Наташа Ростова как нравственно-этический идеал Л.Н. Толстого

Образ Наташи Ростовой в системе образов романа. Наташа является духовным центром семьи Ростовых (спасение Николая после карточного проигрыша, спасение матери после гибели Пети, дружба с Соней и др.) Встреча с Наташей позитивно влияет на всех персонажей, которые с ней сталкиваются (от строгой дамы, на лице которой появление Наташи с куклой вызывает естественную живую улыбку, до князя Андрея, который пробуждается к жизни под влиянием случайно услышанного монолога Наташи лунной ночью в Отрадном)
Наташа как воплощение истинной красоты и естественности Наташа живет не рассудком, а чувствами. Она исполнена созидательной энергии, соединенной с чутким сердцем и природной добротой. Наташа художественно одарена от природы, у нее прекрасный голос, она замечательно танцует. Не будучи красавицей, она всем кажется прелестной.
Жизнь Наташи как стремление к любви Полноту жизни Наташа ощущает только тогда, когда жизнь наполнена любовью (Наташа и Борис, Наташа и князь Андрей, Наташа и Анатоль Курагин, Наташа и Пьер).
«Русская душа» Наташи Ростовой Наташе присуще чувство внутренней сопричастности духу русского народа (сцена пляски Наташи, сцена святок, сцена с подводами для раненых и др.)
Образ Наташи в эпилоге Наташа предстает в ином обличии, т.к., с точки зрения Толстого, женщина должна быть матерью и являться духовным центром семьи

«Диалектика души» как основной способ изображения человека в романе

«Диалектика души» - это прослеживание закономерностей возникновения одних мыслей и чувств на основе других, прослеживание самого процесса течения и развития мысли.

Приемы изображения внутреннего мира человека в романе:

- внутренний монолог (например, внутренний монолог князя Андрея перед Бородинским сражением, внутренний монолог Наполеона на Поклонной горе);

- авторский комментарий к рассуждениям персонажа (например, комментарии, которыми постоянно сопровождаются размышления и поступки князя Василия Курагина);

- портретная характеристика (Толстой не дает развернутых описаний, главным образом обращает внимание на те детали, которые обнаруживают черты характера, таким образом расщепляя портрет на хар`актерные детали (например, «наглые глаза» Долохова, «перепрыгивающие щеки» князя Василия и др.);

- психологически окрашенная пейзажная живопись (например описание лунной ночи в Отрадном, описания дуба);

- повторяющаяся деталь (особо важные психологические детали подчеркиваются неоднократно (например, лучистые глаза Марьи, мраморные плечи Элен и т.д.))

- богатство и многообразие речевых средств (речь Толстого разнообразна – это речь историка, философа, обличителя, художника-психолога, в речевую ткань романа включены элементы разговорного языка выходцев из различных слоев общества – от крестьянства до дворянства);

- своеобразный синтаксис (громоздкие синтаксические конструкции позволяют тоньше и непосредственнее передавать ход мыслей и переживания героя).

Тест

Л.Н.Толстой «Война и мир»

Задания на соответствие:

А)Багратион 1) Красив, щеголь, наглец, смотрит на жизнь как на постоянный поток удовольствий и наслаждений, эгоистичен. К женщинам относится с презрением, чувствуя свое превосходство. Разрушает чужие судьбы
Б)Борис Друбецкой 2) Этот герой робеет перед начальством, чувствует себя виноватым, маленьким. Но во время сражения преображается. Он чувствует себя "огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра".
В)Анатоль Курагин 3) С юности мечтает о карьере военного, позволяет матери унижаться перед вышестоящими, если это поможет ему. Заводит много полезных знакомств. Ему удается быть в нужном месте в нужное время, и его карьера и положение утверждаются особенно прочно.
  4) Реальное историческое лицо, один из известнейших русских военачальников, герой Отечественной войны 1812 года, носит титул князя. Он "невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек". В романе мы в основном видим его командующим Шенграбенским сражением. Толстой отмечает, что когда давался обед в честь этого героя, в его лице "отдавалась честь боевому, простому, без связей и интриг, русскому солдату...".  
2.
А)Кутузов 1)Это очень известный и достаточно влиятельный в обществе человек, занимает важный придворный пост. Он пользуется людьми и обстоятельствами для осуществления своих планов. Большой интриган, умеющий жить в обществе и заводить знакомства с нужными людьми.  
Б)Платон Каратаев 2) Реальное историческое лицо. Он всегда скромен и прост. Автор постоянно подчеркивает его грузность, старческую слабость. Сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому.
В) Василий Курагин 3) Воплощение "всего русского, доброго и круглого", патриархальности, смирения, непротивления, религиозности.
  4) Это реальное историческое лицо. В нём нет ничего естественного, все его поведение - сплошное позерство. Он эгоистичен, самовлюблен, люди для него не представляли никакого интереса. После выигранной битвы он любит прохаживаться по полю боя и рассматривать жертвы.

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.



Поблагодарив Анну Павловну за ее charmante soiree, гости стали расходиться. Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил треугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности. Анна Павловна повернулась к нему и, с христианскою кротостью выражая прощение за его выходку, кивнула ему и сказала: — Надеюсь увидеть вас еще, но надеюсь тоже, что вы перемените свои мнения, мой милый мсье Пьер, — сказала она. Когда она сказала ему это, он ничего не ответил, только наклонился и показал всем еще раз свою улыбку, которая ничего не говорила, разве только вот что: «Мнения мнениями, а вы видите, какой я добрый и славный малый». И все и Анна Павловна невольно почувствовали это. Князь Андрей вышел в переднюю и, подставив плечи лакею, накидывавшему ему плащ, равнодушно прислушивался к болтовне своей жены с князем Ипполитом, вышедшим тоже в переднюю. Князь Ипполит стоял возле хорошенькой беременной княгини и упорно смотрел прямо на нее в лорнет. — Идите, Annette, вы простудитесь, — говорила маленькая княгиня, прощаясь с Анной Павловной. — C'est arrete, — прибавила она тихо. Анна Павловна уже успела переговорить с Лизой о сватовстве, которое она затевала между Анатолем и золовкой маленькой княгини. — Я надеюсь на вас, милый друг, — сказала Анна Павловна тоже тихо, — вы напишете к ней и скажете мне, comment 1е рёге envisagera la chose. Au revoir, — и она ушла из передней. Князь Ипполит подошел к маленькой княгине и, близко наклоняя к ней свое лицо, стал полушепотом что-то говорить ей. Два лакея, один княгинин, другой его, дожидаясь, когда они кончат говорить, стояли с шалью и рединготом и слушали их, непонятный им французский говор с такими лицами, как будто они понимали, что говорится, но не хотели показывать этого. Княгиня, как всегда, говорила улыбаясь и слушала смеясь. Л.Н. Толстой, «Война и мир».
 
B1 Укажите род литературы, которому принадлежит данное произведение.
B2 Как называется разновидность жанра романа, в котором повествуется о событиях отдаленного времени, а среди героев — реальные личности?
   
ВЗ

Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирую­щими (упоминающимися) в данном фрагменте, и присущими им качествами личности.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ ИХ ОТЦЫ
А) Ипполит 1) Граф Кирилл Владимирович Безухов
Б) Пьер 2) Князь Николай Андреевич Болконский
В) князь Андрей 3) Князь Василий Сергеевич Курагин
  4) Граф Илья Андреевич Ростов
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков.
   
B4

Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА
А) Ипполит 1) на предложение Кутузова остаться в его штабе отвечает отказом
Б) Пьер 2) в плену у французов знакомится с Платоном Каратаевым
В) князь Андрей 3) благодаря отцу становится секретарем посольства
  4) погибает в Бородинском сражении
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков.
B5 Укажите термин, которым в литературоведении называется изобразительно-выразительное средство, позволившее автору определить главное отличие Пьера от большинства гостей Анны Павловны: «толстый», «широкий», «огромные красные руки».
   
B6 Укажите термин, которым в литературоведении называется прием, позволивший автору подчеркнуть особенность характера Пьера: «Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил треугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности»
   
B7 Толстой противопоставляет хитрость, расчетливость, умение «затевать» Анны Павловны «добродушию и простоте» Пьера. Как называется этот прием?

С1. Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте слова исследователя: «Обязательная для Толстого нравственная оценка всех персонажей исходит в «Войне и мире» прежде всего из того, насколько проявляется в каждом из них естественная сила жизни...»

С2. Почему жанр «Войны и мира» Л.H. Толстого определятся как роман-эпопея и какие писатели-классики XX века избрали этот же жанр для своих произведений?

Иван Александрович Гончаров

«Обломов»

1. Замысел романа

♦ Роман появился накануне отмены крепостного права в России. ♦ Главным источником романа послужили наблюдения будущего писателя над действительностью, в частности над жизнью родной семьи и родного города Симбирска: «Мне кажется, - вспоминал он позднее, - у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья и лежанья, и зародились неясные представления об «обломовщине». А. Н. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» назвал роман Гончарова «знамением времени», т. е. весьма злободневным, имеющим важное общественное значение, того самого уклада, который порождает Обломовых.

2. Жанр, сюжет и композиция

♦ «Обломов» - реалистический социально-бытовой и в то же время общественно-психологический роман. ♦ Сюжет романа «Обломов» легко обозначить фразой: изображается помещик-лежебока, привыкший ничего не делать, он оказывается не приспособленным к жизни и бесславно оканчивает ее от апоплексического удара еще сравнительно не старым человеком. ♦ Основное содержание романа заключается в изображении борьбы в Обломове двух чувств: любви к Ольге Ильинской и властного стремления к покою и лени. Последнее побеждает. ♦ Действие основной части романа продолжается около восьми лет и относится к 40-м годам (1843-1851). Содержание же всего романа, если считать предысторию Обломова и эпилог, охватывает огромный период времени - около 37 лет. Это не только история целой жизни героя, но и целая эпоха русской истории. ♦ Для композиции романа характерно наличие двойной сюжетной линии, контрастность образов: Обломову противопоставлен Штольц, Ольге - Пшеницына, Захару - Анисья.

3. Сон Обломова: его место и значение в романе

Чтобы понять характер Обломова, необходимо вслед за автором обратиться к его истокам. Вместе с героем, задающим себе вопрос: «Отчего я... такой?..», перенесемся в благодатную Обломовку, возникшую сладостным видением в сне Ильи Ильича.
Чем характеризуется атмосфера в Обломовке • любовь и умиротворение
Что повлияло на формирование сознания героя • легенды и сказки, былины и притчи
Какие качества формируются у героя • поэтическую мечтательность, чувст­во внутренней свободы
Что отторгается Ильей Ильичем как чуждое его нравственным идеалам • служба, лишенная человеческого взаимопонимания • друзья, мечтающие только о карьере • женщины, не способные любить
«Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» - так рассуждает Илья Ильич. Обломов ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку».

4. Обломов и Штольц

  Обломов Штольц
Социальное положение барин представитель нового класса бур­жуазии
Отличительная черта паралич воли и беспробудная лень непреклонная воля и огромный запас деятельности и энергии
Чем живет воображением практическим делом, опытом, фактами
Идеалы жизни безмятежный покой культ труда и предприимчивости
Жизненная позиция апатичен к происходящему, вся­кую деятельность воспринимает не иначе как суету всегда что-то делает, к чему-то стремится, чего-то добивается
Штольц - друг Обломова с детства. Жизнь Штольц, складывается не так, как жизнь Обломова. Он делает все, чтобы пробудить Обломова к жизни и деятельности. Попытки эти ни к чему не приве­ли, и жизненные пути двух героев расходятся. И все-таки присутствие Штольца в романе оправ­данно и необходимо. Он является как бы тем фоном, на котором лучше видны те положительные качества характера Обломова, которые Штольц и Ольга называют «хрустальной», чистой душой.

5. Женские образы в романе

Ольга Ильинская Агафья Матвеевна Пшеницына
По словам Добролюбова, гармонично сов­мещает в себе «сердце и волю», сознатель­ность взгляда на жизнь, настойчивость в борьбе за постоянную цель, пытливость ума, глубина чувств и женственность стала одним из самых гармонических, светлых образов в русской литературе XIX века. Добрая, скромная женщина, прекрасная хозяйка благоговеет перед своим «квартирантом», для нее он - существо высшего порядка, идеал барина для Обломова - идеал «ненарушимого покоя жизни». Любовь Обломова к Агафье Пшеницыной выросла на почве барских привычек. У нее Илья Ильич находит то, что было его жизненной мечтой.
В сравнении этих женских типов в романе есть глубокий смысл. Умная Ольга и патриархально-ти­хая Пшеницына каждая по-своему помогают раскрыть идею романа, обнажая сущность Обломова.

6. Обломовщина как ведущая тема романа

Что такое обломовщина? • Драма умственного и нравственного развития героя, • изображение того, как «никнут и увядают» его лучшие задатки, • через какие внут­ренние компромиссы герой постепенно приходит к оправданию апатич­ности и бесхарактерности, к своей капитуляции перед ними.
Истоки обломовщины Автор ищет причины обломовщины главного героя, начиная с детства.
Обломовщина как способ типизации Автор создает типичные конкретно-исторические характеры, воплощаю­щие черты определенной социальной среды. Раздвигает узко временные рамки романа, обнаруживая черты Обломова не только в эпохе, среде, но и в недрах русского национального характера.
Обломовщина как знамение времени, ее основные признаки «Обломовщина» - проблема не одного человека, а знамение времени, порожденное патриархально-дворянским бытом: • апатия и лень, • ма­лодушие и эгоизм, как результат гиперболизированной опеки старших, ограниченности стремлений, отрешенности, • закрытость от реальной жизни, • желание оградить, уберечь от возможных проблем.
Вина Ильи Ильича состоит в том, что он погасил Божью искру, дарованную ему свыше. Не смог Илья Ильич реализовать то хорошее, светлое начало, лежащее, «как золото», в недрах его чуткой и доброй души. Обломов не понял себя, не дал выхода свету, который, как он считал, был заперт в нем. Герой Гончарова так и остался обломком того несовершенного мира, который пы­тался подчинить его себе. Но разве это вина одного Обломова? «Наше имя легион», - скажет герой Штольцу и будет прав. Сколько людей не смогли сбросить с себя халат обломовщины, за­глушили в себе волю, силу духа ради успокоенности, собственного благополучия?

Тест

Иван Александрович Гончаров

«Обломов»

Обломов вздохнул.

- Ах, жизнь! – сказал он.

- Что жизнь?

- Трогает, нет покоя! Лёг бы и заснул… навсегда…

- То есть погасил бы огонь и остался в темноте! Хороша жизнь! Эх, Илья! Ты хоть пофилософствовал бы немного, право! Жизнь мелькнёт, как мгновение, а он лёг бы да заснул! Пусть она будет постоянным горением! Ах, если б прожить лет двести, триста! – заключил он, - сколько бы можно было переделать дела! - Ты – другое дело, Андрей, - возразил Обломов, - у тебя крылья есть: ты не живёшь, ты летаешь; у тебя есть дарования, самолюбие; ты вон не толст, не одолевают ячмени, не чешется затылок. Ты как-то иначе устроен…

- Э, полно! Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу, а он отрастил брюхо да и думает, что природа послала ему эту ношу! У тебя были крылья, да ты отвязал их.

- Где они, крылья-то? – уныло говорил Обломов. – Я ничего не умею…

- То есть не хочешь уметь. «…» Нет человека, который бы не умел чего-нибудь, ей-богу нет!

- А я вот не умею! – сказал Обломов.

(И.А. Гончаров «Обломов»)

В1.Укажите жанр произведения, из которого взят отрывок.

Укажите фамилию друга Обломова, с которым он ведёт диалог.

В2.Назовите термином вид высказывания, в котором мысль выражается в сжатой и образной форме («Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу»).

В3.В приведённом фрагменте обмениваются мнениями персонажи, имеющие разные представления о возможностях человека. Как в литературоведении называется такой вид сопоставления?

В4.Вторая реплика друга Обломова начинается с иносказания об идее покоя человека. Как в литературоведении называется этот тип иносказания?

В5.Соотнесите!

А Михей Тарантьев 1) Натура кроткая, мягкая, мечтательная, «голубиная душа».
Б) Обломов 2) Ленив и неряшлив. Все, к чему прикасается, ломается и бьется. Оправдывает он это по-философски: все, что ни делается, угодно Господу, и с этим не стоит бороться. Но внешняя разболтанность обманчива.
В) Захар 3)Натура рациональная, расчётливая, трезвый, практический ум.
  4) тип чиновника-взяточника, грубияна, готового каждую минуту бранить всех на свете, но в последнюю минуту трусливо скрывающегося от заслуженной расправы,

С1.С какой целью автор романа создал образы друзей, отличающихся взглядами на жизнь?

С2.В каких произведениях русских писателей-классиков встречаем описание подобной дружбы и в чём сходство и различие авторского отношения к ней?

Наши рекомендации