Основные приёмы и способы психологического изображения
Средства психологического изображения | Аналитические средства автора | |
Мимический психологизм | Самораскрытие персонажа | |
Мимика, жест, смех, манера говорения | Диалог Диалог с подтекстом. «Скрытый диалог» Двойной диалог Двуплановый диалог | Прямой авторский комментарий |
Паузы, умолчания, недоговоренность, намеки | Исповедь (устная; письменная – дневник, письмо, журнал) | Психологизированный портрет: от лица автора-повествователя, от лица героя-персонажа, от лица персонифицированного рассказчика и др. |
Психологические ремарки, реплики | Внутренний монолог Несобственно-прямая речь Поток сознания (формы предсознания) | Психологизированный пейзаж, музыка, мир звуков |
Сон, видение, грезы, галлюцинации, кошмары, двойничество (разорванное сознание бессознательное) | Психологическая деталь |
Иван Сергеевич Тургенев
(1818–1883)
Роман «Отцы и дети» (1862)
Конфликты романа
Внешний | Внутренний |
Противостояние разных поколений. Проявляется в отношениях Павла Петровича и Базарова, Николая Петровича и Аркадия, Базарова и его родителей | Борьба между мировоззрением и чувствами Базарова, неприменимость его теории на практике |
Сюжет романа
Глава 1. Экспозиция Кирсановых | Жизненная история Николая Петровича, ожидающего приезда сына Аркадия |
Главы 2–3. Экспозиция Базарова | Даны портрет и первая характеристика главного героя романа — Евгения Васильевича Базарова, приятеля Аркадия, приехавшего вместе с ним. «Чудесный малый, такой простой» (Аркадий о Базарове) |
Главы 4–11. Завязка внешнего конфликта. Развитие действия | Базаров знакомится с дядей Аркадия, Павлом Петровичем Кирсановым. Между героями разворачивается идейная полемика, непримиримость их взглядов оборачивается презрением со стороны Базарова и ненавистью со стороны Павла Петровича |
Главы 12–13. Подготовка развития Внутреннего конфликта | Борьба чувств и миропонимания Базарова, пародийное изображение «провинциальных нигилистов» |
Глава 14. Завязка внутреннего конфликта | На балу у губернатора происходит знакомство Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой |
Главы 15–17. Развитие действия | Поездка Базарова и Аркадия в Никольское, неожиданные чувства Базарова |
Главы 18–19. Кульминация внутреннего конфликта | Объяснение героя с Одинцовой, отъезд Базарова |
Главы 20–21. Усугубление внутреннего конфликта | Посещение приятелями родительского дома Базарова, поездка в Никольское, возвращение в Марьино |
Главы 22–23. Развитие внешнего конфликта | Базаров и Павел Петрович снова сталкиваются в их интересе к Фенечке, девушки из народа, родившей ребенка Николаю Петровичу. Павлу Петровичу Фенечка напоминает прежнюю любовь — Нелли, Базаров же через ухаживания за Фенечкой пытается самоутвердиться после неудачи с Одинцовой |
Глава 24. Кульминация и развязка внешнего конфликта | Между Базаровым и Павлом Петровичем происходит дуэль, в результате которой Павел Петрович получает легкое ранение, а Базаров уезжает из Марьина. Идейная борьба отходит на второй план, в отношениях между героями доминируют личные чувства |
Главы 25–26. | Базаров через город *** едет в Никольское. Он разрывает отношения с Кирсановыми, с Аркадием, своим единственным другом, с Одинцовой. Герою не удается сохранить цельность собственной личности и мировоззрения |
Глава 27. Усугубление и разрешение внутреннего конфликта | В родительском доме, где живы воспоминания о детстве, проявляются естественные, непосредственные чувства — то, что Базаров пытался подавлять в себе, вооружившись «новейшими теориями». Во время одной из операций Базаров через порез в пальце заражается тифом. Со смертью героя происходит развязка внутреннего конфликта, неразрешимого в жизни |
Глава 28. Эпилог | Через шесть месяцев после смерти Базарова состоялись свадьбы Аркадия с сестрой Одинцовой, Катей Локтевой, и Николая Петровича с Фенечкой. Павел Петрович уехал за границу. Анна Сергеевна Одинцова вышла замуж «не по любви, а по убеждению». Могилу Базарова навещают его старые родители |
Евгений Васильевич Базаров
Нигилизм Базарова
Базаров называет себя нигилистом (от лат. nihil — ничто). Комплекс убеждений Базарова — не художественное преувеличение, в его образе отражаются характерные черты представителей демократической молодежи 1860-х гг. Нигилисты отрицают современный им общественный уклад, выступают против преклонения перед любыми авторитетами, отвергают принципы, принятые на веру, отрицают искусство и красоту, любые чувства, в том числе и любовь, объясняют физиологически |
«Мы догадались, что болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведет только к пошлости и доктринерству; мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и черт знает о чем, когда дело идет о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке» «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». «Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки» |
«Всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я, например...» |
«Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание —мы отрицаем». «Мы ломаем, потому что мы сила» |
«— Да ведь надобно же и строить. — Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить». «Так что ж? вы действуете, что ли? Собираетесь действовать? — Базаров ничего не отвечал» |
Динамика образа Базарова
В начале романа Базаров предстает как уверенный в правоте и неоспоримости своего взгляда на жизнь человек. Однако постепенно живая жизнь вносит коррективы в его мировоззрение |
Тургенев проводит Базарова через испытания любовью и смертью — двумя онтологическими ситуациями, через которые, по Тургеневу, только и возможно истинное познание жизни. (Онтология (от греч. уn (уntos) — сущий и logos — учение) — раздел философии, изучающий основы бытия, мироустройства, его структуру) |
Первоначальная самоуверенность Базарова исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой. «Шоры» нигилизма раздвигаются, перед героем предстает жизнь во всей своей сложности |
Перед смертью Базаров становится проще и мягче: он не противится, когда отец настаивает на исповеди перед кончиной, просит Одинцову «приласкать» его родителей. В сознании героя происходит полная переоценка ценностей: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично» |
Образ Евгения Базарова
Внешний облик | «Высокого роста в длинном балахоне с кистями», «обнаженная красная рука». Лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету… оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум» |
Происхождение | Разночинец: «У отца небольшое именьице. Он прежде полковым доктором», «Мой дед землю пахал» |
Образование | «Главный предмет его – естественные науки. Да он все знает. Он в будущем году хочет держать на доктора». |
Отношение к воспитанию | «Всякий человек сам себя воспитать должен» |
Отношение к родителям | «- Ты их любишь, Евгений? - Люблю, Аркадий». |
Черты характера | Ум, сила воли, трудолюбие, сильно развитое самолюбие, умение подчинить себе других: «Базаров умен и знающ», «Жизнь в Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал, Базаров работал» |
Общественно-политические взгляды | «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны»; «Исправьте общество, болезней не будет», «Свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок.» |
Особенности мировоззрения | Нигилист, вульгарный материалист: «Я уже доложил вам, что ни во что не верю», « - В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем. - Все? - Все. - Как? не только искусство, поэзию … но и … страшно вымолвить… - Все…»; «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой». |
Отношение к любви | «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения.»;«Это что за фигура?.. На остальных баб не похожа… У нее такие плечи, каких я не видывал давно…»; «Этакое богатое тело!.. Хоть сейчас в анатомический театр.», «Баба с мозгом. Ну, и видала же она виды»; «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…» |
Отношение к природе, к искусству | «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша медного не стоит…», «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» |
Отношение народу | Критическое отношение к недостаткам народа: «Что ж, коли он (народ) заслуживает презрения!», «Мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке.» |
Особенности речи Базарова | Краткость выражения, использование многочисленных пословиц и поговорок, афористичность речи, четкая формулировка мыслей, при необходимости обращение к формам ораторской речи, включение в речь научных терминов и понятий, резкая, отрывистая интонация |