Фамусовское общество. Общая характеристика
Говоря о системе персонажей в «Горе от ума», следует прежде всего отметить противопоставление Чацкого – одинокого бойца – многоликому фамусовскому обществу.
Фамусовское общество – это консервативно настроенное московское дворянство в сатирическом изображении Грибоедова.
Фамусова и его окружение отличают следующие общие черты.
Во-первых, это нерадиваяслужба. Как известно, главное предназначение дворянства состояло в служении отечеству. Служба считалась почетной обязанностью дворянина. Однако представители московского дворянства, изображенные в комедии (Фамусов, Скалозуб, Молчалин), относятся к службе исключительно как к источнику чинов и наград.
Во-вторых, это деспотизм по отношению к слугам. Известно, что многие дворяне владели крепостными душами. Крепостное право создавало почву для самодурства, насилия над личностью. Фамусов, Хлестова, ряд внесценических персонажей комедии показаны как своенравные крепостники.
Кроме того, всех представителей фамусовского общества отличает резкое неприятие просвещения, образования.
Показной патриотизм Фамусова и его гостей сочетается со слепым преклонением перед всем иностранным, бездумным увлечением французскими модами.
Московское дворянство в изображении Грибоедова отличают также такие общечеловеческие пороки, как праздность, чревоугодие, тщеславие, пустословие, сплетни, бессмысленное времяпрепровождение (например, игра в карты).
Фамусов
Павел Афанасьевич Фамусов – один из центральных героевкомедии "Горе от ума", человек средних лет, вдовец. Его амплуа в комедии – отец невесты.
Фамусов – крупный чиновник, «управляющий в казенном месте». Одновременно это своенравный барин-крепостник, самовластно обращающийся со слугами.
Как чиновника Фамусова характеризует равнодушие к делу.«Подписано, так с плеч долой!» – говорит он Молчалину. Героя отличает семейственность на службе. Он заявляет Скалозубу:
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!
С Лизой Фамусов ведет себя как барин-самодур. Вначале он заигрывает с ней, а потом грозится послать «за птицами ходить». Других провинившихся слуг он готов отправить «на поселенье».
Крутой нрав отличает Фамусова не только по отношению к слугам, но и по отношению к родной дочери. Подозревая Софью в тайных встречах с Чацким, Фамусов собирается послать ее «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов».
В то же время Фамусова отличает и искренняя любовь к дочери, забота о ее будущем; он всеми силами старается найти для нее выгодного жениха. Неприятие Чацкого и Молчалина как недостойных женихов Софьи и угождение Скалозубу – достойному жениху – проясняют жизненные приоритеты Фамусова. «Кто беден, тот тебе не пара», – поучает Фамусов Софью.
Героя отличают такие положительные качества, как гостеприимство, хлебосольство.
Дверь отперта для званых и незваных,
Особенно из иностранных;
Хоть честный человек, хоть нет,
Для нас равнёхонько, про всех готов обед, –
заявляет Фамусов в своем монологе о Москве во втором действии комедии.
Идеалы Фамусова в прошлом, в «веке минувшем». В монологе, открывающем второе действие комедии, герой восхищается достоинствами «почтенного камергера» Кузьмы Петровича. В другом монологе Фамусов преклоняется перед «подвигами» екатерининского вельможи Максима Петровича. С этим внесценическим персонажем прочно связано представление Фамусова об истинном уме. «А? Как, по-вашему? По-нашему, смышлен. / Упал он больно, встал здорово», – замечает Фамусов по поводу падений Максима Петровича на глазах у Екатерины II.
Фамусов, как и другие представители московского барства, – враг просвещения. Ему принадлежат резкие суждения о книгах, например:
... уж коли зло пресечь,
Забрать все книги бы да сжечь.
Занятия науками он считает безумием:
Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
В идейном конфликте пьесы Фамусов – главный противник Чацкого.
Скалозуб
Сергей Сергеевич Скалозуб ещё один яркий представитель фамусовского общества. Это аракчеевский офицер. Если Фамусов олицетворяет собой уходящий в прошлое век вельмож и хлебосольных московских бар, то полковник Скалозуб – это новый тип русской жизни, сформировавшийся уже после войны 1812 года.
Отметим некоторые черты личности, а также жизненные принципы Скалозуба.
Главную цель своей жизни герой видит не в ратных подвигах, а в успешном продвижении по службе. Скалозуб говорит Фамусову:
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
Об них как истинный философ я сужу:
Мне только бы досталось в генералы.
Герой решительно настроен в отношении вольнодумцев. Он заявляет Репетилову:
Я князь-Григорию и вам
Фельдфебеля в Вольтеры дам.
Скалозуб олицетворяет собой деспотические тенденции в государственной жизни России последних лет царствования Александра I. Не случайно Фамусов тянется к Скалозубу, прочит его в женихи Софье. Фамусов видит в Скалозубе реальную силу, которая может сохранить неизменными старые общественные устои.
Молчалин
Коллежский асессорАлексей Степанович Молчалин также одно из центральных лиц в комедии.
Молчалин, как и Скалозуб, – новое явление в русской жизни. Это тип чиновника-бюрократа,постепенно вытесняющийиз государственной и общественной сфер богатых и всесильных вельмож.
Как и Фамусов, Молчалин относится к службе как к способу получения чинов и наград.
По мере я трудов и сил,
С тех пор как числюсь по Архивам,
Три награжденья получил, –
говорит Молчалин Чацкому. Его взгляд на службу выражен также в словах: «И награжденья брать, и весело пожить».
Главные жизненные принципы Молчалина – «умеренность и аккуратность». Молчалин уже не будет расшибать затылок, как Максим Петрович. Его лесть более тонкая.
Угождение нужным людям, в особенности сильным мира сего, соответствует представлениям героя об истинном уме. Глупый с позиций Чацкого, Молчалин по-своему не так уж и глуп. Главные черты мировоззрениягероя раскрываются в четвертом действии, в монологе о завещании отца:
Мне завещал отец,
Во-первых, угождать всем людям без изъятья:
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Между тем смирение Молчалина, его угождение ближним исполнены лицемерия и фальши. Истинная сущность Молчалина раскрывается в его отношении к Софье и к Лизе.
Отметим также такую черту Молчалина, как наигранная сентиментальность. Молчалин в совершенстве усвоил моду на «чувствительные» пьесы, на игру на флейте. Сентиментальность становится для героя важным орудием достижения прочного положения в обществе, где правят бал всесильные дамы, падкие на лесть, на изысканные комплименты.
Молчалин играет важную роль не только в идейном конфликте, но и в любовной интриге: он первый любовник! Прекрасно осознавая важность собственного амплуа, Молчалин признается Лизе:
И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека.
Со своей ролью герой успешно справляется вплоть до момента разоблачения. Не случайно Молчалин, а не Чацкий становится избранником Софьи. «Молчалины блаженствуют на свете!» – восклицает Чацкий.
Создавая образы Молчалина и Скалозуба, Грибоедов высказал свою точку зрения в отношении ближайшего будущего России. В отличие от Чацкого, автор «Горя от ума» не идеализирует перспектив либерализма в «веке нынешнем». Чацкому кажется, что «вольнее всякий дышит». Грибоедов думает иначе. Драматург сознает, что ближайшее будущее России не за Чацким, а за Скалозубом и Молчалиным. Эти герои твердо стоят на ногах, их жизненные позиции более прочны, несмотря на весь их цинизм.
Софья
Дочь Фамусова Софья – центральный женский персонаж комедии. Это богатая и знатная невеста.
Характер Софьи неоднозначен. Еще Пушкин отмечал: «Софья начертана неясно».
С одной стороны, мы видим в Софье, по словам И. А. Гончарова, «сильные задатки недюжинной натуры». Ее отличают природный ум (имя-характеристика «Софья» означает по-гречески «мудрость»), житейская рассудительность, способность к искреннему чувству.
Кроме того, Софье свойственна независимость жизненной позиции: проявив непослушание отцу, Софья полюбила неравного себе человека.
С другой стороны, Софья живет ценностями фамусовского общества. Ложь и клевета не чужды ее натуре.
Быть может, именно отсутствие высоких нравственных принципов и привело героиню к тому, что она оказалась не в состоянии сразу распознать низкую и подлую натуру Молчалина.
Софья оказывается ключевым персонажем в сюжете комедии, в любовной интриге. Отношение Софьи к Молчалину и Чацкому отражает те приоритеты, которые прочно установились в среде московского дворянства. Идеал Софьи, по словам Чацкого, – это «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей».
Чацкий же с его умом отвергнут героиней. «Да эдакий ли ум семейство осчастливит?» – восклицает Софья, имея в виду либеральные идеи и остроумие Чацкого. Героиня не только отворачивается от друга своего детства, к которому когда-то питала симпатию, но и оказывается инициатором распространения клеветы о его безумии. При этом в результате она сама оказывается обманутой, сама терпит горе от своего «ума», становится жертвой подлости Молчалина, а также собственной самоуверенности.
Образ Софьи оттеняется образом служанки Лизы.
Аристократке Софье противопоставлена простая девушка – остроумная, смышленая, наделенная живым умом, чувством собственного достоинства. Так, Лиза отвергает ухаживания Фамусова и Молчалина. Она тяготится своей ролью наперсницы Софьи. Лиза выступает в комедии как жертва барской ласки и барского гнева.
Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь, –
говорит Лиза.
Второстепенные персонажи
В «Горе от ума» значительное число второстепенных, эпизодических персонажей – представителей фамусовского общества. Второстепенные персонажи позволяют Грибоедову шире и глубже показать взгляды, идеалы, нравы московского дворянства.
Наталья Дмитриевна Горич – светская кокетка. Ее несбывшаяся мечта в отношении мужа – должность московского коменданта.
Сам Платон Михайлович Горич в прежние годы служил, был товарищем Чацкого, вероятно, разделял его оппозиционные взгляды.
Теперь же он целиком «под каблуком» у жены, «муж-мальчик, муж-слуга», на флейте твердит дуэт А-мольный. «Похвальный лист тебе, ведешь себя исправно», – с иронией обращается к Платону Михайловичу Чацкий.
Горича тяготит праздное времяпрепровождение в светских салонах, однако сделать он ничего не может. «Неволя-то горька», – замечает Горич («говорящая» фамилия) о своем положении.
Платон Михайлович олицетворяет собой деградацию личности в фамусовском обществе.
Князь Тугоуховский такой же «подкаблучник», как и Горич, только в летах. Его глухота (что подчеркивает и «говорящая» фамилия) символизирует неспособность героя к самостоятельным мыслям и действиям.
Княгиня Тугоуховская занята тем, как бы выдать замуж шестерых дочерей.
Княгиню Тугоуховскую, как и других представителей фамусовского общества, отличают резкие суждения о вольнодумцах. Вспомним монолог княгини о Педагогическом институте:
Нет, в Петербурге институт
Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут:
Там упражняются в расколах и в безверье
Профессоры!..
Графиня-бабушка и графиня-внучка – парные персонажи.
Графиня-бабушка – «осколок» прошлого века. Она исполнена гнева в отношении вольнодумцев. Чацкий в ее представлении – «окаянный вольтерьянец».
Графиня-внучка воплощает собой преклонение московских дам перед французами. Эту ее черту зло высмеивает Чацкий.
Старуха Хлестова – барыня-крепостница. Так, она говорит:
От скуки я взяла с собой
Арапку-девку да собачку...
Хлестову, как и княгиню Тугоуховскую, отличает неприязнь к просвещению:
И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних
От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,
Да от ланкарточных взаимных обучений.
Загорецкий – воплощение низости, непорядочности. Вот что говорит о нем Платон Михайлович Горич:
...человек он светский,
Отъявленный мошенник, плут...
Между тем нечистого на руку Загорецкого «всюду принимают». Чацкий же, человек честный, порядочный, объявлен безумцем и изгнан из общества.
Все названные персонажи, включая двух безымянных парных персонажей, г.N. и г.D., стремительно распространяют клевету о Чацком. Все согласны с тем, что причина безумия героя заключается в таких свойствах его ума, как образованность и либеральные идеи. Особенно ярко это проявляется в сцене всеобщего осуждения Чацкого (21-е явление третьего действия).
Особо следует сказать о фигуре Репетилова.
Этот персонаж был введен Грибоедовым в позднюю редакцию комедии. Он появляется только в четвертом действии произведения.
«Говорящая» фамилия «Репетилов» образована от французского слова «répéter» – «повторять».
Репетилов представляет собой тип пустого болтуна, который увлекся либеральными идеями и бездумно распространяет их.
Грибоедов, создавая образ Репетилова, стремился выразить свое неоднозначное отношение к либеральному дворянству. С одной стороны, с помощью образа Репетилова Грибоедов оттеняет одиночество Чацкого. Получается, что «единомышленники» Чацкого – пустые болтуны вроде Репетилова; сам Чацкий при этом – фигура значительная, незаурядная и одинокая среди псевдолибералов.
С другой стороны, создавая образ Репетилова, Грибоедов стремился показать свое скептическое отношение к оппозиционно настроенному дворянству в целом. В этом отношении Репетилов – «двойник» Чацкого. Поэтому, обличая Репетилова, Грибоедов полемизирует и с главным героем своего произведения.
Чацкий
Александр Андреевич Чацкий – главный герой «Горя от ума», основной идейный противник фамусовского общества.
Это молодой дворянин, рано потерявший родителей и воспитывавшийся в доме Фамусова.
Факты из прошлогоЧацкого,упоминаемые в пьесе,напоминают нам о судьбах многих либерально настроенных дворян, в том числе будущих декабристов. Так, Чацкий по идейным убеждениям оставил сначала военную, затем гражданскую службу. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», – заявляет герой. Не исключено, что Чацкий пытался провести либеральные преобразования в своем имении. Недаром Фамусов говорит Чацкому: «Именьем, брат, не управляй оплошно». Вероятно, Чацкий принимал участие в реформаторских начинаниях Александра I, затем разочаровался в них. Об этих фактах говорит Молчалин, ссылаясь на слова Татьяны Юрьевны о «связи» и «разрыве» Чацкого с министрами. Чацкий путешествовал, был за границей. Возможно, именно там он приобщился к просветительским идеям Запада.
Рассмотрим важнейшие стороны личности героя. В Чацком мы находим черты образованного дворянина того времени, человека честного, благородного. Его отличают такие черты характера, как нравственная чистота, целомудрие, способность к искреннему чувству.Для Чацкого любовь к Софье отнюдь не проявление «науки страсти нежной»; Чацкий хочет жениться на Софье.
Чацкий обладает деятельной натурой, что, по мнению И.А.Гончарова, отличает его от пушкинского Онегина.
Одновременно Чацкого характеризуют и такие качества, как высокое мнение о себе, резкость и категоричность в высказывании собственной позиции, нетерпимость к чужому мнению, привычка осуждать окружающих, насмехаться над всеми. Все это вызывает неприязнь со стороны других действующих лиц, прежде всего Софьи.
Особо следует рассмотреть грани ума Чацкого.
В первую очередь отметим природные способности героя, знание им языков. Фамусов говорит о Чацком: «...он малый с головой; / И славно пишет, переводит».
Кроме того, Чацкий обладает критическим умом. Героя отличает остроумие, умение найти комические черты в окружающем обществе. Лиза говорит о Чацком:
Кто так чувствителен, и весел, и остер,
Как Александр Андреич Чацкий!
Эти качества признает в герое и Софья. «Остер, умен, красноречив», – замечает она о Чацком. Вместе с тем Софья оценивает эти качества героя отрицательно. «Не человек – змея», – говорит она, не принимая насмешек Чацкого над Молчалиным.
Ум Чацкого – это и вольнодумство, свободомыслие, то есть те свойства его мировоззрения, которые вызывают резкую неприязнь со стороны фамусовского общества. Не случайно то, что Чацкий считает умом, в восприятии Фамусова и его гостей – безумие.
Чацкий высказывает просветительские идеи, которые напоминают нам об идеологии декабристов.
Во-первых, это протест против крайностей крепостничества. Вспомним монолог Чацкого «А судьи кто?», где герой говорит о «Несторе негодяев знатных», который своих верных слуг выменял на «борзые три собаки», о владельце крепостного театра, распродавшего поодиночке своих актеров.
Во-вторых, это любовь к свободе. «Вольнее всякий дышит», – заявляет Чацкий, имея в виду «век нынешний». «Он вольность хочет проповедать», – говорит о Чацком Фамусов.
Чацкому близка идея служения отечеству. Одновременно он выступает против чинопочитания, низкопоклонства, преклонения перед мундиром. Чацкий с симпатией относится к тем, «кто служит делу, а не лицам».
Чацкий предстает перед нами как горячий поборник образования, просвещения, обличитель невежества. В монологе «А судьи кто?» он с симпатией говорит о молодом человеке, который «в науки … вперит ум, алчущий познаний» и в силу этого прослывет в консервативном обществе опасным мечтателем.
Наконец, Чацкий защищает идею национальной самобытности России, выступает против иностранного засилья. Особенно ярко эта мысль выражена в монологе о французике из Бордо. Герой восклицает:
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.
Чацкий становится главным участником идейного конфликта, определяющего общественно-политический смысл комедии. Сюжетная линия, отражающая конфликт Чацкого с Фамусовым и со всем консервативным московским дворянством, завершается разрывом героя с обществом. Чацкий одерживает моральную победу над фамусовским обществом, однако оказывается при этом, по словам И.А.Гончарова, «сломлен количеством старой силы».
Одновременно Чацкий – одна из ключевых фигур в любовной интриге. Он играет роль неудачливого любовника. Сюжетная линия, отражающая развитие любовной интриги, позволяет автору комедии показать внутренний мир героя, его переживания. «Мильон терзаний» Чацкого во многом связан с тем, что герой оказывается отвергнутым возлюбленной.
Внесценические персонажи
Помимо второстепенных (эпизодических), в «Горе от ума» присутствуют также внесценические персонажи, которые на сцене не появляются, а только упоминаются в монологах и репликах действующих лиц.
Так, упоминание ряда лиц в монологе Чацкого о Москве в первом действии комедии («черномазенький, на ножках журавлиных», «трое из бульварных лиц», «чахоточный... книгам враг», тетушка Софьи, Гильоме-француз) помогает Грибоедову нарисовать сатирическую картину московских нравов.
В монологах Фамусова во втором действии названы два представителя «века минувшего»: «почтенный камергер» Кузьма Петрович и любимец Екатерины II Максим Петрович– воплощение раболепия и низкопоклонства.
В монологе Фамусова о Москве во втором действии («Вкус, батюшка, отменная манера...») названы всесильные дамы, формирующие общественное мнение:
Скомандовать велите перед фрунтом!
Присутствовать пошлите их в Сенат!
Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна!
Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!
В монологе «А судьи кто?» Чацкий обличает жестоких крепостников. Здесь названы «Нестор негодяев знатных», который своих верных слуг выменял на «борзые три собаки», и владелец крепостного театра, распродавший поодиночке своих актеров.
В третьем действии в разговоре с Чацким Молчалин упоминает влиятельных лиц – Татьяну Юрьевну и Фому Фомича. Эти внесценические персонажи позволяют зрителю глубже понять сущность Молчалина – «низкопоклонника и дельца», а также почувствовать общую атмосферу раболепия, царящую в обществе.
«Французик из Бордо» (из монолога Чацкого в конце третьего действия) символизирует преклонение московского дворянства перед всем иностранным.
Лица, упоминаемые в монологах Репетилова в четвертом действии (князь Григорий, Воркулов Евдоким, Удушьев Ипполит Маркелыч, Лахмотьев Алексей и другие), позволяют Грибоедову воссоздать атмосферу пустого либерализма, царящую в Английском клубе.
В своей последней реплике Фамусов вспоминает «княгиню Марью Алексевну». Комический эффект усиливается тем, что это лицо названо здесь впервые. Образ Марьи Алексевны символизирует страх Фамусова перед мнением всесильных дам.
Большинство внесценических персонажей – представители фамусовского общества. Однако два персонажа являются возможными единомышленниками Чацкого. Это, во-первых, двоюродный брат Скалозуба, о котором последний говорит:
Но крепко набрался каких-то новых правил.
Чин следовал ему – он службу вдруг оставил,
В деревне книги стал читать.
Во-вторых, это племянник княгини Тугоуховской – князь Федор, который учился в Педагогическом институте в Петербурге и там усвоил либеральные идеи. К вольнодумцам можно отнести и профессоров того же института.
Роль внесценических персонажей в комедии Грибоедова чрезвычайно велика.
С их помощью автор раздвигает пространственные и временные границы комедии, что позволяет ему рассказать и о «веке минувшем», и о Петербурге (связь Чацкого с министрами).
Внесценические персонажи позволяют лучше понять характеры и жизненные принципы основных действующих лиц пьесы.
Наконец, внесценические персонажи дополняют общую картину жизни русского дворянства, воссозданную Грибоедовым в «Горе от ума».