Структура художественного произведения
Рассмотрим целостную методологию исследования художественного произведения. Личность в качестве сверхсложного целостного объекта отражается лишь посредством определенного аналога, представленного многоуровневой структурой, многоплоскостной моделью. Если основной содержательный момент в произведении это личность, то произведение в целях воспроизведения личности, должно иметь многоуровневость. Произведение является не что иным, как совмещением разнообразных измерений личности и ансамбля личностей. Все это является возможным в образе — фокусе разных измерений.
М.М. Бахтин отмечал, что великие литературные произведения литературы подготавливаются веками, в период же их создания снимаются лишь зрелые плоды длительного и сложного процесса созревания. В условиях отмеченной методологии подобное соображение толкуется и в том смысле, что процесс созревания является процессом разработки и притирки разных уровней, которые свидетельствуют об историческом пути, который был пройден эстетическим сознанием. На каждой стадии существуют свои следы, которые составляют вместе генетическую память художественных произведений [2, с. 122].
Рассмотрим все возможные уровни, сохраняя двуединую установку [17, с. 43]:
1. Выделяемые уровни должны помочь понять закономерности претворения отраженной действительности в лингвистическую реальность текста. Это отражение производится с помощью особой «системы призм»: сквозь призму сознания и психики (мировоззрение), затем сквозь призму «стратегий художественной типизации» и стиля.
2. Уровни должны помочь понять произведение как художественное целое, которое «живет» лишь в точке пересечения разнообразных аспектов; уровни и являются теми самыми конкретными клеточками, сохраняющими все признаки целого.
Следует отметить, что на всех теориях личности имеется своеобразное клеймо автора. У каждого персонажа имеется творец, осмысливающий и оценивающий собственного героя, раскрываясь сам. Но художественное содержание не следует сводить лишь к авторским теориям личности, выступающие в качестве средства в целях выражения миросозерцания автора. Таким образом, эстетический анализ теорий личности является анализом явлений, которые ведут к мировоззрению автора.
В лирике симбиоз автора и героя обозначен специальным понятием «лирический герой». Касательно эпоса в качестве схожего понятия зачастую выступает понятие «образ автора». Общим для всех родов литературы понятием, которые выражает единство автора и героя, является понятие концепции личности [8, с. 254].
Отмеченное явление является вполне возможным, если вспомнить, что выступает в качестве структуры сознания. Сознание автора имеет точно такую же структуру, что и сознание героев. Следует отметить, что одно сознание может содержать в себе другое, третье. Подобная «матрешка» может быть бесконечной при наличии одного непременного условия. Ценности высшего порядка организуют все другие ценности в определенной иерархии, которая и выступает структурой сознания. Особенно хорошо это заметно на примерах противоречивых героев, которые одержимы поиском истины. Философский пласт сознания героев создает их политическое, нравственное, эстетическое сознание. Какое бы сложное мировоззрение ни имел герой, его мысли всегда переходят в идеи, а затем в поведение.
Структурированная внутренняя социальность выступает не факультативным, а имманентным свойством личности. Внутренняя социальность автора является всегда более универсальной, чем внутренняя социальность его героев. Следовательно, сознание автора может вмещать в себя сознание героев.
Система ценностей читателя должна выступать равновеликой авторской, чтобы художественное содержание воспринималось адекватным образом. А порой внутренняя социальность читателя является даже более универсальной, чем авторская.
Следовательно, взаимоотношения между мировоззрениями разных героев, между героями и автором, между героями и читателем, между автором и читателем и формируют зону духовного контакта, где и отмечается художественное содержание произведения.
Дальнейшая задача состоит в демонстрации специфичности каждого уровня и его интегрированности в единое художественное целое, его детерминированности, несмотря на автономность.
Следует отметить, что мировоззрение и его главная для творца форма выражения (концепция личности) определяются как внехудожественные факторы творчества. Здесь формируются все стратегии внехудожественных типизаций: различные философские, социально-политические, экономические, нравственно-религиозные, национальные и иные идеологии. Концепция личности в определенной степени фокусирует указанные идеологии, выступая в качестве формы их одновременного существования.
Таким образом, мировоззрение в его соответствующих сторонах определяется как решающая предпосылка художественного творчества. Концепция личности рассматривается и в качестве начала любого творчества, и в виде результата его. Если комментировать и интерпретировать лишь указанные верхние уровни, не демонстрируя, как они «преломляются» в иные, то художественное произведение изучается поверхностно. Обобщение на уровне концепции личности является заключительным этапом анализа художественного произведения. Однако и начинать необходимо именно с него.
Выводы по главе 1
Дано рабочее определение художественного произведения, согласно которому оно представлено определенным эмоционально-мыслительным содержанием, «словом о мире», выраженным в эстетической, образной форме; художественное произведение имеет цельность, завершенность и самостоятельность.
Рассмотрены следующие функции художественного произведения:
- Познавательная;
- Оценочная;
- Эстетическая;
- Функция самовыражения.
В рамках рассмотрения структуры художественного произведения определено, что личность как сверхсложный целостный объект отражается лишь посредством определенного аналога, представленного многоуровневой структурой, многоплоскостной моделью. Если основной содержательный момент в произведении это личность, то произведение в целях воспроизведения личности, должно иметь многоуровневость. Произведение является не что иным, как совмещением разнообразных измерений личности и ансамбля личностей.