Нормы литературного произношения (ударение в слове)
РАБОТА НАД ГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ В ЗВУКОСОЧЕТАНИЯХ
Для тренировки в четком и внятном произношении гласных звуков предлагаем упражнения в виде таблиц из основных и йотированных гласных звуков и из сочетаний гласных.
Таблица основных гласных:
Х.и,э,а,о,у,ы
Таблица йотированных гласных:
2. е (йе), я (йа), ё (йо), ю (йу)
Из этих таблиц составляем различные звукосочетания:
3. иэ, эа, ао, оу, уы
4. эе, ая, оё, ою (для усвоения различия между основными и
йотированными звуками)
Задание
Подготовьте самостоятельно упражнение, подставив к таблице основных гласных звуков любой звук из таблиц 3 и 4, например:
5. аи аэ ао ау аы
6. яи яэ яа яо яу яы
7. ои оэ оа оу оыит.п. Отработайте эти таблицы звукосочетаний, выполняя все
предлагаемые нами методические указания.
Таблицы, составленные по этому принципу, помогут выработать правильную артикуляцию гласных звуков в ударном слогв'
JL
Еще раз напоминаем, что студент должен хорошо знать, как работают артикуляционные органы при произнесении каждого звука.
Задание
Тем, у кого очень неподвижный рот, или у кого речь «сквозь зубы», рекомендуем такой прием. Взять звукосочетания аи-аэ-ао-ау-аы. Каждое звукосочетание повторить по три раза: аи-аи-аи, аэ-аэ-аэ, ао-ао-ао, ау-ау-ау, аы-аы-аы.Подобную работу можно проделать со всеми сочетаниями гласных звуков.
Выполняя упражнения, наметьте заранее, в каком месте вам удобнее сделать «добор» дыхания; в местах «добирания» не прерывайте речевой поток, не «ставьте точку» после каждого звукосочетания, а произносите все плавно, как единое целое, с одной только точкой в конце.
У некоторых студентов наблюдается неверное произношение звуков э и е.
Звук э, так называемый «широкий» звук, произносите в словах это, этот, поэтому, при этом и в иностранных именах и словах, например: Эльза, Эмма, экстра и др. Вместо «широкого» э некоторые произносят «узкий» е — звук, близкий по звучанию гласному е: ехать, есть и т.п. Или вместо четкого йотированного звука е, который необходим в русских словах типа если, ельник, произносят что-то среднее между эае.
Для усвоения различия между гласными э и е обратитесь к артикуляции данных звуков. При произнесении «узкого» е кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приближается к твердому нёбу, а при произнесении «широкого» э кончик языка не касается нижних зубов и спинка языка не приближается к твердому нёбу.
Для формирования навыков правильного произношения э и е примените способ сравнения: произнесите вслух, внимательно слушая себя, слова этот—если—эхо—есть—эпос—ехать и проследите за поведением языка.
Для некоторых людей трудным оказывается звук ы. Он бывает близок по звучанию к звуку и (у людей украинской национальности). Студентам с этим недостатком прежде всего следует вернуться к артикуляции звуков и и ы и обратить внимание На поведение языка при их произнесении.
Встречается неточное произношение губного гласного о. При правильной артикуляции звука о губы принимают °вальную форму. При неточном произношении о губы несколь-
ко растянуты и форма рта близка к форме, характерной для артикуляции а.
Для исправления указанного недостатка в произношении гласного о, произнесите вслух несколько раз звукосочетание ао и внимательно следите (с помощью зеркала) за артикуляцией губ. Некоторым будет полезно «протянуть» звук о: ооо, удерживая рот в овальном положении, чтобы зафиксировать правильную артикуляцию губ.
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ
С работы над словами начинается практическое освоение норм литературного произношения современного русского языка.
Правильно произнести слово — это означает не только верно поставить ударение. Наряду с ударным слогом, ударным гласным есть безударные слоги, безударные гласные звуки. Добиваясь четкости, внятности произношения гласных в ударном слоге в словах, необходимо научиться произносить слово ритмически верно, т.е. следить за его произнесением в целом.
Для усвоения фонетики русского языка необходимо знать и уметь применять в речи правила произношения ударных и безударных гласных.
Эти правила надо записать. Но заучивать их не следует. Выполняя домашние задания и работая в аудитории под наблюдением педагога, вы практически усвоите правила произношения гласных звуков.
НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ (УДАРЕНИЕ В СЛОВЕ)
Главная особенность произношения слова в русском языке — четкое произнесение гласных в ударном слоге. Что же касается безударных гласных, то все они изменяются по длительности — количественно, а некоторые изменяются и качественно.
В русском языке ударение свободное, не прикрепленное к одному определенному слову (начальному, предпоследнему или конечному), как это можно наблюдать в ряде других языков. Разноместность ударения в русском языке представляет большие трудности при освоении норм литературного произношения.
Роль ударного слога в слове выступит наглядно, если рассмотреть группы слов, имеющих одинаковое написание, но значение которых зависит от места ударения, например:
паром паром скачки скачки
дорогой дорогой броня броня
острота острота безобразный безобразный
пропасть пропасть целую целую
Задание
Подберите слова, у которых изменение ударного слога меняет их значение.
Работая над своей речью, следует особое внимание обращать ** те слова, которые в быту часто произносятся с неправиль-^м Ударением. К распространенным ошибкам относится, на-"Ример, неправильное ударение в слове звонить: «звонишь»,
«звоните», «позвоните» вместо звоню, звонишь, звоните, позвоните.
С первых занятий студентам надо усвоить, что многие глаголы, например, понять, отнять, принять, отдать, взять и др., в форме прошедшего времени женского рода требуют ударения на конце слова: поняла, отняла, приняла, взяла, отдала, а не «поняла», «отняла», «приняла», «отдала», «взяла», а употребляя форму прошедшего времени мужского рода следует говорить понял, отдал, отнял, а не «понял», «отдал», «отнял».
Задание
Для освоения правильного произношения подобных слов просклоняйте глаголы:
позвоню позвонишь позвонит я приняла ты приняла он принял |
звоним звоните звонят мы поняли вы поняли они поняли |
звоню звонишь звонит я приняла ты поняла он понял |
позвоним позвоните позвонят мы приняли вы приняли они приняли
В современном русском языке возможны варианты произношения. Например, имя существительное деньги в творительном и предложном падежах, согласно нормам русского современного произношения, следует произносить с ударением на втором слоге: деньгами, о деньгах, но можно ставить ударение и на первом слоге: деньгами, о деньгах. Произнесение этого слова с ударением на первом слоге в словаре указывается как допустимое.
Для отработки произношения гласных в ударном слоге мы предлагаем следующие слова:
Изверг. Эрос. Астра. Остров. Устрицы.
Иволга. Эпос. Арфа. Образ. Угол.
Работая с этими словами, произнося их вслух, следите, чтобы темп вашей речи не был быстрым. Произносите каждое слово осмысливая его значение. Мы сознательно поставили здесь точки. Это означает, что каждое слово представляет собой отдельную смысловую единицу и, произнося его вслух, надо ставить точку голосом (точка требует понижения голоса).
В тех случаях, когда смысл какого-либо слова вам непонятен, рекомендуем пользоваться толковым словарем русского ЛИ-
тературного языка. Можно также пользоваться любым словарем русского литературного языка. В настоящее время наиболее распространенным является «Словарь русского языка» С.И.Ожегова (М., 1963, любое переиздание).
Необходимые сведения по вопросам ударения вы найдете в специальных словарях. Таковыми в настоящее время являются «Русское литературное произношение и ударение» (под ред. Р.И.Аванесова и С.И.Ожегова. —М., 1955; 1960), «Словарь ударений для работников радио и телевидения» (под ред. Д.Э.Ро-зенталя. — М., 1967). Эти словари будут вам чрезвычайно полезны для занятий по освоению норм русского литературного произношения.