Театр демократических афин. V век до н. э.
Своего высшего расцвета древнегреческое театральное искусство достигло в творчестве трех великих трагиков V в. до н. э. — Эсхила, Софокла, Еврипида — и комедиографа Аристофана, деятельность которого захватывает и начало IV в. до н. э. Одновременно с ними писали и другие драматурги. Однако до нас дошли только небольшие отрывки из их произведений, а иногда — лишь имена и скудные сведения.
ЭСХИЛ 525—456 до и. э.
Имена трех греческих трагических поэтов — Эсхила, Софокла и Еврипида — обычно соотносят с тремя периодами развития афинской демократии и с тремя этапами развития греческой трагедии.
Творчество Эсхила связано с эпохой становления Афинского демократического государства. Это государство формировалось в период греко-персидских войн, которые велись с небольшими перерывами с 500 до 449 г. до н. э. и носили для греческих государств-полисов освободительный характер. Персии не удалось подчинить себе материковую Грецию. В сражениях при Марафоне (490 до н. э.), Саламине (480 до п. э.), Платеях и Микале (479 до и. э.) свободные греческие полисы одержали победу над восточным деспотизмом.
Военные действия против Персии возглавляли Афины, и непосредственным результатом первого периода войны было образование афинской морской державы (478 до н. э.). В ходе войны значительно выросло патриотическое самосознание народных масс, что способствовало дальнейшему укреплению афинской демократии. К этому времени и относится начало творчества Эсхила.
Эсхил происходил из знатного рода. Он родился в Элевсине, близ Афин. Известно, что Эсхил принимал участие в сражениях при Марафоне и Саламине. Битву при Саламине он описал как очевидец в трагедии «Персы». Незадолго до своей смерти Эсхил отправился в Сицилию, где и умер (в городе Геле). В надписи на его надгробии, сочиненной, по преданию, им самим, ничего не говорится о нем как о драматурге, но сказано, что он проявил себя мужественным воином в сражениях с персами.
Эсхил написал около 80 трагедий и сатировских драм. До нас дошли полностью только семь трагедий; из других произведений сохранились небольшие отрывки.
Мировоззрение Эсхила в основе своей было религиозно-мифологическим. Он верил, что существует извечный миропорядок, который подчиняется действию закона мировой справедливости. Идея неотвратимости возмездия и торжества справедливости проходит через все трагедии Эсхила.
Эсхил ввел в свои трагедии второго актера и тем открыл возможность более глубокой разработки трагического конфликта, усилил действенную сторону театрального представления. Это был настоящий переворот в театре: вместо старой трагедии, в которой партии единственного актера и хора заполняли всю пьесу, родилась новая трагедия, в которой персонажи сталкивались на сцене друг с другом и сами непосредственно мотивировали свои действия.
Внешняя структура трагедии Эсхила сохраняет следы близости к дифирамбу, где партии запевалы перемежались с партиями хора.
Почти все дошедшие до нас трагедии начинаются с пролога,в котором содержится завязка действия. Затем следует парод — песня, которую исполняет хор, вступая на орхестру. Далее идет чередование эписодиев(диалогических частей, исполняемых актерами, иногда при участии хора) и стасимов(песен хора). Заключительная часть трагедии называется эксодом;эксод — это песня, исполняя которую хор покидает сцену. В трагедиях встречается также гипорхема(радостная песня хора, звучащая, как правило, в кульминационный момент, перед катастрофой), коммосы (совместные песни-плачи героев и хора), монологигероев, исполняемые речитативом.
Обычно трагедия состоит из 3—4 эписодиев и 3—4 стасимов. Стасимы разделяются на отдельные части — строфы и антистрофы, строго соответствующие по структуре одна другой. При исполнении строф и антистроф хор двигался по орхестре то в одну, то в другую сторону. Строфа и соответствующая ей антистрофа написаны всегда в одном и том же размере, а новые строфа и антистрофа — в другом. Таких пар (строфа — антистрофа) в стасиме бывает несколько; их замыкает общий эпод (заключение).
Песни хора обязательно исполнялись под аккомпанемент флейты. Кроме того, они нередко сопровождались танцами.
Примером ранней трагедии Эсхила служат «Персы» (472 до н. э.). Это единственный дошедший до нас образец древнегреческой трагедии, сюжет которой взят из совсем недавней истории: в «Персах» прославляется победа греков над персами в морском сражении при о. Саламине (480 до п. э.).
Особое место в творчестве Эсхила занимает трагедия «Прометей Прикованный» (время постановки неизвестно). Хотя миф о Прометее — одном из титанов, богов старшего поколения,— широко использовался греческими поэтами, впервые образ Прометея получает героическое осмысление у Эсхила. Прометей представлен богоборцем и другом людей.
Трилогия Эсхила «Орестея» (458 до и. э.)—единственный дошедший до нас полностью образец трилогии. На примере «Орестеи» можно проследить принцип построения трилогии, где каждая следующая трагедия является логически необходимым продолжением предыдущей, а идея автора полностью раскрывается лишь в совокупности трех произведений.
В основу «Орестеи» положен миф о судьбе потомков микенского царя Атрея, запятнавшего себя ужасными преступлениями. В первой части трилогии — «Агамемнон» — рассказывается о том, как царица Клитемнестра убивает своего мужа, царя Агамемнона, после его возвращения из победоносного похода греков на Трою. От руки Клитемнестры гибнет и дочь побежденного троянского царя, пророчица Кассандра, которую Агамемнон сделал своей наложницей. Вторая часть носит название «Xоэфоры» (приносящие возлияния). Орест, сын Агамемнона и Клитемнестры, выросший на чужбине, возвращается в Микены, чтобы по повелению Аполлона отомстить убийцам своего отца. Сестра Ореста Электра помогает брату осуществить месть. Воля Аполлона исполнена. Но после убийства матери Ореста начинают преследовать Эринии (богини мщения за убийство близких по крови). Мучимый угрызениями совести, Орест впадает в безумие.
Последняя часть трилогии — трагедия «Эвмениды» — изображает суд над Орестом за убийство матери и оправдание его. В качестве судей выступают наиболее уважаемые афинские граждане.
Хотя уже к концу V в. до н. э. трагедии Эсхила стали считаться несколько архаичными, и для современников и для последующих поколений он всегда был первым великим трагическим поэтом. Творчество Эсхила оказало заметное влияние на развитие мировой поэзии и драматургии.