Идейно-эстетические особенности сказок М. Горького. Связь с жизнью, социальная насыщенность, новаторское овладение традициями народных сказок.
Максим Горький (настоящие имя и фамилия Алексей Максимович Пешков) (1868-1936), русский писатель, публицист.
Сказки Горького открывают новый этап в развитии литературной сказки. Он написал для детей сказки «Утро» (1910), «Воробьишко»(1912), «Случай с Евсейкой» (1912), «Самовар» (1913), «Яшка» (1919) и обработал народную сказку «Про Иванушку-дурачка».
Уже в первой своей сказке для детей — «Утро», как впоследствии и «Сказках об Италии», Горький показывает чудесное не в волшебных действиях героев, а в реальных делах бесчисленных поколений простых людей, украсивших своим трудом родную землю. «Сказка о том, как люди работали на земле, — самая интересная сказка мира», — пишет Горький. Труд рождает прекрасные сказки земли. Он подготавливает победу на земле светлых начал жизни, помогает беднякам осознать свою силу.
Сказка «Утро» проникнута предчувствием новой жизни. Она оптимистична. Грядущее олицетворяется в произведении в образах утра, первых лучей солнца, которые рассеивают ночную мглу.
Солнце и труд одинаково животворны. Они главные источники человеческого бытия. Поэтому солнцу «улыбаются ласковой улыбкой» вершины гор. Ему кланяются волны моря, «высоко поднимая белые головы». Эти пафосные, романтически окрашенные метафоры и эпитеты и символизируют в сказке Горького пробуждение людей труда, радостное чувство близкого обновления жизни.
Сказка «Утро» — произведение лирико-романтическое и философское. Романтическая тема звучит и в сказке «Воробьишко». В жанровом отношении «Воробьишко» — романтико-сатириче-ская сказка. Сатирически изображены в произведении старые пичужки. По словам Горького, они напоминают скучных людей, которые обо всем говорят так, как в книжках написано, не имея собственного мнения. Они не верят в способность человека к смелым, дерзновенным порывам.
Не потому ли маленький и забавный Пудик, нетерпеливо желающий знать, «что такое божий мир и годится ли он для него», не приемлет поучений старых пичужек? Ведь эти поучения не одухотворены мечтой и напоминают проповеди ужа из «Песни о Соколе». А Пудик убежден в другом: «все должны иметь крылья». И в стихах «собственного сочинения» он, подобно героям ранних романтических произведений Горького, высмеивает «рожденных ползать», бескрылых людей. Такова нравственная идея сказки «Воробьишко».
Разрабатывая все новые и новые формы советской литературной сказки, Горький создает и классический образец сатири-ко-бытовой сказки для детей. В сказке «Самовар» он обличает мещанскую тупость и самодовольство.
Здесь действующими лицами оказываются вещи домашнего обихода, наделенные чертами определенных типов людей: «толстая, широкая и очень смешливая сахарница», которая всех и всего на свете боится, сливочник, напоминающий «горбатенького господина с одной ручкой» («он всегда говорил что-нибудь печальное»).
Больше всех высмеивает писатель «форсисто фыркающий» самовар. Он безудержно хвастается перед всеми блеском своих медных боков, считает себя умницей и красавцем, хочет, «чтоб луну сняли с неба и сделали из нее поднос для него». Полны самоупоения, самовлюбленности песенки, которые поет самовар:
— Фух, как я горяч! Захочу — прыгну, как мяч,
Фух, как я могуч! На луну выше туч.
К теме мещанства, одной из важнейших тем всего своего творчества, Горький возвращается и в сказке «Яшка». Сатира здесь носит ярко выраженный политический характер. Это сказ-ка-памфхет. Не случайно она появилась в 1919 году, когда классовая борьба между защитниками молодой Советской Республики и враждебными силами старого мира достигла необычайного напряжения.
Десятилетний мальчик Яшка попадает за свои житейские страдания в рай. И вот он видит вереницы святых угодников. Они томятся от скуки и елейно скулят о своих жертвенных страданиях и доблестях: «ножки у нас переломаны, ручки вывихнуты, ведь как мы страдали!» От этой райской жизни Яшке и пить, и есть, и играть расхотелось. И он возвращается на землю, чтобы жить «во славу людям».
Финал сказки «Яшка» «воспринимается как избавление героя от тяжелейших мук рая, как смелый вызов самодовольно-тупому, паразитическому мещанскому райскому благополучию...». Горький выступает против развращающей философии смирения, покорности, пассивной жертвенности (см. «Советская детская литература». М., 1958).
Новаторской была и научно-познавательная сказка Горького «Случай с Евсейкой». Она рассказывала детям о морском дне и его обитателях. Внешние особенности и образ жизни этих обитателей морского дна Горький характеризует меткими сравнениями и выразительными глаголами. Например, голотурия напоминает «плохо нарисованного поросенка», сепия — «мокрый носовой платок». Краб двигается «боком-боком», рак-отшельник везет свою раковину, тащится морская черепаха.
Все эти научно-познавательные факты Горький мастерски вплетает в сюжетное действие. Своей необычайностью они создают сказочную обстановку, в которую попадает маленький герой Евсейка. В жанре научно-познавательной сказки писатель сумел развить приключенческий сюжет, нарисовать образ смелого, находчивого маленького героя. Евсейка напоминает Пудика и Яшку романтичностью и жизнелюбием. И в нем угадываются черты человека будущего — хозяина свободной земли.
В сказках «Утро», «Воробьишко», «Случай с Евсейкой», «Самовар», «Яшка» Горький опирается на идейно-эстетический опыт детской народной и детской литературной сказок, созданных такими писателями, как Погорельский, Одоевский, Гаршин, Пер-ро, братья Гримм, Андерсен. Обогащая этот опыт, Горький использует чисто литературный прием, который подчеркивает условность волшебного («Случай с Евсейкой»). Создавая детские сказки, писатель обращается к изобразительным средствам народной детской сказки — очеловечению природы и окружающих человека вещей и предметов, диалогической форме сказочного повествования, сочетанию диалога с песенками и стишками.
Так, в сказке «Воробьишко» Пудик ведет спор с воробьихой-мамой и чуть не гибнет от лап кошки. В сказке «Самовар» вещи оживленно беседуют, и вдруг... самовар распаялся, разбилась полоскательная чашка, откололась ручка у сливочника, лопнул чайник.
Неожиданным спасением Евсейки завершается его диалог с «огромной рыбой», как и диалог Яшки с богом Саваофом. Новые идеи, темы, образы, сюжеты раскрыты писателем приемами народной детской сказки.
Только сказка «Утро» представляет авторский монолог. Но и в этой сказке Горький заставляет очеловеченную природу «высказываться». Волны моря поют солнцу: «Приветствуем вас, владыка моря!» А солнце отвечает им: «Добрый день!» Зеленые ящерицы говорят друг другу: «Сегодня будет жарко!» В этот диалог вступает и сам автор. Сняв почтительно шляпу, он отвечает цветам, попросившим его нарисовать их «маленькие портреты»: «Вы очень любезны! Благодарю вас за честь!»
Горький иногда имитирует народный сказ. В сказке «Яшка» сама тема диктовала необходимость употребления библейских слов и выражений («грешник», «рай», «праведник», «святые угодники», «славы твоея»). И все же речь действующих лиц здесь разговорная, просторечная. Господь спрашивает у Яшки:
«Ты откуда?
· Из Петербурга.
· Чего рано помер?
__ Да-а, — сказал Яшка, — рано! другой бы на моем месте еще раньше издох.
· Али трудно жилось? — ласково спросил господь. Екнуло сердце Яшкино, хотел он рассказать богу о своей тяжелой жизни, да вспомнил, как святые угодники жаловались, и — сдержался, только крякнул».
Горький сблизил детскую сказку с жизнью, показал советским писателям, какой должна быть новая сказка для детей, какие традиции для нее особенно плодотворны. Призывая создавать произведения о детях и для детей, он говорил: «В литературе нашей дети не участвуют в качестве героев, что чрезвычайно странно, очень странно. Как будто идет смена, а в книжках ее нет, в романах, в повестях мы этой смены не видим. А это нужно».
Сам Горький с большой симпатией и теплотой писал о детях. Не только в сказках, но и во многих его рассказах дети являются главными героями («Дед Архип и Ленька», «Встряска», «Колюшка», «Нищенка», «Дети» и др.)