Человек должен быть интеллигентен
Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства. А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.
Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго – да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.
Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она связана с заповедью долголетия.
Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.
Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность – созданием нового и осознанием старого как нового.
Больше того… Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка – разговорного и письменного, – вот это и будет интеллигентный человек.
Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).
Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.
Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А. тренировка возможна и необходима в любых условиях.
Что тренировка физических сил способствует долголетию – это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.
Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить… Толкается в переполненном автобусе – слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на все реагирующий. Ссорится с соседями – тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически невосприимчивый – тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других – это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Долголетний опыт меня в этом убедил.
Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.
Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества – не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.
Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему).
Все, о чем я разговариваю с молодыми читателями в этой книге, – призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью, к красоте здоровья. Будем долголетни, как люди и как народ! А почитание отца и матери следует понимать широко – как почитание всего нашего лучшего в прошлом, в прошлом, которое является отцом и матерью нашей современности, великой современности, принадлежать к которой – великое счастье.
8. Напишите сочинение (в соответствии с критериями оценки итогового сочинения) на тему «Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой». (В.Г. Белинский) с опорой на приведенные выше тексты Д.С. Лихачева.
ПОБЕДА И ПОРАЖЕНИЕ
1. Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах:
социально-исторический | нравственно-философский | психологический |
Рассуждение может быть связано с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира | Рассуждение может быть связано с проявлениями вечной борьбы добра со злом, со спором человека с судьбой, с правом и ответственностью человека сделать нравственный выбор | Рассуждение может быть связано с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. |
2. Но в каком бы аспекте ни разворачивалось размышление, проблематика литературного материала, к которому вы обратитесь за поддержкой собственных мыслей, за поиском примеров, непременно будет носить этический характер. Попробуйте соотнести некоторые из них с художественными произведениями:
Этические проблемы, возникающие в связи с главным вопросом: в чем сущность понятий «победа» и «поражение» | Художественные произведения, в которых происходит осмысление этических проблем, что позволяет раскрыть сущность понятий «победа» и «поражение» |
Проблема моральной оценки трагического исхода исторического события | |
Проблема нравственного самостояния человека: нравственного выбора, ответственности человека за мир и благо близких, народа | |
Проблема сущности нравственной философии человека | |
Проблема гуманистического осмысления процесса пробуждения патриотического сознания народа | |
Проблема гибели целой нации, народа |
3. Размышления о сущности понятий «победа» и «поражение» невозможно без приложения проблемы к конкретным обстоятельствам – без обращения к сюжетам и характерам литературных произведений. Попробуйте соотнести некоторые мотивы с известными литературными произведениями (Мотив* в литературном произведении чаще всего понимается как часть, элемент сюжета, обладающий особой значимостью):
Мотив тревоги за все сущее на земле | |
Мотив спора о призвании человека, о его месте в жизни | |
Мотив раздумий о прошлом, настоящем и будущем | |
Л.Н. Толстой «Война и мир» | |
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» | |
М. Булгаков «Собачье сердце» |
4. Одерживает победу человек, народ. Попробуйте соотнести нравственную оценку героя(-ев) и художественное произведение:
ОДЕРЖИВАЮТ ПОБЕДУ ТЕ, КТО… | ЭТО ГЕРОИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ… |
И в счастье и горе не изменяют своей внутренней сущности | |
Погибли в неравной борьбе, но нравственная победа за ними | |
В центре образ мужественного человека, для которого главное – защитить свою землю, не допустить кровопролития, сохранить народ | |
Наперекор внешним жестоким обстоятельствам смогли сохранить важнейшие нравственные ценности – человеколюбие, чувство справедливости, милосердие | |
Верит в царство истины, в вечную жизнь души – не лжет ради спасения своей жизни, не отступает от своих нравственных принципов |
5. А теперь попробуйте дать нравственную оценку тем литературным героям, которые потерпели поражение:
ОНИ ПОТЕРПЕЛИ ПОРАЖЕНИЕ, ПОТОМУ ЧТО… | ЭТО ГЕРОИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ… |
Наполеон (Эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир») | |
И.Обломов (Роман И.А. Гончарова «Обломов») | |
Д.Старцев (Рассказ А.П. Чехова «Ионыч») | |
Гитлеровская Германия (Рассказ М.А. Шолохова) |
6. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуация, что находит свое отражение и в известных афоризмах:
Ø «Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна» (Махатма Ганди).
Ø Если ты ненавидишь — значит тебя победили (Конфуций). Если проигравший улыбается, победитель теряет вкус победы.
Ø Нет предела совершенствованию мира человека, поэтому и зло можно ограничить, но победить окончательно…(В. Дудинцев)
История каких литературных героев подтверждает неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение»?____________________________________________________
____________________________________________________________________________________
7. Напишите небольшое эссе по поводу сущности одного из афоризмов:
(НАПОМИНАНИЕ: Эссе - Essai, если переводить с французского, означает “очерк”. Проще говоря, это небольшое по объему произведение выражает личные мысли автора по определенному поводу. И не нужно особо раздумывать над стилем написания, потому что здесь важно выразить свои душевные переживания, чувства и эмоции. Повествование должно получиться легким и простым, без лишних художественных фигур и "воды". Можно считать эссе удавшимся, если каждый человек, который его прочитал или прослушал, не просто понял, что написал автор, а почувствовал это. Очень важно излагать свои мысли таким образом, чтобы каждому стало ясно, какую проблему автор рассматривает, и в чём суть, смысл, а также посыл текста).
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Произведите комплексный анализ текста (ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ):
Способен ли человек противостоять злу победить его утвердить добро или обречённый на поражение он должен отступить признать своё бессилие?
Нет предела совершенствованию мира человека поэтому и зло можно ограничить но победить окончательно... Вряд ли. Но пока жив человек он будет стремиться к добру и к обузданию зла.
В. Дудинцев
(1)Чем дальше мы от даты 9 мая 1945 года, тем чаще видим снос памятников и мемориалов, посв_щенных Великой Отечественной войне. (2) Я говорю о январе 2007 года, когда парламент Эстонии прин_л закон "О защите воинских захоронений", который позв_ляет сносить памятники сове__ким солдатам, в час_ности, перезахоронить останки советских с_лдат из Братской могилы на холме Тынисмяги в Таллине и демонтировать Бронзового с_лдата - монумент Воину-освободителю.(3) Я говорю об апреле 2009 года, когда власти города Стрые Львовской области решили демонтировать памятник советскому Воину-освободителю, что(бы) отправить в музей т_талитаризма в качестве эксп_ната, так как, по словам депутата радикальной националистической партии «Свобода» Олега Панькевича, «памятник негативно влияет на формирование нац_онального сознания, и его устр_нение станет одним из актов утв_рждения нац_онал-государственных символов».(4) Я говорю о декабре 2009 года когда в Грузии в городе Кутаиси был снесен Мемориал Славы посв_щенный советскому народу-победителю в Великой _течественной войне.
(5)Да, наверное, молодому пок_лению без разницы: есть мемориал или его нет!(6) А я хочу лишь напомнить.(7) Ещё 30 марта 1941 года на совещании высшего командного состава вермахта Гитлер за_вил, что война против СССР будет вестись на ун_чтожение, что это будет истребительская война в полном смысле слова. (8)«У тебя, - говорилось в обращении фашис__кого к_мандования к с_лдатам, - нет сердца, нервов, на войне они не нужны. (9)Ун_чтожай в себе жалость и сочу_ствие – убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик…».
(10)В Домачевском детском доме Брес__кой области Белорус_ии находилось 100 детей в возр_сте до 12 лет. (11)Уже в первый день войны, 22 июня 1941 года, гитлеровцы застрелили трех ребят и двух ранили.(12) Вечером 23 сентября 1942 года в детдом пр_была пятитон_ая машина с шестью вооружен_ыми гитлеровцами.(13) Воспитателям объявили, что детей перевозят в Брест. (14)Только двоим детям удалось бежать. (15)Остальные 54 ребенка и воспитательница были погружен_ы в машину и увез_н_ы в направлении станции Дубица. (16)Возле пограничного дзота, в 800 метрах от реки Западный Буг, их рас_треляли.
(17)22 марта 1943 года (не)большую белорус_кую деревню Хатынь окружил к_рательный б_таль_н войск СС особого назначения. (18)К_ратели врывались в крестьянские хаты и выбрасывали людей на улицу.(19)Жителей (с,з)гоняли в сарай. (20)В нем становилось все теснее. (21)Матери пытались успокоить детей, но, чу_ствуя что(то) страшное, сами не могли сдержать слез. (22)Люди в сарае (не)догадывались о своей уч_сти. (23)Они наде_лись на лучшее. (24)Ведь надежда ум_рает последней.(25) Обречен_ые не видели, что каратели обл_жили сарай соломой, облили бензином, под_жгли. (26)Страшная догадка обожгла сознание каждого взрослого.(27) Их сж_гают живыми! (28)Многие пытались вырваться из огня. (29)Тщетно! (30)Эсесовцы хладнокровно, без промаха рас_треливали из автоматов.(31) Для 149 жителей Хатыни этот день стал последним в их жизни. (32)Мучительную смерть приняли 75 детей.
(33)Чудом выжил Иосиф Каминский. (34)Изранен_ый обг_ревший он нашел в себе силы поднят_ся когда к_ратели покинули деревню. (35)Поднялся и среди трупов отыскал изувечен_ое тело сына Адама.(36) Он ум_рал у него на руках…(37) «В огне погибли четверо моих детей и жена. (38)От деревни остались лишь печные трубы да пепел. (39)Люди, не допустите больше такого!» - сказал И.И. Каминский при открытии хатынского мемориала 5 июля 1969 года, в день праз_нования 25-летия освобождения Белоруссии от фаши__ских захва_чиков.
(40)Сейчас мемориал зан_мает 50 га. (41)Комплекс имеет планировку бывшей деревни Хатынь и состоит из отдельных фрагментов. (42)В центре во_вышает_ся бронзовая скульптура Непокорен_ого Человека с убитым мальчиком на руках. (43)Справа от скульптуры увековечен_о место сож_ения хатынцев. (44)Черные гранитные плиты символизируют обруш_вш__ся крышу сарая. (45)Клинообразная дорога из белого мрамора, обрываясь у крыши-плиты, напом_нает о последнем пути жителей Хатыни.(46) На бра__кой могиле жителей деревни Венок памяти из белого мрамора со словами наказа мертвых живым: (47) «Добрые люди помните любили мы жизнь и Родину нашу и Вас дорогие.(48) Мы сг_рели живыми в огне. (49)Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, что(бы) смогли вы утв_рдить навечно мир и покой на земле. (50)Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не ум_рала!» (51) На месте каждого из 26 сг_ревших домов лежит первый венец сруба. (52)Только теперь он сделан не из дерева – после сож_ения Хатыни от бревен остались лишь обуглившиеся головешки, - а из бетона (серо)пепельного цвета. (53)Внутри сруба – об_лиск (в)виде печной трубы, увенчан_ый колоколом. (54)На об_лиске - мемориальная плита с фамилиями и именами заживо сож_енных.
(55)Хатынь это напом_нание всем живущим о необходимости сделать все возможное для того что(бы) никогда и нигде подобная трагедия не повторилась что(бы) не во_родился фашизм что(бы) был сохранен мир на земле.
(56)Немецко-фашистские оккупанты ун_чтожили только в Белорус_ии 186 деревень вместе с их жителями.(57) Пепелища, пепелища…(58) Эту страшную картину увид_ли воины-освободители, когда они оч_щали землю от фашистов.
(Дубовицкая Е.А.)
1) Как содержание текста связано с проблемой сущности понятий «победа» и «поражение»?
2) Совпадают ли позиции В.Дудинцева и Е.Дубовицкой?
3) Определите ключевые слова, тему, проблему, авторскую позицию:
Ключевые слова | О чем текст? | На какой важный вопрос ищет ответ автор? | К какому выводу приходит автор? |
4) Какой информации нет в тексте?
- Почему гитлеровцы уничтожали мирных жителей?
- Почему был построен хатынский мемориал.
- Почему в Грузии снесен Мемориал Славы.
- Зачем в г. Стрые хотели демонтировать памятник Воину-освободителю.
5) Какое из утверждений является ошибочным?
1. В предложениях 1-4 представлено рассуждение и повествование.
2. Предложения 17-23 содержат повествование.
3. Предложение 57 подтверждает суждение, данное в предложении 54
4. Предложения 42-46 содержат описание.
6) Укажите слово, использованное в прямом значении.
- Очищали (предложение58) 3. Надеялись (предложение 23)
- Возродился (предложение 55) 4. Умирает (предложение 24 )
7) Расставьте знаки препинания в эпиграфе к тексту, а также в предложениях № 4, 34, 47, 55. Графически их объясните.
8) «Использование такого приема, как ______ (предложения 5-6) позволяет Дубовицкой Е.А. обратить внимание читателя на то, что важно для автора. Описывая разрушение памятников, автор использует такой прием, как ______ (например, «я говорю…» в предложениях 2-4). Эмоциональность речи придает такой прием, как _______ (в предложениях 5,27, 29, 39). Редко, но встречается такой троп, как _____ («не возродился фашизм», «надежда умирает» в предложениях 55, 24).
- устаревшие слова
- метафора
- эпитеты
- риторический вопрос
- восклицательные предложения
- противопоставление
- ряды однородных членов
- фразеологизм
- анафора
9. Попробуйте написать сочинение. Перед вами основные части двух сочинений, по замыслу автора раскрывающих сущность понятий «победа» и «поражение» на материале одного литературного произведения. Добавьте недостающие компоненты: вступление и обобщение. Какой вариант понравился больше и почему?
1. | В обществе Фамусова идеи Чацкого, его речи и страдания остаются непонятыми. Он находится среди людей, которые не живут, а играют свою роль. Чацкий поражён тем, что не находит в них ничего человеческого. В душе зреет протест и наконец выплескивается наружу, подогреваемый «оскорбленным чувством» влюбленного человека. На балу в доме Фамусова он восстанавливает против себя всех собравшихся – сосуществование его с “московскими” невозможно. Общество, почувствовав это, объявляет его сумасшедшим, осмеивает поверженного героя. Чацкого страдает за инакомыслие, за свободу нравственного выбора, который последовательно отстаивает. Комедия Грибоедова говорит о горе человека, проистекающем от его ума. Чацкий рвётся к “свободной жизни”, “к занятиям наукой и искусством” и требует “службы делу, а не лицам” . Лучшие человеческие свойства делают его для окружающих “чудаком” , “странным человеком” , а потом – просто безумцем. Трагедия Чацкого – это трагедия “ума, алчущего познаний”. Испытывать “мильон терзаний” становится невыносимым: «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.//Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, //Где оскоблённому есть чувству уголок. //Карету мне, карету!» По словам И. А. Гончарова, “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей. Чацкий начинает новый век – и в этом всё его значение и весь ум ”. | |
2. | В основе же «современной пасторали» Астафьева – один из катаклизмов 20 века – Великая Отечественная война. В повести соотнесены и противопоставлены два антагонистически несовместимых явления: любовь, то есть созидание, жизнь, и война – разрушение, смерть. Мирная деревенская жизнь уничтожена войной, убит пастух и пастушка, но «они лежали, обнявшись друг с другом. Хведор Фомич пробовал разнять их руки, но не смог – вместе на веки вечные» – и в этих строках доказательство той великой силы любви, которая не подвластна войне, несущей смерть. Но как же хочется жить и любить молодым героям повести.. Любовь Бориса и Люси оказалась беззащитной перед злом войны. .. Наверное, не случайно первая часть повести начинается с боя, с кромешного ада. Потом наступает поразительнейшая тишина любви и приходит чувство благоговения перед этой тишиной. Как сохранить в себе человека на войне, нежные, добрые чувства? Это не просто. И все-таки среди жестокости, крови и смерти, наперекор войне вспыхивает чудеснейшее из чувств, самое великое чувство – любовь. Любовь нежная и пламенная, преданная и высокая, прекрасная и трагическая. Всего одна ночь, и в описании этой ночи, чистой, страстной, мы слышим гимн любви. Это оказалось возможно, потому что отношения Бориса и Люси чисты, нравственны. Духовной, просветляющей любовью озаряются герои Астафьева. Астафьев показывает, как из ада войны и смерти наперекор им произрастает любовь. Любовь эта становится единственной на всю жизнь в судьбе Люси и Бориса. Почему же любовь не спасла Бориса? Бориса ранило, не очень тяжело. Борис не проявляет воли к жизни и умирает. Почему? На этот вопрос отвечает сам автор: «Жажда жизни рождает неслыханную стойкость – человек может перебороть неволю, голод, увечье, смерть, поднять тяжесть выше сил своих. Но если ее нет, тогда все – остается от человека мешок с костями». Но почему нет жажды жизни? Смерть героя определили не физические, а духовные, нравственные причины. Любовь – символ жизни. А война, противная человеческой природе, убивает эту жизнь. Она истончает человека. Смерть поселилась в Борисе, потому что он устал от войны. Невыносимо жить со свинцом в груди… Значит, нельзя победить на войне? Автор думает иначе. Он приводит читателя вслед за героиней на маленький безвестный полустанок в степи. Могила с пирамидкой, могильный холм, через годы и годы уже сросшийся «с большим телом земли». Что значит этот холм для пришедшей сюда женщины с печальными древними глазами? В нем ее счастье, ее любовь. Кольцевая композиция. Такая композиция заметнее выявляет лиризм повести, ее идею. Война оборвала любовь, но любовь не погибла, а осветила всю жизнь и память человека. А память не подвластна времени, она преодолевает смерть, преодолевает время. Она продлевает любовь – и потому любовь нетленна. Чувство Люси к Борису живо, живы ее преданность и желание соединиться с любимым: «Совсем скоро мы будем вместе…. Там уже никто не в силах разлучить нас». |
10. Попробуем написать сочинение. Перед вами вступление и обобщение сочинения, по замыслу автора раскрывающего сущность понятий «победа» и «поражение» на материале одного или двух литературных произведений. Напишите основную часть, предварительно отработав план ее развития: 1.___________________________________________________________________________________ 2.___________________________________________________________________________________ 3.___________________________________________________________________________________
«Ни одна жизненная победа не затмит собой поражение в любви,» - сказал мудрый Э. Хемингуэй. Но ему принадлежит и другое высказывание:«Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения... Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». Значит ли это, что даже поражение в любви для нравственного человека может обернуться победой?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Да, «любовь сильна как смерть». Любовь сильнее смерти!
ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТЬЕ
1. В основе нравственности человека лежат многие понятия. Честь – одно из них. В толковых словарях можно найти самые различные определения данного слова:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ | СМЫСЛОВАЯ КОНСТАНТА В КАЖДОМ ОПРЕДЕНИИ |
1. Моральные качества, достойные уважения и гордости 2. Честь – это сочетание таких качеств, как справедливость, верность, правдивость, достоинство и благородство. 3. Это готовность отстаивать свои интересы, интересы близких, народа, государства . 4. Это и способность пренебречь своим благом ради других, даже готовность отдать жизнь ради справедливости. 5. Сохранение верности идеалам принципам | 1. 2. 3. 4. 5. |
2. Познакомьтесь с «РАЗМЫШЛЕНИЯМИ О ЧЕСТИ И БЕСЧЕСТЬЕ». Составьте вопросник, который сориентирует в ценности содержания данных размышлений.
СОДЕРЖАНИЕ | ВОПРОСЫ НА ОСМЫСЛЕНИЕ ЦЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ |
Честь. Это слово близко такому понятию, как честность. Быть честным перед самим собой, другими, не поступаться принципами, жить по законам нравственности, просто быть порядочным человеком — всё это характеризует человека чести. Легко и надёжно, когда рядом такие люди. Они не предадут, не совершат подлый поступок, на них можно положиться. Люди чести — опора и отдельных людей, и всего общества в целом. Человеку свойственно практически всю жизнь стоять перед выбором: как поступить в том или ином случае — от рядовой бытовой ситуации до принятия решения, от которого зависит жизнь многих людей. Как поступить: по совести или ставя на первый план свои интересы? Остаться человеком чести или скатиться до бесчестия, низости, предательства. Выбор есть всегда, и делать его предстоит каждому из нас самостоятельно. Оступиться может каждый человек. Однако один делает выводы, пытается исправиться, а другой, избрав дорогу эгоизма, лжи, обмана, всё ниже катится в пропасть бесчестия, отгораживая себя тем самым от людей. Издавна в народе понятие чести было одним из важнейших среди моральных принципов. Сколько только пословиц создал народ по этому поводу: «Береги честь смолоду», «Честь идёт по дороге, а бесчестье по сторонке» ( как верно подмечено: человек, лишённый понятия чести, идёт окольными, обходными путями, часто это путь преступления и предательства), «Честь потеряна — всё потеряно». Честь очень легко потерять, как легко потерять уважение, признание людей. Порой для этого достаточно одного неверного слова или высказывания, одного непродуманного поступка. На то человеку и дан разум, чтобы взвешивать свои действия, понимать, что придётся отвечать за всё — и перед людьми, и перед самим собой¸ своей совестью. Честь. А не устаревшее ли это понятие? Эти слова можно услышать в наш век, когда человек, стремясь достичь высот власти, благополучия, легко переходит через грань дозволенного. Сколько примеров запятнанной чести мы видим вокруг, сколько громких дел в стране по поводу коррупции, взяточничества, унижения человека, причём со стороны власть имущих. Где у них честь и совесть? Да, можно найти негативные примеры в нашей жизни. Но не эти люди делают историю. Потеряв честь, они потеряли и себя, своё достойное место в обществе. За всё в жизни приходится платить, и за бесчестье тоже. Жить по законам чести, справедливости, совести – именно таким должен быть основной нравственный жизненный принцип человека. Учить этому надо буквально с детства. Ведь уже в раннем возрасте человек учится отличать хорошее от плохого, белое от чёрного. А это уже шаг к честной, порядочной, а значит, счастливой жизни. |
3. Соотнесите афоризмы с содержанием размышлений. Сущность каких из них находит подтверждение в тексте? Отметьте их «V»
Честь | Бесчестие |
Лишать чести другого — значит лишаться своей. Публий Сир | Вытерплю несправедливость, только не бесчестье. Цецилий |
Честь дороже жизни. Шиллер Ф. | Бесчестье равное волочит за собой тот, кто предал любовь и кто покинул бой. Корнель Пьер |
Я всякую беду согласен перенесть, Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь. Корнель Пьер | Каждая нечестность — шаг к бесчестью. В. Синявский |
Истинная честь не может терпеть неправду. Филдинг | Бесстыдство — терпеливость души к бесчестию во имя выгоды. Платон |
Честь — это награда, присуждаемая за добродетель… Аристотель | Честь от бесчестных — тоже ведь бесчестие. Публий Сир |
Честь — это бриллиант на руке у добродетели. Вольтер | Бесчестный человек готов на бесчестное дело. Пословица |
4. Ознакомьтесь с возможными формулировками сочинений, выделите в каждой из них ключевые слова.
• Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее… (Платон)
• Может ли честь противостоять бесчестию?
• Береги честь смолоду… (пословица)
• Как выбрать в сложную минуту между честью и бесчестием?
• Откуда берутся бесчестные люди?
• Честь истинная и ложная.
• Есть ли в наши дни люди чести?
• Какие герои живут по чести?
• Смерть или бесчестие?
• Бесчестный человек готов на бесчестное дело.
• Вода все смоет, только бесчестье не может смыть.
• Лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем
• Есть ли право на бесчестье?
• Честный честью дорожит, а чем дорожить бесчестному?
• Каждая нечестность — шаг к бесчестью.
5. Прочитайте АРГУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В СОЧИНЕНИИ ПО ТЕМЕ, ЗАДАННОЙ В РАМКАХ НАПРАВЛЕНИЯ «ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТЬЕ». Соотнесите темы (см. з. №4) и данные аргументы. Определите этические проблемы, возникающие в связи с главным вопросом: в чем сущность понятий «честь» и «бесчестье:
А.С.Пушкин «Капитанская дочка» | ||||
«Береги честь смолоду»,- именно такой эпиграф имеет повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Понятие чести стало центральным в произведении. Честь – это и порядочность, нравственная чистота героев, таких как П.Гринёв, его родители, вся семья капитана Миронова; это и воинская честь, верность присяге, это, по большому счёту, любовь к Родине. Противопоставлены в повести Пётр Гринёв и Швабрин. Оба молоды, дворянского сословия, офицеры, но как различны они по характеру, нравственным принципам. Гринёв — человек чести, касается ли это его отношения к Маше Мироновой, или это его верность присяге, стойкость до конца во время пугачёвского бунта. Без чести и совести Швабрин (даже фамилия у него какая отвратительная). Он груб с Машей, сиротой, ему ничего не стоит переметнуться к бунтовщикам, нарушив офицерскую честь( Гринёв: «С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака») Эгоизм, себялюбие несовместимы с понятием чести. Вызывает глубокую симпатию капитан Миронов, комендант Белогорской крепости. Он не уронил своего достоинства, остался верен присяге , не преклонил колен перед Пугачёвым(он, “изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: “Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь, ты!”). Честь – это одно из высоких нравственных качеств личности. Оно формируется с детства. Читатель видит, как в семье Гринёвых понятие чести было основой характера отца Петруши. Несмотря на то, что Пётр, как и все дети, любил пошалить, но в нём воспитали главное — человеческое достоинство, порядочность, а это и есть честь. Герой проявляет её и возвратив карточный долг, и не унизившись предательством, как это сделал Швабрин (Гринёв Пугачёву: «Я придворный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу») Повесть А.С.Пушкина имеет огромное воспитательное значение. Каким быть , какие нравственные идеалы выбрать себе ориентиром в этой жизни- над этим размышляет читатель произведения. | ||||
|