Языка в повседневном общении
Воспитатель наблюдает за речью детей в повседневном общении.
Вопросы для анализа речи детей
? Какие синтаксические конструкции использует ребенок в речи (нераспространенные, распространенные простые, сложносочиненные, сложноподчиненные предложения)?
? Использует ли в речи образные средства? Какие? Как часто? В каких видах деятельности (на занятиях, в общении со взрослыми, со сверстниками)?
Высокий уровень
Ребенок использует в речи разнообразные синтаксические конструкции (распространенные простые, сложносочиненные, сложноподчиненные предложения), употребляет образные средства языка (устойчивые выражения, сравнения, слова с уменьшительными и увеличительными суффиксами и т.д.), заимствованные из художественной литературы и речи взрослых, в зависимости от ситуации и в разных видах деятельности (на занятиях, в общении со взрослыми, со сверстниками).
Средний уровень
Ребенок использует в речи в основном простые предложения; при употреблении сложных допускает ошибки, которые может исправить с помощью подсказки взрослого. Образные средства языка употребляет редко, наблюдаются единичные случаи.
Низкий уровень
Ребенок использует в речи преимущественно простые предложения; при употреблении сложных допускает ошибки, которые может исправить только по образцу взрослого («скажи, как я»). Образные средства языка не употребляет.
Задание 3
Выявление умений подбирать к словам антонимы и синонимы
Определение умений подбирать антонимы к словам, предъявляемым в контексте.
Воспитатель: Я буду начинать предложение, а ты его закончишь.
² Принцесса красивая, а Баба Яга... (страшная, безобразная).
² Ночью темно, а днем... (светло).
² Когда мама хвалит мальчика, он радуется, а когда ругает, то... (грустит, огорчается, плачет).
² Черепаха ползет медленно, а лошадь бежит... (быстро).
² Торт сладкий, а лимон... (кислый).
Определение умений подбирать синонимы к словам, предъявляемым в контексте.
Воспитатель:
² Жила-была одна семья: бабушка, дедушка, мама, папа, их сыновья Алеша и Андрюша и дочери Маша и Наташа. Алеша и Андрюша, Маша и Наташа были большими сонями. Каждое утро их будили в детский сад всей семьей. Бабушка и дедушка обращались к каждому отдельно: «Алеша! Андрюша! Маша! Наташа! Пора вставать! Уже утро!». Папа говорил: «Ребята, пора вставать! Уже утро!». А мама называла их «малыши». Она говорила: «Малыши, пора вставать! Уже утро!».
? А как бы вы обратились к ним? (Дети)
² Построил себе Зайчик избушку лубяную, а Лиса ледяную.
? Как по-другому можно сказать? Построил себе зайчик что? (Дом)
² Пришла весна, у Лисы дом растаял. Попросилась она к Зайчику, а сама его и выгнала. Идет Зайчик по дороге и рыдает.
? Как можно еще сказать? Что делает Зайчик? (Плачет)
² Медведь гнал-гнал Лису из домика Зайчика, не выгнал. Собаки гнали-гнали Лису из домика Зайчика, не выгнали. А Петушок выгнал. Развеселился Зайчик.
? Как еще можно сказать? Что сделал Зайчик? (Обрадовался, рассмеялся)
Результаты, полученные в ходе выполнения заданий, фиксируются в таблице №1. Буквенные обозначения предъявляемого речевого материала и графы таблицы совпадают.
Таблица № 1
Антонимы и синонимы, названные детьми
Имя ребенка | а | б | в | г | д | е | ж | з | и |
Андрей С. | |||||||||
Артём К. |
За каждый правильный ответ, данный самостоятельно или с помощью воспитателя, ребенок получает 1 балл, за неправильный — 0 баллов.
Высокий уровень
Ребенок набирает 6 — 9 баллов.
Средний уровень
Ребенок набирает 4-5 баллов.
Низкий уровень
Ребенок набирает 0 — 3 балла.
Задание 4
Понимание значений многозначных слов и фразеологизмов
Воспитатель:
? О чем или о ком можно сказать «идет»? (человек, время, дождь)
? О чем или о ком можно сказать «сильный»? (человек, ветер)
? Какая бывает игла? (швейная, хвойная)
Воспитатель:
? Про кого говорят «мастер на все руки»?
? «Мастер на все руки» - это какой мастер?
? Встает «ни свет, ни заря» - это значит когда?
Если ребенок не отвечает самостоятельно, воспитатель предлагает слово или фразеологизм в контексте. Например: Сегодня на улице дует сильный... (ветер). Про кого еще можно сказать «сильный»? Хаврошечка вставала ни свет ни заря. Как ты думаешь, когда просыпалась Хаврошечка? И т.д.
Высокий уровень
Ребенок правильно, самостоятельно объясняет значения всех предлагаемых воспитателем многозначных слов и фразеологизмов.
Средний уровень
Ребенок правильно, но с помощью воспитателя в контексте объясняет значения некоторых предлагаемых воспитателем многозначных слов и фразеологизмов.
Низкий уровень
Ребенок не понимает значений предлагаемых воспитателем многозначных слов и фразеологизмов, молчит, отказывается отвечать.
Старшая группа
Задание 1
Выявление умений элементарного анализа