Общее построение произведения
В «Горе от ума» четыре действия, или акта.
События комедии происходят в доме Фамусова, что соответствует принципу единства места. События первого действия развертываются на половине Софьи. События второго действия – на половине Фамусова. Третье действие происходит в гостиной, четвертое – в парадных сенях.
Кроме того, действие происходит в течение одного дня, что отражает принцип единства времени.
Своеобразие сюжета
В «Горе от ума» две сюжетные линии; они тесно переплетаются в едином действии. Первая связана с развитием идейного конфликта, вторая – с развитием любовной интриги.
Рассмотрим основные элементы сценического действия – экспозицию, завязку, кульминацию, развязку – с учетом того, что в комедии Грибоедова получает развитие не только любовная интрига, но и идейный конфликт.
Первое действие комедии содержит экспозицию. Мы узнаем о ситуации в доме Фамусова, о взаимоотношениях Софьи и Молчалина. Важное место в первом действии занимает сон, рассказанный Софьей. В нем раскрываются представления героини об идеальном женихе.
Завязку любовной интриги многие исследователи относят также к первому действию. Это приезд Чацкого. Главный герой встречает холодность со стороны своей возлюбленной Софьи и не может понять, в чем дело. Впрочем, И.А.Гончаров в статье «Мильон терзаний» относит завязку любовной интриги ко второму действию. Критик считает, что функцию завязки выполняют эпизод падения Молчалина с лошади и сцена обморока Софьи.
Кроме того, в первом же действии «Горя от ума» намечаетсяиосновной конфликт, который носит не только нравственный, но и идейный характер: сталкиваются нравственные принципы, взгляды, убеждения героев. Так, Софье неприятны обличительные высказывания Чацкого о Москве, о московских нравах и общих знакомых, особенно те его замечания, которые затрагивают Молчалина. «Не человек – змея», – говорит она о Чацком.
Собственно же завязка идейного конфликта, по мнению ряда исследователей, происходит не в первом, а во втором действии произведения. Фамусов в ответ на слова Чацкого о возможном сватовстве к Софье говорит ему: «Поди-тка послужи». Чацкий отвечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Идейный конфликт нарастает на протяжении всей первой половины второго действия, до монолога Чацкого «А судьи кто?» включительно.
Кроме того, позиции персонажей раскрываются в их диалогах. Здесь существенны реплики не только Фамусова и Чацкого, но и Скалозуба, который в силу своей ограниченности не способен произнести развёрнутый монолог.
Любовная же интрига выдвигается в центр сценического действия лишь во второй половине второго акта, в момент падения Молчалина с лошади и обморока Софьи. Идейный конфликт отходит здесь на второй план.
Отметим, что во втором действии идейный конфликт и любовная интрига развиваютсяпоследовательно и отчасти независимо друг от друга.
Кульминацияв развитии как идейного конфликта, так и любовной интриги происходит в третьем действии.
Рассмотрим сцену вечера у Фамусова, где центральным становится мотив клеветы. Софья, раздосадованная насмешками Чацкого над Молчалиным, пускает слух о безумии главного героя. Этот слух мгновенно подхватывается гостями Фамусова и приобретает черты политического обвинения.Таким образом, мотив клеветы становится важнейшей пружиной действия.
Теперь о развязке сюжета. Что касается развязки любовной интриги, то она происходит в середине четвертого действия,в моментразоблачения Молчалина,когда Софья узнает о низости своего возлюбленного. В результате героиня порывает с ним, а Чацкий разочаровывается в Софье.
Развязка идейного конфликта происходит в самом конце четвертого действия.Фамусов изгоняет Чацкого из своего дома. Чацкий обличает всё московское общество и заявляет о своей решимости покинуть Москву.
О мастерстве Грибоедова, сумевшего органично соединить в произведении идейный конфликт и любовную интригу, И.А.Гончаров писал: «Две комедии как будто вложены одна в другую. Частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел». Гончаров также замечает: «Всякий шаг Чацкого, почти всякое слово в пьесе тесно связаны с игрой чувства его к Софье». В самом деле: безответная любовь Чацкого к Софье объясняет и присутствие героя в доме Фамусова, и его раздражение – чувство отвергнутого влюбленного, и его гневные обличения, вызванные не только неприятием фамусовского общества, но и досадой неудачника в любви.
Роль монологов
Говоря о композиции «Горя от ума», важно отметить роль обширных монологов, прежде всего Фамусова и Чацкого, где раскрывается сущность взглядов, жизненных позиций героев.
Например, из монологов Фамусова во втором действии комедии («Петрушка, вечно ты с обновкой...», «Во то-то все вы гордецы...», «Вкус, батюшка, отменная манера...») мы узнаем о кумирах этого героя (Кузьма Петрович, Максим Петрович, всесильные дамы Ирина Власьевна, Лукерья Алексевна, Татьяна Юрьевна, Пульхерия Андревна), о его страстях (чревоугодие, лесть, волокитство), о его показном патриотизме. Заключительный монолог Фамусова («Брат, не финти...») характеризует его как деспота и самовластного крепостника.
Монологи Чацкого – преимущественно обличительные, что характерно для героя высокой комедии. В них мы находим яркое выражение идей либерально настроенной молодежи того времени. Таковы монологи о Москве («Ну что ваш батюшка? Все Английского клоба...») в первом действии комедии, о «веке нынешнем и веке минувшем» и «А судьи кто?» во втором действии, о французике из Бордо в третьем действии, «Что это? Слышал ли моими я ушами?..» и «Не образумлюсь... виноват...» в четвертом действии.
Из монологов, произносимых центральными персонажами, становится очевидной непримиримость идейных позиций участников конфликта.
В монологах героев мы встречаем большое число внесценических персонажей(см. выше).С их помощью Грибоедов раздвигает пространственные и временные границыдействия, при этом воссозданная автором картина жизни России становится шире и разнообразнее.