Наиболее значимые произведения в жанре романа были созданы
в XIX веке - «Евгений Онегин» А. С. Пущкина, «Герой нашего време ни» М. Ю. Лермонтова, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Преступление
и наказание» Ф. М. Достоевского», «Обломов» И. А. Гончарова и т.д.
РОМАНТЙЗМ (фран. гоmanИsme) — художественный метод и литературное направление, сложивщиеся в конце XУ1Г1— началеXIX вв. Романтики, отвергая повседневную жизнь современного им цивилизованного общества как скучную и бесцветную, стремились ко всему необычному — мистике, фантастике, тайне. Низменному практицизму они противопоставляли возвышенные чувства и стра сти, богатую духовную жизнь (искусство, философию, религию), стремление к идеалу. Для романтиков человек — малая вселенная, микрокосмос, яркая индивидуальность. Герой произведений ро мантизма — сильная, свободная, борющаяся с рутиной личность, исключительный герой в исключительных обстоятельствах. Русские романтики обращались к устному народному творчеству, использова ли фольклорные образы, сюжеты, средства художественной изобрази тельности (В. А. Жуковский «Светлана, М. Ю. Лермонтов «Мцыри»).
256 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017
Черты романтизма заметны в лирике А. С. Пушкина, М. Ю. Лермон това, Ф.М. Тютчева, А. А. Фета, ранних рассказах М Горького и т.д.
РОМАН-ЭПОПЕЯ — жанр эпоса, сочетающий в себе черты ро мана и эпопеи. Такое произведение с особой полнотой охватывает ту или иную историческую эпоху в многослойном сюжете. Судьба лич ности в её индивидуальных нравственных исканиях (черта романа) тесно связана с судьбами страны и нпрода (черта эпопеи); характеры формируются и эволюционируют под влиянием крупнейших истори ческих событий. К числу произведений этого жанра относятся «Вой на и мир» Л. Н. Толстого, «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Н. Толстого.
С
САРКАЗМ (от греч. saгказтов~ насмешка) — гневная, язвитель ная, открытая насмешка над изображаемым, высшая степень иро нии. Такова, например, эпиграмма А. С. Пушкина «На Аракчеева»:
Всей России притеснитель, Губернаторов мучитель
И Совета он учитель,
И царю он — друг и брат. Полон злобы, полон мести, Без ума, без чувств, без чести.
Кто ж он ? Преданный без лести,
...грошевой солдат.
САТЙРА (от лат.капга— переполненное блюдо, мешанина) — 1.Вид кодического: беспощадноенсмеяниенищественно вредных
явлений и человеческих пороков. Сатирический смех имеет массу оттенков, а диапазон сатирических произведений необычайно ши рок: от «сатиры на нравы» Н. В. Гоголя («Ревизор», «Мёртвые души») и А. Н. Островского («Гроза») до политической сатиры М. Е. Салты кова-Щедрина («История одного города», сказки). За сатирическим смехом всегда скрывается определённая позиция писателя, понима ние того, каким должен быть осмеиваемый предмет, если он был бы лишён комических противоречий. Авторская позиция выражает ся через критику, отрицание самого предмета изображения или его
Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы |
отдельных свойств. Сатира определяет специфику многих литератур ных жанров: басни, эпиграммы, памфлета, фельетона, комедии.
2. Жанр лирической поэзии, возникший ещё в античности. Глав ным жанровым признаком сатиры является осмеяние самых разно образных явлений жизни. Жанровые признаки сатиры обнаружива ются в заключительных 16 строках стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта», в стихотворении В. В. Маяковского «Прозаседавши еся».
СВОБОДНЫЙ СТИХ, или ВЕРЛЙБР (фр. vers иЬre) - разно видность стиха, лишённого рифмы и метра и сохранившего только один признак, отличающий его от прозы, — заданное членение на соотносимые и соизмеримые строки, которое отмечается в тексте графическим их расположением. Например;
Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся, Наполнила комнату Ароматом воздуха и духов, Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям Болтовнёй.
(А. А. Блок)
СЕНТИМЕНТАЛЙЗМ (от франц. seпИmеШ- чувство, чувстви тельность) — художественный метод и литературное направление, сложившиеся во второй половине XVIII в. Сентиментализм про тивопоставлял классицизму повышенный интерес к человеческой личности (независимо от сословия), её чувствам и переживаниям, внутренней жизни. Большое значение для символизма имели карти ны природы, на фоне которых с особой эмоциональностью раскры валось состояние души героя. Основоположником сентиментализма в России был Н. М. Карамзин (повесть «Бедная Лиза»).
СЙМВОЛ (от греч. symbolon — условный знак, примета) - мно гозначный иносказательный образ, основанный на подобии, сходст ве или общности предметов и явлений жизни. Пользуясь символами, художник не показывает вещи, а лишь намекает на них, заставляет
17.3ак.№33
258 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017
нас угадывать смысл неясного, раскрывать «слова-иероглифы». Та ким образом, символ всегда имеет переносное значение; это троп. В отличие от аллегории, символический образ не имеет прямолиней ного, рассудочного значения. Он всегда сохраняет живые, эмоцио нальные ассоциации с широким кругом явлений.