Композиция: общее построение произведения и особенности повествования

Как известно, повести и рассказы, составляющие роман, расположены не в хронологической последовательности. Если события, описанные в произведении, расположить по времени, то вначале должна идти «Тамань» (приезд Печорина на Северный Кавказ), затем «Княжна Мери» (жизнь героя в Пятигорске и Кисловодске), «Бэла» и «Фаталист» (Печорин, проходя службу в крепости, куда он был отправлен, по-видимому, в наказание за дуэль с Грушницким, ненадолго отлучается в казачью станицу, где происходит история с Вуличем), «Максим Максимыч» (Печорин в последний раз встречается со своим бывшим начальником и направляется в Персию); наконец, предисловие к «Журналу Печорина», из которого мы узнаем о смерти главного героя по дороге из «Персии.

В «Бэле» повествование открывает странствующий офицер, в образе которого мы угадываем черты самого Лермонтова, сосланного на Кавказ. Затем его сменяет Максим Максимыч, передающий историю Печорина и Бэлы, причем рассказ Максима Максимыча неоднократно прерывается вопросами, репликами, а иногда и обширными монологами странствующего офицера. Рассказчиком в «Бэле» выступает также и Казбич (эпизод с Карагёзом).

В очерке «Максим Максимыч» слово снова берет странствующей офицер. Далее идет «Журнал Печорина», где повествователем становится уже сам герой. «Журналу» предшествует предисловие, написанное странствующим офицером.

Такое построение «Героя нашего времени» определяется по меньшей мере двумя факторами. Во-первых, это задачи психологического анализа личности главного героя. Во-вторых, это философская проблематика произведения.

Если говорить о расположении первых четырех повестей («Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери»), то очевидно, что оно подчинено задаче постепенного раскрытия внутреннего мира главного героя.

«В “Бэле” он является каким-то таинственным лицом», – пишет Белинский. Максим Максимыч, выступая в роли рассказчика, не способен глубоко проникнуть в душу Печорина. В то же время он точно и подробно рассказывает читателю о поступках героя. Единственный обширный монолог самого Печорина, помещенный в повести «Бэла», звучит несколько неестественно в пересказе старого воина.

В очерке «Максим Максимыч» странствующий офицер дает обстоятельный психологический портретПечорина.

Далее читатель открывает «Журнал Печорина»,где главный герой, по выражению Белинского, «является автобиографом». Здесь, по существу, начинается исповедь Печорина. Между тем в рассказе «Тамань» герой говорит преимущественно о событиях, гораздо меньше – о собственных чувствах и переживаниях. «Загадка от этого становится только заманчивее, и отгадка еще не тут», – пишет Белинский.

Наконец, в «Княжне Мери» Печорин пишет уже не только о событиях, не только о своих поступках. Он раскрывает перед читателем свой внутренний мир. «Туман рассеивается, загадка разгадывается», – замечает Белинский.

Вместе с тем одной только задачей психологического анализа невозможно объяснить ни «разорванности» композиции произведения, ни места в нем повести «Фаталист», которая, как известно, завершает роман.

Почему же «Фаталист» помещен в конце всех историй о Печорине? Это объясняется философской проблематикой лермонтовского романа.

Со всей очевидностью можно утверждать, что события «Героя нашего времени» не отражают плавного, равномерного течения жизни (как это было в «Евгении Онегине», где «время расчислено по календарю»). Кавказские приключения Печорина представляют цепь экспериментов над жизнью; они вызваны не объективной необходимостью, а личной волей героя, одержимого ненасытной жаждой действия. Похищение Бэлы, поединок с девушкой-контрабандисткой, интрига с княжной Мери, дуэль с Грушницким, вызовы судьбе в «Фаталисте» не связаны во времени, но они связаны единством философской проблематики романа. Эти события подводят читателя к осмыслению главного философского вопроса, поставленного Лермонтовым в «Герое нашего времени»: кто правит миром, человеческая воля или судьба? Печорин постоянно бросает вызов судьбе, постоянно находится в борении с ней. В «Фаталисте», в описанных в этой повести смертельных схватках человека с судьбой проблема предопределения и свободы воли находит художественное завершение–здесь завершается и роман.

Кроме общего построения произведения, соотношения составляющих его отдельных повестей, существенны и другие важные элементы композиции лермонтовского романа, а именно: система персонажей, сюжетное построение каждой повести, портрет, пейзаж, монологи главного героя.

Говоря об особенностях повествования в романе, необходимо отметить и некоторые черты повествователей.

Выступая в роли рассказчика, Максим Максимыч, человек бесхитростный, простодушный, не может проникнуть в тайные мысли Печорина, однако он дает строгую нравственную оценку действиям главного героя. Он осуждает его за похищение Бэлы. Он не может оправдать равнодушие Печорина к судьбе девушки. Смех Печорина после гибели Бэлы ужасает Максима Максимыча. Здесь мы видим обличение индивидуализма Печорина с нравственных позиций простого человека, отражающего народную точку зрения.

Странствующий офицер, напоминающий нам самого автора, во многом близок и Печорину. Недаром главный герой в рассказе «Тамань» называет себя тоже «странствующим офицером… с подорожной по казенной надобности». Повествователь и герой удивительно схожи. Оба образованны, оба занимаются литературным творчеством – пишут записки. Они хорошо разбираются в людях. Повествователь смог понять и передать читателю самобытный характер Максима Максимыча. Он нарисовал поразительный по глубине психологический портрет Печорина. Печорин, в свою очередь, прекрасно разбирается в характерах людей. Он высоко ценит интеллектуальные и духовные качества доктора Вернера. Он понял пошлую и подлую натуру Грушницкого. Печорин рисует замечательные портреты этих героев. И повествователь, и герой тонко чувствуют красоту природы. Сравним описание вида с Гуд-годы (повесть «Бэла») и картину гор, открывающуюся из окна дома Печорина (начало «Княжны Мери»).

Между тем важно также назвать и психологические, и нравственные черты, резко отделяющие повествователя от героя. Повествователь ищет гармонии и покоя в окружающем мире. Он ощущает тишину и величие природы: «Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы».

Печорин же не может долго наслаждаться красотой природы. Он стремится к бурям, битвам.

Кроме того, Печорин готов добиваться своего, каких бы жертв это ни стоило. К большинству окружающих людей он относится с презрением.

Странствующий офицер кажется более мягким, душевным человеком. Он внимателен к другим людям, прежде всего к своему спутнику Максиму Максимычу.

Печорин же оскорбляет бывшего сослуживца холодностью и равнодушием. Странствующему офицеру свойственно уважение к простому человеку. Демократизм повествователя резко контрастирует с аристократической холодностью, презрением к людям, индивидуализмом, свойственными Печорину.

Как мы знаем, в последние годы жизни Лермонтова его лирический герой от бурных устремлений юности стал все более склоняться к идеалу гармонии с миром. Особенно ярко это проявилось в таких стихотворениях поэта, как «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837), «Выхожу один я на дорогу…» (1841).

О симпатиях лирического героя позднего творчества Лермонтова к народу, к простым людям свидетельствуют такие произведения поэта, как «Бородино» (1837), «Песня про… купца Калашникова» (1837), «Родина» (1841).

Печорин в «Герое нашего времени» ближе к лирическому герою раннего Лермонтова с его демоническими увлечениями. Странствующий офицер напоминает нам лирического героя поздних лермонтовских произведений, отражающих духовные устремления поэта последних лет его жизни.

Персонажи

Наши рекомендации