Нормы литературного произношения (ударение в слове)

РАБОТА НАД ГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ В ЗВУКОСОЧЕТАНИЯХ

Для тренировки в четком и внятном произношении гласных звуков предлагаем упражнения в виде таблиц из основных и йотированных гласных звуков и из сочетаний гласных.

Таблица основных гласных:

Х.и,э,а,о,у,ы

Таблица йотированных гласных:

2. е (йе), я (йа), ё (йо), ю (йу)

Из этих таблиц составляем различные звукосочетания:

3. иэ, эа, ао, оу, уы

4. эе, ая, оё, ою (для усвоения различия между основными и

йотированными звуками)

Задание

Подготовьте самостоятельно упражнение, подставив к таб­лице основных гласных звуков любой звук из таблиц 3 и 4, на­пример:

5. аи аэ ао ау аы

6. яи яэ яа яо яу яы

7. ои оэ оа оу оыит.п. Отработайте эти таблицы звукосочетаний, выполняя все

предлагаемые нами методические указания.

Таблицы, составленные по этому принципу, помогут вырабо­тать правильную артикуляцию гласных звуков в ударном слогв'

JL

Еще раз напоминаем, что студент должен хорошо знать, как рабо­тают артикуляционные органы при произнесении каждого звука.

Задание

Тем, у кого очень неподвижный рот, или у кого речь «сквозь зубы», рекомендуем такой прием. Взять звукосочетания аи-аэ-ао-ау-аы. Каждое звукосочетание повторить по три раза: аи-аи-аи, аэ-аэ-аэ, ао-ао-ао, ау-ау-ау, аы-аы-аы.Подобную работу мож­но проделать со всеми сочетаниями гласных звуков.

Выполняя упражнения, наметьте заранее, в каком месте вам удобнее сделать «добор» дыхания; в местах «добирания» не пре­рывайте речевой поток, не «ставьте точку» после каждого зву­косочетания, а произносите все плавно, как единое целое, с од­ной только точкой в конце.

У некоторых студентов наблюдается неверное произношение звуков э и е.

Звук э, так называемый «широкий» звук, произносите в сло­вах это, этот, поэтому, при этом и в иностранных именах и словах, например: Эльза, Эмма, экстра и др. Вместо «широко­го» э некоторые произносят «узкий» е — звук, близкий по зву­чанию гласному е: ехать, есть и т.п. Или вместо четкого йоти­рованного звука е, который необходим в русских словах типа если, ельник, произносят что-то среднее между эае.

Для усвоения различия между гласными э и е обратитесь к артикуляции данных звуков. При произнесении «узкого» е кон­чик языка касается нижних зубов, спинка языка приближает­ся к твердому нёбу, а при произнесении «широкого» э кончик языка не касается нижних зубов и спинка языка не приближа­ется к твердому нёбу.

Для формирования навыков правильного произношения э и е примените способ сравнения: произнесите вслух, вниматель­но слушая себя, слова этот—если—эхо—есть—эпос—ехать и проследите за поведением языка.

Для некоторых людей трудным оказывается звук ы. Он бы­вает близок по звучанию к звуку и (у людей украинской нацио­нальности). Студентам с этим недостатком прежде всего следу­ет вернуться к артикуляции звуков и и ы и обратить внимание На поведение языка при их произнесении.

Встречается неточное произношение губного гласного о. При правильной артикуляции звука о губы принимают °вальную форму. При неточном произношении о губы несколь-

нормы литературного произношения (ударение в слове) - student2.ru ко растянуты и форма рта близка к форме, характерной для ар­тикуляции а.

Для исправления указанного недостатка в произношении гласного о, произнесите вслух несколько раз звукосочетание ао и внимательно следите (с помощью зеркала) за артикуляцией губ. Некоторым будет полезно «протянуть» звук о: ооо, удер­живая рот в овальном положении, чтобы зафиксировать пра­вильную артикуляцию губ.

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

С работы над словами начинается практическое освоение норм литературного произношения современного русского языка.

Правильно произнести слово — это означает не только вер­но поставить ударение. Наряду с ударным слогом, ударным гласным есть безударные слоги, безударные гласные звуки. Добиваясь четкости, внятности произношения гласных в ударном слоге в словах, необходимо научиться произносить слово ритмически верно, т.е. следить за его произнесением в целом.

Для усвоения фонетики русского языка необходимо знать и уметь применять в речи правила произношения ударных и без­ударных гласных.

Эти правила надо записать. Но заучивать их не следует. Выполняя домашние задания и работая в аудитории под наблю­дением педагога, вы практически усвоите правила произноше­ния гласных звуков.

НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ (УДАРЕНИЕ В СЛОВЕ)

Главная особенность произношения слова в русском язы­ке — четкое произнесение гласных в ударном слоге. Что же касается безударных гласных, то все они изменяются по дли­тельности — количественно, а некоторые изменяются и ка­чественно.

В русском языке ударение свободное, не прикрепленное к одному определенному слову (начальному, предпоследнему или конечному), как это можно наблюдать в ряде других язы­ков. Разноместность ударения в русском языке представля­ет большие трудности при освоении норм литературного про­изношения.

Роль ударного слога в слове выступит наглядно, если рассмот­реть группы слов, имеющих одинаковое написание, но значе­ние которых зависит от места ударения, например:

паром паром скачки скачки

дорогой дорогой броня броня

острота острота безобразный безобразный

пропасть пропасть целую целую

Задание

Подберите слова, у которых изменение ударного слога меня­ет их значение.

Работая над своей речью, следует особое внимание обращать ** те слова, которые в быту часто произносятся с неправиль-^м Ударением. К распространенным ошибкам относится, на-"Ример, неправильное ударение в слове звонить: «звонишь»,





нормы литературного произношения (ударение в слове) - student2.ru нормы литературного произношения (ударение в слове) - student2.ru «звоните», «позвоните» вместо звоню, звонишь, звоните, по­звоните.

С первых занятий студентам надо усвоить, что многие глаго­лы, например, понять, отнять, принять, отдать, взять и др., в фор­ме прошедшего времени женского рода требуют ударения на кон­це слова: поняла, отняла, приняла, взяла, отдала, а не «поняла», «отняла», «приняла», «отдала», «взяла», а употребляя форму прошедшего времени мужского рода следует говорить понял, от­дал, отнял, а не «понял», «отдал», «отнял».

Задание

Для освоения правильного произношения подобных слов про­склоняйте глаголы:

позвоню позвонишь позвонит я приняла ты приняла он принял
звоним звоните звонят мы поняли вы поняли они поняли
звоню звонишь звонит я приняла ты поняла он понял

позвоним позвоните позвонят мы приняли вы приняли они приняли

В современном русском языке возможны варианты произно­шения. Например, имя существительное деньги в творительном и предложном падежах, согласно нормам русского современно­го произношения, следует произносить с ударением на втором слоге: деньгами, о деньгах, но можно ставить ударение и на пер­вом слоге: деньгами, о деньгах. Произнесение этого слова с уда­рением на первом слоге в словаре указывается как допустимое.

Для отработки произношения гласных в ударном слоге мы предлагаем следующие слова:

Изверг. Эрос. Астра. Остров. Устрицы.

Иволга. Эпос. Арфа. Образ. Угол.

Работая с этими словами, произнося их вслух, следите, что­бы темп вашей речи не был быстрым. Произносите каждое сло­во осмысливая его значение. Мы сознательно поставили здесь точки. Это означает, что каждое слово представляет собой от­дельную смысловую единицу и, произнося его вслух, надо ста­вить точку голосом (точка требует понижения голоса).

В тех случаях, когда смысл какого-либо слова вам непоня­тен, рекомендуем пользоваться толковым словарем русского ЛИ-

тературного языка. Можно также пользоваться любым слова­рем русского литературного языка. В настоящее время наиболее распространенным является «Словарь русского языка» С.И.Ожегова (М., 1963, любое переиздание).

Необходимые сведения по вопросам ударения вы найдете в специальных словарях. Таковыми в настоящее время являются «Русское литературное произношение и ударение» (под ред. Р.И.Аванесова и С.И.Ожегова. —М., 1955; 1960), «Словарь уда­рений для работников радио и телевидения» (под ред. Д.Э.Ро-зенталя. — М., 1967). Эти словари будут вам чрезвычайно по­лезны для занятий по освоению норм русского литературного произношения.

Наши рекомендации