М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»(Сонечка Мармеладова).
Проблема преданности, верности в любви.
Тезисы
- Любовь делает человека счастливым.
- Хранить верность – это достоинство, познать верность — это честь.
- Верность проверяется только временем.
Цитаты
- «Если ты меня любишь, значит, ты со мной, за меня, всегда, везде и при всяких обстоятельствах» (В. В. Маяковский).
- «Его верность — все равно что фасон его шляп: меняется с каждой новой болванкой» (У. Шекспир).
- Сказать — задумалась о чем?
В дождь — под одним плащом,
В ночь — под одним плащом, потом
В гроб — под одним плащом.
(М. Цветаева).
- Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна…
(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
- Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.
(А. Сурков «В землянке»).
- «Любовь должна быть трагедией» (А.И. Куприн «Гранатовый браслет»).
- «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф.М. Достоевский).
Литературные аргументы
Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет»– рассказ о человеке, «одержимом» высоким чувством любви, способном подняться над окружающими, над пошлостью и
бездуховностью, готовом отдать все, не требуя ничего взамен. Устами генерала Аносова автор говорит, что любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире - именно такой была безответная любовь Желткова к молодой светской даме Вере Николаевне. Письма дают Желткову силы переносить страдания испепеляющей любви. Героя не страшит смерть, ведь любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, поэтому, уходя из жизни, он благодарит ее, благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя Твое».
И. А. Бунин. Рассказ «Темные аллеи». «Тёмные аллеи» - книга, состоящая из 38 новелл о любви. Тридцать восемь раз Бунин пишет «об одном и том же», всякий раз подводя читателя к выводу: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена».
В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»идеалом женщины является Маргарита, она способна на глубокую, преданную, самоотверженную любовь. Героиня бросает мужа, вступает в сговор с Сатаной, но она делает это для того, чтобы спасти Мастера. Ею движет любовь, и потому она нравственно неуязвима.
Проблема веры (безверия).
Тезисы
- Деньги потерял - ничего не потерял, друга потерял - половину потерял, веру потерял - все потерял.
- Все люди верят. Одни люди верят, что бог есть, другие - что бога нет.
- Религии – это разные двери в жизнь.
Цитаты
- «Худшее из преступлений — вероломство» (Б. Акунин).
- Чтоб за все за грехи мои тяжкие, За неверие в благодать - Положили меня в русской рубашке Под иконами умирать.
(С. Есенин).
- «Вера не начало, а конец всякой мудрости» (И. Гёте).
- «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!» (А.С Грибоедов).
- «Неверие в человеке — есть несчастье, есть болезнь роковая» (М.М. Пришвин).
- «Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью» (Л.Н. Толстой).
- Стыдно мне, что я в бога верил. Горько мне, что не верю теперь.
(С. Есенин).
Литературные аргументы
Ф. Достоевский. «Преступление и наказание».Наивысшим воплощением беззаветной веры в Бога является Соня Мармеладова. Раскольников удивляется, как она с такой незавидной долей продолжает верить, любить, «излучать» свет? И герой видит, как счастлива Соня, как она прекрасна, когда читает в Евангелии притчу о воскрешении Лазаря. Соня дарит ему луч надежды, к Раскольникову приходит понимание истинного пути духовных исканий, нравственного совершенствования.
В пьесе М. Горького «На дне»к каждому, с кем Лука заводит разговор, старичок умеет подобрать ключ, вселить в человека надежду, веру в лучшее, утешить и успокоить. Вера, которую Лука пробуждает в людях, для каждого из обитателей дна выражается по-своему. Основной девиз Луки — «во что веришь, то и есть» — можно понимать двояко. С одной стороны, он заставляет людей добиваться того, во что они верят, потому что их желания реальны и исполнимы в этой жизни. С другой стороны, для большинства ночлежников такой девиз всего-навсего «утешительная, примиряющая ложь».
В рассказе Л.Андреева «Жизнь Василия Фивейского»герой пытается сохранить веру, несмотря на выпавшие на его долю несчастья: гибель сына, рождение другого – идиота, гибель в пожаре жены. В самые напряженные моменты он громко и отчетливо повторял: «Я — верю!» В своём упорстве отец Василий доходит до мессианского чувства, даже пытается воскресить мёртвого. Однако его ждёт поражение. Сокрушённый неудачей, он сходит с ума и гибнет. По мнению автора, вера не спасла героя этого рассказа.
В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»вопросы веры сильнее всего затронули Мастера, Ивана Бездомного и Берлиоза. Все трое – литераторы, и то, что и как они пишут, и есть выражение трех взглядов на одну и ту же проблему. Так, Мастер, безусловно, верит в Бога, хотя вряд ли посещает церковь или регулярно молится. Бездомного трудно обвинить в полном неверии: ведь в «антирелигиозной поэме» «Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой». А вот Берлиоз – идеологически подкованный человек, то есть полный атеист. Для него «главное в том, что Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете.
Проблема счастья.
Тезисы
- Счастье – это цель конечная, совершенство – бесконечная.
- Смысл человеческой жизни в познании истины, веры, счастья…
- Улыбайтесь жизни, и она улыбнется вам.
- Счастлив тот, кто не умеет сожалеть о невозможном.
Цитаты
- «Мы мало видим, знаем, а счастье только знающим дано» (Иван Бунин).
- «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные» (А.П. Чехов).
- «Понял я, что человек несчастен, потому что счастье ищет он» (Е. Евтушенко).
- «Нет счастья в бездействии…» (Ф.М. Достоевский).
- «Счастье достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д.С. Лихачев).
Литературные аргументы
В романе Пушкина «Евгений Онегин»у главного героя есть всё для жизни. Богатство, образование, положение в обществе и возможность реализовать любые свои мечты. Но он скучает. Его ничто не задевает, ничто не радует. Он не умеет ценить простые вещи: дружбу, искренность, любовь. Я думаю, именно поэтому он несчастлив.
Главная героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» -Наташа Ростова – человек с оптимистичным взглядом на мир. Она умеет радоваться каждому дню, солнцу, встрече с новыми людьми. Наташа счастлива сама и дарит надежду на счастье окружающим. Встреча Андрея Болконского с этой жизнерадостной девушкой способствует его духовному обновлению. Переживая тяжелый душевный кризис, он заражается Наташиным оптимизмом и сам обретает надежду на счастливое будущее.
В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»читаем, как семеро крестьян отправляются на поиски счастливого человека и в результате встречаются с Гришей Добросклоновым, счастье которого – в верности долгу и чистой совести. По-своему счастливы и такие герои поэмы, как Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрёна Тимофеевна. Всё зависит от того, какую «формулу счастья» применять. Счастливый человек на Руси, по мнению Некрасова, - тот, кто твёрдо знает, что надо «жить для счастья убого и тёмного родного уголка».
Каким должно быть будущее, чтобы человек чувствовал себя счастливым, чтобы осуществил свои надежды, реализовал идеалы? Один из возможных ответов дал в романе «Что делать?» Н.Г. Чернышевский. Земной рай представлялся автору в виде хрустального дворца, в котором люди всё делают вместе. Они единая, неделимая маса, всегда счастливая, довольная жизнью.
Одной из основных в романе Е. Замятина «Мы»является проблема поиска человеческого счастья. В чём же счастье граждан Единого государства? В какие моменты жизни они ощущают
себя счастливыми? Герои Замятина утверждают: «Счастье – в несвободе». В самом начале романа мы видим, какой восторг вызывает у Д-503 ежедневная маршировка под звуки Музыкального завода. Малейшее проявление свободы, индивидуальности считается ошибкой, преступлением. Таким образом, «идеальный» общественный уклад достигнут насильственным упразднением свободы, а всеобщее счастье - подавлением личности.
В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»Маргарита добивается своего, все ее страдания вознаграждаются. Воланд выполняет свою часть сделки, и Мастер остается с ней навеки. Он успокаивается и забывает о своем романе, о своих душевных порывах и муках, об обидах, причиненных ему различными издательствами и критиками. Молодая женщина счастлива, ведь ее возлюбленный теперь полностью принадлежит ей, а она - ему. Маргарита все делает для того, чтобы ее возлюбленный был счастлив. И это ей в немалой степени мере удается. Мастер, после стольких бурь и разочарований, наконец-то находит утешение и покой с любимой женщиной.
Счастье каждый понимает по-разному. Например, герой рассказа, А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»осознает себя «счастливым» потому, что не попал в карцер, получил лишнюю тарелку супа, не заболел, но главное то, что он радуется честному труду. Писатель восхищается терпением, трудолюбием русского человека, который верит в Бога и надеется на его помощь.
Проблема совести.
Тезисы
- Совесть – самый страшный суд.
- Чистая совесть бесстрашна.
- Чистая совесть - лучшее снотворное.
- Совесть – твой закон.
Цитаты
- У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей» (А. Солженицын, «Матренин двор»).
- «Совесть - лучшая нравоучительная книга» (Б. Паскаль).
- «Стыд перед людьми - хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой» (Л.Н. Толстой).
- «Человеку всегда как-то совестно и неловко становится, когда он много наговорит сам» (И.С. Тургенев).
- «Совесть... От нее никогда и никому не уйти» (Г. Троепольский. «Белый Бим Черное Ухо»).
- «Совесть есть светило внутреннее» (А.В. Суворов).
- «Совесть - когтистый зверь, скребущий сердце» (А. Пушкин).
Литературные аргументы
Проблему беспокойной совести поднимает Ф.М. Достоевскийв романе «Преступление и наказание». Раскольников, решив проверить, «тварь он дрожащая» или «право имеет», не учел того, что не сможет справиться с собственной совестью. «Так вот он все будет около меня, как около свечки, кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях», - говорит Родиону Порфирий Порфирьевич.
М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». Муки совести терзают Понтия Пилата с первых строк ершалаимских глав. Головная боль, раздражение – все это симптомы неуспокоенной совести, отягченной сотнями нераскрытых преступлений, среди которых самая страшная – казнь ни в чем не повинного философа. Нет покоя Понтию Пилату, единственным спасением для него становится сон, где все закончилось иным: казни не было, и Понтий Пилат не струсил, не запятнал себя в крови неповинного человека. Но сон кончается, и снова герой погружается в пучину стыда раскаяния за содеянное.
Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»(Свидригайлов, Мармеладов).