Проблема античеловечной сущности войны.
Тезисы
- На войне осознается ценность человеческой жизни и неестественность смерти.
- В справедливой войне действия направлены на защиту, на прекращение военных действий.
- На войне помогает выстоять сила духа.
- Нравственные уроки войны не должны быть забыты.
Цитаты
- «Война не делает человека лучше. Только хуже» (Светлана Алексиевич).
- «На войне, в бою рождается самая сильная любовь и самая сильная ненависть» (Александр Бек).
- «Серп войны пожинает колосья жизни» (Артем Веселый).
- «Никто не забыт – ничто не забыто» (Ольга Берггольц).
- У войны – не женское лицо.
Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы – девчата,
Похожие на парней.
(Ю. Друнина)
- «Враг ты мой родной» (М. Цветаева).
Литературные аргументы
Ключевое место в романе «Война и мир»занимает тема 1812 года. Война в целом подвергается анализу писателя. Толстойотрицает войну как явление противоестественное и бесчеловечное.
Пугачевский бунт показан в романе «Капитанская дочка»как национальная трагедия. Это беспощадная гражданская война, в которой бунтовщики не могут победить. Свою обреченность хорошо понимает и сам Пугачев. Не считают себя победителями и усмирители бунта: «Мы утешались в нашем бездействии мыслью о скором прекращении скучной и мелочной войны с разбойниками и дикарями». В этой войне есть только побежденные – русские люди, воюющие против таких же русских людей.
М. Шолохов. Рассказ «Родинка».Античеловеческая сущность войны проявляется в том, что сын встает против отца, в том, что отец убивает собственного сына, а значит, убивает самого себя.
Дж.Бойн «Мальчик в полосатой пижаме».«Мальчик в полосатой пижаме» - история о том, как распадается под напором общества, под напором нацизма, под напором страха обыкновенная семья. Это произведение обо всем - о детях и родителях, об одиночестве и страхе, о дружбе и о детской непосредственности. А самое главное о страшном времени: об ужасах фашизма, о жертвах холокоста, об абсолютной ужасающей бессмысленности и глупости войны и о ценности человеческой жизни.
Проблема добра и зла.
Тезисы
- Добро и зло – две стороны одной медали.
- Закон достойных — творить добро.
Цитаты
- «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» (И. Гете «Фауст).
- «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла» (В.О. Ключевский).
- «Что делало бы твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени» (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита).
- «Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни» (Л.Н. Толстой).
- «Добро по указу — не добро» (И.С. Тургенев).
- «Доброта — она превыше всех благ» (М. Горький).
- «Путем зла не доходят до добра» (Вильям Шекспир).
- «Тут дьявол с богом борется, а поле битвы — сердца людей» (Ф.М. Достоевский).
- …Мы в мир пришли, чтобы добро творить,
Чтоб злу дорогу в душу преградить.
Так почему ж бывает коротка
Тропинка от добра и зла?..
(Л. И. Новикова).
- «Высшая мудрость - различать добро и зло» (Сократ).
- «Зло тихо летать не может» (Пётр I).
- «Человека иногда больше исправляет вид зла, чем пример добра» (Б. Паскаль).
Литературные аргументы
В романе М. А Булгаков «Мастер и Маргарита»Воланд - воплощение зла, Иешуа – носитель идеи добра, он никому не причиняет зла. Но главное он не видит зла и в других людях. «Злых людей нет на свете», - утверждает бродячий проповедник. Но зло и добро порознь не имеют смысла: Воланд – дьявол, говорит, что он часть зла, которая, не желая того, несёт добро.
В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»Раскольников все свои преступления совершает ради добра. Возникает парадоксальная идея: в основание зла положено добро. Добро и зло борются в душе Раскольникова. Зло, доведенное до предела, сближает его со Свидригайловым, добро, доведенное до самопожертвования, роднит его с Соней Мармеладовой. В романе Раскольников и Соня - это противостояние добра и зла. Соня проповедует добро, основанное на христианском смирении, христианской любви к ближнему и ко всем страдающим.
Сюжет трагедии Гёте «Фауст»составляет борьба добра и зла, возвышенного и низменного, великого и ничтожного. Герой проходит испытание страстной любовью, славой, богатством, стремится служить людям, при этом жертвуя самими людьми.
Особое место в творчестве и духовной жизни Лермонтова занимал образ Демона, падшего ангела, изгнанного из рая за неповиновение, за жажду познания и сеющего «зло без наслаждения». Этот образ олицетворяет вечную борьбу добра и зла.
Вступление
Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как совесть, честь, мораль, нравственность, духовность, истина, справедливость, свобода, греховность, праведность, порядочность, святость...