Тема 6. Творчество А.А.Дельвига

Дружба и сотрудничество Пушкина и Дельвига. Античное начало лирики Дельвига, ценимое Пушкиным. Идиллии и русские песни А. Дельвига. Пушкин и Дельвиг как издатели «Литературной газеты».

Тема 7. Н.М.Языков

Вольнолюбивые «студентские» песни Н.М.Языкова, «хмель» его стихотворений. Реалии пушкинской биографии, запечатленные в стихотворениях Языкова и посланиях к нему Пушкина. Мировоззренческая эволюция поэта.

Тема 8. Е.А.Баратынский

Е.Баратынский как «поэт мысли», психологический анализ в его любовных элегиях («Разуверение», «Уныние», «Признание»). Поэмы Баратынского («Пиры», «Эда», «Бал»). Пушкин о поэте – современнике. Объединяющая поэтов тема «железного века».

Тема 9. А. В. Кольцов

Становление творческого дарования и жизненная судьба Кольцова. Традиции литературного жанра русской песни и органичная народность стихотворений Кольцова. Пушкинский опыт освоения фольклорных жанров и оригинальный творческий путь Кольцова. Стихотворение «Урожай» в пушкинском «Современнике». Поэзия земледельческого труда, цельность народной души в стихах Кольцова, жизнелюбивая религиозность; мотивы удали, богатырства, природной мощи. Отклик А.В.Кольцова на гибель Пушкина. Образ поэта в стихотворении «Лес».

Тема 10. Значение пушкинской плеяды в истории русской литературы

Понятие «пушкинская плеяда», признаки общей стиховой культуры в творчестве поэтов пушкинского круга, своеобразие каждого из них. Судьба поэтов пушкинского круга после гибели Пушкина. Образ поэтического братства, идеи высокого общественного служения и ответственности писателя, единство этических и эстетических критериев – наследие пушкинской плеяды в истории становления отечественной литературы.

Фонд оценочных средств

4.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Компетенции/ этапы, уровни Начальный этап/базовый уровень Основной этап/средний уровень Завершающий этап/итоговый уровень
способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов (ОПК-3); Введение в литературоведение История зарубежной литературы История русской литературы Устное народное творчество История русской литературной критики Актуальные проблемы литературы ХХ в Литература Костромского края Литература русского зарубежья Традиции и новаторство русской поэзии ХХ века Текстология Русская литература XIX века в историко-функциональном освещении Типология речевых жанров Христианская традиция в русской литературе ХIХ века Поэзия Серебряного века Современная русская литература Современная зарубежная литература Пушкин и поэты его плеяды Преддипломная практика Курсовые работы

Критерии и показатели оценивания компетенций на различных этапах их формирования



В отношении компетенции: способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов (ОПК-3);
Критерии/Уровни Минимальный Средний Итоговый
Когнитивный (знания)   ‑ владеть знаниями о признаках художественной общности и творческой индивидуальности поэтов, объединенных понятием «пушкинской плеяды»; знать факты их биографии и творчества, содержание наиболее масштабных произведений, особенности мировоззренческой и литературно-критической позиции, знать основные литературоведческие источники по биографии и творчеству Пушкина и поэтов его круга.  
Инструментальный (умения, навыки)   ‑ владеть умениями анализировать произведения поэтов пушкинской плеяды в историко-культурном контексте, сопоставлять их по содержательным и формальным признакам; создавать научные сообщения и рефераты по различным аспектам изучаемой темы с использованием разных источников информации. составлять библиографию по широким и узким научно-исследовательским темам, относящимся к творчеству Пушкина и поэтов его круга, а также к проблемам историко-литературного процесса данного периода.  


Шкала оценивания

При оценивании сформированности компетенций по дисциплине «Пушкинские традиции в литературе 19 в.» используется оценка «зачет» - «незачет».

«Зачет» ставится, если студент демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателям, оперирует приобретенными знаниями умениями как на практических занятиях, так и при выполнении самостоятельной работы или в целом демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателям: основные знания, умения освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности при анализе ранее не изучавшихся текстов или затруднения в интерпретации новых историко-литературных фактов.

«Незачет» ставится, если студент демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателям: в ходе контрольных мероприятий допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний по истории русской литературы 11-18 веков и начала 19 в., студент испытывает значительные затруднения при анализе текстов, подготовке конспектов, докладов, сообщений по указанной теме, а также если студент демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность (менее 25%) знаний, умений, навыков в соответствии с приведенными показателями.

4.4. Типовые контрольные задания

способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов (ОПК-3);
Критерии/Уровни Минимальный Средний Итоговый
Когнитивный (знания)   Охарактеризовать эстетическую и мировоззренческую позицию А.А.Дельвига. Подготовить сообщение о литературно-критической деятельности В.К.Кюхельбекера  
Инструментальный (умения, навыки)   Проанализировать стихотворение Е.А.Баратынского «Муза», выявить сходство и различия в представлении Пушкина и Баратынского о предназначении поэта.  

Наши рекомендации