Изображение войны 1812 года и предшествующих исторических событий
Отечественную войну 1812 года, войну справедливую, освободительную, Толстой противопоставляет войне 1805–1807 годов, цели которой были чужды русскому народу. Отношение солдат к этой войне передается через позицию Кутузова. Его задача – сохранить людей от бессмысленной гибели, облегчить их участь. Однако уже в изображении событий войны 1805 года начинает звучать героическая тема народа.
Особенно ярким примером героизма русского войска становится Шенграбенское сражение. Стремясь спасти армию от разгрома, Кутузов посылает четырехтысячный отряд Багратиона, чтобы задержать противника, бывшего в восемь раз сильнее, и дать возможность русским войскам соединиться. Кутузов благословляет Багратиона на великий подвиг.
Мотив невероятного подвига, знакомый нам по произведениям древнерусского воинского эпоса, воплощен Толстым в сценах Шенграбенского сражения. Толстой показывает, как был совершен этот подвиг: в атаке шестого егерского полка, в атаке роты Тимохина, в действиях батареи Тушина.
Отмечая личное мужество Багратиона, Андрея Болконского, Толстой подчеркивает, что герои сражения прежде всего простые солдаты.
В изображении Шенграбенского и Аустрелицкого сражений мы наблюдаем принцип антитезы. В сценах Аустерлицкого сражения и предшествующих ему эпизодах преобладают обличительные мотивы. Писатель раскрывает антинародный характер войны, показывает преступное невежество командования. Не случайно Кутузов был по существу отстранен от принятия решений. С болью в сердце полководец сознавал неизбежность поражения русской армии.
Несмотря на обличительные мотивы в изображении Аустерлицкого сражения, кульминационный момент его – героический. Особенно ярко героический мотив проявляется в подвиге Андрея Болконского, возглавившего атаку со знаменем в руках. Толстой показывает, что поражение при Аустерлице было позором русско-австрийского генералитета, но не было позором простых русских солдат.
В изображении войны 1812 года центральное место занимает Бородинское сражение. Рассказу о нем предшествуют некоторые эпизоды, важные для понимания «мысли народной» в романе Толстого.
В повествовании об оставлении Смоленска крупным планом показан торговец Ферапонтов, отдающий все свои запасы отступающим солдатам, чтобы ничего не досталось врагу.
В противоположность смоленскому эпизоду Толстой рисует сцены петербургской жизни – салоны Элен Безуховой и Анны Павловны Шерер. Лицемерное отношение придворных кругов к Кутузову – яркая деталь в характеристике высшего света.
Рассказ о патриотическом порыве москвичей оттенен сатирическим описанием светского вечера у Жюли Друбецкой, где говорящие по-французски наказывались штрафами.
Главы, посвященные Бородинскому сражению, представляют собой кульминацию повествования об исторических событиях в эпопее Толстого. Одновременно это и вершинный момент в духовных исканиях Андрея Болконского и Пьера Безухова.
В рассказе о Бородинском сражении перед читателем в полной мере раскрывается подвиг простых солдат, выявляется истинное величие Кутузова как полководца.
Повествованию о Бородинской битве предшествует историко-философское отступление, содержащее размышления автора о смысле и значении этого события. Толстой подчеркивает, что сражение произошло по воле Провидения, а не по произволу Кутузова или Наполеона.
Большая часть событий Бородинского сражения дана в восприятии Пьера Безухова.
Накануне битвы Пьер встречает конный полк с песенниками впереди. В бодрой солдатской песне передано воодушевление воинов перед боем. Общее настроение русских войск накануне сражения отражено в словах раненого солдата, который говорит Пьеру: «Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва». Пьер наблюдает также ополченцев, весело работающих на огромном кургане. Вид простых солдат, готовящихся к битве, сильно подействовал на Пьера.
Важный эпизод накануне сражения – молебен Смоленской иконе Божией Матери. Крупным планом показан Кутузов, смиренно преклоняющий колени перед иконой и целующий образ Богородицы. Глубокая вера в Бога роднит Кутузова с народом, свидетельствуя о духовном единстве полководца с простыми солдатами.
Кутузов и Наполеон изображены по принципу антитезы. Не случайно Наполеон показан перед сражением совсем в ином ключе, нежели Кутузов. Наполеон позирует перед портретом сына, принимает вид задумчивой нежности. Он уверен, что каждое его слово, каждый жест войдут в историю.
Накануне сражения Пьер встречает Андрея Болконского. Андрей говорит ему о том, что успех сражения зависит не от соотношения сил противников, а от того чувства, которое есть в самом Андрее, в Тимохине, в каждом солдате, то есть от духа войска. Андрей Болконский заявляет: «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» Пьер почувствовал «скрытую теплоту патриотизма», которая присутствовала в каждом участнике битвы.
Андрею и Пьеру противопоставлены Борис Друбецкой и Берг – военные карьеристы, главная цель которых – выслужиться перед начальством, получить награды.
Рассказ о решающем дне сражения открывается величественным пейзажем. Пьер восхищен красотой зрелища. Яркий свет, чистота утреннего воздуха, молнии отблесков на воде и на штыках войск, чарующая красота всей панорамы – вот какими чертами характеризует Толстой поле сражения. Пейзаж подчеркивает мысль писателя о том, что день Бородина – светлый и торжественный. Это день великого подвига.
Центральный эпизод Бородинской битвы – сцены на батарее Раевского. Пьер становится свидетелем и участником воинского подвига солдат-артиллеристов. Дружная, веселая деятельность – главная черта, характеризующая русского солдата в сражении. Эта деятельность становится проявлением того внутреннего огня, который все сильнее разгорается в воинах.
Сцена в расположении Наполеона рисует приближение катастрофы, нависшей над французами. Наполеон не может понять, почему стройные массы его войск возвращаются расстроенными, испуганными толпами. Однако он хорошо понимает, что сражение, не выигранное в продолжение восьми часов, было проигранным сражением.
Со сценой в расположении Наполеона соотносится сцена в расположении Кутузова. Кутузов, в отличие от Наполеона, ясно понимал смысл сражения. Он сознавал, что главная сила в битве с врагом – это дух войска. Кутузов знал, что «решают сражение не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоит войско, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти». Главное для Кутузова состояло в том, чтобы не допустить в сознании армии мысли о поражении. Кутузов, не отступая ни на шаг, заставил всех понять, что сражение выиграно.
Вместе с тем рассказ о ранении Андрея Болконского, описание перевязочного пункта, страшный вид поля сражения, покрытого телами убитых и раненых, подчеркивают мысль Толстого о противоестественности, античеловечности войны.
Завершая повествование о Бородинской битве, писатель говорит о ее историческом значении. «Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, <…> погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника».
Оставление Москвы – высокая эпопейная тема. Толстой показывает, что результатом Бородинского сражения и всем ходом кампании был предрешен вопрос об оставлении Москвы. Однако Кутузов был единственным, кто назвал неизбежную перспективу этого события своим именем. На совете в Филях он заявил: «Властью, врученною мне моим государем и отечеством, я приказываю отступление».
Твердой позиции Кутузова противопоставлены суетные и бесполезные действия московского генерал-губернатора Растопчина. Рисуя образ Растопчина, Толстой разоблачает преступное самодурство власти. Именно Растопчин отдает на растерзание толпы невиновного человека – Верещагина.
В главах, посвященных Москве, повествование приобретает спокойное и величественное течение. Пейзаж становится лучезарным и торжественным. Вторжение врага не поставило Москву на колени. Она была оставлена жителями и напоминала умирающий улей.
Пожар Москвы имеет в произведении символическое значение. Это символ народного гнева, погубившего французское нашествие.
Важнейшая тема «Войны и мира» – партизанское движение, «дубина народной войны», по выражению Толстого.
Писатель рассказывает о действиях отрядов Денисова и Долохова, о трагической гибели Пети Ростова.
Повествуя о партизанской войне, Толстой крупным планом показывает фигуру Тихона Щербатого. В образе этого мужика Толстой воплотил черты народа-мстителя. Тихон был одним из самых нужных людей в отряде. Оружие он носил больше для смеха, но топором владел, как волк зубами.
В изображении партизанской войны существен эпизод с французским барабанщиком по фамилии Vincent, которого русские солдаты назвали «Весенним». Проявляя беспощадность к врагам, партизаны искренне сочувствуют пленному мальчику, не переносят на него своего мщения.
О гуманности русских воинов свидетельствует и эпизод с французским офицером Рамбалем и его денщиком Морелем. Французы, плененные в сражении под Красным, не вызывают ненависти у русских солдат. Русские готовы поделиться со своими недавними врагами пищей и теплом, подбодрить их веселой шуткой.