Тема 2. Биография и творчество К.Н.Батюшкова
Основные проблемы:
Эстетическая позиция Батюшкова. Эпикурейские, анакреонтические мотивы в лирике Антологические стихотворения поэта как выражение его романтического идеала, мечты о здоровом, счастливом, гармоничном человеке. Пластичность, скульптурная выразительность образов, динамика стиха. Батюшков о влиянии легкой поэзии на развитие литературного языка. Трагическое восприятие событий 1812 года, глубокое чувство разлада между идеалом и действительностью. Мотивы горьких сомнений, духовного скитальчества, скорби, безнадежности в творчестве зрелого Батюшкова.
Жанровое многообразие поэзии Батюшкова.
Темы сообщений:
Биография поэта. Батюшков в лирике и в реальной жизни.
Эстетическая позиция Батюшкова. Признаки различных литературных направлений в его лирике
Отражение событий войны 1812 года в поэзии Батюшкова
*Пушкинское восприятие «Опытов в стихах и в прозе» К.Н.Батюшкова
Вопросы для собеседования:
1. Каковы особенности художественного мира К.Н.Батюшкова в сопоставлении с романтическим стилем Жуковского?
2. Объясните литературную позицию Батюшкова на материале его шутливой сатиры «Видение на брегах Леты» (1809).
3. Как соотносится образ лирического героя эпикурейской поэзии Батюшкова с реальным обликом поэта?
4. Как рождается в стихах Батюшкова язык поэтических символов? Чем отличается поэтический символ от аллегории?
5. Приведите примеры поэтической символики Батюшкова.
6. На конкретных текстах раскройте значение звукописи в оформлении гармонического стиля поэзии Батюшкова .
7. Прокомментируйте трагические мотивы поздних элегий Батюшкова.
8. Особенности жанра исторической элегии в творчестве Батюшкова.
9. Какие художественные открытия содержит проза Батюшкова?
Эссе
1. Ваша интерпретация стихотворения О.Мандельштама «Батюшков».
2. Батюшков в литературном кружке (салоне) А.Н.Оленина.
3. Образ «допожарной» Москвы в очерке Батюшкова «Прогулки по Москве».
Литература для подготовки
Основная
Лебедев Ю.В. История русской литературы XIX века. Учебник для вузов. В трех частях. Часть 1. 1800 – 1830-е годы. М., 2007. – С.86 – 103.
Дополнительная
Альми И.Л. Стихотворение «Тень друга» в контексте элегической поэзии К.Н. Батюшкова // Альми И.Л. О поэзии и прозе. – СПб., 2002.
Венок поэту. Жизнь и творчество К.Н. Батюшкова / Под ред. В.В. Гуры. – Вологда, 1989.
Касаткина В.Н. Предромантизм в русской лирике. К.Н. Батюшков. Н.И. Гнедич. – М., 1987.
Кошелев В.А. Константин Батюшков. Странствия и страсти. – М., 1987.
Кошелев В.А. «Наука из жизни стихотворца» //Батюшков К.Н. Нечто о поэте и поэзии. – М., 1985.
Озеров Л. Константин Николаевич Батюшков // Батюшков К.Н. Сочинения. – М., 1955.
Семенко И.М. Батюшков и его «Опыты» // Батюшков К.Н. Опыты в стихах и прозе. – М., 1977.
Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова. – М., 1971.
Тексты для анализа: «К Дашкову», «Совет друзьям», «Странствователь и домосед», Элегия ("Я чувствую, мой дар в поэзии погас..."), «Любовь в челноке», «Привидение», «Элизий», «Гремит повсюду страшный гром...», «Мои пенаты», «Переход русских войск через Неман 1 января 1813 года», «Переход через Рейн», «Тень друга», «Вакханка», «Мой гений», «Умирающий Тасс», «Изнемогает жизнь в груди моей остылой...», «Есть наслаждение и в дикости лесов...»
Тема 4. Иван Андреевич Крылов: жизнь и творчество
Творчество И.А.Крылова
Основные проблемы:
Своеобразие литературной позиции Крылова. Европейская и русская басенная традиция и новаторство Крылова – баснописца. Художественные достоинства басен Крылова, характерность образов, народность языка, драматургическая природа жанра. Сатирические мотивы басен, их просветительская направленность. Отражение событий политической и литературной жизни в баснях Крылова. Тема Отечественной войны 1812 года. Значение басен Крылова в развитии русского литературного языка. Жуковский, Пушкин, Гоголь и Белинский о Крылове.
Темы сообщений:
Биография и литературная позиция И.А.Крылова.
Крылов как журналист и драматург.
Басни Крылова: источники сюжетов, проблематика, язык.
Задание: Подготовить письменно историко-литературный комментарий к басне
1 в. «Ворона и Курица» 2 в. «Лебедь, Щука и Рак», 3 в. «Осел и Соловей»
Практические задания:
1. Раскройте своеобразие литературной позиции И.А.Крылова в годы противостояния «Беседы любителей русского слова» и «Арзамаса».
2. Как обновил Крылов поэтику жанра басни? Как соотносится его басенное творчество с европейской и русской традицией? Покажите на примерах особенности поэтики басен Крылова.
3. Назовите сатирические мотивы социально-политических и нравственно-философских басен Крылова. Подтвердите по тексту народную мудрость, народный «здравый смысл» в баснях.
4. Выпишите пословицы и крылатые выражения из текстов басен Крылова. Покажите искусство стиха, ритмическое разнообразие вольного ямба, народность языка.
5. Прокомментируйте отзывы о баснях Крылова Жуковского, Пушкина, Гоголя, Белинского.
Эссе:
1. Значение басен Крылова в развитии русского литературного языка.
2. Образ Крылова в воспоминаниях современников.
3. Чему учат нас басни Крылова?
Литература для подготовки
Основная
Лебедев Ю.В. История русской литературы XIX века. Учебник для вузов. В трех частях. Часть 1. 1800 – 1830-е годы. М., 2007. – С.125 – 140.
Дополнительная
Архипов В. И.А. Крылов. Поэзия народной мудрости. – М., 1974.
Выготский Л.С. Анализ басни. «Тонкий яд». Синтез // Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968.
Гордин М.А. Жизнь Ивана Крылова. – М., 1985.
Коровин В. Поэт и мудрец. Книга об Иване Крылове. – М., 1996.
Серман И.З. Крылов-баснописец // И.А. Крылов. Проблемы творчества. – Л., 1975.
Тексты для анализа: Басни И.А.Крылова: «Волк и ягненок», «Свинья под дубом», «Квартет», «Кот и повар», «Мартышка и очки», «Пустынник и Медведь», «Слон и моська», «Рыбья пляска», «Любопытный», «Осел и Соловей», «Кукушка и Петух», «Ворона и Лисица» и др.