Языка в повседневном общении

Воспитатель наблюдает за речью детей в повседневном общении.

Вопросы для анализа речи детей

? Какие синтаксические конструкции использует ребенок в речи (нераспространенные, распространенные простые, сложносо­чиненные, сложноподчиненные предложения)?

? Использует ли в речи образные средства? Какие? Как часто? В каких видах деятельности (на занятиях, в общении со взрослыми, со сверстниками)?

Высокий уровень

Ребенок использует в речи разнообразные синтаксические конст­рукции (распространенные простые, сложносочиненные, сложнопод­чиненные предложения), употребляет образные средства языка (ус­тойчивые выражения, сравнения, слова с уменьшительными и увеличительными суффиксами и т.д.), заимствованные из художе­ственной литературы и речи взрослых, в зависимости от ситуации и в разных видах деятельности (на занятиях, в общении со взрослыми, со сверстниками).

Средний уровень

Ребенок использует в речи в основном простые предложения; при употреблении сложных допускает ошибки, которые может исправить с помощью подсказки взрослого. Образные средства языка употребляет редко, наблюдаются единичные случаи.

Низкий уровень

Ребенок использует в речи преимущественно простые предложе­ния; при употреблении сложных допускает ошибки, которые может исправить только по образцу взрослого («скажи, как я»). Образные средства языка не употребляет.

Задание 3

Выявление умений подбирать к словам антонимы и синонимы

Определение умений подбирать антонимы к словам, предъявляемым в контексте.

Воспитатель: Я буду начинать предложение, а ты его закончишь.

² Принцесса красивая, а Баба Яга... (страшная, безобразная).

² Ночью темно, а днем... (светло).

² Когда мама хвалит мальчика, он радуется, а когда ругает, то... (грустит, огорчается, плачет).

² Черепаха ползет медленно, а лошадь бежит... (быстро).

² Торт сладкий, а лимон... (кислый).

Определение умений подбирать синонимы к словам, предъявляемым в контексте.

Воспитатель:

² Жила-была одна семья: бабушка, дедушка, мама, папа, их сы­новья Алеша и Андрюша и дочери Маша и Наташа. Алеша и Андрюша, Маша и Наташа были большими сонями. Каждое утро их будили в детский сад всей семьей. Бабушка и дедушка обращались к каждому отдельно: «Алеша! Андрюша! Маша! Наташа! Пора вставать! Уже утро!». Папа говорил: «Ребята, пора вставать! Уже утро!». А мама называла их «малыши». Она говорила: «Малыши, пора вставать! Уже утро!».

? А как бы вы обратились к ним? (Дети)

² Построил себе Зайчик избушку лубяную, а Лиса ледяную.

? Как по-другому можно сказать? Построил себе зайчик что? (Дом)

² Пришла весна, у Лисы дом растаял. Попросилась она к Зайчи­ку, а сама его и выгнала. Идет Зайчик по дороге и рыдает.

? Как можно еще сказать? Что делает Зайчик? (Плачет)

² Медведь гнал-гнал Лису из домика Зайчика, не выгнал. Собаки гнали-гнали Лису из домика Зайчика, не выгнали. А Петушок выг­нал. Развеселился Зайчик.

? Как еще можно сказать? Что сделал Зайчик? (Обрадовался, рассмеялся)

Результаты, полученные в ходе выполнения заданий, фиксируются в таблице №1. Буквенные обозначения предъявляемого речево­го материала и графы таблицы совпадают.

Таблица № 1

Антонимы и синонимы, названные детьми

Имя ребенка а б в г д е ж з и
Андрей С.                  
Артём К.                  

За каждый правильный ответ, данный самостоятельно или с помощью воспитателя, ребенок получает 1 балл, за неправильный — 0 бал­лов.

Высокий уровень

Ребенок набирает 6 — 9 баллов.

Средний уровень

Ребенок набирает 4-5 баллов.

Низкий уровень

Ребенок набирает 0 — 3 балла.

Задание 4

Понимание значений многозначных слов и фразеологизмов

Воспитатель:

? О чем или о ком можно сказать «идет»? (человек, время, дождь)

? О чем или о ком можно сказать «сильный»? (человек, ветер)

? Какая бывает игла? (швейная, хвойная)

Воспитатель:

? Про кого говорят «мастер на все руки»?

? «Мастер на все руки» - это какой мастер?

? Встает «ни свет, ни заря» - это значит когда?

Если ребенок не отвечает самостоятельно, воспитатель предлага­ет слово или фразеологизм в контексте. Например: Сегодня на улице дует сильный... (ветер). Про кого еще можно сказать «сильный»? Хаврошечка вставала ни свет ни заря. Как ты думаешь, когда просы­палась Хаврошечка? И т.д.

Высокий уровень

Ребенок правильно, самостоятельно объясняет значения всех предлагаемых воспитателем многозначных слов и фразеологизмов.

Средний уровень

Ребенок правильно, но с помощью воспитателя в контексте объяс­няет значения некоторых предлагаемых воспитателем многозначных слов и фразеологизмов.

Низкий уровень

Ребенок не понимает значений предлагаемых воспитателем мно­гозначных слов и фразеологизмов, молчит, отказывается отвечать.

Старшая группа

Задание 1

Выявление умений элементарного анализа

Наши рекомендации