Пейзажная лирика. «Зимнее утро»: прекрасное в обыденном
«Он созерцал природу и действительность под особенным углом зрения, и этот угол был исключительно поэтический», – писал о Пушкине Белинский. Критик также замечал: «Что для прежних поэтов было низко, то для Пушкина было благородно; что для них была проза, то для него была поэзия». В подтверждение этой мысли Белинского рассмотрим стихотворение «Зимнее утро» (1829). С одной стороны, зима у Пушкина, по выражению критика, «облита блеском роскошной поэзии»:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит...
С другой стороны, поэт обнаруживает прекрасное в обыденном – в самых прозаических деталях сельского быта: «…знаешь: не велеть ли в санки / Кобылку бурую запречь?»
Интересно обратиться к истории написания этого стихотворения, проанализированной С.М.Бонди. В первом варианте произведения были слова:
...не велеть ли в санки
Коня черкесского запречь?
Однако, создавая окончательный текст стихотворения, Пушкин отказался от первоначального варианта и заменил «черкесского коня» на «бурую кобылку». И этот образ оказался не менее поэтичным, чем образ «черкесского коня», и прекрасно гармонировал с картиной русской зимы.
А вот картины природы в стихотворении «Бесы»(1830) соединяют в себе реальные детали с фантастическими, что напоминает нам о романтической традиции, о «пейзаже души»: здесь беспокойное состояние природы отражает душевные страдания поэта:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне...
«Брожу ли я вдоль улиц шумных...»
Природа являлась для Пушкина источником философских размышленийо вечности жизни, постоянном ее обновлении, смене поколений, связи времен. Поэт сознает быстротечность земного существования человека. Вместе с тем одна человеческая жизнь лишь звено в цепи бесконечной смены поколений на фоне вечной природы.
Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» написано в 1829 году. Его можно отнести к жанру элегии. Поэт с грустью размышляет о быстротечности жизни, о грядущей смерти:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды –
И чей-нибудь уж близок час.
Бренности человеческого существования противопоставлена вечность природы. Символ вечной природы – «дуб уединенный»:
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
И все же поэт не предается унынию. Стихотворение завершается на оптимистической ноте:
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Философская лирика. Уныние и надежда
Во второй половине 1820-х годов, в период скитаний, Пушкин вновь предается душевным сомнениям, порой утрачивает смысл жизни. Наиболее мрачное стихотворение этого периода – «Дар напрасный, дар случайный...» (1828).
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?» –
восклицает поэт в мрачном унынии. Как известно, святитель Филарет написал стихотворный ответ Пушкину, возражая поэту и стремясь духовно поддержать его в трудную минуту жизни:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана...
«Элегия» (1830)
Характерное стихотворение Пушкина этого периода – «Элегия» (1830). Здесь отразились грустные настроения Пушкина в один из трудных моментов его жизни.
Важный мотив произведения – покаяние. Поэт горестно сожалеет о страстях и заблуждениях молодости, о юных годах, проведенных в суетных развлечениях:
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино, печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
В стихотворении отражено борениев душе поэта пессимистического и оптимистического начал. Поэт с грустью думает о будущем:
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Все же в последней части стихотворения звучат оптимистические ноты:
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...
Поэт ищет душевного отдохновения в любви и в творчестве:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И, может быть, на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Е годы. Поздняя лирика
В 1830-е годы Пушкин создает такие лирические шедевры, как «Осень» (1833), «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...» (1834), «Вновь я посетил...» (1835), «Из Пиндемонти» (1836), «Странник» (1835), «Была пора: наш праздник молодой...» (1836), «Отцы пустынники и жены непорочны...» (1836), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836)
С течением времени Пушкин все более склоняется к мысли о необходимости для человека внутренней, духовной свободы, не зависящей от свободы политической. В стихотворении «Из Пиндемонти» (1836) Пушкин пишет об этой «иной» свободе:
...Иная, лучшая потребна мне свобода:
Зависеть от властей, зависеть от народа –
Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь Божественным природы красотам
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! Вот права.
Поэт видит истинную свободу в независимости человека от мирской суеты, в созерцании природы, в приобщении к высокому искусству.
В стихотворении «Осень» (1833), шедевре поздней пейзажной лирики Пушкина, поэт описывает свой творческий процесс, рассказывает о том, как на лоне природы в его душе рождаются стихи:
И забываю мир, и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем.
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут...
«Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…» (1834) – образец любовной и одновременно философской лирики Пушкина. Поэт обращается здесь к жене, призывая ее оставить светскую жизнь и поселиться в деревне:
Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит –
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить... и глядь – как раз – умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля...
Давно завидная мечтается мне доля –
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дульную трудов и чистых нег.
Мотив любви соотнесен здесь с мотивами покоя и внутренней, духовной свободы.Поэт утверждает здесь такие вечные ценности, как единение с природой, душевное спокойствие, любовь, творчество.
«...Вновь я посетил...»
Стихотворение «...Вновь я посетил...», написанное в 1835 году, – шедевр философской лирики Пушкина. Произведение оформлено поэтом как отрывок, лирический фрагмент. По своему содержанию (грустные размышления поэта о жизни) оно напоминает элегию. Произведение написано в Михайловском, которое поэт посетил в 1835 году, почти через десять лет после возвращения из ссылки. Основной мотив стихотворения – непрерывное обновление жизни:
...Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор, и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я...
Поэт предается воспоминаниям. В памяти оживают прогулки в михайловских рощах. «Опальный домик» напоминает поэту о любимой няне, которой уже нет в живых.
В стихотворении «…Вновь я посетил…» Пушкин выступает как «поэт действительности».Он рисует реалистические картины простой русской природы, крестьянского быта. Северный русский пейзаж, вид озера, «убогий невод» рыбака заставляют поэта вспомнить «иные берега, иные волны», то есть романтические картины природы, которые довелось ему созерцать и описывать в стихах в период южной ссылки.
Композиционный центр стихотворения – образ трех сосен и молодой поросли.Три сосны символизируют старшее поколение, молодая поросль – младшее. Поэт сознает, что его поколение, подобно старым соснам, постепенно уходит из жизни. Особенно мрачной кажется одинокая сосна – «старый холостяк», у которого не оказалось потомства. Пушкин невольно передает читателю печальное настроение.
И все же поэт преодолевает в своем сердце грусть и обращается с теплым приветствием к молодому поколению: «Здравствуй, племя / Младое, незнакомое!..»
Стихотворение «...Вновь я посетил...» ярко иллюстрирует эволюцию в изображении Пушкиным природы: он проходит путь от романтизма к «поэзии действительности». Очевидно также, что природа была для поэта источником вдохновения и предметом философских размышлений.
«Была пора: наш праздник молодой...»: завершение лицейской темы
В 1830-е годы Пушкин вновь обращается к лицейской теме.
Шедевром поздней лирики Пушкина можно назвать элегию 1836 года «Была пора: наш праздник молодой...», где поэт также размышляет о быстротечности жизни, о жестоком законе судьбы:
Недаром – нет! Промчалась четверть века!
Не сетуйте: таков судьбы закон;
Вращается весь мир вкруг человека,
Ужель один недвижим будет он?
Стихотворение особенно интересно тем, что в нем поэт осмысляет судьбы своего поколения в широком историческом контексте:
Чему, чему свидетели мы были!
Игралища таинственной игры,
Металися смущенные народы;
И высились, и падали цари;
И кровь людей то славы, то свободы,
То гордости багрила алтари.
Особо подчеркнута поэтом тема 1812 года:
Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас…
Христианские ценности в поздней лирике Пушкина
К концу жизни в творческом сознании Пушкина всё более утверждается христианское миропонимание. Мотивы покаяния, переосмысления жизненных ценностей, утверждение таких христианских добродетелей, как любовь, целомудрие, смирение, мы находим в некоторых поздних произведениях поэта. Это «Странник» (1835), «Родрик» (1835), «Отцы пустынники и жены непорочны…» (1836). Последнее из названных произведений заключает в себе стихотворное переложение великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
Становится очевидным, что в своих философских исканиях поэт проходит долгий путь от эпикурейства и просветительских идей в ранних произведениях к утверждению вечных ценностей и христианских добродетелей в позднем творчестве.
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836) – поэтическое завещание Пушкина. Здесь он подводит итоги своим раздумьям о назначении поэта.Одновременно он размышляет о свободе в различных её проявлениях – о свободе политической, духовной, творческой.
Произведение написано в традициях Горация (ода «Ad Melpomenem»), М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина («Памятник»).
Опираясь преимущественно на державинский текст, Пушкин по-новому, по сравнению с предшественниками, осмысляет свои заслуги перед потомками.
В отличие от Горация и Державина, Пушкин говорит о народном значении своего поэтического памятника: «К нему не зарастет народная тропа». Он отмечает вольнолюбивый его характер: «Вознесся выше он главою непокорной/ Александрийского столпа». Упомянутый Пушкиным Александрийский столп – монумент, воздвигнутый в Египте во времена Древнего Рима (так называемая «колонна Помпея») – напоминал современникам Пушкина об Александровской колонне, воздвигнутой в Петербурге в память о победе России над Наполеоном при Александре I. Таким образом, слава поэта, по убеждению Пушкина, оказывается выше славы царей.
Пушкин выражает уверенность в том, что его произведения будут чтить, пока будет жить человечество, пока будет существовать поэзия:
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит».
Поэт убежден, что о нем узнают все народы, населяющие Россию:
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.
В следующих строках Пушкин отмечает главное в своем творчестве – утверждение идеалов гражданской свободы, добра и милосердия:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Говоря о «падших», Пушкин имеет в виду своих друзей-декабристов, потерпевших поражение в борьбе за свободу. Известно, что поэт неоднократно просил царя помиловать друзей своей юности.
Наконец, поэт обращается к музе. Он призывает ее быть свободной, независимой от мнений света, верной Божественному предназначению:
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
Как и в других своих стихотворениях, здесь Пушкин говорит о том, что поэту необходима внутренняя, духовная свобода. Главным условием обретения такой свободы является следование воле Божией.
Вопросы и задания
1. Назовите основные периоды жизни и творчества А.С.Пушкина, укажите их хронологические рамки, приведите примеры произведений, написанных в каждый период. Что нового в художественном миросозерцании поэта открывается нам в произведениях, написанных в южной ссылке, в Михайловском, во второй половине 1820-х и в 1830-е годы?
2. Перечислите основные жанры лирики Пушкина, приведите соответствующие примеры. Какая тенденция в развитии жанровой системы русской поэзии связана с именем Пушкина?
3. Назовите основные темы, мотивы лирики Пушкина. Какие из этих мотивов звучат уже в лицейских стихотворениях поэта? Влияние какие литературных направлений и стилей испытал юный поэт в раннем творчестве? Приведите примеры.
4. Назовите наиболее известные вольнолюбивые стихотворения Пушкина, написанные в первый петербургский период. Сделайте их краткий разбор.
5. На каком этапе происходит расцвет романтизма в поэзии Пушкина? Какие жанры характерны для творчества поэта в этот период? Сделайте краткий разбор произведений этих жанров, акцентируя внимание на романтических образах и мотивах.
6. В чем сущность духовного и творческого кризиса, пережитого поэтом в 1823-1824 годах? В каких стихотворениях отразился этот кризис?
7. Какие новые тенденции в художественном миросозерцании Пушкина проявились в период ссылки в Михайловское?
Почему любовное послание «Я помню чудное мгновение...» называют творческой автобиографией поэта?
В каких стихотворениях Пушкина звучит мотив лицейского братства? Проанализируйте в качестве примера «19 октября» 1825 года, отметив новаторские черты пушкинской элегии.
Какие задачи поставлены перед поэтом в стихотворении «Пророк»?
8. Сделайте краткий обзор тем и мотивов лирики Пушкина второй половины 1820-х годов. Кратко охарактеризуйте стихотворения, посвященные друзьям-декабристам. Назовите произведения пейзажной, любовной лирики, стихотворения о роли поэта и назначении поэзии. Какие произведения Пушкина характеризуют его как «поэта действительности» (В.Г.Белинский)? Какие грани «поэзии действительности» раскрываются в стихотворениях Пушкина о природе, о любви и дружбе? Сделайте краткие разборы стихотворений «Зимнее утро», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Я вас любил: любовь еще, быть может...»
В каких произведениях Пушкина конца 1820-х – начала 1830-х годов отразились душевные сомнения поэта, кризисное состояние его духа? Сделайте анализ «Элегии» 1830 года.
9. Кратко охарактеризуйте лирику Пушкина 1830-х годов, обозначьте основные ее темы и мотивы. Проанализируйте такие произведения философской лирики поэта, как «Осень», «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...», «Вновь я посетил...», «Из Пиндемонти».
Определите место стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны...» в духовной эволюции поэта.
Сделайте разбор произведения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» как поэтического завещания Пушкина.
10. Составьте планы-конспекты и подготовьте устные сообщения на темы: «Эволюция мотива свободы в лирических стихотворениях Пушкина», «Романтические мотивы в поэзии Пушкина», «Пушкин – “поэт действительности”», «Любовь и дружба в лирике Пушкина», «Пушкин о роли поэта и назначении поэзии», «Образы природы и философские мотивы в лирике Пушкина».
11. Напишите сочинение на тему: «Мотив воспоминания в лирике Пушкина».