Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова
«Война и мир» Л.Н.Толстого – героическая эпопея, рассказывающая о всенародном подвиге в войне 1812 года. Исторические судьбы русского народа, прежде всего дворянства и крестьянства, составляют главное содержание произведения. Одновременно автор повествует о жизненных путях отдельных героев, что определяет жанровую специфику «Войны и мира» как романа.
Любимые герои Толстого–Андрей Болконский и Пьер Безухов – проходят сложный, противоречивый путь духовных исканий.
Герои Толстого ищут смысл жизни и счастье. Смысл жизни, по Толстому, состоит в обретении человеком духовного единства с другими людьми, в глубокой, искренней вере в Бога.
Однако обретение смысла жизни, по убеждению Толстого, немыслимо без личного счастья. Земное счастье писатель видит в любви, в создании семьи, в воспитании детей.
Далеко не все герои Толстого оказываются способными к духовным исканиям. Этим качеством обладают личности незаурядные, стремящиеся к нравственному совершенствованию.
Способность к духовным исканиям является важным критерием оценки личности у Толстого.
Писателю важно показать не только конечную цель духовных исканий героев, но и сложный, противоречивый путь этих исканий: от обретения смысла жизни к его утрате, от счастья к несчастью и наоборот.
С Андреем Болконскиммы впервые встречаемся в Петербурге, в салоне Анны Павловны Шерер. Затем Толстой показывает героя в момент беседы с Пьером в петербургской квартире князя. Андрей объясняет своему другу, почему идет на войну. Герой не удовлетворен светской жизнью. Он не чувствует и семейного счастья.
О главной же причине отъезда Андрея Болконского в армию мы узнаем позже. Князь Андрей мечтает о славе. Он хочет стать таким, как Наполеон, обрести свой «Тулон».
Оказавшись на войне, Андрей Болконский постепенно разочаровывается в своих мечтах о славе. Так, настоящий герой Шенграбенского сражения капитан Тушин чуть было не попадает в немилость к начальству. Во время Аустерлицкого сражения Андрей Болконский совершает подвиг, возглавив атаку со знаменем в руках. Будучи тяжело ранен, князь Андрей лежит на поле Аустерлица и видит на фоне бесконечного неба ничтожную фигурку Наполеона. Мечты о славе оказываются призрачными. Небо Аустерлица напомнило князю Андрею о вечном. Однако, вспомнив об образке, подаренном ему княжной Марьей, Андрей Болконский сознает, что он еще далек от истинной веры, от Бога, от той тайны, о существовании которой напомнило ему бесконечное небо.
Рождение сына и смерть жены – события радостное и скорбное – открылиновый этап духовных исканий героя. Князь Андрей решил отныне «жить для себя», для своих близких. Однако тихая, спокойная жизнь не может удовлетворить героя.
Первым шагом к духовному пробуждению князя Андрея становится его встреча с Пьером в Богучарове, их последующий разговор на пароме. Для Пьера, увлеченного общественной деятельностью под влиянием масонства, приоткрылась вера в Бога. Андрей сочувствует вере Пьера, но все же пока не находит места для нее в своем сердце. И тем не менее перелом в сознании Андрея Болконского начался. Толстой пишет об этом: «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».
Следующий важный момент в жизни Андрея Болконского – встреча с Наташей Ростовой в Отрадном.
Этой встрече предшествует эпизод со старым дубом. Андрей Болконский, рассматривая старый и корявый дуб, с грустью думает об ушедшей молодости, о бессмысленности настоящего.
В Отрадном герой невольно подслушал ночной разговор Наташи с Соней, проникся радостью жизни, оптимизмом, исходившим от Наташи.
По дороге домой князя Андрея охватывает весеннее чувство радости при виде преобразившегося старого дуба. В душе героя вновь возрождается вера в возможность деятельности, счастья и любви.
Приехав в Петербург, Андрей Болконский принимает активное участие в реформаторской деятельности Сперанского. Поначалу эта деятельность увлекает героя.
Вновь встретив Наташу на балу и влюбившись в нее, князь Андрей разочаровывается в деятельности Сперанского, а сам Сперанский кажется ему пошлым и ничтожным. Любовь к Наташе наполняет жизнь Андрея Болконского радостью и светлыми надеждами.
Счастье любви продолжалось недолго. Измена Наташи вновь ввергает Андрея Болконского в состояние душевного кризиса. В таком состоянии герой встречает 1812 год.
Необходимость защищать родину постепенно выводит князя Андрея из душевного оцепенения. Отказавшись служить при штабе, он командует полком, заслуживает любовь и уважение солдат и офицеров. Накануне Бородинского сражения князь Андрей говорит Пьеру о своем духовном единстве с простыми солдатами.
Не найдя собственного предназначения в честолюбивых амбициях, Андрей Болконский приходит к истинному пониманию смысла жизни, который открывается ему в единении с народом. Данный момент можно назвать кульминационным в духовных исканиях героя.
Смертельное ранение вновь коренным образом меняет судьбу князя Андрея. По воле Провидения он снова встречает Наташу и прощает ее. Перед смертью Андрей Болконский чувствует отчужденность от всего земного и радостную легкость бытия. Ему открывается вера в Бога –начало вечной любви и вечной жизни.
Сын Андрея Болконского, Николенька, изображенный в эпилоге, наследует лучшие черты своего отца: ум, честность, душевное благородство, высокие порывы.
С Пьером мы также впервые встречаемся в салоне Анны Павловны Шерер. Из эмоциональных высказываний Пьера мы узнаем, что он защитник идей Просвещения. В Наполеоне он видит великого человека,выдающегося государственного деятеля, обуздавшего крайности французской революции.Слова Пьера шокируют посетителей салона.
Одновременно Пьер ведет разгульную жизнь в холостой компании Анатоля Курагина и Долохова.
Затем в жизни Пьера наступает перемена. После смерти отца он становится богатым наследником, его «женят» на Элен Курагиной. Жена Пьера оказывается пустой и развратной женщиной. После дуэли с Долоховымиразрыва с женой Пьер оказывается в состоянии душевного кризиса.
По дороге из Москвы в Петербург на станции Торжок Пьер встречает масона Осипа Алексеевича Баздеева. Выясняется, что Пьер не верит в Бога. Баздеев пытается пробудить в Пьере веру.
Вскоре Пьер вступает в масонскую ложу. Затем он едет в свои имения в Киевской губернии, пытается освободить крестьян. И хотя Пьера обманывают и положение крестьян остается прежним, важно само стремление героя делать добрые дела. Смысл жизни вновь открывается Пьеру.
По дороге домой Пьер заезжает к князю Андрею в Богучарово. Происходит знаменитый разговор Андрея и Пьера на пароме. Искренняя вера Пьера в Бога, его стремление делать добро производят неизгладимое впечатление на Андрея Болконского.
Однако Пьер вскоре охладел к масонству, видя в нем продолжение светской жизни с ее фальшью, лицемерием, корыстными интересами. Пьер порывает с петербургскими масонами. Он вновь ведет рассеянное существование, вновь не удовлетворен жизнью.
Участие в судьбе Наташи после попытки похищения ее Анатолем и разрыва ее с князем Андреем пробуждает нравственные силы Пьера. Пьер влюбляется в Наташу и одновременно сознает, что их совместное счастье невозможно.
В состоянии душевного смятения Пьер наблюдает комету – предвестницу великих потрясений в жизни страны и в судьбе самого героя.
Начало войны 1812 года пробуждает Пьера к жизни. Как и большинство русских людей, его охватывает патриотический порыв. Пьер принимает деятельное участие в формировании ополчения. Затем он сам устремляется к месту решающих событий.
Накануне Бородинского сражения Пьер наблюдает всеобщий духовный подъем. В действиях солдат и ополченцев, в словах Андрея Болконского о завтрашнем дне Пьер ощущает «скрытую теплоту патриотизма». Во время сражения Пьер оказывается на батарее Раевского, наблюдает подвиг солдат-артиллеристов, ощущает себя причастным великому событию, чувствует духовную связь с народом. После сражения, на постоялом дворе в Можайске, Пьер сознает, что он хочет быть «таким, как они», хочет быть простым солдатом. Таким образом, Бородинское сражение становится одним из кульминационных моментовв духовных исканиях Пьера.
Ощущение сопричастности «общей жизни», сознание необходимости подчинить свою свободу Божественной воле отразились в сне Пьера, который он видит в Можайске. Пьером овладевает идея сопряжения всего сущего в нравственном бытии человека.
По возвращении Пьера в Москву им овладевает идея, что именно ему предначертано убить Наполеона. Пьер остается в захваченном французами городе. Убить Наполеона герою не удается, однако он совершает благородные поступки: на пожаре спасает ребенка, защищает от надругательств французов женщину.
Пьер попадает в плен. От расстрела его спасает встреча с маршалом Даву. Пьер и Даву обменялись взглядами, по-человечески поняли друг друга, и Пьер был спасен от гибели.
В плену Пьер встречает Платона Каратаева. Благодаря Каратаеву Пьер приобщается к духовной жизни народа, ощущает свое единение с другими людьми. Однако в отличие от Каратаева Пьер не утрачивает собственной индивидуальности. Он обретает гармонию личного и общего.
Важным моментом в духовной жизни Пьера становится еще один сон героя – о чудесном глобусе. В этом сне он приходит к ощущению того, что жизнь есть Бог. Смысл человеческого существования состоит в том, чтобы любить жизнь, любить Бога. Но труднее и блаженнее любить эту жизнь в собственных страданиях.
Образ глобуса, явившийся во сне Пьеру, символизирует единство отдельного человека с миром и с Богом.
В конце романа мы узнаем, что Пьер обрел не только смысл жизни, но и земное счастье. Любовь Пьера и Наташи увенчалась счастливой семейной жизнью.
В эпилоге Пьер предстает перед нами как член тайного общества. Он возмущается реакцией и аракчеевщиной. В полемике с Николаем Ростовым Пьер отстаивает гражданские идеалы. Отныне жизненный принцип Пьера – «деятельная добродетель».
Всне,который видит в конце романа Николенька Болконский, образ Пьера сливается в детском представлении с образом покойного отца ребенка. Пьер выступает в этом сне как борец за справедливость, носитель высоких нравственных идеалов.
Сделаем выводы. Любимые герои Толстого – Андрей Болконский и Пьер Безухов – проходят долгий и сложный путь духовных исканий.
Как мы видим, поиск смысла жизни для этих героев – это прежде всего процесс постижения ими духовных связей с другими людьми, со своим народом. Одновременно это и преодоление индивидуализма, замкнутости в пределах собственного «я», путь познания истинной любви к Богу и к ближнему.
Человек и природа
Человек и природа – важнейшая философская проблема романа «Война и мир». Природа в романе предстает как самостоятельный мир, живущий прекрасной жизнью.
Близость к природе является одним из главных критериев оценки личности у Толстого. Любимые герои Толстого, например Наташа Ростова, близки к природе. Другие, напротив, не чувствуют природы, не понимают ее красоты.
Картины природы сопровождают важнейшие батальные сцены в произведении Толстого.
Наконец, образы природы служат важным средством раскрытия внутреннего мира героев.
Единение человека с природой – существенная грань нравственного идеала Толстого. Писатель симпатизирует своим «естественным» персонажам. Например, Наташа Ростова изначально близка к природе. Особенно ярко это проявляется в эпизодах охоты в Отрадном. Рассказывая об охоте, Толстой замечает: «Наташа, не переводя духа, радостно и восторженно визжала – так пронзительно, что в ушах звенело. Она этим визгом выражала всё то, что выражали и другие охотники своим единовременным разговором». Наташа чувствует свою связь с природой и, поддаваясь общему настроению, дает волю эмоциям.
Напротив, во время посещения театра Наташа не понимает смысла того, что происходит на сцене. Наташа «не могла следить за ходом оперы, не могла даже слышать музыку… все это было так вычурно-фальшиво и ненатурально, что ей становилось то совестно за актеров, то смешно». Люди, сидящие вокруг нее, внушают ей страх и недоумение. Наташа не чувствует себя комфортно в этой фальшивой и лицемерной обстановке.
Неестественна, по мнению Толстого, жизнь петербургского света. Его представители бесконечно далеки от природы. Например, разговоры в салоне Анны Павловны Шерер напоминают однообразную работу прядильной мастерской.
Напротив, жизнь народа, по убеждению Толстого, всегда естественна. Об этом свидетельствуют яркие образы Платона Каратаева, Анисьи Федоровны, Данилы, других представителей народа. Простые люди, живущие в деревне, не отделяют себя от мира природы, живут в соответствии с ее законами.
Тема природы в романе тесно связана с темой войны 1812 года. Картины природы соседствуют с описанием батальных сцен, оттеняют и дополняют их, способствуют раскрытию внутреннего состояния человека на поле сражения.
Наиболее яркий пейзаж, связанный с темой войны, – панорама Бородинского поля. «Пьер взглянул впереди себя и замер от восхищения перед красотой зрелища», – пишет Толстой. Яркий свет, чистота утреннего воздуха, молнии отблесков солнечных лучей на воде и на штыках солдат, белая церковь, крыши изб Бородина – вот как писатель характеризует панораму сражения. Прекрасный пейзаж Бородинского поля подчеркивает мысль писателя о том, что день сражения – светлый и торжественный, это день великого подвига. В то же время пейзаж помогает Толстому утвердить мысль о противоестественности, античеловечности войны. Контраст между прекрасной природой и ужасающими картинами боя помогает писателю обличить произвол человека, затеявшего бессмысленную кровавую бойню.
Князь Андрей во время Бородинского сражения чувствует свое единство с природой. Толстой замечает, что князь в ожидании атаки срывал «цветки полыни, растущие на меже, и растирал эти цветки в ладонях, и принюхивался к душисто-горькому, крепкому запаху». Глядя на готовую взорваться гранату, герой с тоской думает о красоте окружающего его мира: «Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух».
Величественное описание природы открывает повествование о Москве, оставленной жителями. Пейзаж становится лучезарным и торжественным. Вторжение врага не поставило Москву на колени.
Образы природы являются одним из важнейших средств психологического анализа у Толстого. Природа как будто чувствует состояние человека и реагирует на него.
Так, один из важнейших этапов духовных исканий Андрея Болконского – ранение на поле Аустерлица. Будучи тяжело ранен, Андрей лежит на поле битвы и видит над головой бескрайнее небо. Герой размышляет: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал… совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!..»
На фоне этого прекрасного неба князь Андрей видит ничтожную и жалкую фигурку Наполеона. Наполеон, бывший совсем недавно героем в глазах князя Андрея, теперь предстал перед ним во всем ничтожестве своего мнимого величия. Природа пробуждает в князе философские размышления о бренности человеческого существования, о суетности мечтаний о славе.
По дороге в рязанские имения сына Андрей Болконский видит дуб, который «старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». Рассматривая старый дуб, князь Андрей с грустью думает об ушедшей молодости, о бессмысленности настоящего. «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, – думал князь Андрей, – пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!»
В Отрадном Андрей Болконский невольно подслушал ночной разговор Наташи с Соней, проникся радостью жизни и оптимизмом, исходившими от Наташи. Этому разговору предшествует описание прекрасной весенней ночи. Толстой пишет: «Ночь была свежая и неподвижно-светлая». Выше всего была «почти полная луна на светлом, почти беззвездном весеннем небе». В эту ночь Наташа чувствует единение с природой. Она не может уснуть и с восторгом говорит Соне: «Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки – туже, как можно туже, натужиться надо, – и полетела бы». Андрей услышал этот разговор, и слова Наташи взволновали его. «В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни», – пишет Толстой.
Возвращаясь домой, князь Андрей вновь встречается с дубом. Но теперь перед ним предстает совсем иная картина. Толстой пишет: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени». На князя Андрея «вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления». Герой вспоминает «все лучшие минуты» своей жизни, и в нем вновь пробуждается вера в возможность деятельности, счастья, любви. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год», – решает Андрей. Картина весеннего пробуждения природы отражает возрождение души героя.
Другой герой Толстого, Пьер Безухов, в состоянии душевного смятения наблюдает комету – символ грядущихв жизни страны и в судьбе самого героя.
Итак, мы видим, как важен в «Войне и мире» вопрос о связи человека с природой. Близость к природе является существенным критерием нравственной оценки личности в романе. С природой соотносится тема войны 1812 года: картины природы дополняют батальные сцены. Природа, кроме того, является важным средством раскрытия внутреннего мира героев.