Тема 1. Литературный процесс первой трети XIX века. Русский романтизм.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Утверждена на заседании кафедры
отечественной филологии и журналистики
г., протокол №
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Раздел: «История русской литературы первой трети XIX века»
Направление подготовки: 45.03.01 Филология
Профиль подготовки: Отечественная филология
Квалификация (степень) выпускника: академический бакалавр
Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом
высшего образования
Г. Кострома 2015 г.
Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования
Г. Кострома 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
1.1. Цели и задачи освоения дисциплины
Иметь представление о закономерностях литературного процесса первой трети XIX века, об оформлении русского литературного языка, об основных литературных направлениях; соотносить движение литературы с историческими событиями, с развитием русской и европейской культуры; понимать взаимодействие литературных традиций с художественными открытиями; ориентироваться в справочном, биографическом и научном материале по курсу; при определении своеобразия художественного мира каждого поэта и писателя свободно оперировать категориями жанра, стиля, художественного метода, историзма, народности.
1.2. Место дисциплины в структуре ОП ВПО
Дисциплина «История русской литературы» относится к базовой части Блока 1. («Дисциплины») образовательной программы бакалавров филологии. Раздел «История русской литературы первой трети XIX века» изучается в 3 семестре.
Для освоения дисциплины «История русской литературы» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Теория литературы» и «Устное народное творчество», «История русской литературы», разделы: «История русской литературы XI-XVII веков», «История русской литературы XVIII века».
Изучение дисциплины «История русской литературы» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части Блока 1 и прохождения производственных практик.
1.3. Знания, умения, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины «История русской литературы первой трети XIX века» обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
Знать: этапы и национальные особенности литературного процесса в России в первой трети XIX века; формы организации литературной жизни (литературные кружки, салоны, общества, альманахи, журналы); понимать закономерности движения литературы, ее связь с русской и европейской гражданской историей, общественной мыслью и культурой данного периода; иметь четкие представления о художественных направлениях (романтизм, реализм); важнейшие особенности художественного мира каждого автора, содержание и художественные особенности произведений; основные факты творческой биографии писателей; творчество ведущих писателей, его оценку в литературоведении и критике;
Уметь: анализировать произведения разных жанров и разных авторов в единстве формы и содержания, с позиции историзма, характеризовать художественный мир писателя, своеобразие его мировоззрения, принадлежность к литературному направлению/течению; пользоваться научной и справочной литературой;
Владеть: специальной терминологией, навыками биобиблиографического поиска, включая интернет-ресурсы; приёмами историко-литературного анализа художественного текста; навыками и основными методами работы с научной и учебной литературой (составление конспектов, рефератов, эссе).
Дисциплина способствует формированию следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО по направлению 45.03.01 – Филология:
- способностью демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов (ОПК-3);
- способностью применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-1);
- способностью проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-2);
- знание литературы и фольклора в их историческом развитии и современном состоянии, в сопряжении с гражданской историей и историей культуры народов, говорящих на изучаемых языках; (СК-4)
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Всего |
Общая трудоемкость в зачетных единицах | |
Общая трудоемкость в часах | |
Аудиторные занятия в часах | |
Лекции | |
Практические (лабораторные) занятия | |
Самостоятельная работа в часах | |
Вид итогового контроля (трудоемкость в зачетных единицах) | Экзамен (3 семестр) |
2.3. Объем контактной работы на 1 студента
Виды учебных занятий | Количество часов |
Лекции | |
Практические занятия | |
Лабораторные занятий | |
Консультации | 2 ч+2,7 ч |
Зачет/зачеты | |
Экзамен/экзамены | 0,3 ч. |
Курсовые работы | |
Всего | 59 ч |
Тематический план
№ | Название раздела, темы | Всего з.е/час | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | Формы текущего контроля | ||
Лекции | Практические | Лабораторные | |||||
Литературный процесс первой трети XIX века. Русский романтизм. | Проверка конспекта, собеседование | ||||||
В.А.Жуковский | Участие в практич. занятиях, | ||||||
К.Н.Батюшков | Участие в практич. занятиях, Собеседование, проверка письменных работ | ||||||
И.А.Крылов | Участие в практич. занятии, проверка конспекта | ||||||
А.С.Грибоедов | Участие в практич.; Тест, письменные ответы на вопрос | ||||||
А.С.Пушкин | Участие в практич., контр.раб., доклад, тест | ||||||
Поэты пушкинской поры | Участие в практическом занятии Эссе | ||||||
М.Ю.Лермонтов | Участие в практич., контр.раб., проверка конспекта | ||||||
А.В.Кольцов | Проверка конспекта, | ||||||
Н.В.Гоголь | Участие в практич., доклад, контр.раб., тест | ||||||
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Жуковский как первый русский поэт-романтик, глава элегического направления в романтизме. Эстетическая программа. Связь его творчества с западноевропейским романтизмом. Своеобразие и значение переводов Жуковского, размах переводческой деятельности, широта общекультурных интересов поэта. Жанр элегии в его поэзии, жизнь души, лирическая тональность стихотворений («Сельское кладбище», «Вечер», «Славянка», «Невыразимое»). Новое звучание поэтического слова, принципы школы «гармонической точности». Музыкальность стиха, особенности лексики и синтаксиса («Таинственный посетитель», «Певец», «Море», «Лалла Рук»). Тема любви, дружбы, поэзии, природы, религиозные мотивы в творчестве Жуковского. Патриотическая лирика, связанная с событиями 1812 года («Певец во стане русских воинов»). Баллады Жуковского, «своё» и «чужое» в балладах; романтика таинственного и чудесного («Людмила»). Баллады о любви («Узник», «Алина и Альсим», «Эолова арфа», «Рыцарь Тогенбург»). Опыт «русской баллады», обращение поэта к мотивам народных поверий («Светлана»). Тема «преступления и наказания», поэтика «ужасного» («Баллада, в которой описывается, как одна старушка ехала на черном коне вдвоем и кто сидел впереди», «Варвик», «Замок Смальгольм»). Жуковский в обществе «Арзамас». Поэмы Жуковского («Шильонский узник», «Ундина»). Перевод «Одиссеи». Белинский и Гоголь о значении Жуковского в истории русской литературы.
Фонд оценочных средств
4.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
ОПК-3 (1), ПК-1, ПК-2 (1), СК-5 (2)
Компетенции/ этапы, уровни | Начальный этап/базовый уровень | Основной этап/средний уровень | Завершающий этап/итоговый уровень |
способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов (ОПК-3) | Введение в литературоведение. История зарубежной литературы. Устное народное творчество История русской литературной критики. История русской литературы (1 треть 19 в.) | Современная русская литература Современная зарубежная литература. Типология речевых жанров Христианская традиция в русской литературе ХIХ века. Поэзия Серебряного века Литература русского зарубежья Традиции и новаторство русской поэзии ХХ века Текстология Русская литература XIX века в историко-функциональном освещении. А.С. Пушкин и поэты его эпохи Пушкинские традиции в русской литературе. Актуальные проблемы литературы ХХ в Литература Костромского края | Преддипломная практика Курсовые работы |
Способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-1); | Современный русский язык История русской литературы | Курсовые работы | Квалификационная работа |
способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-2); | Современный русский язык История русской литературы | Курсовые работы | Квалификационная работа |
понимание закономерностей литературного процесса, художественного значения литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определение художественного своеобразия произведений и творчества писателя в целом. (СК-5) | Введение в литературоведение. Введение в языкознание | История русской литературы Теория литературы | Теория литературы |
Шкала оценивания
При оценивании сформированности компетенций по дисциплине «История русской литературы (1 трети 19 в.)» используется 5-балльная шкала.
Оценка «отлично» ставится, если студент демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателям, оперирует приобретенными знаниями, умениями как на практических занятиях, так и при выполнении самостоятельной работы.
Оценка «хорошо» ставится, если студент в целом демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателям: основные знания, умения освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности при анализе ранее не изучавшихся текстов или затруднения в интерпретации новых историко-литературных фактов.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателям: в ходе контрольных мероприятий допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний по истории русской литературы 11-18 веков и начала 19 в., студент испытывает значительные затруднения при анализе текстов, подготовке конспектов, докладов, сообщений по указанной теме.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность (менее 25%) знаний, умений, навыков в соответствии с приведенными показателями.
4.4. Типовые контрольные задания
способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов (ОПК-3) (1 уровень) | |||
Критерии/Уровни | Минимальный | Средний | Итоговый |
Когнитивный (знания) | подготовить сообщение об основных течениях русского романтизма в 1 трети 19 в., опираясь на раздел учебника и дополнительные источники -подготовить доклад на тему: «Роль литературного общества «Арзамас» в историко-литературном процессе - подготовиться к тесту на тему: «Русские литературные журналы 10-20-х гг. 19 в.» - изложить содержание литературоведческой статьи | ||
Инструментальный (умения, навыки) | - |
Способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-1) (1 уровень) | |||
Критерии/Уровни | Минимальный | Средний | Итоговый |
Когнитивный (знания) | |||
Инструментальный (умения, навыки) | -выполнить комплексный анализ художественного текста писателя 1 трети 19 века; - определить признак литературного направления (течения) в художественном произведении; - сопоставить лирические произведения - выполнить тезисный план статьи учебника -Законспектировать литературно-критическую статью – подготовить сообщение по теме практического занятия Подготовить доклад о жизни и творчестве писателя, опираясь на учебник и дополнительные источники; Составить тезисный план лекции |
способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-2); (1 уровень) | |||
Критерии/Уровни | Минимальный | Средний | Итоговый |
Когнитивный (знания) | ‑ подготовить сообщение об основных течениях русского романтизма в 1 трети 19 в., опираясь на раздел учебника и дополнительные источники -подготовить доклад на тему: «Роль литературного общества «Арзамас» в историко-литературном процессе - подготовиться к тесту на тему: «Русские литературные журналы 10-20-х гг. 19 в.» -изложить содержание литературоведческой статьи | ||
Инструментальный (умения, навыки) | -выполнить комплексный анализ художественного текста писателя 1 трети 19 века; - определить признак литературного направления (течения) в художественном произведении; - сопоставить лирические произведения - выполнить тезисный план статьи учебника -Законспектировать литературно-критическую статью – подготовить сообщение по теме практического занятия Подготовить доклад о жизни и творчестве писателя, опираясь на учебник и дополнительные источники; Составить тезисный план лекции |
Для компетенции ДК-5; 2 уровень: понимание закономерностей литературного процесса, художественного значения литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определение художественного своеобразия произведений и творчества писателя в целом; | |||
Критерии/Уровни | Минимальный | Средний | Итоговый |
Когнитивный (знания) | - подготовить сообщение о роли Пушкина в формировании русского литературного языка; - объяснить причины полемики между сторонниками литературных обществ «Арзамас» и «Беседа любителей русского слова» | ||
Инструментальный (умения, навыки) | ‑ владеть умениями -выполнить комплексный анализ художественного текста писателя 1 трети 19 века; - раскрыть историческую или/и биографическую основу художественного произведения; - определить признак литературного направления (течения) в художественном произведении; Охарактеризовать специфику русского гражданского романтизма; - определить факторы, повлиявшие на творчество писателя / литературно-критическую интерпретацию произведения; |
Вопросы для экзамена
1. Общая характеристика русского романтизма, его основные направления, жанры. Особенности романтической поэтики. Значение переводов в процессе оформления романтизма в России.
2. Проблема развития русского литературного языка. Литературные общества начала XIX века. “Архаисты” и “карамзинисты” в полемике о языке, об основах отечественной словесности, о национальной самобытности литературы, о поэтических жанрах. “Беседа любителей русского слова” и “Арзамас”. Отзвуки этих споров в романе “Евгений Онегин”. Роль Пушкина в становлении русского литературного языка.
3. Басни И.А. Крылова. Народная мудрость, народный “здравый смысл” в баснях. Творческое отношение Крылова к европейской и русской жанровой традиции. Белинский об особенностях поэтики басен Крылова. Роль Крылова в развитии русского литературного языка и в формировании народности отечественной литературы.
4. Романтизм В.А. Жуковского. Лирические и религиозные мотивы его элегий Музыкальная природа стиха. Баллады Жуковского. Жуковский-переводчик. Белинский о значении Жуковского для русской поэзии.
5. Творчество Батюшкова: антологические стихотворения, исторические и психологические элегии. Лирика трагического звучания. “Гармоническая точность” стиха, скульптурная выразительность, живописная яркость образов. Художественные открытия Батюшкова в прозе. Пушкин и Батюшков.
6. Гражданский романтизм первой четверти XIX века. Романтизм П.А. Катенина “под славянским знаменем”. Поэт-декабрист К.Ф. Рылеев: думы, поэмы. Особенности романтического историзма.
7. Комедия Грибоедова “ Горе от ума”. Содержание конфликта, особенности поэтики. Барская Москва и герой-романтик глазами писателя-реалиста. Стих и язык комедии. Проблемное звучание финала, смысл названия. Пушкин и Гончаров о комедии «Горе от ума». Грибоедов и декабристы.
8. Три периода развития пушкинской поэзии. Лицейские годы, освоение литературных традиций XVIII–начала XIX века (Державин, Жуковский, Батюшков). Мотивы лицейской лирики. Литературные, театральные и политические интересы Пушкина 1817-1820 годов. Пушкин в “Арзамасе” и “Зеленой лампе”. Вольнолюбивые стихи, дружеские послания.
9. Мотивы лирики Пушкина южного периода (1820 – 1824). Значение Байрона в оформлении пушкинского романтизма. Романтические элегии, дружеские послания. 1823год в творческой биографии Пушкина.
10. Лирика Пушкина михайловского периода (1824 – 1826): переход к объективному характеру творчества. Тема любви и дружбы. Стихи на лицейскую годовщину. Философские мотивы в лирике Пушкина конца 1820-х и в 1830-е годы “Лелеющая душу гуманность” пушкинской поэзии.
11. Тема поэта и поэтического труда в произведениях Пушкина 1820-1830-х годов. Понятие о “ всемирной отзывчивости” Пушкина.
12. Поэма “Руслан и Людмила”: пушкинское решение проблемы национального эпического жанра. Стремление к синтезу стилей сказочной, героической и шутливой поэмы. Творческое состязание молодого поэта с Жуковским, литературная полемика вокруг поэмы.
13. Южные романтические поэмы Пушкина: мотивы, герои, поэтика контрастов, “вершинная” композиция. Пушкин и Байрон. Трагическое звучание темы свободы в поэме “Цыганы”.
14. Поэма Пушкина “Полтава”(1828): особенности жанра, сюжета; главные герои. Проблема “человек и история”, ее решение в поэме. Образ Петра.
15. Петербургская повесть “Медный Всадник” (1833): особенности жанра, стиха; исторический и философский смысл сюжета. Символические и фантастические мотивы.
16. Трагедия “Борис Годунов” (1825): принципы историзма Пушкина, жанровые особенности произведения. Основные проблемы трагедии. Образ Бориса, образ Самозванца. Пушкин и Карамзин (“История Государства Российского”). Тема народа в трагедии.
17. Болдинская осень 1830 года: цикл “маленьких трагедий”. Своеобразие жанра. “Вечные темы” маленьких трагедий.
18. Болдинская осень 1830 года: “Повести Белкина” как начало русской реалистической прозы. Скрытая литературная полемика с сентиментализмом и романтизмом. Тема “маленького человека”. Тема судьбы. Значение “Повестей Белкина” в творческой эволюции Пушкина.
19. Роман в стихах Пушкина “Евгений Онегин”: история создания, особенности жанра, повествования, композиции. Роль “онегинской строфы”. Мотивы лирических отступлений, их значение. Автор в романе.
20. Роман в стихах “Евгений Онегин” как “энциклопедия русской жизни”. Главные герои, их судьбы. Белинский и Достоевский об Онегине и Татьяне.
21. Роман Пушкина “Капитанская дочка”(1836): принципы пушкинского историзма, особенности жанра. Тема русского бунта, народный характер Пугачева. Нравственные проблемы в романе, их актуальность. Символические мотивы сюжета.
22. Поэты пушкинской поры: Д. Давыдов, П. Вяземский, Н. Языков, А. Дельвиг, Е.Баратынский (общий краткий обзор). Раскройте особенности творчества одного из поэтов (мотивы, жанры, художественные открытия).
23. Поэзия А.В.Кольцова. Основные мотивы, жанры. Белинский о народности поэзии Кольцова.
24. Ранняя лирика Лермонтова, мотивы и образы лермонтовского романтизма. Лирический герой юношеских стихотворений. Эволюция лирического творчества Лермонтова. Тема поэта и поэзии.
25. Исторические, социальные, религиозные мотивы в поэзии Лермонтова 1836-1841 годов. Жанры поздней лирики, художественные особенности. Тема любви в лирике Лермонтова.
26. Жанр поэмы в творчестве Лермонтова. Фольклорные мотивы и русский национальный характер в “Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Романтический идеал героя в поэме “Мцыри”. Поэма “Демон”: богоборческие мотивы, тема добра и зла, неба и земли, любви, свободы.
27. Роман Лермонтова “Герой нашего времени”. Особенности повествования, жанра, композиции. Фабула и сюжет в романе. Проблема личности (“история души человеческой”). Печорин в системе образов романа. Белинский о романе.
28. Своеобразие таланта А.В. Кольцова. Поэзия земледельческого труда в его «Русских песнях».
29. Сборник Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Своеобразие романтизма Гоголя, особенности повествования и языка. Пушкин о «Вечерах».
30. Сборник Гоголя «Миргород» как художественное целое. Лирические, комические, героические, фантастические мотивы в «Миргороде». Сущность гоголевского понимания человека – «смех сквозь слезы грусти и умиления».
31. Образ Петербурга в третьем томе повестей Гоголя («Невский проспект», «Нос», «Записки сумасшедшего», «Портрет»). Романтические мотивы и их новое звучание в петербургских повестях.
32. Тема «маленького человека» в повести Гоголя «Шинель». Христианская идея повести.
33. Комедия Гоголя «Ревизор». Своеобразие конфликта. Персонажи комедии. Образ Хлестакова. Смысл финала и эпиграфа. Комментарии Гоголя к «Ревизору» в статье «Театральный разъезд».
34. Поэма Гоголя «Мертвые души». История создания, особенности жанра, сюжета, масштаб замысла. Мотивы лирических отступлений в поэме, их значение. Гоголь после 1842 года, духовные искания писателя. Судьба второго тома «Мертвых душ».
35. Тема «мертвых душ» в книге Гоголя, приемы создания характеров. Идея нравственного воскрешения человека. Образ Павла Ивановича Чичикова. Отношение автора к своему герою. Мотив дороги, пути в поэме Гоголя.
36. Народная Россия в поэме «Мертвые души». Белинский и К. Аксаков о поэме Гоголя.
Примеры практических заданий
1. Прочитайте наизусть стихотворение поэта 1 половины 19 века.
2. Проанализируйте стихотворение поэта 1 половины 19 века.
3. Определите, к какому литературному направлению (течению) относится указанное произведение.
4. Определите жанр литературного произведения
5. Сопоставьте позиции двух литературных критиков (литературоведов) на изученное произведение русской литературы 1 трети 19 века.
6. Дайте свою оценку результатов поэтического соперничества П.А.Катенина с В.А.Жуковским в жанре баллады.
7. Составьте комментарий к статье В.Кюхельбекера «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие» (1824).
Вопросы для собеседования:
1. Что сближает русский романтизм с европейским и в чём их различие?
2. Какие жанры характерны для русского предромантизма и романтизма?
3. «Архаисты» и «карамзинисты» в спорах о русском языке и национальной самобытности литературы.
4. Роль переводов В.А.Жуковского в оформлении психологического романтизма.
5. Своеобразие эстетики гражданского (декабристского) романтизма.
6. Значение «Истории Государства Российского» Н.М.Карамзина для развития русской литературы.
Эссе:
1. Салон А.Н.Оленина в истории русской литературы и культуры.
2. Кружок «Арзамас» в полемике о новой русской литературе.
3. Особенности романтического историзма в «Думах» К.Ф.Рылеева.
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Планы практических занятий
Основная
Лебедев Ю.В. История русской литературы XIX века. Учебник для вузов. В трех частях. Часть 1. 1800 – 1830-е годы. М., 2007. – С.60 – 85.
Дополнительная
Аверинцев С.С. Размышления над переводами Жуковского // Зарубежная поэзия в переводах Жуковского. – М., 1985. – Т. 2.
Бессараб М.Я. Жуковский. Книга о великом русском поэте. – М., 1975.
Веселовский А.Н. В.А. Жуковский. Поэзия чувства и сердечного воображения. – М., 1999.
Жуковский и русская культура. – Л., 1987.
Зайцев Б.К. Жуковский // Зайцев Б. Жуковский. Жизнь Тургенева. Чехов. – М., 1994.
Иезуитова Р.В. Жуковский и его время. – Л., 1989.
Канунова Ф., Янушкевич А. Своеобразие романтической эстетики и критики В.А. Жуковского // Жуковский В.А. Эстетика и критика. – М., 1985.
Прозоров Ю. Литературно – критическое творчество В.А. Жуковского // Жуковский – критик. – М., 1985.
Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. – М., 1975.
Шаталов С.Е. Жуковский. Жизнь и творческий путь. – М., 1983.
Янушкевич А.С. В.А. Жуковский. Семинарий. – М., 1988.
Тексты для анализа
Стихотворения: В.А.Жуковский «Сельское кладбище», «Вечер», «Море», «Теон и Эсхин», «Певец во стане русских воинов», Песня («Кольцо души-девицы…»), Песня («Минувших дней очарованье…», «Ночной смотр», «Невыразимое», «Воспоминание», «Царскосельский лебедь».
Баллады: «Людмила», «Светлана», «Ивиковы журавли», «Баллада, в которой описывается, как одна старушка...», «Эолова арфа», «Лесной царь», «Суд Божий над епископом»
Эссе
1. Ваша интерпретация стихотворения О.Мандельштама «Батюшков».
2. Батюшков в литературном кружке (салоне) А.Н.Оленина.
3. Образ «допожарной» Москвы в очерке Батюшкова «Прогулки по Москве».
Литература для подготовки
Основная
Лебедев Ю.В. История русской литературы XIX века. Учебник для вузов. В трех частях. Часть 1. 1800 – 1830-е годы. М., 2007. – С.86 – 103.
Дополнительная
Альми И.Л. Стихотворение «Тень друга» в контексте элегической поэзии К.Н. Батюшкова // Альми И.Л. О поэзии и прозе. – СПб., 2002.
Венок поэту. Жизнь и творчество К.Н. Батюшкова / Под ред. В.В. Гуры. – Вологда, 1989.
Касаткина В.Н. Предромантизм в русской лирике. К.Н. Батюшков. Н.И. Гнедич. – М., 1987.
Кошелев В.А. Константин Батюшков. Странствия и страсти. – М., 1987.
Кошелев В.А. «Наука из жизни стихотворца» //Батюшков К.Н. Нечто о поэте и поэзии. – М., 1985.
Озеров Л. Константин Николаевич Батюшков // Батюшков К.Н. Сочинения. – М., 1955.
Семенко И.М. Батюшков и его «Опыты» // Батюшков К.Н. Опыты в стихах и прозе. – М., 1977.
Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова. – М., 1971.
Тексты для анализа: «К Дашкову», «Совет друзьям», «Странствователь и домосед», Элегия ("Я чувствую, мой дар в поэзии погас..."), «Любовь в челноке», «Привидение», «Элизий», «Гремит повсюду страшный гром...», «Мои пенаты», «Переход русских войск через Неман 1 января 1813 года», «Переход через Рейн», «Тень друга», «Вакханка», «Мой гений», «Умирающий Тасс», «Изнемогает жизнь в груди моей остылой...», «Есть наслаждение и в дикости лесов...»
Тема 4. Иван Андреевич Крылов: жизнь и творчество
Творчество И.А.Крылова
Основные проблемы:
Своеобразие литературной позиции Крылова. Европейская и русская басенная традиция и новаторство Крылова – баснописца. Художественные достоинства басен Крылова, характерность образов, народность языка, драматургическая природа жанра. Сатирические мотивы басен, их просветительская направленность. Отражение событий политической и литературной жизни в баснях Крылова. Тема Отечественной войны 1812 года. Значение басен Крылова в развитии русского литературного языка. Жуковский, Пушкин, Гоголь и Белинский о Крылове.
Темы сообщений:
Биография и литературная позиция И.А.Крылова.
Крылов как журналист и драматург.
Басни Крылова: источники сюжетов, проблематика, язык.
Задание: Подготовить письменно историко-литературный комментарий к басне
1 в. «Ворона и Курица» 2 в. «Лебедь, Щука и Рак», 3 в. «Осел и Соловей»
Практические задания:
1. Раскройте своеобразие литературной позиции И.А.Крылова в годы противостояния «Беседы любителей русского слова» и «Арзамаса».
2. Как обновил Крылов поэтику жанра басни? Как соотносится его басенное творчество с европейской и русской традицией? Покажите на примерах особенности поэтики басен Крылова.
3. Назовите сатирические мотивы социально-политических и нравственно-философских басен Крылова. Подтвердите по тексту народную мудрость, народный «здравый смысл» в баснях.
4. Выпишите пословицы и крылатые выражения из текстов басен Крылова. Покажите искусство стиха, ритмическое разнообразие вольного ямба, народность языка.
5. Прокомментируйте отзывы о баснях Крылова Жуковского, Пушкина, Гоголя, Белинского.
Эссе:
1. Значение басен Крылова в развитии русского литературного языка.
2. Образ Крылова в воспоминаниях современников.
3. Чему учат нас басни Крылова?
Литература для подготовки
Основная
Лебедев Ю.В. История русской литературы XIX века. Учебник для вузов. В трех частях. Часть 1. 1800 – 1830-е годы. М., 2007. – С.125 – 140.
Дополнительная
Архипов В. И.А. Крылов. Поэзия народной мудрости. – М., 1974.
Выготский Л.С. Анализ басни. «Тонкий яд». Синтез // Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968.
Гордин М.А. Жизнь Ивана Крылова. – М., 1985.
Коровин В. Поэт и мудрец. Книга об Иване Крылове. – М., 1996.
Серман И.З. Крылов-баснописец // И.А. Крылов. Проблемы творчества. – Л., 1975.
Тексты для анализа: Басни И.А.Крылова: «Волк и ягненок», «Свинья под дубом», «Квартет», «Кот и повар», «Мартышка и очки», «Пустынник и Медведь», «Слон и моська», «Рыбья пляска», «Любопытный», «Осел и Соловей», «Кукушка и Петух», «Ворона и Лисица» и др.
Занятие 1.
Основные проблемы:
«Горе от ума» - первая русская реалистическая комедия. Отражение в ней существенных противоречий эпохи и русской истории. Элементы классицизма в художественной структуре комедии и драматургическое новаторство Грибоедова. Грибоедов и Мольер («Мизантроп»). Сложность и противоречивость характеров в комедии «Горе от ума». Выразительность, афористичность стиха комедии, богатство и разнообразие интонаций вольного ямба. Роль Грибоедова в развитии русского литературного языка и драматургии. Пушкин, Белинский и Гончаров о «Горе от ума».
Темы сообщений:
Личность Грибоедова, его трагическая судьба.
Своеобразие литературной и общественной позиции Грибоедова.
Нравы и общественный быт Москвы, «галерея живых типов» русской жизни, острая сатира в «Горе от ума».
*Наиболее интересные факты сценической истории комедии. Современные театральные интерпретации пьесы Грибоедова
Практические задания:
1. Почему комедия «Горе от ума», содержание которой было острозлободневным в 1820-е годы, воспринимается и сейчас как актуальнейшее произведение? Определите, в чём заключается нравственный непреходящий смысл конфликта комедии?
2. Объясните значение любовного сюжета для нашего восприятия образа Чацкого, для развития и разрешения конфликта комедии.
3. Что сближает «Горе от ума» с комедией классицизма? Какие особенности поэтики комедии говорят о драматургическом новаторстве Грибоедова? Как удалось автору создать ряд правдивых характеров, вызвать впечатление максимального жизнеподобия?
4. Почему финал комедии «Горе от ума» называют проблемным, открытым?
5. Прокомментируйте мотив безумия в «Горе от ума». Как вы понимаете смысл названия комедии?
6. Каковы особенности стиха и языка комедии «Горе от ума»? Выпишите из текста афоризмы и пословицы, вошедшие в разговорный язык.
7. Подготовить выразительное чтение сцен комедии (по выбору)
Тест:
1.В одном из писем Пушкин высказал свое суждение о комедии Грибоедова: “…Теперь вопрос. В комедии “Горе от ума” кто умное действующее лицо? Ответ: …” [1) Чацкий 2) Грибоедов 3) Молчалин]
2.Грибоедов трагически погиб:
[ 1)на Кавказе в войне с горцами, 1828 2)на дуэли с Якубовичем в Тифлисе, 1818 3) в Тегеране, Персия, 1829]
3.Кто из близких Грибоедову современников опубликовал в своем альманахе в 1825 году отрывок из комедии «Горе от ума»?
[1)Ф.Булгарин «Русская Талия на 1825 год» 2)А.Бестужев «Полярная Звезда» 3)В.Кюхельбекер «Мнемозина»]
Примерные темы рефератов:
1. «Я как живу, так и пишу свободно и свободно» (из письма Грибоедова Катенину). Своеобразие жанровой природы «Горя от ума».
2. Из сценической истории комедии Грибоедова «Горе от ума».
3. Чацкий и Альцест ( комедия Мольера “Мизантроп”).
Занятие 2.
Основные проблемы:
Фамусовский мир и герой-романтик глазами писателя-реалиста. Образ Чацкого и передовые идеи времени. Необыкновенный успех комедии, ее злободневность. Нравственное содержание конфликта. Неизбежность драмы Чацкого. Позиция автора. Проблемное звучание финала комедии, смысл названия.
Темы сообщений
Образ Чац<