Организация театральных представлений .архитектура римского театра. актеры

Представления устраивались в Риме во время различных государственных праздников. Пьесы шли на празднике патрициев — Римских играх, проводившихся в сентябре в честь Юпитера, Юноны и Минервы; на празднике плебеев — Плейбейских играх, происходивших в ноябре; на Аполлоновых играх — в июле.

Постоянного театрального здания в Риме не было вплоть до середины I в. до н. э.; сооружению его противился консервативный сенат. Для представления обычно на форуме воздвигался деревянный помост высотой в половину человеческого роста. На сценическую площадку вела узкая лесенка в 4—5 ступенек, по которой актеры поднимались на сцену. В трагедии действие происходило перед дворцом. В комедиях декорации почти всегда изображали городскую улицу с выходящими на нее фасадами двух-трех домов и действие развертывалось перед домом. Зрители сидели на скамейках перед сценой. Но иногда сенат запрещал устраивать места и в этих временных театрах: сидеть на представлениях, по мнению сената, было признаком изнеженности. Все построенное для театральных игр сооружение ломалось по их окончании.

Играли в комедиях и трагедиях уже не любители (как в ателланах), а артисты-профессионалы. Их называли актерами (дейстаующий) или•стрибнами. Римские актеры происходили из среды вольноотпу-шенников или рабов и по сравнению с греческими занимали в своей массе гораздо более низкое общественное положение. Объясняется это тем, что почти с самого своего возникновения римский театр являлся чисто светским учреждением — он не был связан с каким-либо культом, подобным культу Диониса в Греции. Кроме того в течение долгого времени театр рассматривался правящими сословиями Рима только как одно из развлечений, вызывавшее иногда презрительное отношение нобилей. За плохую игру актера могли подвергнуть порке.

Актеры объединялись в труппы во главе с хозяином — антрепренером, который по договоренности с властями организовывал театральное представление и сам обычно играл главные роли. Женщин в труппе не было, женские роли исполнялись мужчинами. Тем не менее в Риме были актеры, которые пользовались большим уважением народа. Это прежде всего трагический актер Эзоп и комический актер Росций, жившие в I в. до н. э.

Актеры-профессионалы, выступавшие в трагедиях и комедиях до Эзопа и Росция, в III — II вв. до и. э. играли без масок. Маска появилась в этих жанрах довольно поздно — в 130 г. до н. э. (по Другим сведениям, только с начала I в. до н.э., около 90 г.). Поэтому, в отличие от греков, зрители Рима могли следить и за мимикой актеров. Костюм трагических актеров римляне получили от греков.

Костюмом комических актеров был паллий — греческий плащ, ниспадающий широкими складками. Рабы носили плащ, напоминавший скорее большой шарф; при ходьбе или беге они свертывали его и перекидывали через плечо. Молодые люди, солдаты, путники носили хламиду, т. е. короткий плащ; он покрывал плечи и на правом плече застегивался булавкой, так что правая рука оставалась свободной. Греческому хитону соответствовала римская туника,которая у женщин спускалась до пят. На ноги комические актеры надевали сокки — низкие легкие башмаки (в жизни такие башмаки, как правило, носили женщины).

Важным событием в театральной жизни Рима было появление первого постоянного театра, построенного из камня. Этот театр был сооружен в 55 г. до н. э. Гнеем Помпеем Великим и вмещал до 40 тысяч человек. В конце I в. до н. э. в Риме было построено еще два каменных театра: театр Бальба и театр Марцелла. От театра Марцелла до сих пор сохранились остатки наружной стены, разделенной на три этажа, что соответствует трем внутренним ярусам.

По своей архитектуре римский театр был самостоятельным зданием городского типа. Так как в римской драме не было хора, размер орхестры значительно уменьшился (наполовину); на полукруге орхестры помещались места для сенаторов.

Римские театры отличались от древнегреческих и пышностью отделки, более сложной машинерией. Особенно это касается театров, построенных на средства частных лиц, которые, стремясь в борьбе за власть получить расположение плебса, не останавливались ни перед какими затратами.

Архитектура греческих театральных сооружений послужила основой для создания не только собственно театральных зданий, но и открытых амфитеатров и цирков, где места для зрителей располагались вокруг арены — посыпанной песком площадки.

Наши рекомендации