Принцип автоматической охраны

СМЕЖНЫЕ ПРАВА

Общие положения

Определение понятия «смежные права» отсутствует в международных договорах.

Смежные права — это права исполнителей и правовое положение соз­данных их творческим трудом исполнений, в том числе некоторых видов произведений; права производителей фонограмм, вещательных ор­ганизаций, производителей инвестиционных баз данных и правовое по­ложение созданных ими фонограмм, передач вещания, баз данных; права публикаторов произведений, перешедших в общественное достояние.

Между понятием «смежные права» и «права, смежные с авторскими» различия. Разработчики гл. 4 Гражданского кодекса Российской Феде-ии включили в число объектов смежных прав некреативные базы дан-и опубликованные литературные произведения, перешедшие в общест-ное достояние. Для такого расширенного перечня объектов и был дложен термин «права, смежные с авторскими». Однако такое расшире-не изменило существа понятия «смежные права», поэтому оба понятия жно использовать как синонимы, что мы и видим в Гражданском кодексе, едует отметить, что в некоторых странах перечень объектов смежных прав е шире, например, в него включаются фотографические произведения и диовизуальные исполнения. В отличие от авторского права история смежных прав непродолжи-ьна. Права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных pi пнизаций на международном уровне стали признаваться с 1964 г., когда тупила в силу Римская конвенция по охране исполнителей, производи-пей фонограмм и вещательных организаций.

Как уже отмечалось, ряд положений об охране исполнений, фоно-амм и передач вещательных организаций содержится в Бернской конвенции, поскольку такие объекты долго время существовали, но не были признаны на международном уровне как объекты смежных прав.

Подавлением производителей фонограмм и вещательных организаций в 1971 г. была принята Женевская конвенция, а в 1974 – Брюссельская конвенция.

Новые нормы смежных прав выработаны на Дипломатической конференции ВОИС (1996 г.), которая приняла договор ВОИС по исполнениям и фонограммам.

Советский Союз не был членом Римской конвенции и не признавал прав исполнителей и производителей фонограмм.

В Российской Федерации смежные права охраняются с 1991 г.

Субъекты смежных прав

Исполнители— это актеры, певцы, музыканты, танцоры или иные лица, которые исполняют произведения литературы, искусства или народноготворчества посредством игры, пения, чтения, декламирования, игры на музыкальных инструментах, танца или каким-либо иным образом. Граж­данский кодекс Российской Федерации в ст. 1313(1) относит к исполнителям режиссеров-постановщиков исполнений и дирижеров.

Производители фонограмм— это лица, взявшие на себя инициативу и ответственность за первые звуковые записи каких-либо исполнений или иных звуков. В Гражданском кодексе Российской Федерации вместо международно признанного термина «производитель» (producer) ошибочно используется термин «изготовитель». Дело в том, что изготовить можно несколько экземпляров фонограмм, а произвести — неограниченное количество.

Организации вещания— это организации радиовещания, эфирного, кабельного и спутникового телевидения, а также компьютерного сетевого вещания (web-casting), создающие свои собственные передачи и объекты авторского права или смежных прав или использующие передачи других лиц или организаций.

Производители инвестиционных баз данных — это лица, которые обес­печивают существенные инвестиции в создание баз данных. В Граждан­ском кодексе Российской Федерации использован термин «изготовитель» (maker), являющийся формально правильным, но ошибочным по существу, поскольку он не подразумевает производства товаров, которые воплощены в базах данных, что имеет серьезные последствия, вскоре они будут обсуждены.

Производители аудиовизуальных исполнений— это физические или юридические лица, которым переданы исключительные права исполните­лей по договорам на создание аудиовизуальных исполнений.

Публикаторы посмертных произведений— физические или юридические лица, которые впервые обнародуют произведения, срок охраны которых истек, т. е. перешедшие в общественное достояние. Термин введен для отличия от издателей, обнародующих произведения, срок охраны которых
не истек.

Наследники исполнителей— это физические или юридические лица, I которые по закону или завещанию наследуют исключительные права ис-| полнителя на те или иные исполнения.

Работодатели исполнителей— это липа, которые по договору опла-чивают участие исполнителей в тех или иных исполнениях.

Правопреемники юридических лиц — лица, к которым перешли ис-К почительные права в силу закона, договора или других юридических оснований, например при реорганизации юридического лица (производите­ля фонограмм, вещательной организации и т. д.).

Правообладатели объектов смежных прав — любые лица, обладающие по договору исключительными правами на объекты смежных прав.

Объекты смежных прав

Рассмотрим определения объектов смежных прав, признаваемых в на­стоящее время Гражданским кодексом Российской Федерации.

Исполнение — это воплощение произведений или иных объектов реаль­ными или виртуальными исполнителями посредством игры, танца, дек­ламирования, чтения, пения или с помощью музыкальных и иных инстру­ментов и технических средств.

В Гражданском кодексе Российской Федерации определение понятия «исполнение» отсутствует, как и в законодательстве многих стран. В Зако­не Российской Федерации 1993 г. такое определение давалось, но его нель­зя считать удовлетворительным.

Исполнение может быть обнародовано различными способами:

• непосредственно группе слушателей или зрителей;

• передачей (трансляцией) исполнения средствами организаций веща­ния для приема и восприятия публикой с помощью технических средств (радиоприемники, телевизоры, тюнеры, декодеры, громкоговорители, плазменные панели, видеопроекторы и т. д.);

• записью исполнения на материальный носитель (кинопленку, маг­нитные кассеты, компакт-диски) аналоговыми или цифровыми методами (кинокамеры, видеокамеры, магнитофоны и т. д.) для последующего доступа к ним.

Существует много видов исполнений, в том числе постановки, спек­такли, представления (сценические исполнения), музыкальные, драмати­ческие и музыкально-драматические исполнения (оперы, оперетты, мю­зиклы и проч.), хореографические исполнения (балет, пантомимы, танцы и проч.), кроме того, исполнениями являются лекции, речи, проповеди и т. д.

Как отмечалось ранее в § 1.4, многие исполнения включены в Берн­скую конвенцию для их охраны как произведений. После вступления в силу Римской конвенции, признавшей охрану исполнений, и внесения измене­ний в Бернскую конвенцию некоторые исполнения стали охраняться как Бернской, так и Римской конвенцией. Например, в Бернской конвенции даже незаписанные музыкальные, драматические и хореографические ис­полнения считаются произведениями литературы и искусства, а лекции, речи, проповеди — устными произведениями. С другой стороны, записан­ные аудиовизуальные исполнения считаются аудиовизуальными произве­дениями. Таким образом, любые записанные исполнения можно было бы считать произведениями литературы и искусства, а незаписанные — испол­нениями. Если же следовать содержанию Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам, то записанные или незаписанные исполнения считаются ис­полнениями. Именно поэтому на международном уровне существует тен­денция отхода от представлений об аудиовизуальных произведениях, т. е. считать их аудиовизуальными исполнениями как записанными, так и не­описанными. Аналогичный подход существует и для иных исполнений, Которые продолжают считать произведениями. В большинстве стран запи­санные и незаписанные исполнения продолжают считать различными Объектами интеллектуальной собственности.

Фонограмма — это воплощенные на материальном носителе звуки ис­полнений или иные звуки.

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам уточнил определение фонограмм, данное Римской конвенцией, но ввел ошибочное представле­ние об «отображениях звуков», создаваемых компьютерными программа­ми и которые могли быть записаны на фонограмму. Эксперты ВОИС не смогли понять, что перед записью синтезированная музыка всегда воспро­изводится композитором и только после прослушивания выбирается наи­лучший вариант, который и записывается на фонограмму. Однако такое «отображение звуков» ничем не отличается от иных звуков, особенно если учесть, что очень часто компьютерная музыка создается на основе так на­рываемых образцов звуков (сэмплов), полученных с помощью реальных музыкальных инструментов.

Простой иллюстрацией, показывающей абсурдность представления об «отображениях звуков», может служить деятельность композитора, соз­дающего произведение в нотной записи, которую с полным правом можно считать «отображением звуков». Однако это отображение звуков можно записать на фонограмму только при исполнении нотной записи, другими словами, на фонограмму всегда записывают только звуки, а не их отображе­ния.

Передача организации вещания — это распространяемые в эфир или по кабелю звуки и изображения реальных и виртуальных объектов и ис­полнений, в том числе литературных, художественных и музыкальных произведений.

Определение этого понятия отсутствует в международных договорах и в национальном законодательстве. Сложность определения заключается втом, что слово «передача» имеет двоякий смысл. С одной стороны, пе­редача — это процесс распространения аналогового или цифрового сиг­нала в эфир или по кабелю, а с другой стороны, передача — это объект охраны.

В соответствии с Римской конвенцией «передача в эфир означает пе­редачу звуков или изображений и звуков беспроводными средствами для приема публикой».

К передачам могу относиться три вида объектов:

– звуки и изображения реальных объектов окружающего мира, например спортивные передачи;

– исполнения, создаваемые сотрудниками организаций вещания, например, дикторами, ведущими;

– исполнения литературных, музыкальных произведений, например, аудиовизуальные исполнения (в том числе с участием виртуальных исполнителей), видеоклипы, записи сценических исполнений.

+ сюда идут и новые формы вещания, например, сетевое компьютерное вещание.

Инвестиционная база данных — это воплощенная на материальном носителе совокупность данных, подбор и расположение которых не является результатом творческого труда, но в создание или представление содержания которой инвестированы значительные ресурсы.

Подобно креативным базам данных, инвестиционные базы данных также могут включать не только любую информацию, но и произведения, объекты смежных прав и промышленной собственности. Определение инвестиционной базы данных отличается от определения обычной базы данных заменой творческого критерия в подборе материалов базы данных на
•стиционный критерий.
Критерии крайне субъективны. Другими словами, любые базы данных можно охранять авторским правом. Представление об инвестиционных базах данных введено только для того, чтобы сделать охрану баз данных бессрочной.
В ст. 1334 Гражданского кодекса Российской Федерации инвестици­
ей базой данных признается электронная (креативная) база данных,
эрая содержит не менее 10 тыс. самостоятельных информационных
ментов (материалов), составляющих содержание базы данных. Такой
ход к пониманию инвестиционных баз данных представляется рацио-
ьным при единственном условии: база данных должна находиться не
ько в компьютерной сети, но и в гражданском обороте в виде тех или
ix товаров, в которых воплощена база данных. В таком случае новый
к охраны будет распространен на охрану новой базы данных, вопло-
шой в новом товаре. К сожалению, использованный в Гражданском
ексе термин «изготовитель базы данных» не подразумевает производ-
1 товаров.

Посмертное произведение— это впервые обнародованное произведение после истечения срока действия авторского права, т. е. перешедшее в общественное достояние.

Исключительное право на посмертные (posthumous) произведения, пе­решедшие в общественное достояние, признается в немногих странах, например в Германии1, Российской Федерации.

Целесообразность наделения исключительным правом публикатора произведений, перешедших в общественное достояние, остается неубеди­тельной. Одни специалисты считают, что охрана посмертных произве­дений противоречит общественным интересам. Другие специалисты уверены, что предоставление исключительного права публикатору соот­ветствует общественным интересам, поскольку делает доступным публике произведения, которые ранее не публиковались. Общественный интерес могут представлять в основном произведения литературы и искусства, то­гда как публикация научных и научно-технических произведений, создан­ных почти 100 или более лет тому назад, не может сказаться на развитии науки и техники, т. е. не противоречит общественным интересам. Обнаро­дование античных научных и научно-технических произведений представ­ляет исторический интерес для ограниченного круга лиц.

Принципы охраны посмертных произведений соответствуют принци­пам охраны, сложившимся в Венецианской республике и особенно в Анг­лии, когда издателям предоставлялось право на публикацию не только но­вых, но и древних рукописей и книг, которые с современной точки зрения находились в общественном достоянии. Как отмечалось в § 2.2, в соответ­ствии со Статутом Анны издателю предоставлялось на 14 лет право на пуб­ликацию. Затем это право могло переходить к автору, но после его смерти право еще 14 лет принадлежало издателю.

Аналогичный подход используется в ст. 1337—1340 Гражданского ко­декса Российской Федерации с 25-летним сроком охраны исключительно­го права с момента публикации произведения.

Условия правовой охраны

Принцип автоматической охраны распространяется на объекты смеж­ных прав, если выполнены следующие условия охраноспособности:

•объективность существования объекта;

•правомерность использования иных охраняемых объектов.

Эти условия охраноспособности объектов смежных прав повторяют условия охраноспособности объектов авторского права, за исключением условия творческого характера, поскольку большинство объектов смеж­ных прав не считаются результатом творческого труда, за исключением ис­полнений. Однако и для исполнений это условие никак не влияет на охра­носпособность, поскольку любое свое действо любой исполнитель считает творчеством.

Несмотря на то что исполнения имеют очень давнюю историю, творческий характер исполнительской деятельности на международном уровне признан лишь в 1996 г. в Договоре ВОИС по исполнениям и фоно­граммам.

Рассмотрим кратко условия охраноспособности объектов смежных прав.

1. Условие объективности существования объекта означает действи­тельное существование объекта смежных прав в некоторый момент време­ни. Эта объективность отличается от объективности объектов авторского права, которые должны быть доступны публике без посредничества автора в любой момент времени. Объекты смежных прав могут существовать в не­который момент времени в том или ином месте. Например, «живые» ис­полнения существуют лишь в определенном временном интервале, как и передачи вещательных организаций и базы данных в компьютерных се­тях. Однако любые исполнения, вещательные передачи, базы данных мо­гут быть записаны на материальные носители и стать доступными публике в любой момент времени, подобно объектам авторского права.

2. Условие правомерности использования иных охраняемых объектовимеет такой же смысл, как и для тех объектов авторского права, которые создаются с использованием других произведений. Если для объектов ав­торского права это условие важно лишь для некоторых видов произведе­ний, то для объектов смежных прав — это необходимое условие правоспособ­ности, поскольку в большинстве случаев смежные права являются вторичными, связанными или смежными по отношению к авторскому праву.

Вторичность и взаимосвязанность смежных прав, невозможность их существования в большинстве случаев без авторского права означает, что смежные права в отношении любых объектов могут возникать и ох­раняться только при соблюдении авторского права на произведения, которые воплощаются в объектах смежных прав. Более того, если для создания объектов смежных прав используются иные объекты смежных прав, то и в этих случаях должны быть соблюдены права соответству­ющих субъектов.

Поскольку возникновение смежных прав в большинстве случаев зави­сит от соблюдения прав иных лиц, то условия возникновения смежных прав определяются правомерностью использования объектов как автор­ского права, так и смежных прав. Причем если возникновение смежных прав у исполнителя зависит только от правомерности использования объ­ектов авторского права, то условия возникновения смежных прав произ­водителей фонограмм, организаций вешания, производителей баз данных зависят от правомерности использования как произведений, так и исполне­ний. Таким образом:

•исполнитель может обладать смежными правами при условии соблюдения исключительного права на исполняемое произведение;

•производитель фонограммы может обладать смежными правами на фонограмму только при получении разрешения авторов и исполнителей для включения в фонограмму исполнений произведений;

•организация вещания обязана получить разрешение авторов, ис­полнителей, производителей фонограмм, производителей иных объектов (аудиовизуальных, мультимедийных произведений и т. д.) для того, чтобы иметь право включить их в свою передачу;

•производитель инвестиционной базы данных обязан получить разрешения правообладателей любых охраняемых объектов, включаемых в базу данных.

Сфера действия смежных прав

В соответствии с международными нормами и положениями нацио­нального законодательства сфера действия смежных прав подчиняется принципу территориальности смежных прав и принципу национального ре­жима в отношении субъектов этих прав.

Национальный режим смежных прав предоставляет зарубежным субъектам смежных прав такие же права, какие предоставляются нацио­нальным субъектам права. Этот принцип сформулирован как в ст. 3 Согла­шения ТРИ ПС, так и в ст. 4 Договора ВОИС по исполнениям и фонограм­мам.

Территориальность смежных прав означает, что законодательство лю­бой страны действует только на ее территории и не может иметь силы за ее пределами.

Необходимо отметить, что в определении сферы действия смежных прав в законодательстве об авторском праве и смежных правах стран с пе­реходной экономикой нет полного единства. Приведенные ниже нормы относятся в основном к Российской Федерации.

Сфера действия смежных прав исполнителей. Смежные права могут принадлежать исполнителям, если они являются гражданами Российской Федерации. Национальный режим распространяется на зарубежных ис­полнителей только в том случае, если исполнение:

• имеет место на территории страны;

• включено в охраняемую фонограмму;

• содержится в охраняемых передачах организаций вещания.

Сфера действия исключительных прав производителей фонограмм. Смеж­ные права производителей фонограмм могут охраняться, если:

• они являются гражданами Российской Федерации или российскими
юридическими лицами;

•фонограмма обнародована или ее экземпляры впервые публично распространялись на территории Российской Федерации;

• в иных случаях, предусмотренных международными договорами,
членами которых является Российская Федерация.

Сфера действия исключительных прав организаций вещания. Смежные права организаций вещания могут охраняться при выполнении двух условий:

• организация вещания имеет официальное местонахождение на тер­
ритории страны;

•передачи организации вещания осуществляются с передатчиков, расположенных на территории страны.

Другими словами, могут охраняться любые передачи организаций вещания, если они передаются с территории страны.

Сфера действия исключительных прав производителей баз данных. В соответствии с Директивой Европейского союза «О правовой охране баз данных» права на инвестиционные базы данных распространяются на их производителей, которые являются гражданами страны Союза и имеют по­стоянное местожительство на ее территории. Это право распространяется и на компании и фирмы, созданные и зарегистрированные в соответствии с законами страны Союза. Аналогичные положения установлены в ст. 1336 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Доступ к материалам электронной базы данных может осуществляться различным образом, поэтому сфера действия прав может также разли­чаться.

Если база данных воплощена на материальном носителе, то сфера действия прав производителя базы данных должна соответствовать принципам действия прав на произведения литературы, науки и искусства (см. §2.9).

Если база данных размещена в компьютерной сети, то для применения Принципа национального режима на производителя базы данных она должна быть размещена на серверах, расположенных на территории соот­ветствующей страны. Это требование не всегда легко выполнить и устано­вить, поскольку граждане страны могут воспользоваться услугами «хос­тинга» (размещением сайта) в иных странах.

Сфера действия исключительных прав публикаторов. Соответствующая сфера очерчена в ст. 1341 Гражданского кодекса Российской Федерации и фактически совпадает со сферой действия исключительного права на про­изведения, установленные Бернской конвенцией (см. § 2.9).

Служебные исполнения

В раннем законодательстве Российской Федерации об авторском пра­ве и смежных правах отсутствовало понятие «служебный объект смежных прав», хотя такие объекты широко распространены. В ст. 1320 Граждан­ского кодекса Российской Федерации установлены положения о служеб­ных исполнениях отсылкой на ст. 1295 в отношении служебных произведе­ний (см. § 2.10).

Из всех субъектов смежных прав личное неимущественное право при-Ьнано за исполнителем, поэтому служебными могут быть лишь исполне­ния, поэтому определением понятия «служебный объект смежных прав» может быть следующее.

Служебный объект смежных прав — это исполнение, которое создано исполнителем или исполнителями в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или задания работодателя.

Существует множество исполнений, в создании которых участвуют члены труппы, сценического или театрального коллектива.

К служебным исполнениям обычно применяют mutatis mutandis (с со­ответствующими изменениями) положения о служебных произведениях (литературы, науки и искусства (так сделано и в ст. 1320 Гражданского ко­декса Российской Федерации):

1. Личное неимущественное право на служебное исполнение принадлежит исполнителю (исполнителям).

2. Исключительные права на служебное исполнение принадлежат рабо­тодателю, если договором с исполнителем (исполнителями) не предусмот­рено иное.

3. Исполнитель (исполнители) служебного исполнения имеет право на до­полнительное вознаграждение.

Данное положение может действовать только в том случае, если ис­ключительное право принадлежит работодателю и не передано исполните­лю (исполнителям). Кроме того, право на дополнительное вознаграждение возникает только в том случае, если служебное исполнение используется каким-либо лицом, которое и выплачивает это вознаграждение.

4. Исполнитель (исполнители) служебного исполнения не вправе препят­ствовать его обнародованию работодателем.

Сущность смежных прав

Исключительные права исполнителей на результаты их исполнитель­ской деятельности на международном уровне признаются с 1964 г., когда вступила в силу Римская конвенция. Личное неимущественное право ис­полнителей на международной уровне было признано почти через 40 лет, когда в 2002 г. вступил в силу Договор ВОИС по исполнениям и фонограм­мам, признавший два личных неимущественных права исполнителей:

• право исполнительства;

• право на защиту репутации.

В договоре сделана оговорка, в соответствии с которой личное неиму­щественное право исполнителю предоставляется только в отношении неиисанных устных исполнений и исполнений, записанных на фонограм­мы. В отношении любых других исполнений личные неимущественные Ьава исполнителей на международном уровне не признаются.

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам впервые признал права исполнительства в весьма ограниченной форме, даже не назвав его :аким образом. Однако по аналогии со ст. 6bls(l) Бернской конвенции, орая ввела понятие «право авторства», аналогичное личное неимущественное право исполнителя может быть названо «правом исполнительства», содя из содержания ст. 5(1) Договора ВОИС по исполнениям и фоно-ммам право исполнительства может быть определено следующим образом.

Право исполнительства — это право исполнителя требовать быть признанным в качестве исполнителя незаписанных устных исполнений или исполнений, записанных на фонограммы, за исключением тех случаев, когда непредоставление такого права продиктовано характе­ром использования исполнения.

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам предоставил право исполнительства только на два вида исполнений, которое в некоторых слу­чаях может вообще не предоставляться. Другими словами, Договор создал парадоксальную ситуацию, когда личные неимущественные права испол­нителя оказались зависимыми от характера использования исполнения.

Такая норма отсутствовала в проекте договора, но появилась в ст. 5(1) До­говора ВОИС по исполнениям и фонограммам как компромисс между на­мерением большинства стран признать личные неимущественные права исполнителей на все виды исполнений и нежеланием ряда других стран, прежде всего США, предоставить такие права исполнителям аудио­визуальных произведений.

Национальное законодательство предоставляет право исполнительст­ва, как правило, на все виды исполнений без всяких условий и оговорок.

В ст. 1315(1) Гражданского кодекса Российской Федерации исполни­тель наделяется правом авторства на свое исполнение. Однако использо­вание такого понятия нельзя считать обоснованным. Дело в том, что по Бернской конвенции автор имеет право «claim authorship of the work», кото­рое впоследствии и стало называться правом авторства. В Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам установлено, что исполнитель имеет пра­во «claim to be identified as the performer of his performances», что может пони­маться только как право исполнительства, но не как право авторства.

В раннем законодательстве Российской Федерации исполнителям предоставлялось право на имя, но не право авторства. Как уже обсужда­лось выше, право на имя автора произведения обеспечивается правом ав­торства. Аналогичное справедливо и для права на имя исполнителя: оно обеспечивается правом исполнительства.

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам впервые признал пра­во на защиту репутации исполнителя в весьма ограниченной форме, даже не назвав его. Однако по аналогии со ст. 6bis(l) Бернской конвенции, кото­рая ввела понятие права на защиту репутации автора, аналогичное личное неимущественное право исполнителя может быть названо «правом на за­щиту репутации исполнителя», которое может быть определено следую­щим образом.

Право исполнителя на защиту репутации — это право на защиту не­записанных устных исполнений или записанных на фонограммы исполне­ний (включая их названия) от всякого искажения или иного посягатель­ства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя, за исключением тех случаев, когда непредоставление такого права про­диктовано характером использования исполнения.

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам ввел ограничения на право исполнительства, поэтому право на защиту репутации не может рас­пространяться на те случаи, когда право исполнительства не признается. В противном случае исполнитель не имел бы права исполнительства, но имел бы право на защиту репутации. Таким образом, необходимо при­знать, что оба личных неимущественных права исполнителя должны иметь один и тот же объем. Следовательно, исполнителю может принадлежать право на защиту репутации только в отношении незаписанных или запи­санных на фонограммы исполнений. Но даже при соблюдении этих усло­вий исполнителю может не предоставляться право на защиту репутации, если непредоставление этого права продиктовано характером использования исполнения. Данная оговорка предназначена для ограничения прав испол­нителя, в частности в отношении аудиовизуальных исполнений.

Национальное законодательство предоставляет право на защиту ре­путации исполнителя на все виды исполнений без условий и оговорок. По­добно праву на неприкосновенность произведения, Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 1315(1) установил право на неприкосновен­ность исполнения. Различие между правом на защиту репутации исполни­теля и правом на неприкосновенность исполнения аналогично различию соответствующих прав автора. Правильный подход к защите репутации ис­полнителя существовал в раннем законодательстве Российской Федера­ции2.

Запись исполнений. Римская конвенция, Соглашение ТРИПС и Дого­вор ВОИС по исполнениям и фонограммам наделили исполнителей пра­вом на запись незаписанных исполнений. Такое право вводится как отдельное право, в отличие от права на запись записанных исполнений, которое пред­ставляет собой право на воспроизведение записанного исполнения. В дейст­вительности же это не так, поскольку запись исполнения — это воспроиз­ведение изображений и звуков, создаваемых исполнением.

Большинство исполнений не являются индивидуальными и осущест­вляются коллективами исполнителей как самостоятельно, так и в условиях выполнения служебных обязанностей или служебных заданий тех или иных учреждений или организаций культуры — театров, филармоний, иных сценических площадок. Очень многие исполнения являются служеб­ными и право на запись исполнений принадлежит не исполнителям, а иным лицам — руководителям коллективов исполнителей, театров, фи­лармоний и т. д.

Право на запись исполнений означает, что никто не имеет права запи­сывать любое исполнение без разрешения лиц, которым принадлежит исклю­чительное право на исполнение. Поэтому любая запись исполнения, в том числе «любительская» или «бутлегерство» (bootlegging), считается неправо­мерной.

Право на публичное исполнение — это исключительное право осу­ществлять или разрешать воплощение произведения реальными или вир­туальными исполнителями посредством игры, танца, декламирования, чтения, пения или с помощью музыкальных и иных инструментов и тех­нических средств в местах, где присутствуют или могут присутство­вать лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи или к близким зна­комым семьи.

Публичное исполнение является одним из наиболее массовых спосо­бов использования и распространения многих видов произведений лите­ратуры и искусства. Особенностью публичного исполнения является то, что авторы и иные правообладатели не могут осуществить свои исключи­тельные права самостоятельно, т. е. не могут заключить договоры со всеми пользователями их произведений, и поэтому права авторов на такие про­изведения могут оказаться нарушенными.

В целях обеспечения исключительных прав авторов в случаях, когда их трудно практически реализовать в индивидуальном порядке, в каждой стране действуют организации, осуществляющие исключительные права указанных лиц на коллективной основе. В большинстве стран устанавли­ваются особые тарифы (ставки авторского вознаграждения) за публичное исполнение произведений литературы и искусства и особый порядок при­менения таких ставок.

В странах с переходной экономикой ставки обычно устанавливаются постановлением правительства. В интересах авторов, как правило, вводят­ся минимальные ставки авторского вознаграждения за публичное исполне­ние произведений литературы и искусства, другими словами, автор может заключить договор с пользователем на право публичного исполнения его произведения и по более высоким ставкам.

Практика по договорам

По договору с Резниковым Анатолием Израиловичем автор передал режиссеру исключительные права на использование литературного произведения "Приключения кота Леопольда". Предметом договора была передача А.И. Хайтом А.И. Резникову исключительных авторских прав на воспроизведение произведения, распространение любым способом, импорт, публичный показ, публичное исполнение, передачу в эфир, сообщение для всеобщего сведения по кабелю, перевод, аранжировку, переделку и другую переработку произведения.

Как установлено в договоре, вышеуказанные права были переданы без ограничения срока, на территорию всего мира и безвозмездно. Аркадий Хайт умер в Германии. После его смерти в декабре 2000 г. вдова и наследница знаменитого автора обратилась в Пресненский суд г. Москвы с иском о признании договора недействительным на основании ст. 168 ГК РФ, поскольку стороны не договорились о размере авторского вознаграждения за передачу прав и порядке его выплаты.

В судебном заседании ответчик иск не признал. Режиссер ссылался на свободу договора, полагая, что стороны вправе были договориться о любых условиях, в том числе о безвозмездной передаче прав. Нотариус, заверившая сделку, также поддерживала эту позицию.

Решением Пресненского суда г. Москвы от 19 ноября 2002 г. вдове Аркадия Хайта в удовлетворении исковых требований было отказано. Суд решил, что договор признанию недействительным не подлежит. В мотивировочной части решения было указано, что в договоре "соблюдены все необходимые условия в части авторского вознаграждения - безвозмездно, то есть 0 руб.". В соответствии с положениями ГК РФ авторский договор является возмездной сделкой.

Как предусмотрено ГК РФ, безвозмездный порядок передачи прав возможен только по договору дарения. Так или иначе, но это означает, что в оспариваемом договоре необходимо было определить размер вознаграждения, причитающегося автору за передачу прав, а также предусмотреть тот или иной порядок его выплаты. Авторское вознаграждение следовало установить в виде процента от дохода за каждый способ использования произведения "Приключения кота Леопольда", в том числе конкретный процент за передачу права на воспроизведение произведения без ограничения тиража, конкретный процент за передачу права на публичное исполнение произведения и т.д. При этом размер вознаграждения за некоторые способы использования произведения не может быть определен в договоре ниже, чем установлено минимальными ставками, например, за воспроизведение путем звукозаписи и публичное исполнение произведения.

Данное существенное условие авторского договора сторонами не было согласовано так, как этого требует законодательство. В соответствии с гражданским законодательством сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. Недействительная сделка не влечет юридических последствий.

Также согласно ст. 432

Наши рекомендации