала кровь.
— Наговоры, — глухо, как из воды, буркнул Григорий и прямо в синеватую переносицу поглядел отцу.
— Ты помалкивай.
— Мало что люди гутарют...
— Цыц, сукин сын!
Григорий слёг над веслом. Баркас заходил скачками. Завитушками заплясала люлюкающая за кормой вода.
До пристани молчали оба. Уже подъезжая к берегу, отец напомнил:
— Гляди не забудь, а нет — с нонешнего дня прикрыть все игрища. Чтоб с базу ни шагу. Так-то!
Промолчал Григорий. Примыкая баркас, спросил:
— Рыбу бабам отдать?
— Понеси купцам продай, — помягчел старик, — на табак разживёшься.
Покусывая губы, шёл Григорий позади отца. «Выкуси, батя, хоть стреноженный, уйду ноне на игрище», — думал, злобно обгрызая глазами крутой отцовский затылок.
М. А. Шолохов «Тихий Дон»
B 1.Укажите литературное направление, для которого характерно объективное изображение действительности и в русле которого развивалось творчество М. А. Шолохова.
B 2.Какое слово добавляют к слову «роман», характеризуя жанр шолоховского «Тихого Дона»?
B 3.Текст фрагмента представляет собой по преимуществу разговор отца и сына Мелеховых. Как называется такая форма общения между персонажами?
B 4.Создавая образ Пантелея Прокофьевича, автор прибегает к элементам описания внешности героя («жмуря выпуклые глаза», «в синеватую переносицу», «крутой отцовский затылок»). Как называется такое средство характеристики персонажа?
B 5.Укажите термин, которым обозначается выразительная подробность, несущая в тексте определённую смысловую нагрузку (например, «обрубковатые» пальцы старика Мелехова).
B 6.За внешними описаниями героев проглядывает их внутреннее состояние («Григорий густо покраснел, отвернулся...»). Как называется способ отображения внутренней жизни персонажей, их переживаний, сомнений и т.п. в художественном произведении?
B 7.Полюбив замужнюю Аксинью, Григорий бросает вызов окружающим. Как называется острое столкновение, непримиримое противоречие, стимулирующее развитие сюжета?