Характеристика основных героев
Герои | Характеристика |
Глуповцы | Глуповцы – жители города Глупова, на примере которого рассматривается история русского самодержавия. Глуповцы - «люди, как и все другие, с тою только оговоркою, что природные их свойства обросли массой наносных атомов…» Образ жизни и образ правления сделал их пассивными, невежественными, забитыми, легковерными, иногда очень жестокими, но боготворящими всякое начальство. Все эти качества изображены писателем в преувеличенном виде. Глава «О корени происхождения глуповцев» посвящена возникновению власти и самого города Глупова. Без правителя предки глуповцев разорили свои земли, надругались над своими женщинами и стали умирать с голоду. Тогда они решили выбирать себе главу. Сначала среди своих, потом надумали искать себе князя на стороне. «Он нам все мигом предоставит, …, он и солдатов у нас наделает, и острог, какой следовает, выстроит! Айда, ребята!» Князья, попавшиеся предкам глуповцев на пути, поразились их глупости и отказались править ими. Только сказали, что называться им нужно не головотяпами, а глуповцами. Наконец, с горем пополам, они уговорили одного князя править ими. Да сами тому не обрадовались. Тот князь «наложил на них дани великие», ввел у них воинскую обязанность и приказал ничем не интересоваться и ни о чем не думать. И подвел итог: «А как не умели вы жить на своей воле и сами, глупые, пожелали себе кабалы, да называться вам впредь не головотяпами, а глуповцами». В городе Глупове сменились двадцать два градоначальника (1731-1826). Об этом сообщает глава «Опись градоначальникам». Из нее мы узнаем о деяниях этих славных мужей. Один из них прославился своим увлечением макаронами, другой «был росту трех аршин и трех вершков», третий умел летать и петь непристойные песни. И так далее. Но всех градоначальников отличает чрезмерная жестокость (драли с глуповцев три шкуры). Больше никаких благих дел за ними замечено не было. |
Органчик (Брудастый Дементий Варламович) | При первом же своем появлении «пересек уйму ямщиков» и ошеломил глуповских чиновников возгласом: «Не потерплю!» Во время своего дальнейшего правления Органчик ограничивался только этой фразой. Этим он повергал в ужас весь город. Загадочное поведение градоначальника объяснилось самым неожиданным образом: в голове у него обнаружился органчик, который исполнял только две пьесы – «Раззорю!» и «Не потерплю!» Однажды этот органчик сломался. Местный мастер, как ни старался, не мог починить его. Тогда, под страшным секретом, в Петербурге заказали новую голову градоначальника. На обратной дороге голова Органчик упала и сильно помялась. Тем временем в Глупове, видя, что Органчик куда-то исчез, народ начал волноваться и требовать предъявить ему градоначальника. Решили, что на Органчикнаденут старую голову и выведут его к глуповцам. В итоге перед народом предстали два Органчик- с новой головой и со старой. В результате этого в Глупове началась смута. |
Двоекуров Семен Константиныч | Прислан в Глупов после истории с Органчиком и вызванной им смуты. Он считал себя просвещенным реформатором. Главным из преобразований был указ об обязательном употреблении горчицы и лаврового листа. Чтобы внедрить свой указ в глуповские головы, Двоекуров «розог не жалел». Этот герой хлопотал об учреждении в Глупове академии – не для распространения наук, а для их «рассмотрения». Больше Двоекуров ничем не прославился, кроме того, что послужит вдохновляющим примером для Бородавкина. Умер своей смертью, единственный из всех градоначальников, так как был самым безобидным из них. |
Прыщ Иван Пантелеич | Подполковник: «в сражениях не бывал-с, но в парадах закален даже сверх пропорции». Сам о себе говорил, что он «состояния изрядного», потому как «командовал-с; стало быть, не растратил, а умножил-с». Прибыл в Глупов с одной целью – «отдохнуть-с!» Поэтому поначалу он не вмешивался ни в какие глуповские дела. Этим привел город к неслыханному для него изобилию: «хлеба уродилось столько, что, кроме продажи, осталось даже на собственное употребление». Однако глуповцы, непривыкшие к такой «хорошей» жизни, стали подозревать в нем что-то неладное. И действительно, он «каждую ночь уходит спать на ледник», например. В итоге выяснилось, что у Прыща была фаршированная голова, которую съели. |
Угрюм-Бурчеев | Последний градоначальник Глупова. Появляется в главе «Подтверждение покаяния. Заключение». Образ очень преувеличенный, во многом это пародия на Аракчеева. Угрюм-Бурчеев был «мрачный идиот», который не видел дальше своего носа. Но в этом радиусе все должно быть так, как захочет он. Угрюм-Бурчеев спал на голой земле, ел сырое лошадиное мясо, часами маршировал в одиночку и т. д. В его образе до крайней степени доведены страсть к прямолинейности (в его планах город должен состоять из одних прямых линий), страсть к уравнительности, готовность «взять топор и…идти, куда глаза глядят». Угрюм-Бурчеев решает перестроить Глупов по своему проекту, который очень напоминает тюрьму. Угрюм-Бурчеев разрушает город, пытается перегородить реку, но природа оказывается сильнее. В итоге Глупов перестраивается и превращается в город Непреклонск. Но жители Непреклонска начинают роптать против Угрюм-Бурчеев Их раздражение против него все растет и растет, пока наконец не появляется Нечто, Великое и Ужасное, уничтожающее Угрюм-Бурчеев. На этом «история прекратила течение свое». |
Смысл финала произведения
Финал произведения остается "темным", о чем свидетельствуют его различные трактовки в литературоведении. Первая и вторая трактовки иносказательные, третья - основана на конкретном художественном материале, четвертая -- носит обобщенный характер русской истории, а пятая, философская - связана с библейским подтекстом: 1) Появление "Оно" означает предсказание народной революции, так как активизировались "неблагонадежные элементы, возжаждавшие освободить город от прохвоста.". 2) "Оно" знаменует начало еще более жестокой реакции, так как повествование завершается 1825 годом (разгром восстания декабристов), а роман создавался в 1860-е годы, когда после недолгого периода либерализма и реформ опять наступила реакция. 3) "Оно" - это приход к власти Перехват-Залихватского, о котором Угрюм-Бурчеев скажет: "Идет некто за мной, который будет еще ужаснее меня". 4) "Оно" - это широчайшее итоговое обобщение всего того, что враждебно жизни, народу, общественному развитию. "Оно" - это не только то, что обрушивалось на глуповцев в истории, но и то грозно и непонятное, что обрушится на них в дальнейшем. 5) "Оно" - это неизбежное возмездие, суд Высшей силы, связанный с апокалиптическим предсказанием о конце человеческой истории и установлении Благодати. В этом плане финал романа можно считать оптимистическим. |
Виды и приемы комического
Комическое – в искусстве порождается значимыми противоречиями: безобразное – прекрасное, ничтожное – возвышенное и т.п., которые подвергаются осмеянию путем их сопоставления с идеалами времени и самого писателя.
Сатира | Юмор | Ирония |
вид комического, резкое, беспощадное осмеяние несовершенства мира, серьезных общественных и человеческих пороков. Признаки сатиры: подчеркнутая тенденциозность при отборе изображаемых явлений, преувеличение их, сознательное заострение каких-либо проблем, нарушение пропорций при создании модели мира. Сатира призвана утверждать прекрасные, возвышенные идеалы, пробуждая желание избавиться от недостатков | Вид комического, связанный с изображением смешного в жизни, посредством которого писатель не отрицает описываемого явления, а лишь подчеркивает его несовершенство. | Вид комического, специфическое отношение к действительности, когда под маской нарочитой серьезности кроется скрытая насмешка над ней. |
«Начертивши прямую линию, он замыслил втиснуть в нее весь видимый – и невидимый мир, и притом с таким непременным расчетом, чтоб нельзя было повернуться ни взад, ни вперед, ни направо, ни налево» («История одного города») | «В карты не играет, вино не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется» («Премудрый пискарь») | «Однако, и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил») |