Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого в Яснополянской школе. Создание жанра рассказа-миниатюры (предназначенного для обучения чтению).
Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого началась в 1849 г., когда он учил грамоте крестьянских детей в Ясной Поляне. Более активную педагогическую деятельность он стал вести с 1859 года, продолжал ее с перерывами до конца своей жизни. По возвращении с Крымской войны он открыл в Ясной Поляне школу и содействовал организации в ближайших селениях еще нескольких крестьянских школ. < Нам нужно Марфутку и Тараску выучить хотя немножко тому, что мы сами знаем. >>
В 1860 году Толстой намеревался учредить просветительское общество. Его задача -- открытие школ для крестьян, подбор учителей для них, составление курса преподавания и помощь учителям в их работе.
Возвратившись весной 1861 года из-за границы, Толстой резко критиковал буржуазную цивилизацию. Также острой критике Толстой подверг и современную ему школу, в которой учат тому что не нужно народу.
Яснополянская школа, открытая в 1959 году была реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение Л.Н.Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей. Несмотря на кратковременное существование, работа школы, которую Л.Н.Толстой освещал в своем педагогическом журнале >, вызвала живой отклик в России и за рубежом, и была примером для подражания.
Летом 1862 года в отсутствии Толстого, в школе был произведен обыск. Это событие задело и оскорбило писателя. В знак протеста он прекратил свою интересную педагогическую деятельность.
В 1869 году Толстой, вновь с увлечением занимается педагогикой. В 1872 году, была издана составленная Толстым >, в 1875 году, вышли в свет переработанная > и четыре >. В то же время он составляет учебник арифметики и занимается методикой первоначального обучения и другими вопросами средних школ.
В своей статье 1874 года, > он резко критиковал земства за то, что они сдерживали активность крестьян, которые стремятся сами создавать сельские школы, предпочитая их тем, которые открывают земства на средства крестьян.
В 70-х годах, Толстой снова стал учить детей в Яснополянской школе, разработал проект крестьянской учительской семинарии. В 1876 году, он получил разрешение открыть семинарию, но не встретив поддержку со стороны земства не смог осуществить свой проект.
Последний период педагогической деятельности Толстого относится к 90-м и 900-м годам.
Толстой в этот период в основу своей педагогической деятельности ставил свою > -- признание, что человек носит бога в < самом себе >>, всеобщую любовь к людям, всепрощение, резко отрицательное отношение к обрядовой, церковной религии. Он признает ошибкой свое былое отделение воспитания от образования и считает, что детей не только можно но и нужно воспитывать, и воспитывать именно в духе проповедуемого им >. Эти взгляды он высказывает в ряде писем и статей и в 1907-1908 годах ведет занятия с крестьянскими детьми в духе своего религиозно-нравственного учения.
Миниатюра (от minium — красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг) – художественное произведение малых размеров, отличающееся богатством и декоративностью форм, фактуры, орнаментальностью, тонкостью технических приемов.
Классификация миниатюры в литературе весьма затруднена. Кто-то считает его стихотворением в прозе, кто-то маленьким рассказом, кто-то пишет, что это просто сверхмалая жанровая форма.
Миниатюры И.Анненского, В.Гаршина, М.Горького, С.Скитальца, В.Короленко, И.Бунина, А.Куприна - это отражение процессов, происходящих в литературе рубежа веков: разрушение рамок традиционных жанров, интеграция и дифференциация жанровых структур, создание новых в известном смысле жанровых форм, к числу которых относится и миниатюра. Обращение к ней впрямую связано с незавершенностью, фрагментарностью, мозаичностью жизни рубежа веков.
В настоящее время жанр миниатюры возрождается. Ускоряющийся темп жизни, отсутствие времени на чтение книг, блоки рекламы создающие краткие сюжеты - всё это и многое другое диктует краткость форм произведения. Быстро сменяющиеся картинки - вот суть современной жизни.
Ряд исследователей называет первооткрывателем жанра лирико-философских миниатюр И.С.Тургенева с его "Стихотворениями в прозе". Против этого справедливо возражает К.С.Сахаров, который считает, что "краткость тургеневских миниатюр находится в прямой зависимости от избранной им формы", т.е. притчи, аллегории, лирической элегии и т.д. Образцом жанра лирико-философской миниатюры К.С.Сахаров считает "короткий рассказ" Бунина, но это не механически сокращенный "большой" рассказ. Характеристическими признаками "краткого" рассказа нужно считать совершенно неразвитый сюжет, отсутствие традиционных завязок, развязок и т.п.". Данное утверждение представляется нам весьма убедительным: следует разграничивать жанр "стихотворение в прозе" как жанр лирический и жанр рассказов-миниатюр как жанр эпический. И если для лирической миниатюры жанрообразующим фактором является чувство, мысль, переживание автора, т.е. лирическое начало, то для миниатюры эпической - фабульный сюжет, событие, имеющее пространственно-временную протяженность. При этом, как отмечает И.А.Смирин: "хронотоп миниатюры проявляет тенденцию к сужению, к сжатию до одномоментности, до масштабов точки, то есть, время и пространство внутреннего мира миниатюры становятся в идеале неопределенными, нефиксированными, универсальными".
Другими жанрообразующими признаками миниатюры являются сверхмалый объем, детализация: "в прозе начала ХХ символика сцен и деталей неизмеримо возросла, стала проникать в малые жанры, превращаясь в один из ведущих поэтических приемов". Одним из стимулирующих моментов развития жанра миниатюры было, как отмечал В.А.Келдыш, тяготение к "более обобщенному и концентрированному изображению действительности". Итак, русская миниатюра рубежа веков шла как лирическим, так и эпическим путем. Лирическое направление от "Стихотворений в прозе" продолжили В.Гаршин, И.Анненский (цикл "Autopsia"), В.Короленко; эпическое - И.Бунин, А.Куприн. Последние продолжили его и в эмиграции "Краткими рассказами" (И.А.Бунин) и "Рассказами в каплях" (А.И.Куприн).
К жанру миниатюры А.И.Куприн обращался неоднократно: притча "Искусство", сказочки "О конституции" и "О Думе", "Маленькие рассказы" 1904-го года и "Рассказы в каплях" конца 1920-х годов. Последние образуют циклы, в куприноведении практически не изученные.
Жанр миниатюры - это своеобразный показатель мастерства, ибо в выборе этого жанра проявляется стремление, желание, умение писателя насытить предельно малый объем значительным содержанием, которое, подчиняясь требованиям формы, концентрируется, сгущается, уплотняется.
Анализируя художественное пространство миниатюры, Д.С.Лихачев писал: "Средневековый человек стремится как можно полнее, шире охватить мир, сокращая его в своем восприятии, создавая "модель" мира - как бы микромир". Стремясь заключить в тесные рамки миниатюры модель своего мира, писатель сталкивается с неразрешимым противоречием - кризисом содержания и формы. Отдавая дань миниатюризации формы, писатель рискует свести богатство индивидуального, личностного - к общечеловеческому, внеиндивидуальному; мир образов - к системе символов, миниатюру - к притче. Уступая содержанию, писатель должен или расширить миниатюру, тем самым уничтожить её как жанр, или создать цикл миниатюр - парадоксальное и уникальное жанровое образование, позволяющее при сохранении формы (иногда чисто внешнем) выразить целостность миросозерцания.