Разочарование в жизни: «И скучно и грустно». «Завещание»
«И скучно и грустно» (1840) – одно из наиболее пессимистических стихотворений Лермонтова. В нем отразились и мироощущение поколения 1830-х годов, и мрачное душевное состояние самого поэта. В первых строках стихотворения лирический герой заявляет о своем одиночестве, о невозможности обретения «родной души»:
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Далее в стихотворении чередуются вопросы, в которых поэт касается важнейших сторон человеческого бытия, и ответы на них, горькие и безотрадные. Лирический герой разочаровался в желаниях. Он не верит в любовь, которая кажется ему временным, преходящим чувством. Он разочарован даже в прошлом, которое видится ему ничтожным. Отрицая все названные человеческие чувства и стремления, лирический герой не может противопоставить им никаких положительных ценностей. Жизнь кажется ему «пустой и глупой шуткой».
Мотивы одиночества, несчастной любви и смерти – центральные и в стихотворении «Завещание»(1840).
Произведение построено как предсмертный монолог армейского офицера, обращенный к боевому товарищу:
Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить.
Лирический герой здесь – простой человек, честно служивший царю и отечеству, заботливый сын: он не хочет огорчать родителей известием о своей смерти.
Однако герой «Завещания» несет в себе и некоторые «лермонтовские» черты. Так, основной тон стихотворения составляют горечь, неудовлетворенность жизнью. Герой признаётся:
...моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.
Горькое настроение в произведении нарастает. В конце «Завещания» появляется образ девушки с «пустым сердцем». Мотив безответной любви соединяется здесь с общим ощущением несправедливости жизни. Белинский писал о последних строках этого произведения Лермонтова, что они «проникнуты леденящим душу неверием в жизнь и чувства человеческие».
«Сон»
Стихотворение «Сон» (1840) своей темой (предсмертное состояние человека) отчасти напоминает «Завещание». Оба стихотворения оказались для поэта пророческими.
Мотив сна звучит у Лермонтова по-разному. Это и сон-воспоминание(«Как часто, пестрою толпою окружен...», и сон-забвение («Выхожу один я на дорогу...»), и предсмертный сон,воссозданный в стихотворении «Сон».
Лирический герой «Сна» находится на пороге смерти. Это во многом предопределяет таинственность, загадочность стихотворения:
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Герой видит сон о собственной смерти, причем в этом сне воссоздается образ далекой родимой стороны, где «меж юных жен, увенчанных цветами», оказывается и его возлюбленная. Она тоже погружена в сон – о гибели любимого человека.Соотношение двух снов делает композицию стихотворения «зеркальной».
Мотив сна-смерти неразрывно связан здесь с мотивом любви. Истинная любовь открывает в человеке дар ясновидения. Проявляется этот дар в критические моменты – на грани жизни и смерти. Любящая женщина узнаёт на далеком расстоянии о смерти возлюбленного и до подробностей воссоздает печальную картину в своем воображении:
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.
«Нет, не тебя так пылко я люблю...»
Послание «Нет, не тебя так пылко я люблю…»обращено, по-видимому, к Екатерине Быховец, дальней родственнице Лермонтова. Однако речь в нем идет о другой женщине:
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье;
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Лирический герой утверждает, что любовь в прошлом сильнее любви в настоящем. Такой контраст – яркий пример романтического двоемирия в любовной лирике Лермонтова.
Что касается образа «подруги юных дней», то реальным ее прототипом была, скорее всего, Варвара Лопухина, с которой поэта связывали узы взаимной любви. Судьба разлучила поэта с возлюбленной, однако память о ней продолжала жить в его сердце до конца жизни.
«Утес»
Стихотворение «Утес» (1841) тоже о любви – мимолетной и несчастливой. Как и многие другие произведения поэта, «Утес» построен на иносказании. Его можно отнести к жанру маленькой баллады[21]: здесь есть повествовательный сюжет и два персонажа – утес и тучка, которые становятся символом разобщенности человеческих душ:
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Ведущие мотивы стихотворения – одиночество, поиск родной души и невозможность ее обретения. Мотив одиночества звучит здесь обобщенно: речь идет не только о неразделенной любви, но и о непрочности человеческих отношений как таковых. Ни тучка, ни утес не виноваты в том, что они не могут соединиться навеки: они принадлежат к разным стихиям.
Быстрая и беспечная тучка по своей сути противоположна неподвижному, монолитному утесу. Интересно, что «одиноко плачущим» оказывается у Лермонтова утес-великан, воплощение силы, прочности, уверенности в себе. Печаль его подчеркнута образом пустыни – символом одиночества и душевной тоски.
«Выхожу один я на дорогу...»
Стихотворение «Выхожу один я на дорогу...» (1841) написано в характерном для Лермонтова жанре лирического размышления.
Это одно из итоговых произведений поэта. В нем сосредоточены важнейшие лермонтовские образы и мотивы.
В начале стихотворения перед нами возникает образ одинокого странника в пустыне:
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
Пейзаж приобретает символическое значение. «Кремнистый путь»,напоминающий читателю о Военно-Грузинской дороге, по которой Лермонтову часто приходилось путешествовать, становится символом мучительного жизненного пути лирического героя. Открывающаяся перед ним пустыня безлюдна, но не безотрадна, как это было в стихотворении «Утес». Пустыня – место встречи героя со Вселенной и с Богом.
В стихотворение позднего Лермонтова возвращается образ звезд, встречавшийся в ранней лирике поэта («Ангел»). «Сиянье голубое» напоминает о беспредельности, бескрайности мироздания:
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Стихотворение построено на контрасте: гармонии в природе противопоставлены тяжкие страдания человеческой души, тщетно ищущей успокоения:
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего, жалею ли о чем?
Лирический герой разочарован в жизни. Он без надежды смотрит в будущее, его не радуют воспоминания о прошлом:
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть...
В следующих строках звучат центральные мотивы стихотворения – мотивы свободы и покоя:
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Лермонтовские строки напоминают нам о пушкинском стихотворении «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...»: «На свете счастья нет, но есть покой и воля...» Однако идеал покоя оказывается не в сфере творческого уединения, как у Пушкина. У Лермонтова это сон- забвение.Это не сон-смерть, как в стихотворении «Сон», а именно забвение, позволяющее обрести гармонию с миром, приобщиться к вечности:
Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день, мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.
Здесь мы встречаем также мотив песни о любви,причем любви не земной, а принадлежащей к иному миру.
Образ дуба, как и у Пушкина («Брожу ли я вдоль улиц шумных...») становится символом вечной жизни. Природа помогает лирическому герою уйти от суетной жизни, обрести душевное успокоение, истинную любовь и бессмертие.