В начале своего рассужцения отметьте, что указанный мотив связан как с разработкой темы путешествия, так и с нравственно-философским осмыслением человеческих судеб и истории страны.

Покажите, что железная дорога становится символом рока, судьбы женщины в блоковском стихотворении «На железной дороге». С желез­ ной дорогой связаны её мечты о счастье, и они этой же дорогой были разрушены:

Не подходите к ней с вопросами, Вам всё равно, а ей- довольно: Любовью, грязью иль колёсами Она раздавлена - всё больно.

Данный мотив находит развитие в неоконченной поэме «Сороко­ уст» С. А. Есенина, чей герой с горечью констатирует, как «живых ко­ ней победила стальная конница». Красногривому жеребёнку не угнать­ ся за железным «конём», как не успеть деревне за прогрессом городской цивилизации. В романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» образы военных эшелонов, которые охраняют часовые красной и белой армий, создают композиционное «кольцо». Оба постовых символически оказываются под звёздами любви и смерти - пастушеской Венерой и красным, дрожащим Марсом.

Вспомните, что важный эпизод романа Н. А. Островского «Как за­ калялась сталь» связан со строительством узкоколейки — своеобразным восхождением главного героя Павки Корчагина к святости через подвиг труда и отречения. Образ бронепоезда становится символом революции, железного пути Родины и в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго». На железнодорожной станции происходит встреча Корчагина и его юно­ шеской любви Тони Тумановой («Как закалялась сталь»), Юрия Живаго и Павла Антипова («Доктор Живаго»). С образом ускользающего времени, потерянной Родины и утраченного счастья сопрягается железная дорога в романе В. В. Набокова «Машенька». В стихотворении Н.М. Рубцова «Поезд» автор связывает свою судьбу с движением локомотива:

Вместе с ним ияв просторе мглистом Уж не смею мыслить о покое.

Мчусь куда-то с лязганьем и свистом, Мнусь куда-то с грохотом и воем...

158 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

В качестве выводов укажите, что идейно-художественные функ­ ции мотива железной дороги в эпических и лирических произведенияхXX века многообразны и приобретают этико-философское содержаниепо сравнению с общественной и политической проблематикой XIX века.

17.1. Что даёт основание В.Ф. Ходасевичу утверждать, что «поэзия Лер­ монтова - поэзия страдающей совести»?

Размышляя над тезисом, отметьте сочетание в лирическом сюжете лермонтовских стихотворений отрицания света с тоской по идеалу; слож­ ность его мироощущения, выразившуюся в стихотворениях «Как часто, пёстрою толпою окружён...», «Дума», «Из-под таинственной холодной полумаски...», «Смерть поэта».

Подчеркните, что рефлексия лермонтовского героя выливается в фор­ мы исповеди, мольбы, монолога. Лирические произведения М. Ю. Лер­ монтова полны противоречивых столкновений веры и неверия, жажды гармонии и её отрицания. Жажда дерзновенного бытия роднит героя М. Ю. Лермонтова с Дж. Г. Байроном и Наполеоном («Наполеон»). Гор­ дость сердца, мужественность борьбы, пылкость чувств находит отраже­ ние и в произведениях, исполненных социального критицизма («Из-под таинственной холодной полумаски...», «Как часто, пёстрою толпою окру­ жён...»). Ранее в знаменитом послании «Смерть поэта» М. Ю. Лермонтов скажет о «Божьем суде», восприняв трагическое событие с эмоциональ­ ным надрывом и верой в высшую справедливость. Само определение, данное А. С. Пушкину, может быть в полной мере отнесено и к его преем­ нику — «невольник чести».

Подводя итоги, укажите, что с наибольшей силой тема певца, живой совести народа, звучит в стихотворении «Пророк». Поэт не идеализирует историю Родины в одноимённом произведении, поскольку eё^ слава ку­ плена кровью. Тема позднего раскаянья найдёт своё развитие в «Думе»:

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потдмок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом.

17.2. Согласны ли вы с мнением Д. С. Мережковского о романе «Обло­ мов»: «Гончаров показывает нам не только влияние характера на среду, на все мелочи бытовой обстановки, но и обратно — влияние среды на характер»?

В начале сочинения прокомментируйте первую часть утверждения

Д. С. Мережковского. Рассмотрите отношение главного героя рома­ на к предметам интерьера, к окружающей обстановке, объясните его


Справочные материалы к ответам части 2. Вариант б

нежелание беспокоиться о наведении порядка и чистоты в доме. Вспом­ ните детали, указывающие на равнодушие Обломова к материальному благополучию: прошлогодние газеты, пыль, диван со сломанной спинкой. Именно разлад с дорогими сердцу вещами свидетельствует о тяге к пере­ менам. Во время своего романа с Ольгой Ильинской герой неожиданно «изменяет» своему домашнему костюму, переодевается в сюртук, начи­ нает много ходить, знакомиться с печатными новинками. Отметьте сим­ волическую роль деталей в романе. Знаменитый халат и домашние туф­ ли олицетворяют конфликт между бездействием и ж?ланием преодолеть свою натуру. В привязанности к вещам, вплоть до прямой зависимости, разрабатывается известный гоголевский приём овеществления человека.

Покажите, что проблема влияния среды на характер героя и обратно решается автором «Обломова» неоднозначно. С одной стороны, из знаме­ нитого сна Ильи Ильича мы узнаём, что среднерусская природа во мно­ гом обусловила неспешный, мягкий характер гончаровского персонажа. Вместе с тем именно крепостнический уклад определил барственное, вальяжное поведение героя, на которого и за которого трудились «три­ ста Захаров». Но и «голубиную нежность», и «золотое сердце» Обломова вскормил российский стиль бытия. Недаром герой И. А. Гончарова сбли­ жается самим писателем с былинным богатырём Ильёй Муромцем.

В заключении подчеркните диалектический характер решения заяв­ ленной в тезисе Д. С. Мережковского проблемы.

Наши рекомендации