М.Е.Салтыков-Щедрин «Коняга»

Жил, во времена оны, старый конь и было у него два сына: Коняга и Пустопляс. Пустопляс был сын вежл__вый и чу__ствительный, а Коняга — не__отесанный и бе__чувстве__ый. Долго терпел старик Конягину не__отеса__ость, долго обоих сыновей вел ровно как подобает чадолюбивому отцу но наконец ра__сердился и сказал: «Вот вам на__веки вечные моя воля: Коняге — солома, а Пустоплясу — овес». Так с тех пор и пошло. Пустопляса в теплое стойло поставили, соломки мяконькой пост__лили медовой сытой напоили и пшена ему в ясли засыпали; а Конягу пр__вели в хлев и бросили охапку прелой соломы: «Хлопай зубами, Коняга! А пить — вон из той лужи». Совсем было позабыл Пустопляс что у него братец на свете живет да вдруг с чего__то загрустил и вспомнил. «Надоело, говорит, мне стойло теплое пр__скучила сыта медовая не лезет в горло пшено ярое; пойду, проведаю, каково__то мой братец живет!» Смотрит — ан братец__то у него бе__смертный! Бьют его чем н__ по́падя, а он живет; кормят его соломою, а он живет! И в какую сторону поля н__ взгляни, везде все братец орудует. Стало быть добродетель какая__нибудь в нем есть что палка сама об него сокрушается а его сокрушить не__может!

Вопросы и задания к тексту:

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания;

2. Определите роль данного отрывка в раскрытии главной мысли произведения;

3. Определите тип речи в данном отрывке, аргументируйте свое мнение;

4. Выпишите из текста простое осложненное предложение, выполните синтаксический разбор данного предложения;

5. Подчеркните грамматическую основу и составьте схему выделенного предложения;

6. Дайте характеристику главному герою данного отрывка, опираясь на знание произведения.

Вопрос 1

О.Э.Мандельштам

Бе__со__ица1. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей дли__ый выводок, сей поезд журавли__ый2,
Что над Элладою когда__то поднялся.

Как журавли__ый клин в чужие рубежи —
На головах царей божестве__ая пена —
Куда плывете3 вы? Когда__бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?

И море, и Гомер — все движ__тся любовью.
Кого__же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя2, шумит
И с тяжким3 грох__том подходит к из__головью1.

Вопросы и задания к тексту:

1. Вставьте пропущенные буквы;

2. Определите тему и идею стихотворения;

3. Какие мотивы в лирике этого поэта вам известны?

4. Выпишите изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафору, олицетворение, сравнение;

5. Выполните морфемный разбор слов под цифрой «1»;

6. Выполните словообразовательный разбор слов под цифрой «2»;

7. Выполните морфологический разбор слов под цифрой «3».

Вопрос 2

И.А.Гончаров «Сон Обломова»

По__том Обломову пр__снилась другая пора: он в зимний вечер робко жмется к няне а она наш__птывает ему о какой__то не__ведомой стороне где нет н__ночей н__холода, где все совершают__ся чудеса, где текут реки меду и молока, где н__кто н__чего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все добрые молодцы, такие, как Илья Ильич__, да кр__савицы, что н__ в сказке сказать, н__ пером оп__сать. Там есть и добрая волшебница, явля__щаяся у нас иногда в виде щуки, которая изб__рет себе какого__нибудь любимца тихого безобидного – другими словами, какого__нибудь лентяя которого все обижают, - да и осыпает его н__ с того н__ с сего разным добром, а он знай кушает себе да нар__жается в готовое платье, а потом женит__ся на какой__нибудь не__слыха__ой кр__савице, Милитрисе Кирбитьевне. Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает что нет медовых и молоч__ных рек нет добрых волшебниц хотя и шутит он с улыбкой над ск__заниями няни, но улыбка эта не__искре__яя, она сопровождает__ся тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью и он бе__сознательно грустит подчас зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка.

Вопросы и задания к тексту:

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания;

2. Определите роль данного отрывка в раскрытии главной мысли произведения;

3. Определите тип речи в данном отрывке, аргументируйте свое мнение;

4. Выпишите из текста простое осложненное предложение, выполните синтаксический разбор данного предложения;

5. Подчеркните грамматическую основу и составьте схему выделенного предложения;

6. Дайте характеристику главному герою данного отрывка, опираясь на знание произведения.

Вопрос 1

Б.Л.Пастернак

Февраль. Достать чернил и плакать!
П__сать о феврале на__взрыд,
Пока грохоч__щая3 слякоть
Весною черною г__рит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугле__ые2 груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвут__ся1 в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней пр__талины1 чернеют,
И ветер криками3 изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Сл__гаются стихи на__взрыд2.

Вопросы и задания к тексту:

1. Вставьте пропущенные буквы;

2. Определите тему и идею стихотворения;

3. Какие мотивы в лирике этого поэта вам известны?

4. Выпишите изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафору, олицетворение, сравнение;

5. Выполните морфемный разбор слов под цифрой «1»;

6. Выполните словообразовательный разбор слов под цифрой «2»;

7. Выполните морфологический разбор слов под цифрой «3».

Вопрос 2

Л.Н.Толстой «Война и мир»

«Что это? я падаю? у меня ноги по__кашиваются», — подумал он и упал на спину. Он раскрыл глаза, надеясь увидать чем кончилась борьба французов с арти__еристами и желая знать убит или нет рыжий артиллерист, взяты или спасены пушки. Но он н__чего н__видал. Над ним н__было н__чего уже кроме неба, — высокого неба, не__ясного, но все-таки не__измеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо спокойно и торжестве__о, совсем не так как я бежал, — подумал князь Андрей, — не так как мы бежали кр__чали и дрались; совсем не так как с озлобле__ыми и испуга__ыми лицами тащили друг у друга банник француз и арти__ерист, — совсем не так ползут облака по этому высокому бе__конечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив что узнал его на__конец. Да! все пустое все обман кроме этого бе__конечного неба. Н__чего, н__чего нет, кроме его. Но и того даже нет, н__чего нет кроме т__шины, успок__ения. И слава богу!..»

Вопросы и задания к тексту:

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания;

2. Определите роль данного отрывка в раскрытии главной мысли произведения;

3. Определите тип речи в данном отрывке, аргументируйте свое мнение;

4. Выпишите из текста простое осложненное предложение, выполните синтаксический разбор данного предложения;

5. Подчеркните грамматическую основу и составьте схему выделенного предложения;

6. Дайте характеристику главному герою данного отрывка, опираясь на знание произведения.

Вопрос 1

Э.Асадов

Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний1 привет,
Тебя вспом__наю, такую родную,
Такую хорошую - слов даже нет!
Читаеш__ письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего3 утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно1, на первый урок.
Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник "украшал",
Г__рдилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал.
Мы были бе__печными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лиш__ тут, на войне:
Приятели, книжки, московские2 споры -
Все - сказка, все в дымке, как снежные горы...
Пусть так, возвр__тимся – о__ценим в__двойне!
За жизнь, за тебя, за родные кр__я
Иду я на__встречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры -
Ты здесь, ты со мною3, родная моя!
И чем бы в пути мне война н__грозила,
Ты знай, я не __дамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила2,
И утром, не__дрогнув, я в бой ухожу!


Вопросы и задания к тексту:

1. Вставьте пропущенные буквы;

2. Определите тему и идею стихотворения;

3. Какие мотивы в лирике этого поэта вам известны?

4. Выпишите изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафору, олицетворение, сравнение;

5. Выполните морфемный разбор слов под цифрой «1»;

6. Выполните словообразовательный разбор слов под цифрой «2»;

7. Выполните морфологический разбор слов под цифрой «3».

Вопрос 2

Наши рекомендации