Образ губернского города: чиновники, дамское общество
Наряду с галереей помещиков важное место в произведении занимает образ губернского города NN. Тема города открывается в первой главе, возобновляется в седьмой главе первого тома «Мертвых душ» и завершается в начале одиннадцатой главы.
В первой главе Гоголь дает общую характеристику города. Он рисует внешний облик города, описываетулицы, гостиницу.
Городской пейзаж однообразен. Гоголь пишет: «Сильно била в глаза желтая краска на каменных домах и скромно темнела серая на деревянных». Любопытны некоторые вывески, например: «Иностранец Василий Федоров».
В описании гостиницы Гоголь использует яркие предметные детали, прибегает к художественным сравнениям. Писатель рисует потемневшие стены «общей залы», тараканов, выглядывающих, как чернослив, изо всех углов комнаты Чичикова.
Городской пейзаж, описание гостиницы помогают автору воссоздать атмосферу пошлости, царящую в губернском городе.
Уже в первой главе Гоголь называет большинство чиновниковгорода. Это губернатор, вице-губернатор, прокурор, полицеймейстер, председатель палаты, инспектор врачебной управы, городской архитектор, почтмейстер,некоторые другие должностные лица.
В описании города, губернских чиновников, их характеров и нравов заметна ярко выраженная сатирическая направленность. Писатель подвергает резкой критике российскую бюрократическую систему, пороки и злоупотребления чиновников. Гоголь обличает такие явления, как бюрократизм, взяточничество, казнокрадство, грубый произвол, а также праздный образ жизни, чревоугодие, склонность к карточной игре, пустословие, сплетни, невежество, тщеславие и многие другие пороки.
В «Мертвых душах» чиновники изображены гораздо более обобщенно, чем в «Ревизоре». Они не названы по фамилиям. Чаще всего Гоголь указывает должность чиновника, делая тем самым акцент на социальной роли персонажа. Иногда указываются имя и отчество действующего лица. Мы узнаём, что председателя палаты зовут Иван Григорьевич, полицеймейстера – Алексей Иванович, почтмейстера – Иван Андреевич.
Некоторым чиновникам Гоголь дает краткие характеристики. Например, он замечает, что губернатор был «ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну» и «вышивал иногда по тюлю». Прокурор имел густые брови и подмигивал левым глазом, как будто приглашал посетителя выйти в другую комнату.
Полицеймейстер Алексей Иванович, «отец и благотворитель»в городе, подобно городничему из «Ревизора», в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую. В то же время полицеймейстер умел завоевать расположение купцов, которые говорили, что Алексей Иванович «хоть оно и возьмёт, но зато уж никак тебя не выдаст». Понятно, что полицеймейстер покрывал махинации купцов. Чичиков отзывается о полицеймейстере следующим образом: «Какой начитанный человек! Мы у него проиграли в вист… до самых поздних петухов». Здесь писатель использует прием иронии.
Гоголь дает яркое описание мелкого чиновника-взяточника Ивана Антоновича «кувшинное рыло», который со знанием дела берет у Чичикова «благодарность» за оформление купчей крепости. Иван Антонович имел замечательную внешность: вся середина лица его «выступала вперед и пошла в нос», отсюда и прозвище этого чиновника – мастера взятки.
А вот почтмейстер «почти» не брал взяток: во-первых, ему и не предлагали: не та должность; во-вторых, он воспитывал только одного сынишку, и казенного жалованья в основном хватало. Характер Ивана Андреевича был общительный; по определению автора, это был «остряк и философ».
Что касается председателя палаты, то он знал наизусть «Людмилу» Жуковского. Прочие чиновники, как замечает Гоголь, тоже были «люди просвещенные»: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал. Здесь Гоголь опять прибегает к приему иронии. Например, об игре чиновников в карты автор замечает, что это «занятие дельное».
Дуэлей, по замечанию писателя, между чиновниками не было, потому что, как пишет Гоголь, все были гражданские чиновники, но зато один другому старался напакостить, где было можно, что, как известно, подчас бывает тяжелее всякой дуэли.
В центре «Повести о Капитане Копейкине», рассказанной почтмейстером в десятой главе, два персонажа: это инвалид войны 1812 года, «маленький человек» капитан Копейкин и «значительное лицо»– высший чиновник, министр, не пожелавший помочь ветерану, проявивший к нему черствость и равнодушие.
Лица из чиновничьего мира возникают и в жизнеописании Чичикова в одиннадцатой главе: это сам Чичиков, повытчик, которого Чичиков ловко обманул, не женившись на его дочери, члены комиссии по строительству казенного здания, сослуживцыЧичикова на таможне,другие лица из чиновничьего мира.
Рассмотрим некоторые эпизоды поэмы, где наиболее ярко раскрываются характеры чиновников, их образ жизни.
Центральный эпизод первой главы – сценавечеринки у губернатора. Уже здесь выявляются такие черты губернского чиновничества, как праздность, любовь к карточной игре, пустословие. Здесь же мы находим отступление о толстых и тоненьких чиновниках, где писатель намекает на неправедные доходы толстых и мотовство тоненьких.
В седьмой главе Гоголь возвращается к теме города. Писатель с иронией описывает казенную палату. Это «каменный дом, весь белый как мел, вероятно, для изображения чистоты душ помещавшихся в нем должностей». О суде автор замечает, что это «неподкупный земский суд»; о судейских чиновниках он говорит, что у них «неподкупные головы жрецов Фемиды». Меткая характеристика чиновников дается устами Собакевича. «Все они даром бременят землю», – замечает герой. Крупным планом показан эпизод взятки: Иван Антонович «кувшинное рыло» мастерски принимает от Чичикова «беленькую».
В сцене завтрака у полицеймейстера раскрываются такие черты чиновников, как чревоугодие и любовь к выпивке. Здесь Гоголь вновь прибегает к приему гиперболы: Собакевич один съедает девятипудового осетра.
С нескрываемой иронией описывает Гоголь дамское общество. Дамы города были «презентабельны», по замечанию автора. Особенно ярко женское общество обрисовано в сценах бала у губернатора. Дамы выступают в «Мертвых душах» как законодательницы мод и общественного мнения. Особенно очевидным это становится в связи с ухаживанием Чичикова за губернаторской дочкой: дамы возмущены невниманием Чичикова к ним.
Тема дамских сплетен получает дальнейшее развитие в девятой главе, где автор крупным планом показал Софью Ивановну и Анну Григорьевну – «даму просто приятную»и«даму, приятную во всех отношениях».Благодаря их стараниям рождается слух о том, что Чичиков собирается похитить губернаторскую дочку.
Центральный эпизод десятой главы – встреча чиновников у полицеймейстера, где обсуждаются самые невероятные слухи о том, кто же такой Чичиков. Этот эпизод напоминает сцену в доме городничего в первом действии «Ревизора». Чиновники собрались, чтобы выяснить, кто такой Чичиков. Они вспоминают о своих «грешках» и одновременно произносят самые невероятные суждения о Чичикове. Высказываются мнения, что это ревизор, изготовитель фальшивых ассигнаций, Наполеон, наконец, капитан Копейкин, о котором рассказывает собравшимся почтмейстер.
Смерть прокурора, о которой говорится в конце десятой главы, – символический итог размышлений автора поэмы о бессмысленной, пустой жизни города. Душевное оскудение коснулось, по убеждению Гоголя, не только помещиков, но и чиновников. Любопытно «открытие» обитателей города, сделанное в связи со смертью прокурора. «Тогда только с соболезнованием узнали, что у покойника была, точно, душа, хотя он по скромности своей никогда ее не показывал», – с иронией замечает писатель. Картина похорон прокурора в одиннадцатой главе завершает рассказ о городе. Чичиков восклицает, наблюдая похоронную процессию: «Вот, прокурор! Жил, жил, а потом и умер! И вот напечатают в газетах, что скончался, к прискорбию подчиненных и всего человечества, почтенный гражданин, редкий отец, примерный супруг… а ведь если разобрать хорошенько дело, так на поверку у тебя всего только и было, что густые брови».
Таким образом, создавая образ губернского города, Гоголя показал жизнь российского чиновничества, его пороки и злоупотребления. Образы чиновников, наряду с образами помещиков, помогают читателю понять смысл поэмы о мертвых, искаженных грехом душах.