Основные моменты в истории русского стихосложения
До конца XVI в. в России, как и на Украине, господствует народная песенная система стихосложения. Усложнение общественных отношений с конца XVI в., приобщение к западной культуре, развитие письменности приводят к тому, что в книжной поэзии XVII в. народный стих сменяется речевым. Этот силлабический стих развивается под влиянием главного польского силлабического стиха, которым пишут С. Полоцкий, Д. Ростовский, Ф. Прокопович, А. Кантемир, ранний Тредиаковский. Силлабическое стихосложение господствует до 30-х гг. XVIII в. в России, а на Украине еще позже, до 70-х гг.
30-е гг. XVIII в. в русской литературе характеризуются расширением творческого диапазона, созданием новых литературных образов и жанров, разработкой литературного языка. Ведутся поиски более индивидуализированной и выразительной стихотворной системы. Эти поиски ведутся и в пределах силлабического стиха (Кантемир, Тредиаковский), и под влиянием западноевропейского тонического и тонико-силлабического стиха (Тредиаковский, Глюк и Чаус, Ломоносов), и в связи с дальнейшим изучением народного стихосложения (Тредиаковский).
Поиски завершились и в практике и в теории выступлениями Тредиаковского и Ломоносова («Новый и краткий способ сложения стихов» Тредиаковского, 1735, и «Ода на взятие Хотина» Ломоносова, 1738). Эти работы заложили основы современного силлабо-тонического стиха, нашедшего наиболее завершенное и совершенное выражение в творчестве Пушкина.
Несмотря на доминирующее значение силлабо-тонического стиха уже в XVIII в., в сущности уже у Ломоносова, с несомненной отчетливостью у Сумарокова, позднее у Востокова, у Пушкина (сказки, «Песни западных славян») намечалось и развитие тонического стиха. Это было вызвано, с одной стороны, усиливающимся интересом к народному стиху с тонической структурой, с другой стороны — попытками подражания античным сложным размерам, превращавшимся в русской интерпретации в тонические построения.
С наступлением эпохи серебряного века стихосложение подвергается демократизации. Постоянные эксперименты с поэзией авангардных течений (футуризм, акмеизм, дадаизм) приводят к изменению структуры построения стиха. Стихи, написанные по такой системе, получили название пульсирующие строки (или импульсаризм). Поэзия этого времени характеризуется многочисленным разнообразием использования художественных приемов: членение строк ритмовым делением (например, расположение строчек «лесенкой», чередование длинных и коротких строк), повторы, перифразы, звукопись, частная лексика и так далее.
Стихотворные метры.
Стихотворный метр - это определенное чередование сильных и слабых мест (ударных и безударных слогов) в строке. Если каждая строка стихотворения написана в установленной последовательности сильных и слабых мест, обо всем стихотворении можно сказать, что оно написано этим метром. В этой статье я расскажу обо всех основных метрах русской силлабо-тоники.
Обозначать в словаре сильные места я буду так: /, а слабые так: _. Сразу оговорюсь: ударение есть в каждом слове, но в этом словаре будут считаться сильными местами не все ударения, а только те, на которых при чтении стоит сделать силовой акцент (а иногда даже небольшую паузу - почти долгий слог, как в античной поэзии). Приведу пример. Во фразе "я - сон твой, и ты - сон мой" семь отдельных слов и, следовательно, семь ударений. Сильные места можно расставить так (ударные гласные - прописными): "Я - сон твОй, и тЫ - сон мОй" (рифмы - "домой", "тюрьмой"...), а можно так: "Я - сОн твой, и тЫ - сОн мой" (рифмы - "полный", "волны"...). Назовем слоги с незначимыми ударениями полуударными и занесем их в понятие "слабое место" наравне с безударными. Но в случаях, когда это будет необходимо, обозначать их мы будем так: -
Метры бывают простые и составные (включающие в себя два и более простых).
СХЕМЫ МЕТРОВ:
В скобках указаны названия метров, используемые нами в клубе "Самовар". Вдруг они кому-то больше понравятся ;). Бой - так вообще наше название, ведь односложному метру не уделил внимания ни один известный нам словарь.
Если название метра является ссылкой, нажмите, и откроется страница с его подробным описанием и стихотворными примерами.
Односложные
Бой: /. Простой. Один ударный слог.
Двусложные
Хорей: /_. Простой. Два слога с ударением на первом.
Ямб: _ /. Простой. Два слога с ударением на втором.
Трехсложные
Дактиль: /_ _. Простой. Три слога с ударением на первом.
Амфибрахий: _ /_. Простой. Три слога с ударением на втором.
Анапест: _ _ /. Простой. Три слога с ударением на последнем.
Антанапест(боехорей): / /_. Составной. Три слога с ударениями на первом и втором.
Амфимакр (боеямб): /_ /. Составной. Три слога с ударениями на первом и третьем.
Антидактиль (ямбобой): _ / /. Составной. Три слога с ударениями на втором и третьем.
Четырехсложные
Пеон Первый (ч'етвертина): /_ _ _. Простой. Четыре слога с ударением на первом.
Пеон Второй (четв'ертина): _ /_ _. Простой. Четыре слога с ударением на втором.
Пеон Третий: _ _ /_. Простой. Четыре слога с ударением на третьем.
Пеон Четвертый: _ _ _ /. Простой. Четыре слога с ударением на четвертом.
Ионик нисходящий (боедактиль): / /_ _. Составной. Четыре слога с ударениями на первом и втором.
Хориямб: /_ _ /. Составной. Четыре слога с ударениями на первом и последнем.
Ямбохорей: _ / /_. Составной. Четыре слога с ударениями на втором и третьем.
Ионик восходящий (анапестобой): _ _ / /. Составной. Четыре слога с ударениями на третьем и четвертом.
Эпитрит Первый (ямбодибой): _ / / /. Составной. Четыре слога с ударениями на втором, третьем и четвертом.
Эпитрит Второй (хоридибой): /_ / /. Составной. Четыре слога с ударениями на первом, третьем и четвертом.
Эпитрит Третий (дибоеямб): / /_ /. Составной. Четыре слога с ударениями на первом, втором и четвертом.
Эпитрит Четвертый (дибоехорей): / / /_. Составной. Четыре слога с ударениями на первом, втором и третьем.
Рифма.
Ри́фма (др.-греч. ῥυθμός «размеренность, ритм») — созвучие в окончании двух или нескольких слов. Наиболее употребительна в стихотворной речи и в некоторые эпохи в некоторых культурах выступает как её обязательное или почти обязательное свойство. В отличие от аллитерации иассонанса (которые могут возникать в любом месте текста), рифма определяется позиционно (положением в конце стиха, захватывающим клаузулу). Звуковой состав рифмы — или, вернее сказать, характер созвучия, необходимый для того, чтобы пара слов или словосочетаний прочитывалась как рифма, — различен в разных языках и в разное время.
Типы рифм
В зависимости от положения ударения в рифмованном слове различают несколько типов рифмы:
· мужская рифма, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Например, именно такой тип использован в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Смерть»:
Оборвана цепь жизни молодой, Окончен путь, бил час, пора домой, Пора туда, где будущего нет, Ни прошлого, ни вечности, ни лет. |
· женская рифма, где ударение падает на предпоследний слог. Например, именно такой тип используется в отрывке из поэмы А. С. Пушкина «Жених»:
Везде сребро да злато, Всё светло и богато. |
·
дактилическая рифма, в которой ударение находится на третьем слоге от конца строки. Так рифмуются 1-я и 3-я строки стихотворения С. А. Есенина «Русь», а 2-я и 4-я являются ещё одним примером мужской рифмовки:
Потонула деревня в ухабинах, Заслонили избёнки леса, Только видно, на кочках и впадинах, Как синеют кругом небеса. |
· гипердактилическая рифма, в которой ударение падает на четвёртый слог или дальше, — используется значительно реже остальных. Примером может служить строка В. Я. Брюсова:
От луны лучи протягиваются, К сердцу иглами притрагиваются… |
Рифмы различаются также по точности созвучий и способам их создания:
· богатые рифмы, в которых совпадает опорный согласный звук. Примером могут служить строки из стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву»:
Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман. |
· бедные рифмы, где частично совпадают заударные звуки и ударный гласный.
В стихосложении выделяется также группа неточных рифм, являющихся сознательным художественным приёмом:
· ассонансные рифмы, в которых совпадает гласный ударный звук, но не совпадают согласные;
· диссонансные (контрсонансные) рифмы, где, напротив, не совпадают ударные гласные:
Было социализм — восторженное слово! С флагом, с песней становилась слева, И сама на головы спускалась слава. |
· усечённая рифма, в которой имеется лишний согласный звук в одном из рифмующихся слов.
· йотированная рифма, которая является одним из широко распространённых примеров усечённой рифмы; в ней, как видно из названия, дополнительным согласным звуком становится звук «й». Так, этот вид рифмы используется в следующем стихотворении А. С. Пушкина в 1-й и 3-й строках:
Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна… |
· составная рифма, где рифмующаяся пара состоит из трёх и более слов, как во 2-й и 4-й строках Н. С. Гумилёва:
Ты возьмёшь в объятья меня И тебя, тебя обниму я, Я люблю тебя, принц огня, Я хочу и жду поцелуя. |
· банальные рифмы, например: любовь — кровь, розы — слёзы, радость — младость. Над предсказуемостью подобных, так часто встречающихся у разных авторов рифм подшучивал ещё А. С. Пушкин в «Евгении Онегине»:
И вот уже трещат морозы И серебрятся средь полей… Читатель ждёт уж рифмы «розы», На вот, бери её скорей… |
Обыкновенно стихи с разными родами рифмы чередуются; прежняя версификация даже настаивала на этом, но возможны в стихотворении и сплошь мужские рифмы («К детям» Хомякова), сплошь женские («Не остывшая от зною» Тютчева), сплошь дактилические («Тучи» Лермонтова).
Расположение рифмующих строк внутри строфы может быть упорядочено различным образом. Например, в четверостишии возможны кольцевая (опоясывающая или охватная) рифма abba, смежная (парная) рифма aabb, перекрёстная рифма abab и, реже, сквозная рифма aaaa.
Также существуют следующие поэтические приёмы и термины для них:
· Панторифма — все слова в строке и в последующей рифмуются между собой (например — рифмуются соответственно 1-е, 2-е и 3-е слова двух строчек)
· Сквозная рифма — рифма, проходящая через всё произведение (например — одна рифма в каждой строке)
· Эхо-рифма — вторая строка состоит из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой.