Занятие 2. Драматургия Н.В.Гоголя
Основные проблемы:
Место драматургии в творчестве Н.В.Гоголя. Художественное своеобразие пьесы «Женитьба». Творческая история и сценическая судьба комедии «Ревизор». «Игроки»:система образов пьесы.
Темы сообщений:
Комедия Гоголя «Ревизор» (1836), своеобразие конфликта, развития действия, развязки, выразительность характеров.
Образ Хлестакова.
Смысл немой сцены. Истолкование комедии автором.
Смысл развязки и эпиграфа комедии Гоголя “Ревизор”.
Литература для подготовки:
Основная
Лебедев Ю.В. История русской литературы XIX века. Учебник для вузов. В трех частях. Часть 1. 1800 – 1830-е годы. М., 2007. – С.408 – 444.
Дополнительная
Вишневская И.Л. Гоголь и его комедии. – М., 1976.
Войтоловская Э.Л. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор»: Комментарий. – Л., 1971.
Гоголь Н.В. Энциклопедия / Соколов Б.В. – М., 2007.
Манн Ю.В. Комедия Гоголя «Ревизор». – М., 1966.
Занятие 3,4. Поэма «Мертвые души» (1835-1841).
Основные проблемы:
История создания поэмы, особенности сюжета и жанра, масштаб замысла. Сатира и лирика в книге Гоголя, роль лирических отступлений. Понятие «пошлость» в художественном мире писателя. Тема «мертвых душ» в поэме, ее конкретный и обобщенно-этический, символический смысл. Ряд законченных, «вечных» человеческих типов, приемы создания характеров. Идея нравственного воскрешения, духовного восстановления человека. Лирическая тема России, диалог автора с отечеством; символический мотив дороги. Полемика вокруг «Мертвых душ».
Темы сообщений:
Творческая история поэмы «Мертвые души»
Жанровое своеобразие произведения
Приемы изображения помещиков и чиновников в поэме Гоголя.
Образ Чичикова.
Роль лирических отступлений в поэме
Гоголь после 1842 года, духовные искания писателя, судьба второго тома поэмы «Мертвые души».
Практические задания:
Объясните смысл названия поэмы Гоголя «Мертвые души».
Прокомментируйте приемы создания «вечных» человеческих типов в поэме.
Как прозвучала в тексте 6 главы поэмы (главы о Плюшкине) гоголевская идея воскрешения, духовного восстановления человека? Какова, по убеждению Гоголя, причина духовной смерти современного человека?
Раскройте значение лирических отступлений в поэме «Мертвые души», смысл диалога Гоголя с отечеством..
Литература для подготовки
Основная
Лебедев Ю.В. История русской литературы XIX века. Учебник для вузов. В трех частях. Часть 1. 1800 – 1830-е годы. М., 2007. – С. 444 – 475.
Дополнительная
Бахтин М.М. Рабле и Гоголь. Искусство слова и народная смеховая культура // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.
Белый А. Мастерство Гоголя. – М.-Л., 1934.
Виноградов В.В. Гоголь и натуральная школа. Этюды о стиле Гоголя / Виноградов В.В. Избр. труды: Поэтика русской литературы. – М., 1976.
Войтоловская Э.Л., Степанов А.Н. Н.В. Гоголь: Семинарий. – Л., 1962.
Воропаев В. «Духом схимник сокрушенный…» – М., 1994.
ГиппиусВ.В. Гоголь. – Л., 1924.
Гиппиус В.В. Творческий путь Гоголя // Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. – М.–Л., 1966.
Гоголь и мировая литература. – М., 1988.
Гоголь и русская литература XIX века. – Л., 1989.
Гоголь Н.В.: История и современность. – М., 1985.
Гоголь Н.В. Энциклопедия / Соколов Б.В. – М., 2007.
Гуковский Г А. Реализм Гоголя. – М., 1959.
Елистратова А.А. Гоголь и проблемы западноевропейского романа. – М., 1972.
Зеньковский В. Гоголь. – М., 1997.
Золотусский И. Гоголь. – М., 1984.
Макогоненко Г.П. Гоголь и Пушкин. – Л., 1985.
Манн Ю.В. Гоголь. Завершение пути: 1845 – 1852. – М., 2009.
Манн Ю.В. Гоголь. Труды и дни: 1809 – 1845. – М., 2004.
Манн Ю.В. В поисках живой души. – М., 1984.
Манн Ю.В. «Сквозь видный миру смех…»: Жизнь Н.В. Гоголя. 1809-1835. – М., 1994.
Машинский С.А. Художественный мир Гоголя. – М., 1971.
Мочульский К. Духовный путь Гоголя // Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. – М., 1995.
Набоков В.Н. Николай Гоголь // Набоков Н. Собр. соч. американского периода в пяти томах. – СПб., 1999. – Т. 1.
Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души». – Л., 1987.
Тамарченко Д.Е. «Мертвые души» // История русского романа. – М.-Л., 1962.
Творчество Н.В. Гоголя: истоки, поэтика, контекст. – СПб., 1997.
Турбин В. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. – М., 1978.
5.2. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Содержание самостоятельной работы студентов
Название раздела, темы | Задание | Время выполнения | Форма контроля |
Литературный процесс первой трети XIX века. Русский романтизм. | Работа с источниками, анализ литературы по теме | Проверочная работа | |
Биография и творчество В.А.Жуковского | Подготовка к семинару по плану. Работа с источниками | Оценка устных и письменных заданий по плану семинара | |
Биография и творчество К.Н.Батюшкова | Подготовка к семинару по плану. Работа с источниками | Оценка устных и письменных заданий по плану семинара | |
Творчество И.А.Крылова | Историко-литературный анализ одной из басен | Проверка письменной работы | |
Личность А.С.Грибоедова и комедия «Горе от ума» | Подготовка к семинарам по плану. Работа с источниками | Оценка устных и письменных заданий по плану семинара | |
А.С.Пушкин | Подготовка к семинарам по плану. Работа с источниками. Текстологический анализ фрагмента романа «Евгений Онегин». Анализ проблемного вопроса. Написание эссе (тема по выбору студента) | Оценка устных и письменных заданий по плану семинара. Ответ на проблемный вопрос. Проверка эссе. | |
Поэты пушкинского круга | Анализ и интерпретация стихотворения одного из авторов. | Проверка письменной работы | |
М.Ю.Лермонтов | Подготовка к семинарам по плану. Работа с источниками. | Оценка устных и письменных заданий по плану семинара | |
Н.В.Гоголь | Подготовка к семинарам по плану. Работа с источниками. | Оценка устных и письменных заданий по плану семинара |
Название раздела, темы | Рекомендации | Время выполнения | Форма контроля |
Литературный процесс первой трети XIX века. Русский романтизм. | Прочитать раздел учебника «Литературный процесс первой четверти века». Сопоставить содержание учебника с конспектом лекции, внести дополнения в конспект по вопросам: 1. Основные журналы, альманахи и литературные объединения начала столетия. 2. А.С.Шишков и Н.М.Карамзин о русском языке и развитии литературы. 3. Предромантизм в поэзии, прозе и драматургии. 4. «История Государства Российского» Н.М.Карамзина как факт литературы и общественной мысли. 5. Просветительские идеи в творчестве литераторов-декабристов. 6. Романтизм Катенина 1810-х годов «под славянским знаменем». 7. «Думы» и поэмы К.Ф.Рылеева, особенности романтического историзма. 8. Общественная и литературная атмосфера в России конца 1820-х и в 1830-е годы. | Проверочная работа | |
Биография и творчество В.А.Жуковского | Подготовка к семинару по плану. Прочитайте раздел учебника «Василий Андреевич Жуковский». Отметьте наиболее важные положения, относящиеся к проблематике семинара. Выберите одну из предложенных тем сообщений для подробной проработки. Выпишите из предложенных научных источников основные тезисы по данной теме. Систематизируйте и запишите их. Проанализируйте предложенные стихотворения и баллады. Выберите примеры к подготовленной теме. Запишите в тетради план или конспект вашего выступления. Укажите, какими из предложенных (или подобранных самостоятельно) источников вы пользовались. | Оценка устных и письменных заданий по плану семинара | |
Биография и творчество К.Н.Батюшкова | Подготовка к семинару по плану. Прочитайте раздел учебника «Константин Николаевич Батюшков». Отметьте наиболее важные положения, относящиеся к проблематике семинара. Выберите одну из предложенных тем сообщений для подробной проработки. Выпишите из предложенных научных источников основные тезисы по данной теме. Систематизируйте и запишите их. Проанализируйте предложенные стихотворения и баллады. Выберите примеры к подготовленной теме. Запишите в тетради план или конспект вашего выступления. Укажите, какими из предложенных (или подобранных самостоятельно) источников вы пользовались. | Оценка устных и письменных заданий по плану семинара | |
Творчество И.А.Крылова | Подготовьте историко-литературный комментарий к одной из басен И.А.Крылова. Изучите литературоведческие источники. Покажите, какие события отразились в данной басне, какие исторические лица выведены в её персонажах. Объясните, почему Крылов высмеивает их действия, поступки? Раскройте художественные приемы, при помощи которых достигается комический или сатирический эффект в басне. | Проверка письменной работы | |
Личность А.С.Грибоедова и комедия «Горе от ума» | Подготовка к семинару по плану. Прочитайте раздел учебника «Александр Сергеевич Грибоедов». Отметьте наиболее важные положения, относящиеся к проблематике семинара. Выберите одну из предложенных тем сообщений для подробной проработки. Выпишите из предложенных научных источников основные тезисы по данной теме. Систематизируйте и запишите их. Перечитайте комедию «Горе от ума». Выберите примеры к подготовленной теме. Запишите в тетради план или конспект вашего выступления. Подготовьте выразительное чтение выбранных фрагментов пьесы (можно в группах, по ролям). Укажите, какими из предложенных (или подобранных самостоятельно) источников вы пользовались. | Оценка устных и письменных заданий по плану семинара | |
А.С.Пушкин | Подготовка к семинару по обычному плану. Работа с источниками. Продумайте ответ на проблемный вопрос: дайте определение понятию «направление» («школа») в литературе. Покажите, какие авторы 18-19 века имели последователей, эпигонов. Объясните, почему в литературоведении используется понятие «гоголевское направление», но не используется «пушкинское направление» («пушкинская школа»). Обсудите ваши размышления в группах. Скорректируйте суждения. Напишите контрольную работу. Выполните текстологический анализ фрагмента романа «Евгений Онегин». Сопоставьте разные редакции и варианты текста. Сопоставьте черновые наброски с окончательным текстом фрагмента. Обратитесь к научному комментарию и работам исследователей. Объясните, чем вызваны пропуски в строфах фрагмента. Покажите, какова логика доработки поэтом данного эпизода романа. Написание эссе (тема по выбору студента) | Оценка устных и письменных заданий по плану семинара. Ответ на проблемный вопрос. Проверка эссе. | |
Поэты пушкинского круга | Выберите одно из предложенных для анализа стихотворений. Подробно изучите материал о творчестве автора. Проанализируйте стихотворение. Покажите его место в творчестве поэта. Раскройте связь с литературным контекстом эпохи. | Проверка письменной работы | |
М.Ю.Лермонтов | Подготовка к семинару по плану. Прочитайте раздел учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов» Отметьте наиболее важные положения, относящиеся к проблематике семинара. Выберите одну из предложенных тем сообщений для подробной проработки. Выпишите из предложенных научных источников основные тезисы по данной теме. Систематизируйте и запишите их. Проанализируйте предложенные стихотворения. Выберите примеры к подготовленной теме. Запишите в тетради план или конспект вашего выступления. Укажите, какими из предложенных (или подобранных самостоятельно) источников вы пользовались. | Оценка устных и письменных заданий по плану семинара | |
Н.В.Гоголь | Подготовка к семинару по плану. Работа с источниками. Прочитайте раздел учебника «Николай Васильевич Гоголь». Отметьте наиболее важные положения, относящиеся к проблематике семинара. Выберите одну из предложенных тем сообщений для подробной проработки. Выберите из предложенных научных источников основные тезисы по данной теме. Систематизируйте и запишите их. Проанализируйте письменно одну из повестей цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Выберите примеры к подготовленной теме из прочитанных произведений. Запишите в тетради план или конспект вашего выступления. *Напишите рецензию на одну из известных вам сценических или кинематографических интерпретаций комедии «Ревизор». Укажите, какими из предложенных (или подобранных самостоятельно) источников вы пользовались. | Оценка устных и письменных заданий по плану семинара |
5.3. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины
Литература.
а) основная
Лебедев Ю.В. История русской литературы XIX века. Учебник для вузов. В трех частях. Часть 1. 1800 – 1830-е годы. М., 2007.
История русской литературы XIX века 1800-1830-е годы. В двух частях /
Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М., 2001.
б)дополнительная
Русские писатели: Биобиблиографический словарь: В двух частях. – М., 1996.
Русские писатели 1800-1917: Биографический словарь. – М., 1989-2009. – Т..1 – 5 (издание продолжается).
Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981.
Онегинская энциклопедия / под ред. Н.И.Михайловой. Т. I – 2.– М., 1999-2001.
Пушкинская энциклопедия. Произведения. Вып.1. СПб, 2009; в электронном варианте -
http://lib.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=0yek1EAdhCc%3d&tabid=2018
Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. – М., 1994.
Анализ драматического произведения / Под ред. В.М. Марковича. – Л., 1988.
Анализ одного стихотворения / Под ред. В.Е. Холшевникова. – Л., 1985.
Афанасьев В. «Свободной музы приношенье». Литературные портреты, статьи. – М., 1988.
Ботникова А.Б. Э.Т.А. Гофман и русская литература (первая половина XIX века). – Воронеж, 1977.
Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М., 1985.
Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры. «Элегическая школа». – СПб., 1994.
Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М., 1971.
Гинзбург Л. О лирике. – Л., 1974.
Гинзбург Лидия. О психологической прозе. – Л., 1971.
Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. – М., 1995.
Жирмунский В.М. Гете в русской литературе. – Л., 1982.
Заборов П.Р. Русская литература и Вольтер: XVIII – первая треть XIX в. – Л., 1978.
История романтизма в русской литературе ( 1790-1825). – М., 1979.
История русской поэзии. – Л., 1968. – Т.1.
Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии XIX в. Развитие стиля и жанра. – М., 1978.
Левин Ю.Д. Оссиан в русской литературе: конец XVIII – первая треть XIX в. – Л., 1980.
Литературные салоны и кружки. Перв. пол. XIX века / Под ред. Н.Л. Бродского. – М., 2001.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства
( XVIII – начало XIX века). – СПб., 1994.
Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., 1988.
Маймин Е.А. О русском романтизме. – М., 1975.
Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976.
Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. – М., 1995.
Мордовченко Н.И. Русская критика первой четверти XIX века. – М.– Л., 1959.
Отечественная война 1812 года и русская литература XIX века / Под ред. В.Ю. Троицкого. – М., 1998.
Проблемы романтизма / Сост. У.Р. Фохт. – М., 1967.
Проблемы романтизма / Сост. А.М. Гуревич. – М., 1971.
Русская литература XVIII – начала XIX в. в общественно-культурном контексте /
Под ред. А.М. Панченко. – Л., 1983.
Русский романтизм. – Л., 1978.
Сахаров В. Под сенью дружных муз. О русских писателях-романтиках. – М., 1984.
Фризман Л.Г. Парадокс Катенина // Катенин П.А. Размышления и разборы. – М., 1981.
Фризман Л.Г. 1812 год в русской поэзии. – М., 1987.
Эпштейн М.Н. “Природа, мир, тайник вселенной...” Система пейзажных образов в русской литературе. – М., 1990.
Якобсон Р. Работы по поэтике. – М., 1987.
Жуковский
Аверинцев С.С. Размышления над переводами Жуковского // Зарубежная поэзия в переводах Жуковского. – М., 1985. – Т. 2.
Бессараб М.Я. Жуковский. Книга о великом русском поэте. – М., 1975.
Веселовский А.Н. В.А. Жуковский. Поэзия чувства и сердечного воображения. – М., 1999.
Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. – М., 1995.
Жуковский и русская культура. – Л., 1987.
Зайцев Б.К. Жуковский // Зайцев Б. Жуковский. Жизнь Тургенева. Чехов. – М., 1994.
Иезуитова Р.В. Жуковский и его время. – Л., 1989.
Канунова Ф., Янушкевич А. Своеобразие романтической эстетики и критики В.А. Жуковского // Жуковский В.А. Эстетика и критика. – М., 1985.
Прозоров Ю. Литературно – критическое творчество В.А. Жуковского // Жуковский – критик. – М., 1985.
Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. – М., 1975.
Шаталов С.Е. Жуковский. Жизнь и творческий путь. – М., 1983.
Янушкевич А.С. В.А. Жуковский. Семинарий. – М., 1988.
Батюшков
Альми И.Л. Стихотворение «Тень друга» в контексте элегической поэзии К.Н. Батюшкова // Альми И.Л. О поэзии и прозе. – СПб., 2002.
Венок поэту. Жизнь и творчество К.Н. Батюшкова / Под ред. В.В. Гуры. – Вологда, 1989.
Касаткина В.Н. Предромантизм в русской лирике. К.Н. Батюшков. Н.И. Гнедич. – М., 1987.
Кошелев В.А. Константин Батюшков. Странствия и страсти. – М., 1987.
Кошелев В.А.«Наука из жизни стихотворца» //Батюшков К.Н. Нечто о поэте и поэзии. – М., 1985.
Озеров Л. Константин Николаевич Батюшков // Батюшков К.Н. Сочинения. – М., 1955.
Семенко И.М. Батюшков и его «Опыты» // Батюшков К.Н. Опыты в стихах и прозе. – М., 1977.
Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова. – М., 1971.
Крылов
Архипов В. И.А. Крылов. Поэзия народной мудрости. – М., 1974.
Выготский Л.С. Анализ басни. «Тонкий яд». Синтез // Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968.
Гордин М.А. Жизнь Ивана Крылова. – М., 1985.
Коровин В. Поэт и мудрец. Книга об Иване Крылове. – М., 1996.
Серман И.З. Крылов-баснописец // И.А. Крылов. Проблемы творчества. – Л., 1975.
Грибоедов
А.С. Грибоедов. Творчество. Биография. Традиции. – Л., 1977.
Билинкис Я.С. Драматургия А.С.Грибоедова // Грибоедов А.С.«Горе от ума». Комедии. Драматические сцены. – Л., 1987.
«Век нынешний и век минувший…» Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» в русской критике и литературоведении. – СПб., 2002.
Лебедев А.А. Грибоедов: факты и гипотезы. – М., 1980.
Маркович В.М. Комедия в стихах А.С. Грибоедова «Горе от ума» // Анализ драматического произведения. – Л., 1988.
Медведева И. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. – М., 1974.
Медведева И.Н. Творчество Грибоедова // Грибоедов А.С. Сочинения в стихах. – Л., 1967.
Мещеряков В.П. Грибоедов: Лит. окружение и восприятие (XIX –нач.XX в.). – Л., 1983.
Нечкина М.В. Грибоедов и декабристы. – М., 1977.
Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». – М., 1971.
Проблемы творчества А.С. Грибоедова / Под ред. С.А. Фомичева. – Смоленск, 1994.
Степанов Л.А. Драматургия Грибоедова // История русской драматургии: XVII-первая половина XIX века. – Л., 1982.
«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской». К 200-летию со дня рождения А.С. Грибоедова. – СПб., 1995.
Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. – М., 1983.
Пушкин
Алексеев М.П. Пушкин и мировая литература. – Л., 1987.
Анненков П.В. Материалы для биографии Пушкина. – М., 1984.
Анненков П.В. Пушкин в Александровскую эпоху. – Минск, 1998.
Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1813-1826). – М.-Л., 1950.
Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1826-1830). – М., 1967.
Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. – М., 1974.
Бродский Н.Л. Евгений Онегин. Роман А.С. Пушкина. – М., 1937.
Быт пушкинского Петербурга. – СПб, 2003.
Вацуро В.Э. Лицейское творчество Пушкина.// Пушкин А.С. Стихотворения лицейских лет. 1813-1817. – СПб., 1994.
Вересаев В.В. Пушкин в жизни. – М., 1992.
Виноградов В.В. Стиль Пушкина. – М., 1999.
Гиллельсон М.И. Молодой Пушкин и арзамасское братство. – Л., 1974.
Городецкий Б.П. Драматургия Пушкина. – М.– Л., 1953.
Городецкий Б.П. Лирика Пушкина. – М.– Л., 1962.
Грехнев В.А. Лирика Пушкина. О поэтике жанров. – Горький, 1985.
Грехнев В.А. Мир пушкинской лирики. – Нижний Новгород, 1994.
Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками: Переписка. Воспоминания. Дневники / Под ред. В.В.Кунина. – М., 1987. – Т.1-2.
Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. – Л., 1978.
Краснов Г.В. Болдинские страницы. – Горький, 1984.
Летопись жизни и творчества А. Пушкина / Сост. М.А. Цявловский, Н.А. Тархова;
науч. ред.Я.Л. Левкович. – М., 1999. – Т.1-4.
Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя. – Л., 1981.
Лотман Ю.М. Роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – Л., 1980.
Макогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1830-1833). – Л., 1974.
Макогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы ( 1833-1836). – Л., 1982.
Мейлах Б.С. Пушкин и его эпоха. – М., 1958.
Мейлах Б. Талисман. Книга о Пушкине. – М., 1975.
Набоков В. Комментарий к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». – СПб., 1998.
Набоков В. Пушкин, или Правда и правдоподобие // Набоков В. Собр. соч. американского периода в пяти томах. – СПб., 1999. – Т. 1.
Непомнящий В.С. Пушкин. Русская картина мира. – М., 1999.
Непомнящий В.С. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. – М., 1987.
Петрунина Н.Н. Проза Пушкина. Пути эволюции. – Л., 1987.
Пушкин в русской философской критике. – М., 1990.
Пушкин и мировая литература (Пушкин: Исследования и материалы. Т.18-19). – СПб, 2004.
Пушкин. Письма /Под ред. Б.Л. Модзалевского, Л.Б. Модзалевского. – М.,1989-1999. – Т.1-3.
Скатов Н.Н. Русский гений. – М., 1987.
Сквозников В.Д. Пушкин. Историческая мысль поэта. – М., 1999.
Слонимский А. Мастерство Пушкина. – М., 1959.
Стихотворения Пушкина 1820-1830-х годов / Под ред. Н.В. Измайлова. – Л., 1974.
Томашевский Б.В. Пушкин. – М., 1990. – Кн. 1-2.
Томашевский Б.В. Пушкин и Франция. – Л., 1960.
Турбин В.Н. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». – М., 1996.
Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. – М., 1968.
Тыркова-Вильямс А.В. Жизнь Пушкина. – М., 2000. – Т. 1-2.
Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. – Л., 1986.
Фридман Н.В. Романтизм в творчестве Пушкина. – М., 1980.
Фризман Л. Семинарий по Пушкину. – Харьков, 1995.
Черейский Л.А. Пушкин и его окружение. – Л., 1975.
Поэты пушкинской поры
Альми И.Л. Элегии Е.А. Баратынского 1819-1824 годов // Альми И.Л. О поэзии и прозе. – СПб., 2002.
Бочаров С. Е.А. Баратынский // Баратынский Е.А. Стихотворения. – М., 1986.
Бухмейер К.К. Н.М. Языков // Языков Н.М. Полное собрание стихотворений. – Л., 1964.
Вацуро В. Антон Дельвиг – литератор // Дельвиг А.А. Сочинения. – Л., 1986.
Вацуро В.Э. Денис Давыдов – поэт // Давыдов Д. Стихотворения. – Л., 1984.
Гиллельсон М.И. Вяземский. Жизнь и творчество. – Л., 1969.
Гинзбург Л.Я. П.А. Вяземский // Вяземский П.А. Стихотворения. – М. – Л., 1962.
Гинзбург Л. Вяземский и его записная книжка // Гинзбург Л. О старом и новом. – Л., 1982.
Гуревич А.М. Романтизм в русской литературе. – М., 1980.
Друзья Пушкина. Переписка, воспоминания, дневники. – М.,1985.
Исакович И.В. А.А. Дельвиг // Дельвиг А.А. Стихотворения. – М. – Л., 1963.
Коровин В.И. Позты пушкинской поры. – М., 1980.
Купреянова Е.Н. Баратынский // Баратынский Е.А. Полн. собр. стихотворений. – Л., 1957.
Маймин Е.А. Русская философская поэзия. – М., 1976.
Нечаева В.С. Записные книжки П.А. Вяземского // Вяземский П.А. Записные книжки (1813-1848). – М., 1963.
Орлов Вл. Пути и судьбы. – Л., 1971.
Перельмутер В. «Звезда разрозненной плеяды!..» Жизнь поэта Вяземского, прочитанная в его стихах и прозе, а также в записках и письмах его современников и друзей. – М., 1993.
Пигарев К. Е.А. Баратынский.// Баратынский Е.А. Стихотворения. Поэмы. Проза. Письма. – М., 1951.
Рассадин Ст. Спутники. – М., 1983.
Рождественский Вс. В созвездии Пушкина. Книга о русских поэтах. – М., 1972.
Руденская М.П., Руденская С.Д. С лицейского порога. – Л., 1984.
Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. – М., 1970.
Фризман Л. Декабристы и русская литература. – М., 1988.
Языкова Е.В. Творчество Н.М. Языкова. – М., 1990.
Лермонтов
Венок М.Ю. Лермонтову. Юбилейный сб. – М. – П., 1914.
Виноградов И. Философский роман Лермонтова // Русская классич. литература. – М., 1969.
Герштейн Эмма. Роман Лермонтова «Герой нашего времени». – М., 1976.
Герштейн Эмма. Судьба Лермонтова. – М., 1986.
Гинзбург Л. Творческий путь Лермонтова. – Л., 1940.
Григорьян К.Н. Драматургия Лермонтова // История русской драматургии: XVII-первая половина XIXвека. – Л., 1982.
Григорьян К.Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени». – Л., 1975.
Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова. – М., 1973.
Крупышев А.М. Роман Лермонтова «Герой нашего времени». – Кострома, 1986.
Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981.
Литературное наследство. Т.43-44 – М.Ю. Лермонтов. – М., 1941.
Ломинадзе С. Поэтический мир Лермонтова. – М., 1985.
Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. – Л., 1964.
Мануйлов В.А. Роман Лермонтова «Герой нашего времени»: Комментарий. – Л., 1975.
Марченко Алла. С подорожной по казенной надобности. Лермонтов: Роман в документах и письмах. – М., 1984.
Мережковский Д. Ночное светило // Лермонтов М. Стихотворения. Поэмы. Герой нашего времени. – М., 1997.
Михайлова Е.Н. Проза Лермонтова. – М., 1957.
Набоков В. Предисловие к «Герою нашего времени» // Набоков В. Собр. соч. американского периода в пяти томах. – СПб., 1999. – Т. 1.
Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. – М. – Л., 1961.
Эйхенбаум Б. «Герой нашего времени» // Эйхенбаум Б. О прозе. – Л., 1969.
Гоголь
Бахтин М.М. Рабле и Гоголь. Искусство слова и народная смеховая культура // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.
Белый А. Мастерство Гоголя. – М.-Л., 1934.
Виноградов В.В. Гоголь и натуральная школа. Этюды о стиле Гоголя / Виноградов В.В. Избр. труды: Поэтика русской литературы. – М., 1976.
Вишневская И.Л. Гоголь и его комедии. – М., 1976.
Войтоловская Э.Л. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор»: Комментарий. – Л., 1971.
Войтоловская Э.Л., Степанов А.Н. Н.В. Гоголь: Семинарий. – Л., 1962.
Воропаев В. «Духом схимник сокрушенный…» – М., 1994.
ГиппиусВ.В. Гоголь. – Л., 1924.
Гиппиус В.В. Творческий путь Гоголя // Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. – М.–Л., 1966.
Гоголь и мировая литература. – М., 1988.
Гоголь и русская литература XIX века. – Л., 1989.
Гоголь Н.В.: История и современность. – М., 1985.
Гоголь Н.В.Энциклопедия / Соколов Б.В. – М., 2007.
Гуковский Г А. Реализм Гоголя. – М., 1959.
Елистратова А.А. Гоголь и проблемы западноевропейского романа. – М., 1972.
Зеньковский В. Гоголь. – М., 1997.
Золотусский И. Гоголь. – М., 1984.
Макогоненко Г.П. Гоголь и Пушкин. – Л., 1985.
Манн Ю.В. Гоголь. Завершение пути: 1845 – 1852. – М., 2009.
Манн Ю.В. Гоголь. Труды и дни: 1809 – 1845. – М., 2004.
Манн Ю.В. В поисках живой души. – М., 1984.
Манн Ю.В. Комедия Гоголя «Ревизор». – М., 1966.
Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1978
Манн Ю.В. «Сквозь видный миру смех…»: Жизнь Н.В. Гоголя. 1809-1835. – М., 1994.
Манн Ю.В. Смелость изобретения. Черты художественного мира Гоголя. – М., 1979.
Маркович В.М. Петербургские повести Н.В. Гоголя. – Л., 1989.
Машинский С.А. Художественный мир Гоголя. – М., 1971.
Мочульский К. Духовный путь Гоголя // Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. – М., 1995.
Набоков В.Н. Николай Гоголь // Набоков Н. Собр. соч. американского периода в пяти томах. – СПб., 1999. – Т. 1.
Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души». – Л., 1987.
Степанов Н.Л. Романтический мир Гоголя // История русского романтизма. – М., 1973.
Тамарченко Д.Е. «Мертвые души» // История русского романа. – М.-Л., 1962.
Творчество Н.В. Гоголя: истоки, поэтика, контекст. – СПб., 1997.
Турбин В. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. – М., 1978.
Шамбинаго С.К. Трилогия романтизма (Н.В. Гоголь). – М., 1911.
5.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Интернет-ресурсы:
Пушкинская энциклопедия в электронном варианте
http://lib.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=0yek1EAdhCc%3d&tabid=2018
Электронные публикацииИнститута русской литературы (Пушкинского Дома) РАН
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10183
5.5. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
6. Аннотация дисциплины
Аннотация дисциплины
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Раздел: «История русской литературы первой трети XIX века»
Направление подготовки: 45.03.01 Филология
Профиль подготовки: Отечественная филология
Квалификация (степень) выпускника: академический бакалавр
Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом
высшего образования
Г. Кострома 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
1.1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины:сформировать у студентов знания о закономерностях литературного процесса первой трети XIX века, представления о становлении русского литературного языка, об основных литературных направлениях в русской художественной словесности первой трети XIX века.
1.2. Место дисциплины в структуре ОП ВПО
Дисциплина «История русской литературы» относится к базовой части Блока 1. («Дисциплины») образовательной программы бакалавров филологии. Раздел «История русской литературы первой трети XIX века» изучается в 3 семестре.
Для освоения дисциплины «История русской литературы» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Теория литературы» и «Устное народное творчество», «История русской литературы», разделы: «История русской литературы XI-XVII веков», «История русской литературы XVIII века».
Изучение дисциплины «История русской литературы» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части Блока 1 и прохождения производственных практик.
1.3. Знания, умения, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины «История русской литературы первой трети XIX века» обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
Знать: этапы и национальные особенности литературного процесса в России в первой трети XIX века; формы организации литературной жизни (литературные кружки, салоны, общества, альманахи, журналы); понимать закономерности движения литературы, ее связь с русской и европейской гражданской историей, общественной мыслью и культурой данного периода; иметь четкие представления о художественных направлениях (романтизм, реализм); важнейшие особенности художественного мира каждого автора, содержание и художественные особенности произведений; основные факты творческой биографии писателей; творчество ведущих писателей, его оценку в литературоведении и критике;
Уметь: анализировать произведения разных жанров и разных авторов в единстве формы и содержания, с позиции историзма, характеризовать художественный мир писателя, своеобразие его мировоззрения, принадлежность к литературному направлению/течению; пользоваться научной и справочной литературой;
Владеть: специальной терминологией, навыками биобиблиографического поиска, включая интернет-ресурсы; приёмами историко-литературного анализа художественного текста; навыками и основными методами работы с научной и учебной литературой (составление конспектов, рефератов, эссе).
Дисциплина способствует формированию следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО по направлению 45.03.01 – Филология:
- способностью демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов (ОПК-3);
- способностью применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-1);
- способностью проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-2);
- знание литературы и фольклора в их историческом развитии и современном состоянии, в сопряжении с гражданской историей и историей культуры народов, говорящих на изучаемых языках; (СК-4)
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Всего |
Общая трудоемкость в зачетных единицах | |
Общая трудоемкость в часах | |
Аудиторные занятия в часах | |
Лекции | |
Практические (лабораторные) занятия | |
Самостоятельная работа в часах | |
Вид итогового контроля (трудоемкость в зачетных единицах) | Экзамен (3 семестр) |
3. Содержание дисциплины