Дидактическая поэзия как жанр от Гесиода до Вергилия. Отражение распада родовой общины и формирование нравственных норм в поэме Гесиода «Работы и дни».
Дидактическая поэзия, по старинной теории поэзии, вид поэтич. творчества, имеющий целью поучать, доказывать полезность какого-л. предмета в стихотворной форме. Первые образцы Д. поэзии у древних греков - Гесиод (поэма его «Труды и дни») и др. философы, математики, астрономы, излагавшие свои труды стихами. У римлян - Вергилия «Георгики», Горация «Ars poetica» и друг.В дидактическом эпосе отражается новый этап развития общества. На смену героическому эпосу, который отражает племенные отношения, приходят произведения, свойственные для предгосударственного этапа развития социума, когда община разлагается, появляется имущественное неравенство.Гесиод впервые в истории европейской лит-ры рассказывает свою биографию.
9. Древнегреческая поэзия VII — VI вв. до н. э. Географические, исторические и жанровые особенности. (на примерах: элегии Тиртея и Мимнерма; социально-политической элегии Солона и Феогнида; ямбов Архилоха; мелической поэзии Сапфо, Алкея, Анакреонта; хоровой лирики Пиндара).
Элегия и ямб - важнейшие лирические жанры, созданные в Ионии. И тот и другой жанр связан с фольклорными обрядовыми песнями; народная песня превращается в индивидуальную лирику, в которой находят свое выражение противоречия эпохи, ее политическая борьба и мировоззренческие проблемы.
Древнеионийская литературная элегия не имеет, однако, обязательного скорбного характера: это - лирическое стихотворение наставительного содержания, заключающее в себе побуждения и призывы к важному и серьезному действию, размышления, афоризмы и т. п. Элегии пелись на пирах и народных сходках. Внешним признаком элегии, который отличал ее от всех других жанров, является особый стиховой строй, регулярное чередование гексаметра со стихом несколько иной структуры, пентаметром, образующее строфу из двух стихов, элегический дистих (элегическое двустишие). Следы былого траурного характера элегии сохранились также в использовании элегического размера для стихотворных надписей на надгробных плитах, но по содержанию литературная элегия вышла далеко за рамки заплачки. Стиховая форма элегии сближала ее с эпосом, и тематика ее зачастую совпадала, особенно на первых порах. язык элегии был поэтому близок к эпическому.
Совершенно иного происхождения был ямб. На земледельческих праздниках плодородия, для которых были характерны разгул, перебранка и сквернословие, раздавались насмешливые и обличительные песни, направленные против отдельных лиц или целых групп. Песни эти назывались ямбами; они служили и фольклорным средством общественного порицания. Все эти черты народного ямба, сатирический и обличительный характер, персонально заостренная издевка, сохранились в литературном ямбическом жанре, но и он вышел за фольклорные рамки, превратился в орудие выражения личных чувств и настроений. Внешним признаком ямбического жанра служит пользование особенными стихотворными размерами, ямбами (И - ) или трохеями (хореями: - И). Из ямбических стихов наиболее употребительным является триметр ("трехмерник"), состоящий из трех метрических единиц ("метров"), по две стопы в каждой: И - И - | И - И - | И - И - ; Употребительнейший трохеический .стих - тетраметр ("четырехмерник"), обычно разделенный словоразделом на два диметра ("двухмерника"): - И - И | - И - И || - И - И | - И - ;
Авторами элегий и ямбов в ряде случаев были не профессиональные певцы, а люди практической политики, видные деятели эпохи. Одним из древнейших известных нам элегических поэтов был Каллин из Эфеса (в Малой Азии), живший в первой половине VII в. От него сохранилось только одно стихотворение - призыв к защите родины от нападения врагов. Верьте, завидная доля и славная - мужу сражаться Ради земли и детей, ради любимой жены В битве с врагами.
Смерти все равно никому не избегнуть, а удел храброго - почет при жизни и после кончины.
Еще ярче звучит тема защиты родины в элегиях спартанского поэта Тиртея (вероятно, на рубеже VII - VI вв.), воодушевлявшего спартанцев к борьбе во время долгой войны с восставшими против. Спарты мессенцами. Обращаясь к спартанским войскам, Тиртей рисует жалкую долю беглеца, скитающегося с семьей на чужбине, позор, покрывающий труса.
Элегия Тиртея исходит из нового единства, заменившего прежнюю родовую связь, из общности граждан полиса. В то время как эпос изображал преимущественно индивидуальных героев, сражавшихся ради добычи и славы, Тиртей призывает к массовому героизму во имя "полиса и всего народа". Очень интересно стихотворение Тиртея об истинной "доблести". Он начинает с отрицательного момента, с перечисления качеств, которые еще не создают доблести; все это качества, прославлявшиеся в эпосе, и Тиртей иллюстрирует их мифологическими образами. Гимнастический идеал быстроты в беге и
искусства в борьбе, рост и сила киклопов, быстрота Борея, красота Тифона, богатство Мидаса, царственностъ Пелопса, сладкоречье Адраста недостаточны. Умереть в первых рядах за отечество - вот высший подвиг, прославляющий не только самого погибшего, но и город, и граждан,, и отца, и все потомство храброго, создающий ему бессмертное имя. Если же он выйдет победителем из боя, то вкусит всю сладость жизни, окруженный уважением сограждан Элегия Тиртея содержали в себе и восхваление доблести, и правила строевого устава, и изложение основ спартанского государственного "благозакония". Круг обязанностей спартанца излагался: в легко запоминаемой стиховой форме. Стихи Тиртея и в позднейшее время пелись спартанскими воинами во время походов; как катехизис полисного патриотизма, они пользовались большой популярностью и за пределами Спарты.
Тиртей не был спартанцем. Рассказывали, будто спартанцы в трудный момент Мессенской войны обратились, по совету оракула, к афинянам с просьбой прислать им вождя; афиняне послали хромого школьного учителя Тиртея, но он своими песнями поднял дух спартанцев и привел их к победе. Каково бы ни было действительное происхождение Тиртея, успех его песен в Спарте возможен был лишь благодаря тому, что язык ионийского эпоса успел уже приобрести общегреческое значение.
Хотя Тиртей и выступает, как элегический поэт, от собственного имени, все же он является выразителем не личных суждений, а общественного мнения коллектива спартанских граждан. Военно-аристократический строй Спарты не создавал благоприятных условий для развития индивида и поэзии личных чувств. Гораздо резче выражен субъективный момент в творчестве Архилоха а (середина VII в.), крупнейшего представителя древнеионйиской лирики. Основным содержанием поэзии Архилоха являются его личные переживания. Из его наследия не сохранилось ни одного цельного стихотворения, и тем не менее личность автора выступает очень ярко в тех коротких обрывках его стихов, которые до нас дошли. Уроженец о. Пароса,сын аристократа и рабыни, Архилох, как "незаконнорожденный", был человеком в известной мере деклассированным и вел из-за нужды "беспокойную скитальческую жизнь наемного воина, принимая участие в военных операциях по созданию новых колоний, нигде не уживаясь с окружающей средой. Он сам характеризует себя как "служителя бога войны, знакомого также со сладостным даром Муз". Война служит для него источником существования.
В элегиях, посвященных описанию боевой жизни, встречается очень много эпических формул и выражений: поэт как бы ставит себя в положение гомеровских героев, и это сопоставление приобретает порою иронический оттенок. Не без юмора рассказывает, например, Архилох о том, как он во (время бегства потерял щит (это считалось позорным.
Торжественные формулы гомеровского стиля ("горделиво носит", "безупречный щит", "избежал кончины" и т. п.) получают пародийное звучание благодаря ироническому отношению поэта к старинным представлениям о "доблести".