Наташа Ростова как нравственно-этический идеал Л.Н. Толстого
Образ Наташи Ростовой в системе образов романа. | Наташа является духовным центром семьи Ростовых (спасение Николая после карточного проигрыша, спасение матери после гибели Пети, дружба с Соней и др.) Встреча с Наташей позитивно влияет на всех персонажей, которые с ней сталкиваются (от строгой дамы, на лице которой появление Наташи с куклой вызывает естественную живую улыбку, до князя Андрея, который пробуждается к жизни под влиянием случайно услышанного монолога Наташи лунной ночью в Отрадном) |
Наташа как воплощение истинной красоты и естественности | Наташа живет не рассудком, а чувствами. Она исполнена созидательной энергии, соединенной с чутким сердцем и природной добротой. Наташа художественно одарена от природы, у нее прекрасный голос, она замечательно танцует. Не будучи красавицей, она всем кажется прелестной. |
Жизнь Наташи как стремление к любви | Полноту жизни Наташа ощущает только тогда, когда жизнь наполнена любовью (Наташа и Борис, Наташа и князь Андрей, Наташа и Анатоль Курагин, Наташа и Пьер). |
«Русская душа» Наташи Ростовой | Наташе присуще чувство внутренней сопричастности духу русского народа (сцена пляски Наташи, сцена святок, сцена с подводами для раненых и др.) |
Образ Наташи в эпилоге | Наташа предстает в ином обличии, т.к., с точки зрения Толстого, женщина должна быть матерью и являться духовным центром семьи |
«Диалектика души» как основной способ изображения человека в романе
«Диалектика души» - это прослеживание закономерностей возникновения одних мыслей и чувств на основе других, прослеживание самого процесса течения и развития мысли.
Приемы изображения внутреннего мира человека в романе:
- внутренний монолог (например, внутренний монолог князя Андрея перед Бородинским сражением, внутренний монолог Наполеона на Поклонной горе);
- авторский комментарий к рассуждениям персонажа (например, комментарии, которыми постоянно сопровождаются размышления и поступки князя Василия Курагина);
- портретная характеристика (Толстой не дает развернутых описаний, главным образом обращает внимание на те детали, которые обнаруживают черты характера, таким образом расщепляя портрет на хар`актерные детали (например, «наглые глаза» Долохова, «перепрыгивающие щеки» князя Василия и др.);
- психологически окрашенная пейзажная живопись (например описание лунной ночи в Отрадном, описания дуба);
- повторяющаяся деталь (особо важные психологические детали подчеркиваются неоднократно (например, лучистые глаза Марьи, мраморные плечи Элен и т.д.))
- богатство и многообразие речевых средств (речь Толстого разнообразна – это речь историка, философа, обличителя, художника-психолога, в речевую ткань романа включены элементы разговорного языка выходцев из различных слоев общества – от крестьянства до дворянства);
- своеобразный синтаксис (громоздкие синтаксические конструкции позволяют тоньше и непосредственнее передавать ход мыслей и переживания героя).
Тест
Л.Н.Толстой «Война и мир»
Задания на соответствие:
А)Багратион | 1) Красив, щеголь, наглец, смотрит на жизнь как на постоянный поток удовольствий и наслаждений, эгоистичен. К женщинам относится с презрением, чувствуя свое превосходство. Разрушает чужие судьбы |
Б)Борис Друбецкой | 2) Этот герой робеет перед начальством, чувствует себя виноватым, маленьким. Но во время сражения преображается. Он чувствует себя "огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра". |
В)Анатоль Курагин | 3) С юности мечтает о карьере военного, позволяет матери унижаться перед вышестоящими, если это поможет ему. Заводит много полезных знакомств. Ему удается быть в нужном месте в нужное время, и его карьера и положение утверждаются особенно прочно. |
4) Реальное историческое лицо, один из известнейших русских военачальников, герой Отечественной войны 1812 года, носит титул князя. Он "невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек". В романе мы в основном видим его командующим Шенграбенским сражением. Толстой отмечает, что когда давался обед в честь этого героя, в его лице "отдавалась честь боевому, простому, без связей и интриг, русскому солдату...". | |
2. | |
А)Кутузов | 1)Это очень известный и достаточно влиятельный в обществе человек, занимает важный придворный пост. Он пользуется людьми и обстоятельствами для осуществления своих планов. Большой интриган, умеющий жить в обществе и заводить знакомства с нужными людьми. |
Б)Платон Каратаев | 2) Реальное историческое лицо. Он всегда скромен и прост. Автор постоянно подчеркивает его грузность, старческую слабость. Сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. |
В) Василий Курагин | 3) Воплощение "всего русского, доброго и круглого", патриархальности, смирения, непротивления, религиозности. |
4) Это реальное историческое лицо. В нём нет ничего естественного, все его поведение - сплошное позерство. Он эгоистичен, самовлюблен, люди для него не представляли никакого интереса. После выигранной битвы он любит прохаживаться по полю боя и рассматривать жертвы. |
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.
Поблагодарив Анну Павловну за ее charmante soiree, гости стали расходиться. Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил треугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности. Анна Павловна повернулась к нему и, с христианскою кротостью выражая прощение за его выходку, кивнула ему и сказала: — Надеюсь увидеть вас еще, но надеюсь тоже, что вы перемените свои мнения, мой милый мсье Пьер, — сказала она. Когда она сказала ему это, он ничего не ответил, только наклонился и показал всем еще раз свою улыбку, которая ничего не говорила, разве только вот что: «Мнения мнениями, а вы видите, какой я добрый и славный малый». И все и Анна Павловна невольно почувствовали это. Князь Андрей вышел в переднюю и, подставив плечи лакею, накидывавшему ему плащ, равнодушно прислушивался к болтовне своей жены с князем Ипполитом, вышедшим тоже в переднюю. Князь Ипполит стоял возле хорошенькой беременной княгини и упорно смотрел прямо на нее в лорнет. — Идите, Annette, вы простудитесь, — говорила маленькая княгиня, прощаясь с Анной Павловной. — C'est arrete, — прибавила она тихо. Анна Павловна уже успела переговорить с Лизой о сватовстве, которое она затевала между Анатолем и золовкой маленькой княгини. — Я надеюсь на вас, милый друг, — сказала Анна Павловна тоже тихо, — вы напишете к ней и скажете мне, comment 1е рёге envisagera la chose. Au revoir, — и она ушла из передней. Князь Ипполит подошел к маленькой княгине и, близко наклоняя к ней свое лицо, стал полушепотом что-то говорить ей. Два лакея, один княгинин, другой его, дожидаясь, когда они кончат говорить, стояли с шалью и рединготом и слушали их, непонятный им французский говор с такими лицами, как будто они понимали, что говорится, но не хотели показывать этого. Княгиня, как всегда, говорила улыбаясь и слушала смеясь. Л.Н. Толстой, «Война и мир». | ||||||||||||
B1 | Укажите род литературы, которому принадлежит данное произведение. | |||||||||||
B2 | Как называется разновидность жанра романа, в котором повествуется о событиях отдаленного времени, а среди героев — реальные личности? | |||||||||||
ВЗ | Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими (упоминающимися) в данном фрагменте, и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| |||||||||||
B4 | Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| |||||||||||
B5 | Укажите термин, которым в литературоведении называется изобразительно-выразительное средство, позволившее автору определить главное отличие Пьера от большинства гостей Анны Павловны: «толстый», «широкий», «огромные красные руки». | |||||||||||
B6 | Укажите термин, которым в литературоведении называется прием, позволивший автору подчеркнуть особенность характера Пьера: «Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил треугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности» | |||||||||||
B7 | Толстой противопоставляет хитрость, расчетливость, умение «затевать» Анны Павловны «добродушию и простоте» Пьера. Как называется этот прием? |
С1. Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте слова исследователя: «Обязательная для Толстого нравственная оценка всех персонажей исходит в «Войне и мире» прежде всего из того, насколько проявляется в каждом из них естественная сила жизни...»
С2. Почему жанр «Войны и мира» Л.H. Толстого определятся как роман-эпопея и какие писатели-классики XX века избрали этот же жанр для своих произведений?
Иван Александрович Гончаров
«Обломов»
1. Замысел романа
♦ Роман появился накануне отмены крепостного права в России. ♦ Главным источником романа послужили наблюдения будущего писателя над действительностью, в частности над жизнью родной семьи и родного города Симбирска: «Мне кажется, - вспоминал он позднее, - у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья и лежанья, и зародились неясные представления об «обломовщине». А. Н. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» назвал роман Гончарова «знамением времени», т. е. весьма злободневным, имеющим важное общественное значение, того самого уклада, который порождает Обломовых. |
2. Жанр, сюжет и композиция
♦ «Обломов» - реалистический социально-бытовой и в то же время общественно-психологический роман. ♦ Сюжет романа «Обломов» легко обозначить фразой: изображается помещик-лежебока, привыкший ничего не делать, он оказывается не приспособленным к жизни и бесславно оканчивает ее от апоплексического удара еще сравнительно не старым человеком. ♦ Основное содержание романа заключается в изображении борьбы в Обломове двух чувств: любви к Ольге Ильинской и властного стремления к покою и лени. Последнее побеждает. ♦ Действие основной части романа продолжается около восьми лет и относится к 40-м годам (1843-1851). Содержание же всего романа, если считать предысторию Обломова и эпилог, охватывает огромный период времени - около 37 лет. Это не только история целой жизни героя, но и целая эпоха русской истории. ♦ Для композиции романа характерно наличие двойной сюжетной линии, контрастность образов: Обломову противопоставлен Штольц, Ольге - Пшеницына, Захару - Анисья. |
3. Сон Обломова: его место и значение в романе
Чтобы понять характер Обломова, необходимо вслед за автором обратиться к его истокам. Вместе с героем, задающим себе вопрос: «Отчего я... такой?..», перенесемся в благодатную Обломовку, возникшую сладостным видением в сне Ильи Ильича. |
Чем характеризуется атмосфера в Обломовке | • любовь и умиротворение |
Что повлияло на формирование сознания героя | • легенды и сказки, былины и притчи |
Какие качества формируются у героя | • поэтическую мечтательность, чувство внутренней свободы |
Что отторгается Ильей Ильичем как чуждое его нравственным идеалам | • служба, лишенная человеческого взаимопонимания • друзья, мечтающие только о карьере • женщины, не способные любить |
«Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» - так рассуждает Илья Ильич. Обломов ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку». |
4. Обломов и Штольц
Обломов | Штольц | |
Социальное положение | барин | представитель нового класса буржуазии |
Отличительная черта | паралич воли и беспробудная лень | непреклонная воля и огромный запас деятельности и энергии |
Чем живет | воображением | практическим делом, опытом, фактами |
Идеалы жизни | безмятежный покой | культ труда и предприимчивости |
Жизненная позиция | апатичен к происходящему, всякую деятельность воспринимает не иначе как суету | всегда что-то делает, к чему-то стремится, чего-то добивается |
Штольц - друг Обломова с детства. Жизнь Штольц, складывается не так, как жизнь Обломова. Он делает все, чтобы пробудить Обломова к жизни и деятельности. Попытки эти ни к чему не привели, и жизненные пути двух героев расходятся. И все-таки присутствие Штольца в романе оправданно и необходимо. Он является как бы тем фоном, на котором лучше видны те положительные качества характера Обломова, которые Штольц и Ольга называют «хрустальной», чистой душой. |
5. Женские образы в романе
Ольга Ильинская | Агафья Матвеевна Пшеницына |
По словам Добролюбова, гармонично совмещает в себе «сердце и волю», сознательность взгляда на жизнь, настойчивость в борьбе за постоянную цель, пытливость ума, глубина чувств и женственность стала одним из самых гармонических, светлых образов в русской литературе XIX века. | Добрая, скромная женщина, прекрасная хозяйка благоговеет перед своим «квартирантом», для нее он - существо высшего порядка, идеал барина для Обломова - идеал «ненарушимого покоя жизни». Любовь Обломова к Агафье Пшеницыной выросла на почве барских привычек. У нее Илья Ильич находит то, что было его жизненной мечтой. |
В сравнении этих женских типов в романе есть глубокий смысл. Умная Ольга и патриархально-тихая Пшеницына каждая по-своему помогают раскрыть идею романа, обнажая сущность Обломова. |
6. Обломовщина как ведущая тема романа
Что такое обломовщина? | • Драма умственного и нравственного развития героя, • изображение того, как «никнут и увядают» его лучшие задатки, • через какие внутренние компромиссы герой постепенно приходит к оправданию апатичности и бесхарактерности, к своей капитуляции перед ними. |
Истоки обломовщины | Автор ищет причины обломовщины главного героя, начиная с детства. |
Обломовщина как способ типизации | Автор создает типичные конкретно-исторические характеры, воплощающие черты определенной социальной среды. Раздвигает узко временные рамки романа, обнаруживая черты Обломова не только в эпохе, среде, но и в недрах русского национального характера. |
Обломовщина как знамение времени, ее основные признаки | «Обломовщина» - проблема не одного человека, а знамение времени, порожденное патриархально-дворянским бытом: • апатия и лень, • малодушие и эгоизм, как результат гиперболизированной опеки старших, ограниченности стремлений, отрешенности, • закрытость от реальной жизни, • желание оградить, уберечь от возможных проблем. |
Вина Ильи Ильича состоит в том, что он погасил Божью искру, дарованную ему свыше. Не смог Илья Ильич реализовать то хорошее, светлое начало, лежащее, «как золото», в недрах его чуткой и доброй души. Обломов не понял себя, не дал выхода свету, который, как он считал, был заперт в нем. Герой Гончарова так и остался обломком того несовершенного мира, который пытался подчинить его себе. Но разве это вина одного Обломова? «Наше имя легион», - скажет герой Штольцу и будет прав. Сколько людей не смогли сбросить с себя халат обломовщины, заглушили в себе волю, силу духа ради успокоенности, собственного благополучия? |
Тест
Иван Александрович Гончаров
«Обломов»
Обломов вздохнул.
- Ах, жизнь! – сказал он.
- Что жизнь?
- Трогает, нет покоя! Лёг бы и заснул… навсегда…
- То есть погасил бы огонь и остался в темноте! Хороша жизнь! Эх, Илья! Ты хоть пофилософствовал бы немного, право! Жизнь мелькнёт, как мгновение, а он лёг бы да заснул! Пусть она будет постоянным горением! Ах, если б прожить лет двести, триста! – заключил он, - сколько бы можно было переделать дела! - Ты – другое дело, Андрей, - возразил Обломов, - у тебя крылья есть: ты не живёшь, ты летаешь; у тебя есть дарования, самолюбие; ты вон не толст, не одолевают ячмени, не чешется затылок. Ты как-то иначе устроен…
- Э, полно! Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу, а он отрастил брюхо да и думает, что природа послала ему эту ношу! У тебя были крылья, да ты отвязал их.
- Где они, крылья-то? – уныло говорил Обломов. – Я ничего не умею…
- То есть не хочешь уметь. «…» Нет человека, который бы не умел чего-нибудь, ей-богу нет!
- А я вот не умею! – сказал Обломов.
(И.А. Гончаров «Обломов»)
В1.Укажите жанр произведения, из которого взят отрывок.
Укажите фамилию друга Обломова, с которым он ведёт диалог.
В2.Назовите термином вид высказывания, в котором мысль выражается в сжатой и образной форме («Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу»).
В3.В приведённом фрагменте обмениваются мнениями персонажи, имеющие разные представления о возможностях человека. Как в литературоведении называется такой вид сопоставления?
В4.Вторая реплика друга Обломова начинается с иносказания об идее покоя человека. Как в литературоведении называется этот тип иносказания?
В5.Соотнесите!
А Михей Тарантьев | 1) Натура кроткая, мягкая, мечтательная, «голубиная душа». |
Б) Обломов | 2) Ленив и неряшлив. Все, к чему прикасается, ломается и бьется. Оправдывает он это по-философски: все, что ни делается, угодно Господу, и с этим не стоит бороться. Но внешняя разболтанность обманчива. |
В) Захар | 3)Натура рациональная, расчётливая, трезвый, практический ум. |
4) тип чиновника-взяточника, грубияна, готового каждую минуту бранить всех на свете, но в последнюю минуту трусливо скрывающегося от заслуженной расправы, |
С1.С какой целью автор романа создал образы друзей, отличающихся взглядами на жизнь?
С2.В каких произведениях русских писателей-классиков встречаем описание подобной дружбы и в чём сходство и различие авторского отношения к ней?