Наличие устной и письменной форм.
4. Разграничение и противопоставление книжной и разговорной реч. Обратимся к третьему основанию.
3 Русский литературный язык функционирует в двух формах - устной иписьменной . Обе эти речевые формы используют одни и те же единицы языка, но по-разному.
Они различаются по 4 параметрам:
1.Формой реализации.
Цель устной речи - быстрота передачи и восприятия определенного содержания. Она адресуется непосредственно собеседнику и рассчитана на слуховое восприятие.
Устная речь: звучащая; создается в процессе говорения, для нее характерна словесная импровизация и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, в том числе и использование разговорно-бытовой, просторечной, иногда диалектной лексики и фразеологии; синтаксис характеризуется частым употреблением простых и неполных предложений; порядок слов не всегда обычный. Из сложных предложений употребляются чаще сложносочиненные, чем сложноподчиненные; причастные и деепричастные обороты в устной речи используются редко).
Письменная речь: графически закрепленная; может быть заранее обдумана; имеет некоторые языковые особенности (преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, страдательных конструкций, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов.
2.Характером адресата. Письменная речь обычно обращена к отсутствующим, на нее не влияет реакция тех, кто ее читает. Напротив, устная предполагает собеседников. Говорящий и слущающий не только слышат, но и видят друг друга, поэтому нередко она зависит от того, как ее воспринимают. Реакция, реплики слушателей могут влиять на характер устной речи.
3.Порождением формы.Говорящий создает , творит свою речь сразу. Он одновременно работает над содержанием и формой: нередко читающий лекции, отвечающий на вопросы журналистов делает паузы, обдумывая, что сказать, мысленно подбирает слова, строит предложения. Пишущий же имеет возможность совершенствовать написанный текст: добавлять, сокращать, изменять, исправлять.
4.Характером восприятия устной и письменной речи. Письменная рассчитана на зрительное восприятие. Во время чтения всегда есть возможность перечитать непонятное место несколько раз, уточнить значение отдельных слов, проверить по словарям правильность понимания терминов. Устная воспринимается на слух. Чтобы воспроизвести ее еще раз, необходимы специальные технические средства.
Назовем еще некоторые отличия:
1.Чаще всего устная речь является диалогической. Но она применяется также в лекциях, докладах, выступлениях и в этих случаях носит монологический характер, а по лексике и синтаксису приближается к письменной речи.
2. В распоряжении устной речи кроме лексико-грамматических средств имеются и вспомогательные средства передачи мысли: мимика, жесты, интонация, паузы, возможность повторения.
3. Письменная речь отличается от устной речи прежде всего сложной системой графики и орфографии, посредством которой передается то или иное содержание.
4..В лексическом и грамматическом отношениях она характеризуется строгим соблюдением литературных норм языка - особым отбором лексики и фразеологии, обработанным синтаксисом.
4- ое основание. В зависимости от того, из какого материала строится речь (какие слова, сочетания слов, предложении выбирает говорящий и пишущий для выражения своих мыслей) речь приобретает книжный или разговорный характер:
1. В письменной речи широко употребляется книжная лексика: официально-деловая, научная, общественно-публицистическая. Для синтаксиса письменной речи характерны сложные и осложненные предложения. В ней большое значение имеют порядок слов, строгая последовательность, стройность в изложении мыслей. Письменную форму речи отличает предварительное обдумывание высказываний, редакторская обработка текста, которую может выполнить и сам автор. Это обусловливает точность и правильность письменной формы речи.
Книжная речь строится по нормам литературного языка, нарушение которых недопустимо; предложения должны быть закончены, логически связаны друг с другом, В книжной речи не допускаются резкие переходы от одной мысли, которая не доведена до логического конца, к другой. Среди слов встречаются абстрактные, книжные слова, в том числе научная терминология, официально-деловая лексика.
Книжная речь обслуживает политическую, законодательную, научную сферы общения (конгрессы, конференции, заседания, совещания).
2 . Разговорная речь не столь строга в соблюдении норм литературного языка. В ней разрешается использовать нормы, которые квалифицируются в словарях как разговорные. В тексте такой речи преобладает общеупотребительная лексика, разговорная; отдается предпочтение простым предложениям, избегаются причастные и деепричастные обороты. А используется разговорная речь на полуофициальных заседаниях, на неофициальных юбилеях, торжествах, дружеских застольях, при доверительных беседах начальника с подчиненным, в обиходно-бытовой, семейной обстановке.
Итак, функционирование литературного языка в важнейших сферах человеческой деятельности; заложенные в нем разнообразные средства для передачи информации; наличие устной и письменной речи; разграничение и противопоставление книжной и разговорной речи – все это дает основание считать литературный язык высшей формой национального языка.
Признаки литературного языка:
1. Обработанность. «Первым, кто прекрасно понял это, был Пушкин,- писал А.М.Горький,- он же первый и показал, как следует пользоваться речевым материалом народа, как надо обрабатывать его». Реформаторский характер Пушкина признается всеми. Он считал, что любое слово допустимо, если оно точно, образно выражает понятие, передает смысл. Особенно богата в этом отношении народная речь, знакомство с его произведениями показывает, насколько творчески, оригинально включал Пушкин просторечные слова в поэтическую речь, постепенно разнообразя и усложняя их функции ( дать пример из Сказки о рыбаке и рыбке).
В дальнейшем в обогащении литературного языка принимали участие русские писатели и поэты, Особенно много сделали Крылов, Грибоедов, Гоголь, Тургенев, Салтыков-щедрин, Лев Толстой, Чехов. В обработке русского литературного языка, его совершенствовании участвуют ученые, политики, деятели культуры и искусства, журналисты, работники радио и телевидения.
2. Наличие письменной и устной форм речи, а также двух разновидностей – книжной и разговорной речи, между которыми происходит постоянное взаимодействие, взаимопроникновение. В результате этого литературный язык становится не только богаче и разнообразнее, но и увеличиваются возможности его использования.
3. Наличие функциональных стилей, выделяемых в связи с отбором различных языковых средств в зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются во время общения.
4. Вариативность языковых единиц, богатство и разнообразие лексико-фразеологической и грамматической синонимии.
Появление вариативных единиц на всех уровнях (фонетическом, словообразовательном, фразеологическом, морфологическом, синтаксическом) обусловила именно полифункциональность литературного языка.