И.А.Гончаров (1812-1891). Краткие биографические сведения

Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске в состоятельной купеческой семье. Отец писателя рано умер. Воспитывал мальчика родственник Гончаровых Николай Николаевич Трегубов – бывший морской офицер, отличавшийся либеральными взглядами, знакомый с некоторыми декабристами.

Гончаров учился в Московском коммерческом училище, затем в Московском университете на словесном отделении. В последующие годы он служил чиновником в Симбирске, потом в Петербурге.

Первые литературные опыты Гончарова относятся к 1830-м годам.

В историю русской литературы Гончаров вошел как автор трех романов. Это «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».

Кроме того, Гончаров – автор оригинальных очерков о кругосветном путешествии, которое он совершил в 1852-1855 годах («Фрегат “Паллада”»).

Роман «Обломов» создавался на протяжении более чем десяти лет. Произведение было полностью опубликовано в 1859 году в журнале «Отечественные записки».

«Обломов»

Тематика

В своем произведении Гончаров воссоздал жизнь России в дореформенную эпоху.

Основной предмет изображения в произведении – русское дворянство. В характере главного героя романа соединились многие черты всего дворянского сословия в период его угасания. Обломов не нашел применения своим силам, не смог раскрыть свои способности в общественной жизни. Принято считать, что герой Гончарова завершает галерею «лишних людей» в русской литературе.

Гончаров воссоздал в своем произведении и другие типы русской жизни. Это, например, крепостной слуга (Захар), предприниматель (Штольц), светский франт (Волков), преуспевающий чиновник (Судьбинский), модный литератор (Пенкин).

В образах Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной Гончаров воссоздал яркие женские типы.

Особое место в романе занимают картины природы, а также бытовые детали, отражающие жизнь России 1840–1850-х годов во всех ее подробностях.

Проблематика

Центральная проблема произведения – проблема героя времени. Она осмысляется автором в свете противопоставления двух центральных персонажей – «лишнего человека» Обломова и Штольца, представляющего новый тип русской жизни – тип деятеля.

Важнейшая проблема романа – проблема национального характера. Она осмысляется писателем как в связи с образом Обломова, так и в связи с образом Штольца. Эта проблема существенна в отношении почти всех героев романа – Ольги и Агафьи Матвеевны, слуги Захара и его жены Анисьи и др.

Важны также в романе нравственно-философские проблемы, выводящие идейное содержание романа за национальные рамки. Это проблемы действия и бездействия, смысла жизни, любви, счастья.

Пафос

Авторская позиция в произведении неоднозначна.

С одной стороны, очевидным представляется критический пафос романа: Гончаров обличает «обломовщину» – праздное, бесцельное существование дворян, помещиков, не способных к плодотворной деятельности. С другой стороны, отношение писателя к самому Обломову не столь прямолинейно. Гончаров ценит в своем герое высокие нравственные качества: честность, благородство, способность к искреннему чувству.

Неоднозначно отношение автора и к Штольцу. Гончаров, несомненно, утверждает в своем романе деятельное начало в жизни,поэтому он высоко оценивает активную позицию Штольца, его трудолюбие, целеустремленность и одновременно искренность и самоотверженность в любви и в дружбе. Между тем чрезмерный рационализм Штоль­ца едва ли вызывает безусловное сочувствие автора и читателя.

Без сомнений, наиболее ярко авторский идеал воплотился в двух замечательных женских характерах, причем очень разных, – в Ольге Ильинской и Агафье Пшеницыной.

Персонажи

Обломов – среднепоместный дворянин, человек образованный, чиновник (коллежский секретарь) в отставке.

Обломов являет собой характер неоднозначный. С одной стороны, это представитель того уклада жизни, который назван в романе «обломовщиной». С другой стороны, гончаровский герой – личность незаурядная, соединяющая в себе лучшие стороны человеческой души.

На примере Обломова Гончаров воссоздал психологию помещика, владельца крепостных душ.

Глубинные истоки социальной пассивности, неспособности человека к деятельности ярко раскрыты в девятой главе первой части произведения, которая называется «Сон Обломова». Здесь рассказывается о детстве и отрочестве героя. Гончаров рисует широкую картину патриархальной помещичьей жизни.

Рассказывая о поместье родителей Обломова, писатель открывает перед читателем живописные образы русской природы: «Весь уголок вёрст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, весёлых, улыбающихся пейзажей». Здесь и «песчаные и отлогие берега светлой речки», и «мелкий кустарник», и «искривлённый овраг с ручьем», и березовая роща. Яркими красками рисует писатель утренние впечатления маленького Илюши – картину пробуждающейся природы. Эти впечатления – лучшее, что вынес из своего детства Обломов.

Писатель отмечает размеренность патриархальной жизни. «Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг», – пишет Гончаров об Обломовке. Сменяют друг друга времена года, наступают своей чередой церковные праздники, семейные события, памятные даты: родины, свадьбы, похороны, а также крестины, именины, заговенья, разговенья, другие события.

Гончаров в деталях воспроизвел психологию владельцев Обломовки. Ее характеризуют следующие черты: отношение к труду как к наказанию, забота о пище как первая и главная жизненная забота, приверженность к устоявшемуся в жизни, страх перед новым.

Праздность и пустое времяпрепровождение – обычное состояние обломовцев. Например, мать Обломова была три часа занята тем, что обсуждала с портным Аверкой, как из мужниной фуфайки перешить Илюше курточку.

Заботу об обеде в Обломовке можно сравнить со священнодействием. «Об обеде совещались целым домом, – замечает писатель. – Всякий совет принимался в соображение, обсуживался обстоятельно и потом принимался или отвергался по окончательному приговору хозяйки». Особенно ярко начертана Гончаровым картина послеобеденного сна обломовцев. «Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», – замечает писатель.

Что касается страха перед новым в сознании обломовцев, то, пожалуй, самый яркий пример тому – получение письма от Филиппа Матвеевича Радищева, который просил прислать ему рецепт пива. Обитатели Обломовки так испугались, что решились распечатать конверт и прочитать письмо лишь на четвертый день после его получения.

Особое внимание писатель обращает на необузданную фантазию обломовцев. Патриархальный мир в «Сне Обломова» чем-то похож на город Калинов в «Грозе» А.Н. Островского». Этот мир замкнут в себе, отгорожен от внешнего мира. В нем бытуют самые что ни на есть фантастические представления об окружающей действительности. Так, обломовцы «слыхали, что есть Москва и Питер, что за Питером живут французы или немцы, а далее начинался для них, как для древних, тёмный мир, неизвестные страны, населенные чудовищами, людьми о двух головах, великанами».

Няня рассказывала маленькому Илюше о подвигах Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича, о Полкане-богатыре, о Колечище прохожем. Она говорила о злых разбойниках, о спящих царевнах, об окаменелых городах и людях, о неслыханной красавице Милитрисе Кирбитьевне, о жар-птице.

При этом, по замечанию писателя, обломовцы «верили всему: и оборотням, и мертвецам».

В последующих главах романа Гончаров вскрывает важнейшее противоречие в сознании самого Обломова, которое сформировалось у него уже в детские годы. С одной стороны, над Обломовым властвует материальный мир. С другой стороны, в его воображении происходит совершенный отрыв от реальности. Гончаров пишет о своем герое: «Он любил вообразить себя иногда каким-нибудь непобедимым полководцем, перед которым не только Наполеон, но и Еруслан Лазаревич ничего не значит; выдумает войну и причину ее: у него хлынут, например, народы из Африки в Европу, или устроит он новые крестовые походы и воюет, решает участь народов, разоряет города, щадит, казнит, оказывает подвиги добра и великодушия».

Таким образом, сон в романе Гончарова не только композиционный элемент, традиционный для русской литературы. Сон здесь – символ жизненной пассивности.Барство, привычка жить за счет крепостного труда привели Обломова в конечном итоге к бездеятельности, к духовной деградации.

Сложившиеся в детстве представления о мире в значительной степени повлияли и на формирование жизненного идеала Обломова, который раскрывается в его мечтаниях, а также в его споре со Штольцем (четвертая глава второй части романа). Это идиллия семейного счастья в барской усадьбе. В некоторых своих чертах, причем весьма приземлённо, этот идеал осуществляется в четвертой части романа в период жизни героя на Выборгской стороне Петербурга. Обломов доживает свои дни и умирает, окруженный любовью и заботой Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

В то же время Обломов не только типичный представитель уходящего в прошлое патриархального мира. Это личность незаурядная. По своему образованию и духовному развитию Обломов неизмеримо выше представителей провинциального русского барства, в среде которого герой был воспитан. Герой получил хорошее образование; учился он, по-видимому, в Московском университете. Обломов честен, благороден, наделен чувством собственного достоинства. Так, он запрещает Тарантьеву говорить оскорбительные слова о своем друге Штольце. Он дает пощечину Тарантьеву, когда тот позволяет себе неуважительно отозваться об Ольге.

Главное в Обломове – «золотое сердце». Гончаров пишет о своем герое: «В душе его теплилась вера в дружбу, в любовь, в людскую честь, и сколько ни ошибался он в людях, сколько бы ни ошибся еще, страдало его сердце, но никогда не пошатнулось основание добра и веры в него».

Гончаров при создании образа русского помещика непосредственно продолжает традицию Гоголя. При чтении романа возникают ассоциации с Маниловым. Однако гоголевские герои показаны по преимуществу статично; Обломов же показан Гончаровым в масштабе целой жизни.

Персонажи Гоголя «один пошлее другого». Герой Гончарова – личность незаурядная. Именно духовное богатство, незаурядность личности Обломова позволяют ему стать героем романа. Это романический герой. Он проходит испытание любовью, которое (пусть ненадолго!) пробуждает его к жизни. Он проходит испытание дружбой. Во всех жизненных ситуациях Обломов не утрачивает честности и благородства.

В то же время, как и гоголевские герои, Обломов оказывается не способным к полнокровной, деятельной жизни. В конце романа Обломов вновь погружается в сон, а затем уходит из жизни, так и не раскрыв свой человеческий талант, данный ему Богом.

Крепостной слуга Захар – своеобразный «двойник» главного героя. Захар сопровождает Обломова на протяжении всего романа.

Захару посвящена отдельная глава (седьмая) в первой части произведения. Слуга Обломова – пожилой человек, ему за пятьдесят лет. Писатель отмечает как положительные, так и отрицательные черты в характере персонажа. С одной стороны, Захар бесконечно предан своему барину. Кроме того, Захар, по выражению Гончарова, «был довольно мягкого и доброго сердца»; «он любил даже проводить время с ребятишками». С другой стороны, Захар обладал такими чертами, как лень, грубость, склонность к мелкому воровству, сплетням и выпивке. Женившись на кухарке Анисье, Захар оказался мужем-деспотом. Он взваливал на жену тяжелую работу, а сам при этом старался пребывать в праздности.

Существенно, что Обломов и Захар немыслимы и невозможны друг без друга.Находясь на противоположных полюсах социальной иерархии, они составляют как бы единую личность. Лень, нежелание что-либо делать, жизнь в полусонном состоянии сближают барина и слугу. Захар – это своего рода пародия на Обломова. Грубая бездуховность и приземлённость Захара оттеняют пустую мечтательность Обломова. Обломов и Захар составляют две грани одной и той же «обломовщины». Недаром в конце произведения вновь возникаетобраз старого, нищего, всеми покинутого Захара. Захар оказывается последним осколком обломовщины.

Было бы неверным объяснять жизненную пассивность Обломова одним лишь барским воспитанием. Существенны и другие причины, убивающие деятельное начало в Обломове. Например, это обстоятельства петербургской жизни, к которой герой относится отрицательно. Для выяснения сущности этой обстановки важны вторая и третья главы первой части романа, где описываются посетители Обломова. Это Волков, Судьбинский, Пенкин, а также Алексеев и Тарантьев. Они представляют разные типы петербургского общества, разные сферы его жизни.

Волков – светский франт. Каждый его день состоит из нескончаемых визитов и всевозможных развлечений. Такая жизнь кажется Обломову пустой и ничтожной. Обломов размышляет о Волкове: «В десять мест в один день. Несчастный! И это жизнь? Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?» Обломов предпочитает сидеть дома, но не «раздроблять» и не «рассыпать» свою душу в пустоте светского общения.

Судьбинский – преуспевающий чиновник. Чиновничья карьера также мало привлекает Обломова. Вот что Обломов думает о Судьбинском: «Увяз, любезный друг, по уши увяз. У нас это называется тоже карьерой. А как мало тут человека-то нужно… И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое-многое… Несчастный…» Бездуховная жизнь чиновника, по мнению Обломова, так же убивает человеческую душу, как и пустая светская жизнь. Главный герой бережет свою душу и от этого пути: дело здесь, как мы видим, не только в лени Обломова.

Пенкин – модный литератор. В этом образе Гончаров показал представителя обличительной, но в то же время поверхностной литературы. Обломов считает, что, обличая, нельзя забывать о человеке, о его достоинстве. Он говорит: «Изобрази вора, падшую женщину, надутого глупца, да и человека тут же не забудь». Обличительная литература, по мысли Обломова, направлена на осуждение ближнего, что вредит душе и самого обличителя.

Таким образом, Гончаров обрисовал здесь три среды – светскую, чиновничью и литературную. Ни одна из них не привлекает Обломова.

Критическое отношение Обломова к петербургской жизни выявляется и в уже упомянутом споре его со Штольцем. Обломов остро чувствует бездуховность, фальшь, лицемерие жизни Петербурга. Герой предпочитает бездействие деятельной бездуховности.

Картину петербургского окружения Обломова дополняют и другие фигуры, существенные для прояснения сущности характера главного героя и освещения различных сторон его жизни в столице.

Алексеев – мелкий чиновник, ничем не примечательный, но весьма доброжелательный человек. Гончаров так описывает этого персонажа: «Природа не дала ему никакой резкой, заметной черты, ни дурной, ни хорошей». Этот человек настолько бесцветен и незаметен, что никто никогда не помнит ни его имени, ни фамилии. «Присутствие его ничего не придает обществу, так же как отсутствие ничего не отнимет у него», – замечает Гончаров. Никаких особенностей в нем нет, он не отличается ни остроумием, ни оригинальностью. У него нет своего мнения. Зато он может любить всех людей, не осуждая их, и это делает его характер привлекательным для Обломова. В период жизни главного героя на Выборгской стороне Алексеев становится его желанным и необходимым собеседником.

Михей Андреевич Тарантьев – мелкий чиновник, земляк Обломова. Тарантьев – полная противоположность Алексееву. Это сердитый, неприветливый и вечно недовольный всем человек.

От природы Тарантьев обладает незаурядными способностями, но он не смог найти им достойного применения. У Тарантьева бойкий ум, который герой использует для того, чтобы схитрить и повернуть любое дело в свою пользу.

Тарантьев – взяточник по натуре; он стремится добыть деньги везде, где это только возможно. В отношении к Обломову Тарантьев проявляет крайнюю непорядочность и подлость.

Рассмотрим также образы некоторых других персонажей.

Иван Матвеевич Мухояров – мелкий чиновник, брат Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Иван Матвеевич – бюрократ и взяточник. Он стремится вести внешне скромную жизнь: бедно одевается, редко меняет белье. Однако героя отличает тайное чревоугодие, постоянная забота о столе. Подлость, непорядочность Ивана Матвеевича полнее всего проявляются в его отношении к Обломову. Он рад обмануть Обломова, стремится жить за его счет. В конце романа, после смерти Обломова, Иван Матвеевич по существу выживает из дома старого слугу Обломова Захара.

Барон фон Лангваген – типичный светский человек, Это опекун небольшого имения Ольги. Он часто бывает в доме ее тетки. Барон вежлив до утонченности, одет всегда по последней моде. По характеру это учтивый, вежливый, доброжелательный человек. Однако за внешним блеском и светскими манерами скрываются некоторая холодность, а подчас и равнодушие.

В своем романе Гончаров поставил задачу убедить читателя в том, что для образованного, умного человека всегда найдётся поприще, всегда есть возможность деятельности. Здесь, конечно, важна фигура Штольца.

Андрей Иванович Штольц – новый тип русской жизни, тип предпринимателя. Интересно происхождение Штольца. Отец героя – немецкий бюргер, управляющий имением богатого российского помещика. Мать Штольца – русская дворянка. Не случайно мать героя – русская, а отец – немец. Деловитость отца соединилась в Штольце с высокой духовностью матери.

У Штольца деятельная натура. Любовь к труду – главное качество героя, коренным образом отличающее его от Обломова. В споре с Обломовым Штольц заявляет: «Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни».

Штольц,вне всяких сомнений,выдерживает испытание дружбой. Честность и преданность другу неоднократно проявляются в нем. Андрей не один раз выручает Илью в трудных жизненных ситуациях. Штольц и Ольга берут к себе на воспитание маленького Андрея – сына Обломова и Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

В то же время некоторые критики усматривали в активной жизненной позиции Штольца недостаток духовного начала. Аполлон Григорьев писал: «Штольц – фокус бесцельной деятельности для деятельности».

Штольц, пожалуй, чересчур рационалистичен.

И Обломов, и Штольц проходят испытание любовью. Обломов этого испытания не выдержал; Штольц же счастлив в браке с Ольгой. И всё же в любви к Ольге выявляются такие черты личности Обломова, как доброта, искренность, душевное благородство. А в любви Штольца к Ольге обнаруживаются не только сила характера героя, его способность быть искренним и самоотверженным, но и некая ущербность, душевная ограниченность, может быть, излишняя умозрительность. Недаром Ольга через несколько лет семейной жизни заскучала. Кажется, Штольц открыл для себя все возможные радости семейной жизни с Ольгой; между тем чего-то в этой жизни им недостаёт, и это сознают они оба – и Штольц, и Ольга.

Образ Штольца неравноценен, если рассматривать его в плане идейном и собственно художественном. Гончаров конструирует идеально-реального героя. Не случайно современные Гончарову критики признали образ Штольца художественной неудачей писателя. Они считали героя искусственным построением автора.

Отец Штольца Иван Богданович олицетворяет собой немецкую деловитость и пунктуальность. Характерно его предельно строгое отношение к сыну, стремление привить ему самостоятельность с раннего детства. Символические детали, отражающие характер этого персонажа, – счеты, конторка, плащ, замшевые перчатки, перешедшие по наследству от отца к сыну.

Ольга Ильинская – центральный женский персонаж произведения. Гармоничное начало, по убеждению Гончарова, полнее всего выявляется в деятельной женской натуре, в деятельной женской любви. Недаром именно Ольга Ильинская была воспринята русской критикой как главная героиня романа.

Пятую главу второй части произведения можно рассматривать как экспозицию образа героини. Ольга предстает перед читателем как «очаровательное дитя». Ольга – девушка утонченная, образованная, её отличает любовь к природе, к искусству.

Ольга музыкальна. Исполнение Ольгой арии «Casta diva» из оперы Беллини «Норма» играет важную роль в зарождении взаимного чувства героев, а сама ария становится символом их возвышенной любви.

Гончаров показывает Ольгу в духовной эволюции. Как и Обломов, как и Штольц, она проходит испытание любовью. В любви к Обломову раскрываются лучшие качества Ольги – честность, самоотверженность, ответственность перед любимым человеком. Можно утверждать, что под влиянием искреннего и глубокого чувства к Обломову расцветает и преображается характер героини. Ольга становится самобытной, глубокой личностью. В отличие от Обломова в Ольге ярко выражено деятельное начало. Не случайно она стремится пробудить героя к активной жизни. Любовь для нее – это прежде всего долг. Героиня убеждена, что она должна заставить Обломова жить по-другому, привить ему навыки каждодневного труда, работы над собой.

Одновременно героине не чужды самолюбие, гордость, желание обрести власть над другим человеком. Ольга искренне уверена, что сможет изменить характер Обломова. Когда Ольге это не удается, она оказывается в состоянии глубокого душевного кризиса. Героиня тяжело переживает разрыв с Обломовым. Воспоминание о «хрустальной, чистой душе» Обломова продолжает жить в памяти Ольги и после ее замужества.

Рассмотрим некоторые художественные средства создания образа Ольги. Идеал жизненной гармонии, воплощенный Гончаровым в образе Ольги Ильинской, подчеркивается психологическим портретом героини. Гончаров пишет, что у Ольги были «губы тонкие, большей частью сжатые: признак непрерывно устремленной на что-то мысли». Далее автор замечает: «То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз». Затем Гончаров отмечает, что брови у нее были одна выше другой, и «от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль».

Показывая любовь Ольги к природе, Гончаров использует пейзажные детали: это ветка сирени, букет ландышей, пейзаж в парке, описания Летнего сада, осенней Невы.

Важными представляются также и некоторые предметные детали. Ольга забывает в доме Обломова на Выборгской стороне свою перчатку – символ изящества и искреннего участия в жизни любимого человека.

Агафья Матвеевна Пшеницына–вдова мелкого чиновника. Её образ противопоставлен образу Ольги.

Доминанта характера Пшеницыной – самоотверженная любовь в соединении с глубочайшим смирением. Вся ее жизнь посвящена заботе о ближних – о детях, о недостойном брате, которого она не смеет даже критиковать, потом и об Обломове.

Глубокая и бесхитростная вера в Бога, надежда на Его помощь также отличительная черта героини.

Пшеницына почти исключительно занята хлопотами по дому. Ее не привлекают развлечения – прогулки, театры.

Весьма существенны портретные характеристики Агафьи Матвеевны. В ее внешнем облике нет аристократической утонченности. У нее грубые руки; она склонна к полноте. Одевается она просто.

Речь и манеры Агафьи Матвеевны также отличаются простотой.

История любви Агафьи Матвеевны к Обломову раскрывает в ней иные, по сравнению с Ольгой, черты характера. В самом деле: и для Ольги, и для Агафьи Матвеевны любовь к Обломову означала духовное пробуждение и расцвет личности. Но если Ольга требует от Обломова соответствовать идеалу «настоящего мужчины», то Пшеницына любит Обломова беззаветно, не требуя от него ничего взамен. Гончаров пишет, что Пшеницына «полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку». Любовь Пшеницыной – это любовь-обожание. Обломов для нее дитя и барин. Его появление принесло ей свет и духовное возрождение. То, что для Обломова умирание, сон, для нее – пробуждение, жизнь.

Таким образом, в романе воссозданы два идеала женской любви: любовь-долг Ольги и любовь-обожание Агафьи Матвеевны.

Образ матери Обломова возникает в его «Сне». Илья очень любил свою мать. Это была добрая, заботливая, чрезвычайно набожная женщина, беззаветно любящая своего сына. Мать Обломова – центральное лицо в том патриархальном мире, который воссоздается в девятой главе первой части романа.

Мать Штольца – русская дворянка. Она дала сыну прекрасное воспитание и высокие принципы дворянской чести. В Штольце практичность отца сочетается с высокой духовностью матери. Мать окружала сына любовью и лаской, привила в нем любовь к музыке, к высокому искусству.

Анисья – жена Захара, кухарка Обломова. Анисья, по словам Гончарова, «была живая, проворная баба». У нее, как и у Агафьи Матвеевны, были «никогда не устающие руки». Анисья и Агафья Матвеевна близки друг другу. Недаром они быстро подружились, и Обломов нашел их «чуть не в объятиях» друг у друга. Таким образом, Анисья – своего рода «двойник» Агафьи Матвеевны.

Семейная жизнь Анисьи и Захара пародирует историю любви Обломова и Ольги. «Мрачно-горделивое» обращение Захара с Анисьей противопоставляется трогательной заботе Обломова об Ольге.

Катя – горничная Ольги. Катя своего рода «двойник» Ольги. Это девушка простая, но она лишена грубости, пошлости. В Кате, как и в Ольге, сильно деятельное начало. Катя обладает чувством собственного достоинства; она бывает своенравна, нередко обижается на замечания Ольги. Характер Кати оттеняет характер Ольги, подчеркивая лучшие его стороны.

Тетка Ольги Марья Михайловна – женщина светская, прекрасно воспитанная, одетая всегда со вкусом. Ее жесты исполнены достоинства. По словам Гончарова, у нее «впереди шло всегда умение жить и управлять собой». Гончаров отмечает, что «стихия ее была свет, и оттого такт, осторожность шли у нее впереди каждой мысли, каждого слова и движения». Отношения Ольги с теткой всегда были ровными и спокойными. Тетка почти не ограничивала свободу Ольги.

Сонечка тоже оттеняет Ольгу. Это легкомысленная светская барышня, а затем светская дама. Сонечка являет собой яркий пример того, как можно хорошо устроиться в жизни. В этом смысле Сонечка и Ольга противопоставлены друг другу. Сонечка готова добиваться своего любыми средствами; Ольга же не станет жертвовать своими высокими принципами.

Жанр

Гончаров обращается к жанру романа не случайно. На примере судьбы главного героя – Обломова – он стремится осмыслить актуальные социальные вопросы своего времени, важнейшие философские и нравственные проблемы. Обращение к жанру романа обусловлено также стремлением писателя показать героя в масштабе всей его жизни, провести через испытание любовью и дружбой.

«Обломов» – это, во-первых, социально-бытовой роман. В нем Гончаров исследует социальные корни обломовщины на фоне широкой картины провинциального усадебного быта и петербургской жизни.

Кроме того, «Обломов» – это роман философский, в котором Гончаров исследует глубинные законы жизни, осмысляет такие общечеловеческие проблемы, как действие и бездействие, смысл жизни, любовь, счастье.

Наконец, это роман психологический, в котором писатель стремится проникнуть во внутренний мир своих героев.

Гончаров не раз говорил о своем интересе к устоявшимся, сложившимся явлениям жизни.С этой точки зрения интересно одно из его писем к Ф.М.Достоевскому: «Творчество <…> может являться только тогда, по моему мнению, когда жизнь установится; с новой, нарождающейся жизнью оно не ладит». Это подтверждается успехом Гончарова в создании образа Обломова и неудачей его со Штольцем.

Проблематика и жанровое своеобразие «Обломова» позволяют увидеть связь Гончарова с гоголевской, пушкинской, а также лермонтовской традициями. Как уже отмечалось, быт и нравы общества Гончаров изображает в традициях Гоголя. Гончаров – признанный мастер «пластического» изображения быта. Д.С.Мережковский писал о Гончарове: «Что может быть, по-видимому, значительного и характерного в том, как человек надевает туфли, а между тем Гончаров влагает в эту мелочь столько же содержания, сколько другие поэты в целые события, монологи, катастрофы». Не случайно Гончаров использовал выражение «рисовать жизнь». Отсюда художественная роль интерьера, портрета, пейзажных деталей в романе Гончарова.

Как и дляПушкина, для Гончарова важно испытание героев любовью. Важно также создание цельного, гармонического женского образа (Татьяна у Пушкина, Ольга у Гончарова). Подобно Лермонтову, Гончаров особое внимание уделяет «истории души человеческой», стремится проникнуть во внутренний мир своих героев.

В романе Гончарова произошло органическое соединение названных традиций. Таким образом, «Обломов» явился итогом целого этапа в развитии русского романа.Характерно также, что многие романисты последующих эпох ориентировались на Гончарова. Например, Достоевский, осмысляя собственное новаторство, противопоставлял себя Гончарову.

Особенности композиции

В «Обломове» четыре части. Основную сюжетную линию романа составляет история любви Обломова и Ольги Ильинской. Ей посвящены вторая и третья части произведения. Первую часть романа можно рассматривать как обширную экспозицию к основному действию. Четвертая часть произведения представляет собой развернутый эпилог.

Первая часть романа носит ярко выраженный нравоописательный характер. В воссоздании быта и нравов провинциального дворянства, а также петербургского общества наиболее ощутимы гоголевские традиции. Например, интерьер кабинета Обломова в первой главе напоминает нам о доме Манилова.

Особую роль в романе играет девятая глава первой части – «Сон Обломова». Эта глава представляет собой один из экскурсов в прошлое героя. Назовем ещё две ретроспекции, характеризующие Обломова. Это рассказ о неудачной попытке Обломова начать карьеру чиновника (пятая глава).Кроме того, это рассказ об учебе героя в Москве (шестая глава).Биографические экскурсы сближают произведение Гончарова с романами Тургенева.

Важное место в первой части романа занимает седьмая глава, посвященная Захару – слуге и одновременно «двойнику» Обломова. Существенное значение имеют уличные сцены, нарисованные в десятой главе в традициях «натуральной школы» (сцена у ворот, избиение казачка).

В первых двух главах второй части произведения читатель находит экскурс в детство и отрочество Штольца.

Экспозиция завершается во второй части романа, в четвертой главе, содержащей спор Обломова и Штольца о смысле жизни. Каждый из героев излагает свои жизненные принципы, свои идеалы. Обломов вдохновенно мечтает о семейной идиллии в барской усадьбе. Штольц же утверждает, что смысл жизни заключается в труде. Идеалы героев пройдут испытание в последующем повествовании.

Как уже было отмечено, вторая и третья части романа посвящены истории любви Обломова и Ольги. В отличие от первой части произведения, действие развивается здесь напряженно, динамично. Бытописание отходит на второй план. Автор углубляется во внутренний мир героев, в их переживания. Если в первой части произведения наиболее ощутима гоголевская традиция, то во второй и в третьей частях «Обломова» особенно сильны пушкинская (письмо Обломова) и лермонтовская (описание переживаний героев) традиции.

Письмо Обломова (десятая глава второй части) – свидетельство честности и порядочности героя, его заботы об Ольге. Одновременно в письме ощутимо предчувствие краха любви.

Как и у Пушкина, история любви Обломова и Ольги «расчислена по календарю». Она зарождается весной (ветка сирени – символ вспыхнувшей любви), достигает своего наивысшего расцвета летом, угасает осенью (свидание в Летнем саду, прогулка на лодке по холодной Неве). После последней встречи с Ольгой Обломов, пережив бессонную ночь, видит, как идет снег – символ крушения счастьягероев романа.

Любопытно, что на протяжении всего действия во второй и третьей частях произведения Гончаров, пародируя историю любви Обломова и Ольги, рассказывает о семейной жизни Захара и Анисьи.

Четвертая часть романа может рассматриваться как развернутый эпилог. Жизнь Обломова у Агафьи Матвеевны на Выборгской стороне – своеобразная вторая Обломовка. Угасание «успокоившегося» Обломова сочетается с духовным возрождением и истинным счастьем Агафьи Матвеевны.

Четвертая часть произведения содержит ещё один любовный сюжет. Это история любви Ольги и Штольца, завершившаяся счастливым браком. Мы не можем сказать, что Ольга счастлива вполне. Она нередко вспоминает об Обломове.

Финальное событие в романе – смерть Обломова. Физическая смерть героя – закономерное следствие духовного угасания. Последний штрих к образу Обломова и к общей картине обломовщины – фигура нищего Захара в последней главе произведения.

Вопросы и задания

1. Расскажите, что вы знаете о жизни Гончарова и о его произведениях. Какие три выдающихся романа создал писатель? Как называется написанная им книга очерков о кругосветном путешествии?

2. Какая эпоха в жизни России отражена в романе «Обломов»? Какие типы воссоздал автор в своем произведении?

3. Назовите и прокомментируйте основные проблемы произведения. Какие из этих проблем связаны с эпохой 1840–1850-х годов, а какие можно назвать «вечными»?

4. Охарактеризуйте позицию автора в отношении Обломова, Штольца, других главных героев. Как вы считаете, какой пафос преобладает в произведении?

5. Рассмотрите образ Обломова. Какой тип русской жизни представляет собой герой? Что мы узнаем о формировании характера и жизненных принципах персонажа из девятой главы под названием «Сон Обломова»? Какое противоречие в сознании героя сформировалось уже в юные годы? Как идеал Обломова раскрывается в его споре со Штольцем в четвертой главе второй части романа? В чем сходство и в чем различие Обломова и гоголевских персонажей, например Манилова? Почему Обломова мы можем назвать романическим героем? Какие качества Обломова раскрываются в его любви к Ольге? В чем, на ваш взгляд, причина краха этой любви?

6. Кратко расскажите о Захаре. Почему этот герой может быть назван своеобразным «двойником» Обломова?

7. Охарактеризуйте лиц из петербургского окружения <

Наши рекомендации