М.А.Булгаков «Собачье сердце»
Что такое эта ваша «разруха»? Старуха с клюкой? Ведьма которая выб__ла все стекла потушила все лампы? Да ее во__все не сушествует! Что вы подр__зумеваете под этим словом? – ярос__но спросил Филипп Филиппович у несчас__ной деревя__ой утки висящей кверху ногами рядом с буфетом и сам__же ответил за нее. Это вот что: если я в__место того чтобы оперировать каждый вечер начну у себя в квартире петь хором у меня настанет разруха.Если я посещая уборную начну, изв__ните меня за выр__жение, мочиться мимо унитаза и то__же самое будут делать 3ина и Дарья Петровна, в уборной начнет__ся разруха. Следовательно разруха не в клозетах, а в головах. И вот, когда он вылупит из себя всякие га__юцинации и займется чисткой сараев – прямым своим делом разруха и__чезнет сама собой. Двум богам нельзя служить! Не__возможно в одно и то__же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких__то испанских оборванцев! Филипп Филиппович вошел в азарт, ястреби__ые ноздри его раздувались. Набравшись сил после сытного обеда гремел он подобно древнему пророку и голова его сверкала серебром.
Вопросы и задания к тексту:
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания;
2. Определите роль данного отрывка в раскрытии главной мысли произведения;
3. Определите тип речи в данном отрывке, аргументируйте свое мнение;
4. Выпишите из текста простое осложненное предложение, выполните синтаксический разбор данного предложения;
5. Подчеркните грамматическую основу и составьте схему выделенного предложения;
6. Дайте характеристику главному герою данного отрывка, опираясь на знание произведения.
Вопрос 1
А.А.Блок
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю1 бедный обряд.
Там жду я Пр__красной Дамы
В мерцаньи красных л__мпад.
В тени у высокой коло__ы
Др__жу от скрипа дверей.
А в лицо мне гл__дит, озаре__ый2,
Только образ, лиш__ сон о Ней3.
О, я привык к этим ризам
Вел__чавой1 Вечной Жены!
Высоко бегут по к__рнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Св__тая, как ласковы свечи,
Как отрадны2 Твои черты!
Мне не__слышны н__ вздохи, н__ речи,
Но я верю3: Милая - Ты.
Вопросы и задания к тексту:
1. Вставьте пропущенные буквы;
2. Определите тему и идею стихотворения;
3. Какие мотивы в лирике этого поэта вам известны?
4. Выпишите изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафору, олицетворение, сравнение;
5. Выполните морфемный разбор слов под цифрой «1»;
6. Выполните словообразовательный разбор слов под цифрой «2»;
7. Выполните морфологический разбор слов под цифрой «3».
Вопрос 2
Н.В.Гоголь «Шинель»
М__лодые чиновники подсме__вались и острились над ним, во сколько хв__тало канцелярского остроумия рассказывали тут__же пред ним разные составле__ые про него истории; сыпали на голову ему бумажки называя это снегом. Но н__ одного слова н__ отвечал на это Акакий Акакиевич как__будто бы н__кого и н__ было перед ним; это не__имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал н__ одной ошибки в письме. Только если уж слишком была не__выносима шутка когда толкали его под руку мешая зан__маться своим делом он произносил: «Остав__те меня, за__чем вы меня об__жаете?» И что__то стра__ое заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нем слышалось что-то такое пр__клоняющее на жалость что один молодой человек, не__давно определившийся который, по примеру других, позволил было себе посмеяться над ним вдруг остановился, как__будто пронзе__ый, и с тех пор как__будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде. И долго потом представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу с своими прон__кающими словами: «Остав__те меня, зачем вы меня об__жаете?» – и в этих словах звенели другие слова: «Я брат твой».
Вопросы и задания к тексту:
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания;
2. Определите роль данного отрывка в раскрытии главной мысли произведения;
3. Определите тип речи в данном отрывке, аргументируйте свое мнение;
4. Выпишите из текста простое осложненное предложение, выполните синтаксический разбор данного предложения;
5. Подчеркните грамматическую основу и составьте схему выделенного предложения;
6. Дайте характеристику главному герою данного отрывка, опираясь на знание произведения.
Вопрос 1
А.А.Ахматова
Так бе__помощно1 грудь холодела,
Но шаги мои были ле__ки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Пок__залось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между3 кленов ш__пот осе__ий
Попр__сил: "Со мною умри!
Я обманут моей унылой
Переменч__вой1, злой судьбой".
Я ответила: "Милый2, милый -
И я тоже. Умру с тобой!"
Это пес__ня последней встречи.
Я взгл__нула2 на темный дом.
Только в спальне г__рели свечи
Равнодушно__желтым огнем3.
Вопросы и задания к тексту:
1. Вставьте пропущенные буквы;
2. Определите тему и идею стихотворения;
3. Какие мотивы в лирике этого поэта вам известны?
4. Выпишите изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафору, олицетворение, сравнение;
5. Выполните морфемный разбор слов под цифрой «1»;
6. Выполните словообразовательный разбор слов под цифрой «2»;
7. Выполните морфологический разбор слов под цифрой «3».
Вопрос 2
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
Что__же вы делаете?
- А вот что мы делаем. Прежде, в не__давнее еще время, мы говорили, что чиновники наши берут взятки, что у нас нет н__ дорог, н__ торговли, н__ прав__льного суда...
- Ну да, да, вы обл__чители, - так кажется это называется. Со многими из ваших обл__чений и я согл__шаюсь, но...
- А потом мы дог__дались что все только болтать о наших язвах не стоит труда что это ведет только к пошлости и доктринерству; мы ув__дали что и наши так называемые передовые люди и обл__чители н__куда н__ годятся что мы зан__маемся вздором, толкуем о каком__то и__ку__тве, бе__сознательном творчестве о парламентаризме об адвокатуре и черт знает о чем когда дело идет о насущ__ном хлебе когда грубейшее суеверие нас душит когда все наши акционерные общества лопаются единстве__о от__того, что оказывается не__достаток в чес__ных людях когда самая свобода о которой хл__почет правительство едва__ли пойдет нам в__прок по__тому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напит__ся дурману в кабаке.
Вопросы и задания к тексту:
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания;
2. Определите роль данного отрывка в раскрытии главной мысли произведения;
3. Определите тип речи в данном отрывке, аргументируйте свое мнение;
4. Выпишите из текста простое осложненное предложение, выполните синтаксический разбор данного предложения;
5. Подчеркните грамматическую основу и составьте схему выделенного предложения;
6. Дайте характеристику главному герою данного отрывка, опираясь на знание произведения.
Вопрос 1
В.В.Маяковский
Через час от__сюда в чистый переулок
выт__чет по человеку ваш обрюзгший1 жир,
а я вам открыл столько стихов шк__тулок,
я – бе__це__ых слов мот и транжир.
Вот вы, му__чина, у вас в усах капуста
Где__то не__докуша__ых, не__доеде__ых2 щей;
вот вы, женщина, на вас3 белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгром__здитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет терет__ся,
ощ__тинит ножки сто__главая2 вош__.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кр__вляться1 перед вами не__захочется – и вот
я захохочу и радос__но плюну,
плюну в лицо3 вам
я – бе__це__ых слов транжир и мот.
Вопросы и задания к тексту:
1. Вставьте пропущенные буквы;
2. Определите тему и идею стихотворения;
3. Какие мотивы в лирике этого поэта вам известны?
4. Выпишите изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафору, олицетворение, сравнение;
5. Выполните морфемный разбор слов под цифрой «1»;
6. Выполните словообразовательный разбор слов под цифрой «2»;
7. Выполните морфологический разбор слов под цифрой «3».
Вопрос 2
И.А.Гончаров «Обломов»
Комната где лежал Илья Ильич__ с первого взгляда казалась пр__красно убра__ою.
Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все что тут было прочел бы только желание кое__как соблюсти decorum не__избежных пр__личий, лишь__бы отделат__ся от них.
По стенам, около картин, л__пилась в виде фестонов паутина, напита__ая пылью; зеркала, в__место того чтоб отр__жать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких__нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване л__жало забытое полотенце; на столе ре__кое утро не стояла не__убра__ая от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглода__ой косточкой да не в__лялись хлебные крошки. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги в__лялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы на которых развернуты были книги покрылись пылью и пожелтели; видно что их бросили давно; нумер газеты был прошло__годний, а из чернильницы, если обм__кнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жу__аньем испуга__ая муха.
Вопросы и задания к тексту:
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания;
2. Определите роль данного отрывка в раскрытии главной мысли произведения;
3. Определите тип речи в данном отрывке, аргументируйте свое мнение;
4. Выпишите из текста простое осложненное предложение, выполните синтаксический разбор данного предложения;
5. Подчеркните грамматическую основу и составьте схему выделенного предложения;
6. Дайте характеристику главному герою данного отрывка, опираясь на знание произведения.
Вопрос 1
С.А.Есенин
Гой ты, Русь, моя р__дная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.
Как з__хожий2 богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких1 околиц
Звонно чахнут т__поля.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Поб__гу по мятой стежке
На пр__воль1 зеленых лех,
Мне на__встречу3, как сережки,
Прозвенит2 девичий смех.
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не__надо рая,
Дайте родину мою3".
Вопросы и задания к тексту:
1. Вставьте пропущенные буквы;
2. Определите тему и идею стихотворения;
3. Какие мотивы в лирике этого поэта вам известны?
4. Выпишите изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафору, олицетворение, сравнение;
5. Выполните морфемный разбор слов под цифрой «1»;
6. Выполните словообразовательный разбор слов под цифрой «2»;
7. Выполните морфологический разбор слов под цифрой «3».
Вопрос 2
А.Н.Островский «Гроза»
Да здесь все как будто из__под не__воли. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно бывало я в рай войду и н__вижу н__кого и время не помню и не__слышу когда служба кон__чится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все бывало смотрят на меня, что со мной делает__ся. А знаеш__: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым точно обл__ко и вижу я бывало буд__то ангелы в этом столбе летают и поют. А то бывало девушка, ночью встану – у нас тоже везде лампадки г__рели – да где__нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу и сама не__знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут. И об чем я молилась тогда, чего просила, не__знаю; н__чего мне н__надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие__то не__обыкнове__ые, и все поют не__видимые голоса, и кипарисом пахнет и горы и деревья будто не такие как обыкновенно а как на образах пишут__ся. А то, будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снит__ся, да редко, да и не то.
Вопросы и задания к тексту:
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания;
2. Определите роль данного отрывка в раскрытии главной мысли произведения;
3. Определите тип речи в данном отрывке, аргументируйте свое мнение;
4. Выпишите из текста простое осложненное предложение, выполните синтаксический разбор данного предложения;
5. Подчеркните грамматическую основу и составьте схему выделенного предложения;
6. Дайте характеристику главному герою данного отрывка, опираясь на знание произведения.
Вопрос 1
М.И.Цветаева
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я сер__брюсь и сверкаю!
Мне дело – измена1, мне имя – Марина,
Я – бре__ая пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и нагробные2 плиты...
- В купел__ морской крещена3 – и в полете
Своем – не__преста__о разбита!
Сквозь каждое сер__це, сквозь каждые сети
Проб__ется1 мое своеволье2.
Меня – видиш__ кудри бе__путные эти?-
Земною1 не сделаеш__ солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой3 волной – воскресаю!
Да здра__ствует пена – веселая пена -
Высокая пена морская!
Вопросы и задания к тексту:
1. Вставьте пропущенные буквы;
2. Определите тему и идею стихотворения;
3. Какие мотивы в лирике этого поэта вам известны?
4. Выпишите изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафору, олицетворение, сравнение;
5. Выполните морфемный разбор слов под цифрой «1»;
6. Выполните словообразовательный разбор слов под цифрой «2»;
7. Выполните морфологический разбор слов под цифрой «3».
Вопрос 2