Философское преломление получает мотив любви в стихотворении «Нищий». В центре первых двух строф — образ нищего, в руку которого, вместо хлеба, положили камень. Поэт проводит параллель между нищим

и влюблённым, развивая мысль о том, что обманутый в чувствах человек подобен обманутому нищему.

В стихотворении «Молитва» философски осмысляется один из самых сокровенных моментов человеческой жизни — общение с Богом. Лер­ монтов описывает преображающую силу молитвы, что точно выражают эпитеты в словосочетаниях «молитва чудная», «сила благодатная», «святая прелесть». В третьей, финальной, строфе эта мысль утверждается. Имен­ но молитва помогает лирическому герою «счастье постигнуть на земле»

и «в небесах видеть Бога».

В выводе подчеркните, что мотивы и образы, встречающиеся в фило­ софской лирике М Ю. Лермонтова, разнообразны.

17.2.Какова роль антитезы в роване-эпопее Л.Н. Толстого «Война

и мир»?

Размышляя над вопросом, обратите внимание на то, что принцип антитезы прослеживается уже в заглавии романа. Противопоставление отражает философский смысл изображённого Толстым исторического процесса, у которого два состояния: либо война, либо мир. Эти два поня­ тия чётко определены писателем. Война представлена им как «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», а мир - как жизнь людей без войны под мирным небом и без пролития невинной крови.

В романе изображаются две войны. Покажите, что эти историче­ ские события противопоставлены автором. Первая война, 1805-1807 гг., не имеет смысла для русского человека, в то время как война 1812 года воспринимается многими героями как личная трагедия. Далее подчерк­ ните, что в обстоятельствах войны раскрываются герои, чувства и по­ мыслы которых подчинены одному — победе над врагом. Так, например,


Справочные материалы к ответам части 2. Вариант 14

и купец Ферапонтов в сцене оставления Смоленска, и Наташа, выезжаю­ щая из Москвы, забывают о своих личных целях. Таким образом, Толстой показывает, что в ситуации войны люди сплачиваются и действуют сооб­ ща. Им Толстой противопоставляет героев, не способных осознать зна­ чимость ситуации. Одним из них является Берг, который даже в ситуации войны не оставляет своих корыстных целей (покупка «шифоньерочки»). Так в романе реализуется основная идея Толстого — «мысль народная».

Необходимо прокомментировать противопоставление Наполеона

и Кутузова. Кутузов воплощает идею единства русского мира, а Напо­ леон — эгоистический произвол. Они являются основными антиподами романа. Полководцы по-разному относятся к армии, к своим солдатам и к славе, В отличие от Наполеона, Кутузов равнодушен к славе. Главное для него — победа русской армии и изгнание неприятеля с родной земли. Наполеон, напротив, мнит себя величайшим героем истории.

В двух образах полководцев Толстой воплотил не только два разных принципа отношения к жизни. Автор отразил в них идею войны и мира. Поэтому героям, тяготеющим к полюсу Наполеона, свойственны эгоизм, лицемерие, расчётливость. Таковы Анна Павловна Шерер, Курашны

и другие. Герои же, близкие Кутузову, воплощают идею любви и добра,

а значит - мира. Это Наташа Ростова, Марья Болконская, некоторые военные - капитан Тушин, Денисов. Центральные же герои романа -

Андрей Болконский и Пьер Безухов - проходят путь от наполеоновского восприятия мира к кутузовскому, тем самым отказываясь от ложных цен­ ностей и приобретая истинные идеалы.

Вывод обязательно логически свяжите с формулировкой вопроса. Ан­ титеза является главным композиционным принципом в романе «Война и мир». Противопоставление становится важным способом изображения характеров и средством создания исторического пространства. Именно этот принцип обеспечивает целостность произведения, несмотря на эпи­ чески масштабную картину миру, идейную насыщенность, широкие вре­ менные рамки и большое количество героев.

17.3.Каким вмоэме А.Т.ТвардовскогооВасилий Тёркин» предстаёт

Образ русского соддата?

Охарактеризуйте образ Тёркина, объединяющий композицию произ­ ведения в единое целое. Он рядовой пехотинец из смоленских крестьян. Покажите, что в образе Тёркина воплощаются лучшие черты русского сол­ дата и народа в целом. Судьба главного героя становится олицетворени­ ем национальной силы духа, воли к жизни. Сделайте акцент на том, что, описывая будни и сражения, автор изображает героя в разных ситуациях.

202 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

подчёркивая в нём черты, свойственные русскому человеку: его смекал­ ку, находчивость, задор, смелость, умение не унывать в трудную минуту жизни, своим оптимизмом зажечь других. Проплыв в ледяной воде с ра­ портом, «ни зубами, ни губами не работает», он, чуть оправившись, тут же с юмором говорит;

-Доктор, доктор, а нельзя ли Изнутри погреться мне.

Чтоб не всё на кожу тратить ?..

Наши рекомендации