Теоретические аспекты изучения художественного произведения

Введение

Актуальность исследования.Уроки чтения призваны ввести детей в мир художественной литературы, помогая им осмыслить образность словесного искусства, с помощью которой раскрывается вся полнота и многогранность художественного произведения. Чтение литературы пробуждает у ребенка интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Методические подходы к анализу художественного произведения, которые предусмотрены программами литературного чтения позволяют педагогу избежать односторонности в изучении художественного произведения, при которой в качестве предмета рассмотрения выступает только сюжетно-информационная составляющая текста. Внимание начинающего читателя должно акцентироваться также на образности художественного произведения, авторском отношении к окружающему, ценностных ориентациях и нравственных проблемах, волнующих писателя.

Программы обучения предполагают содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, строящиеся на двух основных принципах: художественно – эстетический и литературоведческий.

Художественно–эстетический принцип обуславливает стратегию отбора произведений для чтения, следовательно, в круг чтения младших школьников входят, как правило, художественные тексты.

Литературоведческий принцип в его преломлении к специфике начального этапа обучения осуществляется в процессе анализа художественного произведения, выдвигая на первые позиции художественный образ в качестве общего языка искусства в целом и литературы в частности.

Параллельно с формированием беглого чтения осуществляется целенаправленная работа по выработке умения постигать смысл прочитанного, обобщать, выделять основное. Школьники овладевают приемами выразительного чтения, выполняют различные коммуникативные задачи, которые возникают в процессе чтения. Разбирая произведения, младшие школьники переносят приемы выразительного устно-речевого общения на чтение текстов. В начальной школе необходимо учить школьников полноценно воспринимать художественное произведение, понимать его идейное содержание, позицию автора, а также выражать свое отношение к этой позиции.

Объект исследования – художественное произведение.

Предмет исследования – особенности анализа художественного произведения на уроках чтения.

Цель работы – изучить особенности анализа художественного произведения на уроках чтения.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе нужно решить следующие задачи:

· рассмотреть свойства и функции художественного произведения;

· изучить структуру художественного произведения;

· рассмотреть современные подходы к анализу художественного произведения;

· рассмотреть опыт анализа художественного произведения на уроках чтения.

Теоретическая и методологическая основа исследования –труды таких исследователей, как М.С. Афонина, В.А. Левин, И.А. Кузьмина, Г.Ф, Гареева, А.Н. Андреев и др.

Методы исследования: анализ литературных источников, посвященных специфике анализа художественного произведения на уроках чтения.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, содержащих в себе четыре параграфа, заключения, списка использованных источников.

Теоретические аспекты изучения художественного произведения

Выводы по главе 1

Дано рабочее определение художественного произведения, согласно которому оно представлено определенным эмоционально-мыслительным содержанием, «словом о мире», выраженным в эстетической, образной форме; художественное произведение имеет цельность, завершенность и самостоятельность.

Рассмотрены следующие функции художественного произведения:

- Познавательная;

- Оценочная;

- Эстетическая;

- Функция самовыражения.

В рамках рассмотрения структуры художественного произведения определено, что личность как сверхсложный целостный объект отражается лишь посредством определенного аналога, представленного многоуровневой структурой, многоплоскостной моделью. Если основной содержательный момент в произведении это личность, то произведение в целях воспроизведения личности, должно иметь многоуровневость. Произведение является не что иным, как совмещением разнообразных измерений личности и ансамбля личностей.

Каждый новый урок чтения для учащихся — это встреча с новым произведением, новым способом открытия реальности, новым автором. Для того, чтобы указанная встреча запомнилась ребенку, следует сформировать на уроке такие условия, в которых ребенок будет стремиться исследовать художественный текст, станет собеседником, творцом, почувствует значимый характер совершаемых им открытий.

Школьный урок на сегодняшний день — это не готовая схема. Современный ученик уже в первом классе способен свободно излагать собственные мысли, пытаться по-настоящему исследовать текст. В начальной школе формируется стремление понять все вокруг, желание поспорить, задать много вопросов.

Освоение учащимися младших классов художественного произведения на уроках чтения начинается при первичном восприятии ими текста, со стадии начального самоопределения, самопознания читателя. Он сопровождается первыми эмоциями, переживаниями, вопросами младших школьников. Ценность подобных вопросов заключается в том, что они выступают отправными точками диалога между автором и читателем, ориентирами на пути осознания позиции автора произведения, его главного смысла.

Имеется ряд подходов к анализу литературного произведения: стилистический анализ, проблемный анализ, анализ развития действия, анализ художественных образов. Стилистический анализ демонстрирует, как в подборе слов-образов выражается авторское отношение к демонстрируемому. Проблемный анализ представлен анализом проблемных вопросов. Анализ развития действия включает работу над сюжетом художественного произведения и его элементов. Анализ художественных образов является работой не столько над словом, сколько над образами в их взаимодействии.

Художественное целое формируется из многих взаимосвязанных между собой компонентов. В процессе анализа текста не следует постоянно подвергать разбору все элементы художественного произведения. Рассматриваются лишь элементы, наилучшим образом раскрывающие смысл, идейное содержание прочитанного. Выбор исходного пункта для анализа, решение вопроса, на чем акцентировать внимание в процессе изучения конкретного произведения, зависят от специфики произведения, уровня общей и литературной подготовки младших школьников, от литературных интересов педагога.

Анализ текста в начальных классах не адекватен анализу, проводимому учениками старших классов, представляя его разбор, специально организованный педагогом. Главная цель подобного разбора — осознать основную авторскую идею, увидеть, каким образом она подается в произведении конкретного жанра. Маленькие читатели знакомятся с различными произведениями, расширяя собственный читательский кругозор, осваивают художественные языки различных писателей и как бы оформляют направления дальнейшей работы с текстом.

Траектория анализа художественного текста проектируется педагогом так, чтобы детям было что открывать. В противном случае диалог о смысле произведения не заинтересует читателя, а разбор будет скучным. Учителю необходимо стремиться к анализу произведения, чтобы он позволял учащимся самостоятельно делать открытия «смыслов».

Самым распространенным приемом анализа является постановка вопросов к прочитанному. Вопросы позволяют детям уяснить факты произведения, осмыслить их с позиции его идейной направленности, то есть понять причинно-следственные связи, позицию автора, сформировать собственное отношение к читаемому. В ходе поиска ответов на вопросы у каждого учащегося формируется личное представление о смысле произведения. Указанным представлением он делится с остальными читателями, являясь участником общего диалога. То, что было не понято на стадии первичного знакомства с художественным текстом, в результате воплощается в рождении нового смысла, который открывается благодаря усилиям всех читателей-учащихся, каждый из которых оказывал помощь своими мнениями, версиями, предположениями выработать новый смысл.

Следующая стадия работы с художественным текстом, состоящая в соединении первых представлений учащихся о замысле автора с результатами анализа, представлена стадией интерпретации. Абсолютная доминанта интерпретации текста – это истолкование художественного смысла произведения. В ходе анализа понимание движется от целого к частям, при интерпретации — от частей к целому. Интерпретация является творческим, сознательным стремлением читателей определить смысл произведения в каждой его части.

На школьном уроке аналитические ходы, которые, как правило, отражают в определенной мере собственно процесс восприятия произведения, подготавливают интерпретацию, делают ее возможной, и только на заключительной стадии изучения художественного произведения задания, которые нацеливают учеников на анализ, приобретают интерпретационную окраску.

Так, в рамках исследования, я проанализировала вместе с учащимися младших классов на уроке чтения художественное произведение. Рассмотрим порядок вопросов и заданий для школьников для сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница».

1. Прочитайте 1-ю и 2-ю части сказки. Ответьте на вопросы: где жила лягушка? Почему она решилась лететь на юг? Найдите описание болота, в котором жила лягушка. Прочитайте моменты, которые раскрывают характер лягушки.

Прочитайте 3-ю часть. Расскажите, какой метод передвижения придумала для себя лягушка. Ответьте точными отрывками текста: что заставило уток согласиться с предложением новой знакомой? Какие неудобства полета возникли во время путешествия?

Найдите в тексте отрывки о том, как появилось и росло в лягушке желание славы. Прочитайте отрывок о катастрофе с путешественницей. Объясните, по какой причине так печально кончилась удивительная история лягушки. Кто виноват в том, что лягушка никогда не увидит теплых стран?

5. Выберите отрывок сказки, подходящий для чтения по ролям. Подготовьтесь к подобному чтению.

6. Как бы вы ответили на вопросы: что вам нравится в поведении и характере лягушки? Какие высказывания лягушки не вызывают вашего одобрения? А как автор относится к героине? Можно ли сказать, что люди тоже имеют отдельные достоинства и недостатки, которые характерны для главного действующего лица сказки — лягушки? Какие недостатки людей осуждаются в сказке? Для чего Гаршин рассказал нам эту историю про лягушку?

Сначала ученикам была предложена система аналитических заданий и вопросов, связанная с осознанием того, какие события происходят, кто выступает героем произведения, как он действует. Воспроизводились действия героев, учащиеся думали над мотивами их поведения, составляли элементарную характеристику главной героини. Подобные задания учат детей высказывать свое эмоциональное отношение к герою, что формирует условия для чтения по ролям.

Далее анализ сказки перерос в его интерпретацию: дети не только выражали собственное отношение к прочитанному, но и учились смотреть как бы со стороны, глазами автора, что изменяло весь материал повествования: читатель охватывал весь сюжет, познавательно-этический пласт произведения, его смысл.

Интерпретация текста, поиск смысла самими учащимися представляет собой возможность творческой активной работы, в которой школьники выдвигали неожиданные предположения, излагали свое видение изучаемого произведения. Однако, до сих пор на уроках чтения некоторые педагоги неоправданно схематично подходят ко всем произведениям. Срабатывает старая привычка все строить в зависимости от плана. Необходимо помнить, что учитель и учащиеся не обязаны заранее обладать готовыми решениями и ответами на вопросы. Они должны формулировать свои мысли, постигать новый смысл художественного текста.

Действительное понимание текста – это выход за рамки того, что в нем сказано. Итог работы «идеального читателя» состоит нечто личностно новом: обогащении опыта, рождении нового взгляда на мир и на себя.

К такому итогу приходят школьники, которых учитель ведет по ступеням понимания текста, о чем говорится, к примеру, в книге В. А. Левина «Когда маленький школьник становится большим читателем», в котором описана работа, проходившая в классе в процессе чтения рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» [11, с. 83].

Интерпретация приобщает субъектов диалога к кругозору автора, однако никогда не исчерпывает смыслового потенциала прочитанного. Интересно наблюдать за тем, как развиваются мысли учащихся различных классов в контексте одной и той же темы. Если сравнить то, какие вопросы школьники задают на этапе первого восприятия текста, как они отвечают на вопросы на стадии анализа и как истолковывают главный смысл произведения на стадии интерпретации, то не увидим двух совершенно одинаковых по содержанию и открытию методов работы с текстом уроков.

Интерпретация означает истолкование смысла произведения. Если говорить о творческом уровне, то она на уроках чтения была представлена такими воплощениями:

- интонированием произведения (отрывка) вслух (выразительное чтение текста, которое позволяет представить личную позицию исполнителя);

- устным выступлением перед слушателями по поводу прочитанного произведения;

- созданием текста (высказывания) «по следам» прочитанного;

- «раскадровкой» текста для создания виртуального диафильма по сюжету художественного произведения;

- чтением произведения по ролям;

- словесным рисованием;

- драматизацией произведения;

- иллюстрированием произведений, которые были прочитаны на уроке и самостоятельно.

Свойством интерпретации художественного произведения является открытость. Указанное свойство – это отражение и бесконечной множественности смыслов текста, и того, что всякое художественное произведения нуждается в творческом прочтении и дополнении со стороны читателя. Однако не все интерпретации являются равноценными. Корректной будет та, которая основывается на грамотно осуществленном анализе художественного текста, когда все предлагаемые в ее рамках объяснения обладают причинно-следственной связью.

Важно, чтобы учащиеся не только освоили художественную идею изучаемого произведения, но и осознали путь, по которому они пришли к цели. Постоянное внимание педагога к тщательно продуманному анализу и наиболее полной и верной интерпретации способствует формированию языковой личности, имеющей индивидуально-авторский стиль, личности, которая способна выразить свои мысли, чувства в слове, отражая неповторимость собственного внутреннего мира.

Выводы по главе 2

Во второй главе курсовой работы рассмотрены современные подходы к анализу художественного произведения. Определены условия эффективности анализа:

- осознанием педагогом необходимости совершенствования аналитических умений учащихся;

- умением педагога организовать деятельность школьников по анализу прочитанного;

- умением выстраивать урок в режиме диалога ученика с учителем, ученика с учеником, ученика с автором художественного текста.

Рассмотрены требования к анализу (образность, идейность, завершенность), а также дана их краткая характеристика.

Рассмотрены следующие виды анализа художественного произведения:

- сюжетно-образным;

- проблемным;

- стилистическим;

- сопоставительным.

Описан опыт анализа художественного произведения на уроках чтения в младших классах (на примере сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница»).

Отмечено, что важным является то, чтобы учащиеся не только освоили художественную идею изучаемого произведения, но и осознали путь, по которому они пришли к цели.

Заключение

Таким образом, в современных условиях школа является частью жизни, где школьник готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится разрешать любые проблемы, превращать информацию в знания, а знания применять на практике. Школа помогает ребенку войти в мир реальных человеческих отношений и научить их жить в современных условиях. Перед педагогом стоит огромная задача – пройти долгий и сложный путь в «завтра». Уроки чтения требуют от педагога не только знания технологии продуктивного чтения, но и большой любви собственно педагога к чтению.

Главной задачей учителя на уроках чтения является формирование читателя, приобщение младших школьников к литературе.

Важнейшую роль играет методика работы с текстом, поэтому в курсовой работе я рассмотрела современные подходы к анализу художественного произведения на уроках чтения. Это средство, которое помогает ребенку более глубоко и адекватно понять содержание художественного произведения. Анализ направлен на извлечение объективного смысла, который заложен в текст автором художественного произведения.

Следует отметить, что интерпретация представлена присвоением смысла произведения себе. Анализ не включает множественность позиций, а интерпретация содержит ее. Интерпретация является возможной лишь на основе предварительного анализа. Следовательно, задачей педагога является подготовка базы для личностной интерпретации художественного произведения каждым школьников через его анализ.

В первой главе курсовой работы рассмотрены свойства и функции художественного произведения, а также изучена структура художественного произведения. Дано рабочее определение художественного произведения, согласно которому оно представлено определенным эмоционально-мыслительным содержанием, «словом о мире», выраженным в эстетической, образной форме; художественное произведение имеет цельность, завершенность и самостоятельность.

В рамках рассмотрения структуры художественного произведения определено, что личность как сверхсложный целостный объект отражается лишь посредством определенного аналога, представленного многоуровневой структурой, многоплоскостной моделью. Если основной содержательный момент в произведении это личность, то произведение в целях воспроизведения личности, должно иметь многоуровневость. Произведение является не что иным, как совмещением разнообразных измерений личности и ансамбля личностей.

Во второй главе курсовой работы рассмотрены современные подходы к анализу художественного произведения, также описан опыт анализа художественного произведения на уроках чтения. Рассмотрены требования к анализу (образность, идейность, завершенность), а также дана их краткая характеристика. Отмечено, что важным является то, чтобы учащиеся не только освоили художественную идею изучаемого произведения, но и осознали путь, по которому они пришли к цели.

Таким образом, цель курсовой работы, изучить особенности анализа художественного произведения на уроках чтения, достигнута.

Введение

Актуальность исследования.Уроки чтения призваны ввести детей в мир художественной литературы, помогая им осмыслить образность словесного искусства, с помощью которой раскрывается вся полнота и многогранность художественного произведения. Чтение литературы пробуждает у ребенка интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Методические подходы к анализу художественного произведения, которые предусмотрены программами литературного чтения позволяют педагогу избежать односторонности в изучении художественного произведения, при которой в качестве предмета рассмотрения выступает только сюжетно-информационная составляющая текста. Внимание начинающего читателя должно акцентироваться также на образности художественного произведения, авторском отношении к окружающему, ценностных ориентациях и нравственных проблемах, волнующих писателя.

Программы обучения предполагают содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, строящиеся на двух основных принципах: художественно – эстетический и литературоведческий.

Художественно–эстетический принцип обуславливает стратегию отбора произведений для чтения, следовательно, в круг чтения младших школьников входят, как правило, художественные тексты.

Литературоведческий принцип в его преломлении к специфике начального этапа обучения осуществляется в процессе анализа художественного произведения, выдвигая на первые позиции художественный образ в качестве общего языка искусства в целом и литературы в частности.

Параллельно с формированием беглого чтения осуществляется целенаправленная работа по выработке умения постигать смысл прочитанного, обобщать, выделять основное. Школьники овладевают приемами выразительного чтения, выполняют различные коммуникативные задачи, которые возникают в процессе чтения. Разбирая произведения, младшие школьники переносят приемы выразительного устно-речевого общения на чтение текстов. В начальной школе необходимо учить школьников полноценно воспринимать художественное произведение, понимать его идейное содержание, позицию автора, а также выражать свое отношение к этой позиции.

Объект исследования – художественное произведение.

Предмет исследования – особенности анализа художественного произведения на уроках чтения.

Цель работы – изучить особенности анализа художественного произведения на уроках чтения.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе нужно решить следующие задачи:

· рассмотреть свойства и функции художественного произведения;

· изучить структуру художественного произведения;

· рассмотреть современные подходы к анализу художественного произведения;

· рассмотреть опыт анализа художественного произведения на уроках чтения.

Теоретическая и методологическая основа исследования –труды таких исследователей, как М.С. Афонина, В.А. Левин, И.А. Кузьмина, Г.Ф, Гареева, А.Н. Андреев и др.

Методы исследования: анализ литературных источников, посвященных специфике анализа художественного произведения на уроках чтения.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, содержащих в себе четыре параграфа, заключения, списка использованных источников.

Теоретические аспекты изучения художественного произведения

Наши рекомендации