Гринев – герой и повествователь

Итак, в роли свидетеля Пугачевского бунта должен был выступить дворянин, не разделявший позиции восставших, но одновременно сохранявший объективность в освещении их действий.

Таким рассказчиком мог стать человек честный и порядочный. Именно по этой причине Пушкин не захотел сделать повествователем дворянина, изменившего своему долгу и перешедшего на сторону Пугачева: Шванвич (прототип Швабрина), первоначально намеченный Пушкиным на роль мемуариста, занял в итоге место отрицательного героя – антагониста Гринева, но не рассказчика. Рассказчиком в результате стал Петр Андреевич Гринев.

Гринев-герой, он же повествователь, предстает перед нами в молодостиив зрелом возрастеи–соответственно– в двух ролях.

Петр Гринев, выступающий в роли героя и участника описываемых событий, – это молодой офицер, представитель старинного дворянства. Он вырос в семье, где высоко ценились честь и достоинство человека.

Пушкинского героя отличают такие черты мировоззрения и характера, как искренняя вера в Бога, в Его благой промысел, верность долгу, чувство собственного достоинства, храбрость и мужество в жизненных испытаниях, доброта, душевная щедрость, способность к искреннему чувству, верность в любви и одновременно легкомыслие, неопытность, подчас вспыльчивость.

Что касаетсяГринева-повествователя,то это уже не пылкий юноша, а умудренный жизненным опытом пятидесятилетний человек, отецмногочисленногосемейства.

Гринева-повествователя отличают несомненные литературные способности,проявившиеся уже в юности, чувство юмора, дар иронии, склонность к философским обобщениям.

Важнейшие средства раскрытия характера Гринева – это система персонажей и сюжет. Кроме того, необычайно важны эпиграфы к отдельным главам, передающие авторскую позицию по отношению к герою.

В системе персонажей и в сюжете произведения Гриневу противопоставлен Швабрин. Гринев – представитель старинного патриархального дворянства, связанного с народом нравственными узами. Швабрин же выходец из петербургских светских кругов, авантюрист, эгоист, безбожник, не имеющий за душой ничего святого. В этом отношении закономерно предательство Швабрина, а затем и его донос на Гринева. Подлость, нравственная нечистоплотность Швабрина противопоставлены высоким моральным качествам Гринева, наиболее полно раскрывающимся в истории его любви к Маше Мироновой.

В идейном плане Гриневу противопоставлен также Пугачев. С одной стороны, Гринева с Пугачевым сближает умение ценить добро, чувство благодарности за добрые дела. С другой стороны, Гринев не в состоянии понять вольнолюбия Пугачева. В представлении Гринева народный бунт ассоциируется только с разбоем, бедствиями и разрушениями. Об этой позиции Гринева свидетельствует восприятие им калмыцкой сказки об орле и вороне, рассказанной Пугачевым. «Жить убийством и разбоем – значит, по мне, клевать мертвечину», – заявляет повествователь.

Характер Гринева раскрывается также в сюжете произведения. Герой проходит испытание любовью.

В то же время повествование о любви тесно переплетается в «Капитанской дочке» с рассказом о народном восстании. Гринев проходит испытание не только любовью, но и трагическими событиями Пугачевского бунта.

Другие персонажи

Андрей Петрович Гринев – отец главного героя и повествователя Петра Гринева.

Гринев-отец – представитель старинного дворянства, человек чести и долга. Высокие нравственные принципы героя проявляются в следующих ситуациях.

В первой главе («Сержант гвардии») Андрей Гринев дает благословение своему сыну служить верой и правдой, ценя выше всего дворянскую честь и верность присяге. Наиболее ярко это выражает пословица, которую произнес отец в качестве напутствия сыну: «Береги платье снову, а честь смолоду». Гринев-отец против того, чтобы его сын служил в гвардейском полку в Петербурге, где тот может научиться лишь «мотать да повесничать». Андрей Петрович направляет сына в армию, чтобы тот «понюхал пороху» и стал настоящим защитником отечества.

Сострадание, радушие и гостеприимство проявляет Гринев-отец по отношению к сироте Маше Мироновой – невесте сына.

Одновременно в романе раскрываются и такие качества героя, как вспыльчивый нрав и самодурство помещика-крепостника. Об этом свидетельствует в первую очередь оскорбительное письмо Гринева-отца в адрес Савельича (глава «Любовь»), где он называет верного слугу старым псом и грозит отправить его пасти свиней за то, что тот не смог предотвратить дуэль Петруши со Швабриным и не сообщил об этом происшествии старому барину.

Авдотья Васильевна – мать Петруши Гринева, женщина чрезвычайно добрая, бесконечно любящая сына. Авдотья Васильевна, как и ее муж Андрей Петрович Гринев, олицетворяет собой патриархальный мир старинного дворянства с его высокими нравственными принципами, радушием, гостеприимством.

Савельич (Архип Савельев) – крепостной человек Гриневых, стремянный, знаток охотничьих собак и одновременно заботливый дядька (крепостной воспитатель) Петруши Гринева, неизменный спутник повествователя во всех его приключениях. Существенно, что именно Савельич был наставником Петруши, обучал его русской грамоте.

Савельич, человек из народа, олицетворяет собой такие черты характера, как самоотверженность, верность долгу. Одновременно его отличает бережливость, даже скупость.

Савельич, в отличие от Пугачева-бунтаря, которому он противопоставлен в романе, не помышляет о воле. Для него быть рабом своих господ – естественное состояние. Он даже не может представить свою жизнь без хозяев. В то же время герой не лишен человеческого достоинства. Особенно ярко это проявляется в тот момент, когда Савельич достойно отвечает на гневное, исполненное оскорблений письмо Гринева-отца в свой адрес (глава «Любовь»).

Пушкин изображает Савельича с иронией, отмечая некоторые смешные стороны его характера и поведения.

Отметим наиболее яркие эпизоды с участием Савельича. В первой главе («Сержант гвардии») герой выступает как ревностный наставник Петруши, с возмущением отзывающийся о гувернере-французе мосье Бопре – пьянице и распутнике. Изгнание мосье Бопре из дома вызывает у Савельича «неописанную радость». В симбирском эпизоде, когда Петруша проиграл Зурину сто рублей, крестной слуга проявляет себя как самоотверженный защитник барских денег и имущества. Таким же мы видим Савельича в главе «Вожатый»: старый слуга отказывается дать денег Пугачеву на водку и скрепя сердце отдает ему по приказу хозяина заячий тулупчик. В момент дуэли (глава «Поединок») Савельич изо всех сил пытается остановить поединок, и его крик становится невольной причиной ранения барина; потом верный слуга самоотверженно ухаживает за раненым (глава «Любовь»). Получив оскорбительное письмо от Гринева-отца, верный слуга пишет барину ответ, исполненный человеческого достоинства.

Храбрость и мужество проявляет Савельич, заступаясь за барина в момент казни защитников крепости (глава «Приступ»). Между тем самоотверженная забота верного слуги о барском добре выглядит комически в эпизоде чтения в присутствии Пугачева составленного Савельичем реестра вещей Гринева, разграбленных повстанцами (глава «Разлука»). Савельич отказывается оставаться один в Оренбурге и сопровождает Петра в полной опасностей поездке в Белогорскую крепость (глава «Мятежная слобода»).

Таким образом, в характере слуги самоотверженность и мужество соединяются с рабской верностью господам, а также с некоторой скупостью.

Мосье Бопре – учитель Петруши – тип иностранца-авантюриста. Герой приехал в Россию в поисках благополучной жизни. Такого рода «учителя» буквально наводнили страну, удовлетворяя огромный спрос со стороны русских помещиков, стремящихся, по выражению Грибоедова, набрать для свои детей «учителей полки, числом поболее, ценою подешевле».

Искатель приключений, бывший «в отечестве своем» парикмахером, потом в Пруссии солдатом, Бопре смутно представлял себе даже значение слова «учитель». Пушкинский герой олицетворяет собой пьянство и распутство. Бопре противопоставлен в романе Савельичу, человеку строгих правил.

Впрочем, впоследствии оказывается, что уроки фехтования, полученные Петрушей у Бопре, пригодились ему в схватке со Швабриным. Кроме того, выясняется, что Петруша мог-таки читать по-французски: он читал в крепости французские книги, позаимствованные у Швабрина.

Иван Иванович Зурин – типичный армейский офицер, соединяющий в себе пристрастие к вину, азартным играм с добродушием и чувством товарищества.Характер персонажа раскрывается главным образом в двух эпизодах.

В симбирском эпизоде (глава «Сержант гвардии») Зурин напоил вином Гринева и выиграл у него в бильярд сто рублей, воспользовавшись его неопытностью. Однако в эпизодах, описанных в главе «Арест», Зурин поступает благородно, оказывая содействие своему знакомому в сложной для того ситуации.

Генерал Андрей Карлович Р., бывший сослуживец и старинный товарищ Гринева-отца, начальник Петра, представляет собой тип педантичного, ограниченного и скупого немца, находящегося на российской военной службе. Генерала характеризуют отжившие представления об окружающем мире: он весь в предшествующей эпохе.

Портрет Андрея Карловича нарисован писателем по контрасту с описанием внешности Пугачева. Внешний облик генерала, одетого в «старый полинялый мундир», который «напоминал воина времен Анны Иоанновны», свидетельствует об ироническом отношении к нему со стороны повествователя.

Наиболее полно характеризуют генерала два эпизода. Первый (так называемый оренбургский) эпизод, завершающий вторую главу, происходит во время знакомства Петра с новым начальником, в момент чтения генералом письма от Гринева-отца. В комическом ключе передана речь генерала. Немецкий акцент Андрея Карловича подчеркивает иронию повествователя в отношении бездарного оренбургского начальника. Особенно комичен эпизод с толкованием русского оборота «держать в ежовых рукавицах», который немец понимает не сразу.

Не менее комичны и другие эпизоды, связанные с генералом, описанные в десятой главе под названием «Осада города».

В системе персонажей немец-генерал противопоставлен Пугачеву. Ограниченность генералаоттеняетнезаурядные черты личности предводителя восстания.

Капитан Иван Кузьмич Миронов – комендант Белогорской крепости. Это яркий народный характер.

Иван Кузьмич не знатного рода: он вышел из солдатских детей и был произведен в офицеры и получил потомственное дворянство за мужество и храбрость, проявленные в военных походах.

Капитан Миронов – человек честный и добрый, скромный, лишенный амбиций, честолюбия. В повседневной жизни, описанной в главе «Крепость», Иван Кузьмич проявляет себя как чудак, целиком находящийся «под каблуком» у жены. С юмором описывает Пушкин бесполезные занятия Ивана Кузьмича с «солдатушками».

Однако в момент опасности Иван Кузьмич проявляет мужество, героизм, верность присяге (глава «Приступ»). Ивана Кузьмича отличает живая вера в Бога. Он благословляет Машу, просит прощения у жены, предчувствуя скорую гибель. Он смело руководит маленьким гарнизоном крепости, защищая ее от многочисленной толпы повстанцев, решается предпринять дерзкую вылазку. Будучи взят в плен, он не соглашается присягать самозванцу, смело обличает его, мужественно встречает смерть.

Рассказ о трагической судьбе капитана Миронова в главе «Приступ» предваряется эпиграфом из народной песни «Голова моя, головушка...», подчеркивающим связь характера героя с глубокими национальными корнями.

Кривой поручик Иван Игнатьич, на вид такой же простодушный и ограниченный человек, как и Иван Кузьмич, в минуту опасности также проявляет смелость и мужество, отказывается служить Пугачеву и принимает смерть.

Василиса Егоровна, жена Ивана Кузьмича, – замечательный тип русской женщины. Это властолюбивая, но одновременно хлебосольная матушка-командирша, прибравшая к рукам не только домашнее хозяйство, но и весь гарнизон крепости. «Василиса Егоровна и на дела службы смотрела как на свои хозяйские и управляла крепостью так точно, как и своим домком», – замечает повествователь.

Василису Егоровну отличают душевная теплота, сердечность, гостеприимство, что особенно ярко проявляется в ее отношении к Гриневу.

Рассказ о традиционном укладе семьи Мироновых в главе «Крепость» предваряется эпиграфом из Фонвизина: «Старинные люди, мой батюшка». Слова эпиграфа подчеркивают патриархальные основы жизни Василисы Егоровны и всей ее семьи.

В минуту опасности Василиса Егоровна проявляет мужество, храбрость, глубокую веру в Бога, в Его промысел.«В животе и в смерти Бог волен», – заявляет Василиса Егоровна в момент прощания с мужем перед боем. После казни защитников крепости Василиса Егоровна, оплакивая мужа, смело обличает Пугачева и бесстрашно встречает смерть.

Маша Миронова – яркий женский характер, сопоставимый по своему значению в творчестве Пушкина с характером Татьяны Лариной из романа «Евгений Онегин».

В отличие от Татьяны Маша – простая девушка, дворянка во втором поколении.

Как и Татьяну, её отличают такие качества, как искренняя вера в Бога, самоотверженность, верность в любви и одновременно скромность, глубочайшее смирение.

Экспозицию образа Маши мы находим в третьей главе под названием «Крепость». Повествователь рисует портрет Маши, подчеркивающий её простоту и естественность. Это была «девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели».

Рассмотрим наиболее существенные эпизоды, связанные с Машей Мироновой. Маша самоотверженно ухаживает за раненым Гриневым (глава «Любовь»). Хотя Петруша нравится героине и она испытывает к нему взаимное чувство, она не соглашается выйти за него замуж без благословения его родителей. Здесь Маша проявляет глубочайшее смирение перед волей Божией, а также твердость характера. Героиня ведет себя мужественно и стойко, оставшись в Белогорской крепости под властью Швабрина. Маша категорически отказывается выйти замуж за Швабрина несмотря на то, что тот держал её в заточении в полуголодном состоянии.

Наиболее ярко характер Маши раскрывается в её благородном поступке в конце романа. Маша едет к императрице Екатерине II заступиться за своего жениха. Героиня поражает царицу своей скромностью, искренностью, верностью жениху. Маша просит Екатерину не о справедливости, а о милости (Гринев хотя и не был предателем, всё же самовольно отлучился из Оренбурга и пользовался помощью Пугачева, за что должен был быть наказан). Искреннее заступничество Маши способствовало тому, что её жених был освобожден из-под стражи и помилован; кроме того, царица пожаловала Маше приданое.

Семейное счастье и многочадие Маши и Гринева, о чём мы узнаём из слов издателя в конце произведения, становятся наградой за подвиг самоотверженного служения героев друг другу.

Большую роль в создании образа Маши играют эпиграфы к главам «Любовь» и «Сирота» («Ах ты, девка, девка красная!..», «Буде лучше меня найдешь, позабудешь...», «Как у нашей у яблоньки...»). Заимствованные Пушкиным из народных песен, они подчеркивают живую связь характера Маши с народно-поэтической стихией.

Палаша– верная служанка Мироновых, проворная и смышлёная, не оставившая Машу в беде в трудную минуту.

Отец Герасим – священник, проявивший мужество и не побоявшийся приютить у себя Машу в момент смертельной опасности. Как и его супругу Акулину Памфиловну, «первую вестовщицу во всем околотке», отца Герасима отличают радушие, гостеприимство, искреннее сострадание к ближнему.

Казачий урядник Максимыч – народный характер, тип плутоватого казака.Накануне захвата Белогорской крепости повстанцами Максимыч переметнулся на сторону Пугачева и стал служить ему. Своё плутовство герой проявил в момент, когда передавал Гриневу шубу и лошадь от Пугачева, присвоив себе «полтину денег», якобы растеряв её по дороге... Гринёв простил ему эту полтину, и Максимыч впоследствии отплатил добром за добро: подвергая себя опасности, он передал Гриневу письмо от Маши.

Алексей Иванович Швабрин – выходец из петербургских светских кругов. Он был уволен из гвардии и отправлен в Белогорскую крепость за «душегубство» на дуэли.

Пушкин не случайно решил противопоставить Гринева Швабрину. Гринев – представитель старинного патриархального дворянства, своими духовными ценностями близкого к народу. Швабрин – светский авантюрист, эгоист, безбожник, не имеющий в душе ничего святого. В этом отношении закономерно предательство Швабрина, а затем и его донос на Гринева.

Подлость, нравственная нечистоплотность Швабрина проявляются во всех эпизодах, с ним связанных. При первом знакомстве с Гриневым Швабрин позволяет себе неуважительно отзываться о семье капитана Миронова, о Василисе Егоровне и Маше, пользуясь при этом их гостеприимством.

Швабрин насмехается над стихами Гринева, позволяя себе при этом оскорбительные высказывания в отношении Маши. Спровоцировав Гринева на дуэль, он подло наносит удар своему противнику в тот момент, когда Петруша оборачивается на крик Савельича.

По-видимому, именно Швабрин доносит о дуэли старому Гриневу, надеясь, что Петрушу по просьбе отца переведут из Белогорской крепости в другое место.

Швабрин поступает как предатель, перейдя на сторону Пугачева в момент захвата крепости. Будучи назначен Пугачевым комендантом крепости, Швабрин силой удерживает Машу, держит ее в заточении, стремясь принудить ее выйти за него замуж.

Он пытается обмануть Пугачева в тот момент, когда тот с Гриневым приезжает в крепость освободить Машу.

Наконец, будучи арестован за службу у Пугачева, Швабрин оговаривает Гринева, и его клевета становится главной причиной ареста Петруши.

Наши рекомендации