Первые исторические хроники Шекспира—«Генрих VI» (в 3-х частях) и «Ричард III» —отразили события феодальной войны Алой и Белой розы (1455—1485).

Монархи, изображенные драматургом в первых хрониках, не отвечают его идеалам. Генрих VI добр, человечен, но слабоволен, не способен справиться с феодальным своеволием. Его убийца герцог Глостер, будущий Ричард III — человек стальной воли и; огромного ума, но, рожденный уродом, хромым горбуном, он видит только один способ вознаградить себя за неполноценность, утвердить себя как личность — захват престола. Он как бы мстит людям за свое уродство, о котором ни на минуту не забывает:

Комедии

Комедия Шекспира была рождена в самый оптимистический момент английского Возрождения и отразила лучшие стороны эпохи. Комедия Шекспира напоена солнечным ренессансным мироощущением, полна веры в естественную доброту свободного человека. Несмотря на присутствие в ней сатирических мотивов, в целом она не сатирична. В комедиях Шекспира люди не только веселятся — они влюбляются, спорят, философствуют, плачут, негодуют, воюют с врагами. Шекспировские комедии стремятся вобрать в себя действительность во всем ее многообразии. Возвышенно-романтические чувства здесь соседствуют с насмешливым здравомыслием, буффонада — с серьезными драматическими событиями, сказочная фантастика — с жизненной достоверностью.

Сюжет первой комедии Шекспира — «Комедия ошибок» — построена на ситуации, заимствованной из «Менехмов» Плавта. Но если в «Менехмах» одна пара близнецов, то у Шекспира их даже две. Число комических недоразумений так возрастает, что растерянным, ничего не понимающим героям пьесы начинает мерещиться чертовщина.

В «Укрощении строптивой» Шекспир обращается к опыту «ученой комедии» и народного фарса. Из комедии Ариосто «Подмененные» в пьесу Шекспира перешла история юноши, в чужом обличье проникающего в дом возлюбленной (линия Люченцо и Бьянки). Основная же линия действия восходит к народному английскому фарсу (Катарина и Петруччио).

«Два веронца» — первая романтическая комедия Шекспира. Фарсовые сцены в этой комедии — на втором плане. В центре «Двух веронцев» — романтика высоких чувств, приключений.

«Сон в летнюю ночь» — может быть, самая поэтичная из шекспировских комедий. В ней удивительным образом сплавлены воедино утонченный лиризм, волшебная фантастика, грубовато-комический быт. «Двенадцатая ночь».

Трагедии

На рубеже XVI—XVII вв. в мировоззрении Шекспира и в английском гуманизме в целом наступает трагический перелом. Корни его — в противоречивости исторического процесса, породившего гуманистические иллюзии, а затем в ходе своего развития беспощадно опровергшего их.

Радостные комедии, которые воспевали красоту и совершенство человеческой натуры, хроники, которые утверждали благодетельную власть времени, сменяются полными боли и гнева трагедиями, говорящими о крушении гармонической концепции мира и человека, о попранных надеждах гуманистов, о торжестве хищнического буржуазного эгоизма, о том, что «порвалась связь времен». Трагические коллизии у Шекспира выходят за пределы частных судеб героев: речь в трагедиях идет о проблемах мирообъемлющих, о столкновениях, в которых вместе с людьми участвуют подлинные силы бытия, природные стихии — словно весь миропорядок становится субъектом трагического действия.

Шекспир создавал трагедии и прежде, в эпоху исторических хроник и комедий. Но философский смысл, конфликты, характеры героев — все в них иное.

Так, в трагедии первого периода — «Ромео и Джульетта» - стихии феодальной вражды, средневековых предрассудков противопоставлен мир жизнерадостных молодых людей Возрождения, словно вышедших из «Двенадцатой ночи» или «Как вам это понравится».

Героям трагедий второго периода противостоит действительность нового времени. Они попадают в дисгармонический, разорванный, потрясенный мир. «Гамлет»—трагедия прозрения, в которой ренессансному гуманизму приходится пройти испытание жестокими истинами «вывихнутого века».

Кровавую историю о ревнивце Мавре и злодее Поручике, которую Шекспир нашел у итальянского новеллиста он преобразил в глубокую философскую трагедию «Отелло», раскрывшую исторические коллизии Возрождения. Трагические антагонисты — Отелло и Яго — рождены одной эпохой. Их противостояние — конфликт гуманистического миропонимания и бесчеловечного индивидуализма нового времени.

Ключевой образ трагедии «Король Лир» — образ бури, злых стихий, разбушевавшихся в природе, обществе, человеке. Трагизм «Лира» — всеобщий, вселенский. Миропорядок ввергнут в состояние хаоса и разрушения. Страждет природа, сотрясаясь от грандиозных катаклизмов. Трагические катастрофы происходят в государстве. Все сдвинулось со своих основ, распадается общество, рвутся естественные связи между людьми.

События трагедии «Макбет» по видимости напоминают сюжет хроники «Ричард III». В обеих драмах действуют убийцы-узурпаторы, которые путем насилия и лжи пытаются удержать захваченный трон и в конце концов терпят поражение.

Судьба Макбета — это история постепенного и неуклонного распада, омертвления души. В конце герой теряет даже способность испытывать страх — последнее, что осталось в нем человеческого.

Романтические драмы

С каждой новой трагедией Шекспира осознание им разрыва между ренессансным идеалом и действительностью углубляется. Шекспир видит, что современная ему действительность не дает надежд на положительное разрешение трагических конфликтов. И драматург начинает создавать произведения в фантастической форме, воплощающие утопическую мечту о грядущей победе гуманистических идеалов. Это пьесы последнего, третьего периода творчества Шекспира. Их принято называть романтическими драмами.Романтические драмы Шекспира подчинены законам поэтической условности. В них случаются самые невероятные события, удивительные совпадения, чудесные превращения, они переносят нас в необыкновенные, экзотические страны.

Философская символическая сказка «Буря»—одно из самых совершенных, гармонических творений Шекспира. Это единственное его произведение, в котором полностью соблюдены единства места и времени, что помогает драматургу создать целостный образ мира, полного строгой простоты и покойной соразмерности. Метафорический строй пьесы составляет борьба двух контрастных поэтических лейтмотивов: «бури» и «музыки». Буре природных стихий и эгоистических страстей противостоит музыка вселенской гармонии и человеческого духа. «Буря» укрощена «музыкой», ей подвластна.

Наши рекомендации