Народ как носитель нравственных ценностей. Платон Каратаев и идея крестьянского «мира». Другие персонажи – представители народа. Народ-бунтарь (богучаровский бунт)
«Мысль народная» воплощена в произведении Толстого не только как героическая тема. Она связана с осмыслением писателем духовных ценностей, носителем которых является крестьянство. В этом отношении важной фигурой «Войны и мира» представляется Платон Каратаев.
Каратаев олицетворяет собой простоту и правду народной жизни, свойственную народу искреннюю веру в Бога и в Божественный Промысл.
Особенно ярко это проявляется в рассказе Платона о невинно пострадавшем купце, оказавшемся на каторге за убийство, которое он не совершал.
Доминирующая черта характера Платона – любовь ко всем людям, ко всему живому. «Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера», – пишет Толстой. Платон стал для Пьера олицетворением «всего русского, доброго и круглого».
Если сопоставить две фигуры в романе – Наполеона и Платона Каратаева, то мы увидим, что это два полюса в осмыслении Толстым проблемы индивидуального и общего. Наполеон олицетворяет собой крайний индивидуализм, Каратаев – полное растворение индивидуальности в общей жизни. Знакомясь с Пьером, Платон говорит о себе во множественном числе: «Солдаты Апшеронского полка», «Каратаевы». Жизнь Платона, по замечанию Толстого, не имела смысла как отдельная жизнь. Она была частицей целого.
Народность характера Каратаева подчеркивает тот факт, что он говорит пословицами: «Час терпеть, а век жить»; «Где суд, там и неправда»; «Не нашим умом, а Божьим судом»; «Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки»; «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся».
Благодаря Каратаеву Пьер приобщился к духовным ценностям народной жизни, узнал не только героическую ее сторону, но и повседневную, обыденную.
В «Войне и мире» проходит вереница художественных образов простых людей. Это няня Наташи Ростовой, Тихон, Алпатыч и другие дворовые люди в Лысых Горах, няня княжны Марьи, «Божьи люди» княжны Марьи, богучаровские мужики, Данила и другие охотники в Отрадном, Анисья Федоровна, ямщик Балага, денщик Ростова Лаврушка и многие другие.
Яркий представитель народа – крепостной Ростовых Данила. Страстный охотник, знаток своего дела, он не скрывает своей досады в отношении неумелого барина, позволившего уйти матерому волку.
Запоминающейся фигурой в романе является экономка дядюшки Анисья Федоровна. Она выступает в роли хранительницы старинного уклада жизни. Ее незатейливый, но обильный стол не знает городских блюд. Анисья Федоровна выражает собой то естественное, простое и здоровое обилие, которое заключает в себе русская земля, русская природа.
В толстовском Тихоне, камердинере старого князя Болконского, как и в пушкинском Савельиче, подчеркнуто безропотное отношение к оскорблениям со стороны господина. Здесь проявляется нравственное уродство крепостнических отношений.
В то же время характер Тихона овеян необыкновенной душевной теплотой. В натуре этого персонажа выявляется такая черта, как чуткость к человеку, к его внутренней жизни. Тихон изучил характер старого князя, самоотверженно заботится о своем барине.
Ямщик Балага – яркий народный характер. Русская богатырская удаль сочетается в нем с диким разгулом, а также с развращенностью раба, заискивающего перед господами и готового под их защитой на любое преступление.
Балага выгодно противопоставлен Анатолю Курагину. В противоположность тупости господина в нем видны сметливость, тонкий мужицкий ум.
В юмористических красках изображен Лаврушка – хитроумный денщик Николая Ростова. Яркий эпизод, раскрывающий этот образ, – встреча Лаврушки с Наполеоном. Лаврушка первоначально сделал вид, что не узнал Наполеона, а затем разыграл сцену неописуемого восторга от личного знакомства с императором.
Важен и эпизодический образ крестьянской девочки Малаши. Личность Кутузова доступна простым, бесхитростным людям. Ребенок невольно отталкивается от Бенигсена и бессознательно тянется к дедушке Кутузову. Образ Малаши сочетает в себе обаяние детского характера с простотой и искренностью чувства.
Богучаровский бунт раскрывает «мысль народную» с необычной для «Войны и мира» стороны. Тема угнетения народа, тема народного гнева против помещиков на втором плане в романе по отношению к теме героической. И все же Толстой показывает скрытое недовольство крестьян по отношению к помещикам, которое и проявилось в эпизоде богучаровского бунта.
В эпизоде бунта крупным планом показаны два образа крестьян. Это мужик Карп, за которым идет крестьянская беднота, и староста Дрон, кулак, колеблющийся между крестьянским миром и помещичьей властью.
Изображение дворянства
Наряду с темой народа дворянство – одна из наиболее широких тем «Войны и мира»
В начале романа и в последующем повествовании Толстой рисует великосветскую среду. Высший свет изображен писателем в ярких сатирических тонах.
Салон Анны Павловны Шерер, а затем и салон Элен Безуховой – средоточие петербургской аристократии. Хозяев и гостей этих салонов отличают такие черты, как полный разрыв с интересами народа, забвение национальных традиций, русского языка, преклонение перед французской аристократией.
Посетителей салона Анны Павловны Шерер характеризует также неестественность, отсутствие всякого живого начала.
Недаром писатель сравнивает его с прядильной мастерской. Главный принцип обитателей петербургских салонов – соблюдение внешних приличий при внутренней бездуховности.
Характерно, что Пьер после разрыва с Элен объявлен сумасшедшим, а Элен взята под защиту кругом Анны Павловны. После скандала, вызванного дуэлью Пьера и Долохова, Элен остается в высшем аристократическом кругу.
Во время войны 1812 года салон Анны Павловны, верный традициям легитимизма, оставался враждебным Наполеону. Салон Элен был средоточием тех слоев аристократии, которые сочувствовали французам. Однако различия во взглядах лишь внешне разделяли эти два круга. Так, князь Василий Курагин, находясь в салоне Анны Павловны, высказывался в духе патриотизма, а в салоне Элен придерживался французской ориентации. Но временами он путался и говорил у Анны Павловны то, что следовало сказать у Элен.
Яркие представители высшего петербургского света – члены семьи Курагиных.
Князь Василий Курагин – воплощение фальши, лицемерия. В характере Элен Толстой отмечает такие черты, как разврат, забвение всех нравственных норм. При живом муже Элен ищет себе новых женихов. Не случайна ее тяга к католицизму, который был в моде в высших аристократических кругах.
С основным сюжетным звеном, охватывающим жизнь петербургских салонов, связана линия «золотой молодежи». Толстой обличает порочность Анатоля Курагина, жестокость Долохова, оргии, участникам которых сходили с рук даже преступления.
Федор Долохов являет собой характер противоречивый. В первых двух томах романа он изображен как бретёр, карточный шулер, заводила холостой компании «золотой молодежи». Индивидуализм, эгоизм Долохова – доминирующие черты его характера. Особенно ярко раскрываются они в сценах ссоры и дуэли Долохова с Пьером Безуховым. Долохов проявляет жестокость в отношении Николая Ростова, обыграв его в карты на сорок три тысячи рублей. Долохов – участник заговора Анатоля Курагина с целью похищения Наташи Ростовой (правда, он пытается отговорить Анатоля от этой затеи). Долохов выступает в романе как «маленький Наполеон».
В то же время характер героя не так однозначен, как это может показаться. Долохов оказывается заботливым сыном, любящим братом. Накануне Бородинского сражения жестокий индивидуалист Долохов протягивает руку своему сопернику Пьеру в знак примирения перед великим событием. Встав во главе партизанского отряда, Долохов продолжает быть человеком мужественным и одновременно жестоким. В отличие от Денисова, он не оставляет в живых пленных французов.
Развитием темы великосветских салонов служит и характеристика петербургского масонства.
Толстой подчеркивает, что из-под условных покровов масонской обрядности выступают корыстные, эгоистические интересы петербургской аристократии. Участие в деятельности масонов было для многих лишь формой, удобной для преуспеяния в свете, а не для поисков истины.
К кругу аристократии, сосредоточенному в великосветских салонах, примыкает и дипломатическая среда. Здесь следует отметить яркую фигуру Билибина. Это незаурядная личность. Билибин умен, его отличает тонкое остроумие. Однако Билибину свойственно полное отсутствие патриотизма, который представляется ему признаком наивности и может вызвать только иронию. Если Билибин отличается незаурядным умом, то Ипполит Курагин воплощает собой умственную и духовную деградацию аристократии.
Высшие административные круги также оказываются в поле зрения Толстого. Крупным планом Толстой показывает Аракчеева и Сперанского, причем фигура Сперанского очерчена наиболее ярко.
Сперанского нельзя отнести к аристократии. Это выходец из духовенства. Тем не менее он связан с высшими кругами Петербурга. Сперанский – своеобразный символ бюрократической машины. Бесполезность начинаний Сперанского – в их оторванности от реалий русской жизни. Не случайно Андрей Болконский быстро разочаровывается в деятельности Сперанского.
Сперанского отличают фальшь и лицемерие. Даже в семейном кругу он не снимает с себя маски. Смеется он неестественно, как плохой актер на сцене.
Характеристика петербургского света, дипломатических, масонских, административных кругов имеет одну общую черту: люди, оторванные от живой жизни, утратившие связь с народом, обречены на бессмысленное существование; их человеческое лицо заменяется бездушной, лицемерной маской.
Петербургскому высшему свету в романе противопоставлено московское дворянство.
Московское дворянство показано Толстым прежде всего на примере Ростовых, их родственников, гостей.
Ростовых отличают радушие, гостеприимство. В отличие от представителей петербургской знати, Ростовы хранят национальные традиции; им свойствен подлинный патриотизм.
В то же время Толстой не идеализирует Ростовых. Писатель показывает бесхозяйственность старого графа Ильи Андреевича, его расточительность, праздное времяпрепровождение, вызванные привычкой жить за счет крепостных крестьян.
Вокруг семьи Ростовых открывается широкая панорама характеров, типичных для московского дворянства начала XIX века. Здесь мы встречаем таких лиц, как светский остряк Шиншин, самовлюбленный Берг, ограниченный гусарский полковник Шуберт, богатая невеста Жюли Карагина, ищущая женихов.
Картина старинной дворянской Москвы напоминает нам сцены из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
Наиболее яркая фигура из круга Ростовых – Марья Дмитриевна Ахросимова. Властность натуры соединяется в ней с прямотой ума и простотой обращения.
Марье Дмитриевне свойственны нелицемерная вера в Бога, сила воли, твёрдость и мужественное отношение к жизни. Она не тужит о том, что четыре ее сына в армии. «И на печи лежа умрёшь, и в сражении Бог помилует», – говорит она, выражая свою мысль пословицей. Резко и непримиримо противостоит Ахросимова великосветской знати с ее распущенностью нравов и отрывом от национальной традиции. Ахросимова не признает французского языка и говорит только по-русски.
Твёрдость характера и решительность проявляет Марья Дмитриевна в эпизоде с попыткой похищения Наташи Ростовой Анатолем Курагиным.
С семьей Ростовых связано в романе и изображение поместного дворянства.
Сцена охоты, святочные гадания подчеркивают единство Ростовых с жизнью природы, их близость к народу. Деревенский бытовой уклад в корне отличается от столичной жизни. Этот уклад зависит от жизни природы, подчинен церковному календарному кругу.
Национальный характер охотничьей сцены дополняется картиной патриархальной жизни в усадьбе дядюшки.
Сцены в Отрадном важны для понимания характера Наташи Ростовой. Именно здесь Наташа незаметно для себя усваивает тот «русский дух», который обнаруживается в ней во время пляски у дядюшки, а также в эпизоде святочных гаданий, напоминающем нам о традициях Жуковского и Пушкина.
Жизнь поместного дворянства связана с изображением не только Ростовых, но и Болконских.
В Лысых Горах заметно влияние того уклада помещичьей жизни, который сформировался в XVIII веке. Ум, образованность, независимость суждений и истинное благородство старого князя Болконского сочетаются в нем с проявлениями властности и самодурства. Патриотизм суворовского генерала переплетается в князе с деспотизмом по отношению к окружающим, даже к собственной дочери.
Характерно, что старик Болконский неприязненно относился к лицемерной придворной знати александровского царствования и с презрением смотрел на льстивого князя Василия Курагина и бездельника Анатоля.
С екатерининской эпохой связывает основное повествование в романе и образ умирающего графа Безухова. Сам граф не выступает в произведении как действующее лицо, он только упоминается в авторском повествовании и в репликах других персонажей. Толстой рисует величественную картину угасания всем известного вельможи, с которым навсегда уходит в прошлое минувший век.
С изображением дворянской жизни тесно связан и образ Александра I. Император Александр изображен в романе Толстого «властителем слабым и лукавым» (Пушкин).
Толстой показывает его самоуверенным и самовлюбленным накануне Аустерлицкого сражения, растерянно-жалким после поражения в нем. В ярких сатирических красках показан Александр в Тильзите, в момент его «дружбы» с Наполеоном.
Несостоятельность Александра I как полководца со всей очевидностью проявилась в начале войны 1812 года. Недаром под давлением патриотических сил Александр отказался от роли главнокомандующего и возложил ее на Кутузова. Острый сатирический штрих к портрету Александра I – эпизод с бисквитами, которые царь бросает в толпу.
Итак, мы видим, что при изображении дворянского сословия Толстой явно противопоставляет патриархальное, патриотически настроенное московское и поместное дворянство высшим кругам Петербурга, оторванным от национальных корней и занимающим антинародные позиции.
«Мысль семейная»
Семья, по мысли Толстого, наиболее органичная общность людей. Мир семьи – важнейшая сфера человеческого бытия. В семье происходит становление личности. В семье, в детях человек обретает истинное счастье. Счастливая, гармоничная семья – существенная грань нравственного идеала Толстого.
Раскрывая тему семьи в своем романе, Толстой вступает в полемику с нигилистическими взглядами, распространенными в 1860-е годы, в соответствии с которыми семья как социальный институт изжила себя. Отсюда полемическая заостренность темы семьи у Толстого, особенно в эпилоге романа.
«Мысль семейную» Толстой раскрывает прежде всего на примере семей Ростовых, Болконских, Курагиных. С этими семьями соотнесены и другие семьи в романе Толстого.
Наиболее подробно освещена в романе жизнь семьи Ростовых.Эту семью представляют в произведении граф Илья Андреевич, его жена графиня Наталья, их дети Николай, Вера, Наташа, Петя, их племянница и воспитанница Соня.
В семье Ростовых царит «жизнь сердца». Ростовых отличают взаимная любовь, доброта по отношению друг к другу и к окружающим, широта души, гостеприимство.
Естественность, непринужденность – характерные черты семейства Ростовых. Вера Ростова с ее неестественным поведением только оттеняет Наташу и других членов семьи.
Младшее поколение Ростовых отличает артистичность. И Наташа, и Николай замечательно поют.
Ростовым свойственна любовь к природе. Особенно ярко эта черта проявляется в сцене охоты в Отрадном.
Ростовы чтутнациональные обычаи, традиции. Ярко обрисована Толстым сцена святочных гаданий.
Близость к народу, к национальным корням неотделима от патриотизма Ростовых. Николай Ростов избирает военное поприще, идет в армию, так как хочет служить отечеству. Это отличает Николая от его товарища Бориса Друбецкого, главная цель которого – блестящая карьера. Во время оставления Москвы Ростовы отдают свои подводы раненым, обрекая себя на окончательное разорение. В момент партизанской атаки погибает Петя Ростов, самый юный член семьи.
Отдавая должное душевной щедрости, естественности, национальной самобытности, патриотизму Ростовых, Толстой не идеализирует эту семью. Граф Илья Андреевич отличался бесхозяйственностью. Николай подчас бывает крут с дворовыми.
Ограниченность умственных и духовных интересов Ростовых особенно отчетливо проявилась в Николае. Ему чужда мысль о духовных исканиях. Лучше всего герой чувствует себя в полку, где за него всё решает начальство.
Если в семье Ростовых преобладает «жизнь сердца», то в семье Болконских – «жизнь ума». Интеллектуальная атмосфера семьи Болконских неотделима от просветительских традиций XVIII века, екатерининских времен. Постоянная работа ума отличает и старого князя Николая Андреевича, и Андрея Болконского. Старый князь и князь Андрей испытали на себе влияние рационализма XVIII века и оказались далеки от веры в Бога. Княжна Марья, напротив, глубоко верующий человек, всецело погруженный в духовную жизнь.
Членов семьи Болконских, как и Ростовых, отличает взаимная любовь.Однако отношения в семье не так естественны и непосредственны, как у Ростовых. Деспотизм старого князя подавляет княжну Марью, ее стремления и порывы. Княжну Марью отличают от Наташи Ростовой скованность, замкнутость в себе. Любовь к ближнему проявляется у героини в глубоком взгляде ее лучистых глаз.
Из своей семьи Андрей Болконский вынес стремление к неутомимой умственной работе, к общественной деятельности. Честность, благородство, высокие моральные принципы также важнейшие черты Андрея Болконского, воспитанные в семье.
В то же время в процессе духовных исканий Андрею пришлось преодолеть и индивидуализм, и рационализм, и безверие. Процесс этот был долгим и мучительным.
Болконских, как и Ростовых, отличает истинный патриотизм. Князь Андрей проявляет мужество и героизм и в войне 1805 года, и в Отечественной войне 1812 года. Настоящий патриотизм обнаруживает и княжна Марья. Она категорически отказывается оставаться под властью французов.
Ростовым и Болконским в романе Толстого противопоставлены Курагины.Это князь Василий Курагин, княгиня Курагина, их дети Элен, Анатоль и Ипполит.
«Бессердечная, подлая порода», – говорит о них Пьер Безухов. Фальшь, грубость, черствость, эгоизм, лицемерие – характерные черты этого семейства.
Курагиных трудно назвать семьей, настолько они разобщены, далеки друг от друга. Князь Василий не любит своих сыновей. «Ипполит, по крайней мере, покойный дурак, а Анатоль беспокойный», – говорит он о них.
Анатолю чужды любые умственные и духовные интересы. Все свое время он проводит в кутежах, карточной игре, разврате.
Элен – воплощение непорядочности, распутства. При живом муже она обсуждает планы своего второго замужества. Для упрощения процедуры развода она готова принять католичество. Характерно отношение Элен к детям: она не хочет их иметь, они ей не нужны. Не случайно именно Анатоль и Элен оказываются виновниками разрыва Наташи с князем Андреем, ее душевной драмы.
Ипполит – воплощение скудости ума, интеллектуальной ограниченности, свойственных всем Курагиным.
Патриотизм – чувство, которое совершенно чуждо Курагиным. Характерно пренебрежительное отношение Анатоля к службе, что, кстати, возмущает старого князя Болконского во время визита к нему князя Василия с сыном. Элен в разгар войны с Наполеоном возглавляет пробонапартистский салон. Жизнь народа, его судьба никак не интересуют Курагиных и их окружение.
Род Курагиных у Толстого – выморочный. От раны на Бородинском поле погибает Анатоль. Умирает Элен. Мы ничего не знаем о судьбе Ипполита. Жизнь Курагиных оказывается бессмысленной и бесплодной.
Назовем еще несколько молодых семей, образы которых углубляют «мысль семейную» в романе, оттеняют образы семей Ростовых, Болконских.
Андрей Болконский несчастлив в браке. Его жена Лиза, внешне привлекательная и вполне порядочная женщина, живет интересами света и весьма далека от духовных устремлений своего мужа. Однако и сам Андрей не всегда внимателен к жене, иногда высокомерен и презрителен по отношению к ней. Недостаток любви – главная причина отсутствия счастья в этой семье. После смерти жены он винит себя в душевной черствости по отношению к покойной супруге.
Семья Веры и Берга противопоставлена семье Ростовых. Это яркий пример брака по расчету. Молодожены не хотят иметь детей; их цель – «жить для общества».
Брак Бориса Друбецкого и Жюли Карагиной также заключен по расчету. Ухаживая за Жюли, Борис прекрасно сознает, что не любит свою невесту, однако же стремится получить огромное приданое. Понимает это и Жюли. Все это, впрочем, не мешает им разыгрывать сентиментальный, меланхолический роман.
Совсем по-другому в романе изображены молодые семьи Наташи и Пьера, Марьи Болконской и Николая Ростова. В этих семьях царят любовь, уважение друг к другу, забота о детях.
Глубина души Марьи восполняет некоторую ограниченность Николая.
Наташа привязана к Пьеру, она душевно одобряет деятельность мужа, даже до конца не понимая ее содержание.
Наташа Ростова изображена в конце романа как «сильная, красивая и плодовитая самка». Это определение несколько шокирует читателя. Однако необходимо иметь в виду, что в своем романе Толстой полемизировал с теми, кто утверждал, что семья как ячейка общества отжила свой век, что предназначение женщины – общественная деятельность. В противовес таким мнениям Толстой утверждает идеал многодетной женщины-матери, хранительницы семейного очага.
Итак, мы видим, что «мысль семейная», наряду с «мыслью народной», занимает важное место в романе «Война и мир». Прослеживая судьбы Ростовых, Болконских, Курагиных и других семей, Толстой защищает саму идею семьи, утверждает идеал гармоничного семейного мира – средоточия вечных духовных ценностей.
Женские персонажи
Женские персонажи в «Войне и мире» неразрывно связаны с проблематикой романа, с «мыслью народной» и «мыслью семейной».
Обращаясь к вечным проблемам любви, брака, семьи, счастья, Толстой на примере женских образов дает ответ и на злободневные вопросы своего времени, в частности на вопрос о женской эмансипации, о месте женщины в обществе.
Центральные женские персонажи романа – это Наташа Ростова, Марья Болконская, Элен Курагина. С ними соотносятся и такие персонажи, как сестра Наташи Вера и их кузина Соня, Жюли Карагина, Анна Павловна Шерер, Марья Дмитриевна Ахросимова, жена Андрея Болконского маленькая княгиня Лиза и многие другие.
Наташа Ростова – любимая героиня Толстого. «Настоящая жизнь», жизнелюбие воплощены в Наташе Ростовой полнее, чем в любом другом персонаже. Наташа «переполнена» жизнью, она вдохновляет людей своим оптимизмом, спасает их от смерти, борется за их жизнь.
Естественность, непосредственность – важнейшие черты характера Наташи, воспитанные в ней всем семейным укладом Ростовых.
Образ Наташи оттеняется образом Веры. Наташина сестра неестественна, холодна, это будто чужой ребенок в доме Ростовых. В отличие от Веры, Наташа не наделена внешней красотой, зато она необычайно обаятельна. Ее красота внутренняя.
Любовь, жизнь и поэзия неразрывно связаны в натуре Наташи. Одна из важнейших черт героини – ее артистичность. Наташа замечательно поет. Особенно ярко эта грань натуры героини проявляется в момент, когда Николай возвращается домой, проигравшись в карты. Он слышит пение сестры и сознает, что в жизни есть нечто большее, чем его беда, его позор.
Героиня обладает не только тонким музыкальным слухом, но и абсолютным слухом на душевные движения окружающих. Отсюда ее удивительный такт по отношению к людям.
Любовь к ближнему – доминирующая черта характера Наташи. «Сущность ее жизни – любовь», – пишет Толстой. Наташа – любящая дочь, заботливая сестра.
До последнего мгновения Наташа ухаживает за раненым князем Андреем. Потеряв любимого человека, она возвращается к жизни, чтобы спасти любовью мать. Мы знаем, что известие о гибели Пети потрясло всех Ростовых, старая графиня была в отчаянии. И хотя Наташа думала, что ее собственная жизнь кончена, «любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь».
Наташе, как и всякому любимому герою Толстого, свойственно ошибаться. Так, оказавшись под обаянием пустого, но внешне привлекательного Анатоля Курагина, Наташа изменяет своему жениху: она готова бежать и тайно обвенчаться с Анатолем.
После душевного прозрения Наташа тяжело переживает свой разрыв с князем Андреем, оказывается на грани самоубийства, и только забота со стороны ближних и глубокая вера в Бога, проснувшаяся в сердце героини, спасают ее от отчаяния.
Наташе свойственно стихийное народное чувство. Находясь в Отрадном, героиня ощущает непосредственную близость к народу. Это проявляется и в сцене охоты, и в сцене святочных гаданий.
Находясь в гостях у дядюшки, Наташа исполняет русский танец так, как будто она родилась простой крестьянкой.
Героиня наделена высоким патриотическим чувством, неотделимым в ее душе от чувства любви и сострадания. В момент оставления Москвы Наташа поддерживает отца в его стремлении отдать подводы раненым.
Наташа, будучи замечательной дочерью и сестрой, становится прекрасной матерью.В замужестве, в материнстве, в воспитании детей Толстой видел истинное предназначение женщины. С этой точки зрения Наташа противопоставлена Соне, которая по воле судьбы не вышла замуж, осталась, по выражению Толстого, «пустоцветом».
Княжна Марья Болконская также любимая героиня Толстого. Очень многое сближает ее с Наташей Ростовой: любовь к ближним, самоотверженность, чистота нравственного чувства.
Внешне княжна Марья некрасива, однако она наделена необыкновенной внутренней красотой. Об этом свидетельствует глубокий взгляд ее лучистых глаз.
Если в Наташе Ростовой внешнее и внутреннее начала гармонично сочетаются, то княжна Марья живет почти исключительно духовной жизнью. Она глубоко верующий человек. Ее любовь к ближнему граничит с самоотречением, самопожертвованием. Истинная духовность княжны Марьи противопоставлена лицемерию, ханжеству ее подруги Жюли Карагиной. Цель последней – найти выгодного жениха. Духовные интересы для нее лишь модная маска.
Княжна Марья противопоставлена и компаньонке мадемуазель Бурьен – внешне привлекательной, но весьма поверхностной и легкомысленной француженке.
В отличие от Наташи Ростовой, княжна Марья несколько скованна, лишена непосредственности в общении с людьми. Не случайно при первой встрече с Наташей княжна Марья не может оценить живости характера своей будущей невестки.
Как и Наташе Ростовой, княжне Марье свойствен истинный патриотизм. Особенно ярко он проявляется в эпизоде накануне богучаровского бунта, когда княжна категорически отвергает предложение мадемуазель Бурьен остаться под властью французов.
Как и Наташа Ростова, Марья Болконская обретает истинное счастье в семье, в воспитании детей. Глубокая духовность героини восполняет некоторую духовную ограниченность ее мужа Николая Ростова. Исключительно важна роль княжны Марьи в воспитании Николеньки Болконского – сына погибшего брата.
Элен Курагина, в замужестве Безухова, соединяет в себе отвратительные черты всей семьи Курагиных – фальшь, лицемерие, душевную черствость, эгоизм, разврат, отсутствие всякого стыда.
Героиня внешне очень красива, но совершенно бездуховна. Её голые плечи – деталь, свидетельствующая о внешнем блеске при внутренней пустоте.
Элен не отличают любовь и самоотверженность в отношении к ближним. Она занята исключительно своими эгоистическими интересами. Недаром Толстой называет Элен «Наполеоном в юбке».
Эта героиня далека от идеалов семейной жизни. Выйдя замуж по расчету, она презирает мужа, откровенно, никого не стесняясь, заводит любовников. При живом муже Элен рассматривает вопрос о повторном браке, колеблясь между двумя потенциальными женихами. Характерно, что Элен не желает иметь детей. Ее более привлекает бездуховная светская жизнь, нежели жизнь семейная.
Героиня равнодушна к вере. В корыстных целях она готова перейти в католичество. Элен оказывает развращающее влияние на окружающих. Именно она способствует сближению Наташи с Анатолем. «Где вы – там разврат, зло», – обличает жену Пьер после истории с попыткой похищения Наташи Анатолем.
Элен чуждо чувство патриотизма. Во время войны 1812 года она хозяйка пробонапартистского салона в Петербурге. Интересы родины, народа нисколько не волнуют ее. Героиня умирает, не оставив потомства. Жизнь ее оказывается бессмысленной и бесплодной.
Рассмотрим некоторые другие женские персонажи.
Анна Павловна Шерер, хозяйка петербургского салона, воплощает собой фальшь и лицемерие великосветской жизни. Неестественность, механистичность ее поведения отражают общую атмосферу лжи, двуличия, царящую в высших кругах.
Анне Павловне Шерер уместно противопоставить влиятельную московскую барыню Марью Дмитриевну Ахросимову (см. выше).
Жена Андрея Болконского Лиза– красивая светская женщина, далекая от духовных интересов своего мужа.
Назовем некоторые женские образы представителей народа. Яркой фигурой является экономка дядюшки Ростовых Анисья Федоровна.Она выступает как представитель русского патриархального мира.
На страницах романа обрисованы характеры и других замечательных простых русских женщин. Это няня Ростовых, няня княжны Марьи, горничная Наташи Ростовой Дуняша, другие персонажи.
Толстой говорит о простых крестьянах и в связи с героической темой народа. Так, в рассказе о партизанском движении он упоминает старостиху Василису, «побившую» сотни французов.
Итак, мы видим, что в своем романе Толстой утверждает идеал женщины-матери, хранительницы домашнего очага. Негодуя против светской распущенности и разврата, Толстой утверждает светлый образ русской женщины, олицетворяющий высокие нравственные ценности: глубокую веру в Бога, душевную чистоту, целомудрие, самоотверженную любовь, патриотизм.