III. Социально-философские проблемы

Проблема русского характера.

Тезисы

- Русскому сердцу воля ближе всего.

Цитаты

- «Мы - русские, какой восторг!» (А.В.Суворов).

- «Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот – лень» (Н.В. Гоголь).

- «Если русских останется только один хутор, то и тогда Россия возродится» (Н. В. Гоголь).

Литературные аргументы

Важной особенностью творчества Лескова является то, что он не скрывает мерзости в русском народе, не возводит в перл создания, но и не осуждает, скорее, старается понять его.

«Очарованный странник» Н.С. Лескова– хроника скитаний богатыря Ивана Флягина по родной земле. В фигуре этого скитальца сочетаются противоречивые черты: с одной стороны, могучие, неуемные силы духа, неугасимая жизненность, высокое благородство, нежная и привязчивая душа; с другой стороны, необузданная страстность широкой натуры иногда толкает его на жестокие выходки, даже на преступление. Но через все свои странствия и злоключения герой проносит нетронутыми сердечность, отзывчивость, постоянную готовность к

самопожертвованию ради своей отчизны и своих близких. В тяжелых многолетних скитаниях как бы воплощаются трудности исторического пути русского народа.

В «Левше» Н. С. Лесковазапечатлена талантливость, творческая одаренность русского народа. В этом несколько затейливом сказе вскрыта подлинная трагедия русских талантов из народа в условиях самодержавно-крепостнического строя, часто обрекавшего эти таланты на жалкое существование и смерть в безвестности. Чтобы выразить горькую мысль о «ненужности» дарований, писатель в основу сюжета кладет такую «нелепость», как подковывание стальной блохи, на что бессмысленно тратятся силы русского мастера.

Сквозная тема рассказа «Матрёнин двор» А.И. Солженицына– личность и судьба главной героини Матрены. Главным является мотив неузнанного и непонятного праведника. На это указывает даже первоначальное название произведения: «Не стоит село без праведника». Именно Матрена, нищая и физически немощная, оказалась тем самым праведником, без которого не может стоять село – а в целом и весь мир. Благодаря свой духовной чистоте, бессознательному следованию законам гуманизма и христианской доброты, Матрена стала тем столпом, который удерживает окружающий мир от окончательного разрушения, вызванного алчностью и взаимным недоброжелательством.

Цикл «Записки охотника» И.С. Тургенева– галерея народных характеров. Эту галерею открывают образы Хоря и Калиныча. Первый символизирует собой недюжинный ум, достоинство, практическую сметку. Второй – добродушие, бескорыстие и поэтичность. Хозяйственный, неуступчивый подчас Хорь и веселый, открытый Калиныч представляют собой два коренных типа русского характера.

В рассказе «Певцы» И.С. Тургенева, являющимся сосредоточением авторской мысли о народном характере, воспевается красота русского человека. В запущенном и бесприютном селе Колотовка в кабачке, названном Притынным, собираются на состязание несхожие между собою люди. Во время пения Якова-Турка присутствующие да и сам певец забыли о состязании, всеми овладело упоение, «русская душа, правдивая, горячая душа звучала и дышала» в песне Якова и «хватала… за сердце, хватала за его русские струны». Все, что есть сокровенного отразилось в пении Якова Турка, исповедь целого народа, разговор души с душой о самом главном.

М. Ю. Лермонтов.Поэма «Песня… про купца Калашникова»(Степан Парамонович Калашников).

М. Шолохов.Рассказ «Судьба человека»(Андрей Соколов)

А. И. Солженицын.Рассказ «Один день Ивана Денисовича».

Вступление

Довольно часто мы слышим пословицы, крылатые выражения о русском национальном характере. Например: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», «И какой же русский не любит быстрой езды!» (Н. В. Гоголь) и т.д. Есть фильм — «Любить по-русски»… Когда иностранцы говорят о загадочной русской душе, то, в первую очередь, имеют в виду, что в русском характере уживаются самые разные черты. Да, много непонятного для других народов таит в себе русский характер, однако всему миру известны такие наши замечательные качества, как щедрость, гостеприимство, смекалка.

Проблема отношений художника и власти (свободы творчества). Проблема внутренней, духовной свободы писателя.

Тезисы

Цитаты

- «Служить бы рад – прислуживаться тошно» (А.С. Грибоедов).

- «Для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи» (А.С. Пушкин).

- О них вспоминаю всегда и везде,

О них не забуду и в новой беде,

И если зажмут мой измученный рот,

Которым кричит стомиллионный народ.

(А.Ахматова).

Литературные аргументы

Проблема отношений художника и власти с предельной четкостью раскрыта в стихотворении А. С. Пушкина «Из Пиндемонти». «Для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи» — эти слова являются определяющими для настоящего художника. Они дают ответ на вопрос, почему, например, многие произведения соцреализма оказались в забвении, а творения А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака и многих других талантливых художников слова стали гордостью русской литературы XX века.

Проблема художника и власти в русской литературе, пожалуй, одна из самых болезненных. Особым трагизмом она отмечена в истории литературы ХХ века. А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам, М.Булгаков, Б.Пастернак, М.Зощенко, А.Солженицын (список можно продолжить) — каждый из них ощутил «заботу» государства, и каждый отразил её в своём творчестве. Одним ждановским постановлением от 14 августа 1946 года могла быть зачёркнута писательская биография А.Ахматовой и М.Зощенко. Б.Пастернак создавал роман «Доктор Живаго» в период жестокого давления правительства на писателя, в период борьбы с космополитизмом. Травля писателя возобновилась с особой силой после присуждения ему Нобелевской премии за роман. Союз писателей исключил Пастернака из своих рядов, представив его внутренним эмигрантом, человеком, порочащим достойное звание советского писателя. И это за то, что поэт рассказал народу правду о трагической судьбе русского интеллигента, врача, поэта Юрия Живаго.

А. С. Пушкин.Стихотворение «Пророк».

М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»(Мастер).

Е.Замятин «Мы»:люди – нумера, имели всего 2 свободных часа.

Вступление/заключение

Настоящий творец (поэт, музыкант, художник) создает свои произведения по зову сердца, а не по заказу. Только тогда искусство будет правдивым, только тогда оно станет залогом бессмертия автора. «Рукописи не горят», — пророчески произнес Воланд — герой романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Но на самом деле в истории русской литературы XX века множество трагических моментов, когда рукописи уничтожались, а их авторы по воле властей оказывались в тюрьме, в ссылке, в эмиграции.

Наши рекомендации