Антон Павлович Чехов (1860-1904). Краткие биографические сведения

Антон Павлович Чехов родился в 1860году в Таганроге. Предки Чехова и по отцу, и по матери были крепостными крестьянами. Дед выкупил себя с семьей на волю. Отец, Павел Егорович, владел небольшой бакалейной лавкой. Он воспитывал детей в строгих христианских правилах. Все члены семьи пели в церковном хоре. Чехов с детства отлично знал православное богослужение.

В 1876 году Павел Егорович бежал в Москву от долговой тюрьмы; туда же уехала мать с младшими детьми. Антон, продолжая учиться в гимназии, занимался репетиторством и помогал семье.

В 1879 году Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета, который он окончил в 1884 году. После окончания университета Чехов долгие годы работал врачом.

Первые литературные опыты писателя относятся к периоду учебы в гимназии. В конце 1870-х годов Чехов начинает печататься в журналах «Стрекоза», «Зритель», «Будильник», «Осколки».

Первый периодтворчества Чехова приходится на 1880-1885 годы. В это время писатель создает в основном юмористические произведения, чаще всего под псевдонимом «Антоша Чехонте». Ведущие жанры творчества Чехова в этот период – пародия, рассказ в форме сценки. В качестве примера назовем такие произведения, как «Толстый и тонкий» (1883), «Смерть чиновника» (1883), «Хамелеон» (1884).

Второй периодтворчества писателя продолжается с середины 1880-х до 1890 года. В это время в творчестве Чехова преобладает жанр, который сам писатель определил как «серьезный этюд». Приведем в качестве примера такие произведения, как «Горе» (1885), «Святою ночью» (1886), «Счастье» (1887). В центре внимания писателя – «средний человек» в его повседневной жизни. Чехов передает миросозерцание этого человека; окружающая жизнь дается через его субъективное восприятие.

Особое место в творчестве Чехова занимает повесть «Степь» (1888), где отразились детские впечатления писателя от его поездки в донскую степь к деду. Чехов воспевает здесь живительную силу природы; он также утверждает мысль о значении красоты в жизни человека.

Рубеж между вторым и третьим периодами творчества – поездкаЧехова на Сахалин в 1890 году. За три месяца он проводит огромную работу по переписи каторжного населения. Впечатления писателя от этой поездки отразились в книге «Остров Сахалин».

Третий период творчества – 1890-1900-е годы. В это время Чехов много сил отдает общественной деятельности. Он участвует в организации помощи голодающим, лечит крестьян, строит школы.

Наиболее известные рассказы этого периода – «Палата №6» (1892), «Попрыгунья» (1892), «Скрипка Ротшильда» (1894), «Учитель словесности» (1894), «Студент» (1894), «маленькая трилогия»: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» (1898), «Ионыч» (1898), «Дама с собачкой» (1899), «Мужики» (1897), «Душечка» (1899), «В овраге» (1900), «Архиерей» (1902), «Невеста» (1903).

В последний период созданы и наиболее известные пьесы: «Чайка» (1895), «Дядя Ваня» (1896), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1903).

Чехов пришел в литературу в 1880-е годы. Это было время реакции. Революционно-просветительские идеи переживали кризис. Одновременно шло быстрое развитие буржуазных отношений. В мировоззрении образованных сословий все более утверждались рационализм, атеизм. Утрачивалась вера в русский народ как носителя духовных ценностей, как «почву». Ф.М.Достоевский в “Дневнике писателя” назвал наступающее время “эпохой всеобщего обособления”. Он имел в виду ослабление традиционных человеческих отношений (семейных, сословных), разрыв духовных связей между людьми.

И «всеобщее обособление», и зыбкость теории народа как «почвы», и утрата образованной частью общества общенациональных духовных ориентиров выдвинули в центр идейно-художественного осмысления в литературе не семью, не сословие, не нацию в целом, а отдельную личность, отдельного человека в его частном бытии. Именно отдельный человек, проблемы его духовного падения и духовного возрождения, его нравственной эволюции или деградации – в центре творчества Чехова.

Нравственный идеал Чехова, о котором мы можем судить по его произведениям, связан с духовными ценностями отдельной личности. Назовем некоторые грани этого идеала. Это освобождение человека от духовного рабства, преодоление власти собственности над человеком, борьба с леностью (физической и душевной), приобщение человека к творческому труду, сопротивление пошлости, преодоление отчуждения, установление взаимопонимания между людьми, восстановление единства человека с природой.

Наши рекомендации