Проблема ссор между людьми. Вражда людей
Тезисы
Цитаты
- «Иного выгоднее иметь в числе врагов, чем в числе друзей» (Ф.М. Достоевский).
- «От природы люди вовсе не враги друг другу» (Ж.Ж. Руссо)
- «Бесконечно вражды не держи — ты смертен» (А. Фет).
Литературные аргументы
В повести «Дубровский» А.С. Пушкинавскользь брошенное слово привело к вражде и многим бедам для бывших соседей.
В «Ромео и Джульетте» У Шекспиравражда семейств закончилась смертью главных героев.
«Слово о полку Игореве».Святослав произносит «золотое слово», осуждая Игоря и Всеволода, нарушивших феодальное послушание, что привело к новому нападению половцев на русские земли.
Проблема доброты, всепрощения
Тезисы
- Несите миру свет и добро!
Цитаты
- «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро» (А. Чехов).
Литературные аргументы
М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита».Образ Иешуа – образ Иисуса Христа, несущего в себе идею подлинной доброты и всепрощения. Он обо всех людях, даже о тех, кто несёт ему боль и страдания, говорит: «Добрый человек». Прокуратора Иудеи, обрекшего его на мучительную смерть, он прощает, уходя с ним в вечность.
Проблема подлинных и мнимых ценностей
Тезисы
Цитаты
- «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар» (А.П. Чехов).
- «Смотри вдаль - увидишь даль; смотри в небо - увидишь небо; - взглянув в маленькое зеркальце, увидишь только себя» (Козьма Прутков).
Литературные аргументы
Л. Толстой. «Война и мир».Князь Андрей, лёжа на поле Аустерлица, смотрит в «доброе… высокое, бесконечное, справедливое небо» и понимает, что небо, облака, земля – это вечное, высшее, главное. По сравнению с вечностью ничтожно значение славы и честолюбия. «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец», - думает герой. Отныне для него не важна военная карьера, он разочаровывается в былом кумире и стремится к миру, бескорыстию и справедливости.
Рассуждению о подлинных и мнимых ценностях посвящено содержание рассказа А. Чехова «Крыжовник».Заветной мечтой главного героя, человека кроткого и доброго, становится приобретение «маленькой усадебки где-нибудь на берегу реки или озера». Категория идеала по природе своей возвышенна, поэтична. Идеал же Николая Ивановича мещанский, низменный. Он, сидя в канцелярии, мечтает, как вырастит крыжовник, без которого счастье просто невозможно. Как мало для счастья нужно человеку, всего-то усадьба да кусты с кислыми и жёсткими ягодами! Иван Иванович думает иначе, удивляясь духовной узости брата, он считает, что сытость и праздность «развивают в русском человеке самомнение, самое наглое». Невозможно стать счастливым, удовлетворив только материальные потребности, потому что «человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар».
И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско»показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.
Л. Улицкая «Глюк».
Проблема интеллигентности (Какого человека можно назвать интеллигентным?)
Тезисы
- Основной принцип интеллигентности — интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория. Несвободен интеллигентный человек только от своей совести.
- Настоящий интеллигент - неутомимый борец за справедливость с самим собой.
Цитаты
- «Белая гвардия» — «это упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране..» (М.А. Булгаков).
- «Интеллигент - это тот, чья мысль не подражательна» (Александр Солженицын).
- «Кареты, все исполненные лучшим петербургским дворянством, тем, которое у нас представляет всю русскую европейскую интеллигенцию» (В.А. Жуковский)
- «Интеллигентность — это ежедневное и ежечасное несение подвига, хотя часто только потенциальное» (А.Ф.Лосев)
Литературные аргументы
Звание интеллигента в русской литературе заслуженно носят герои Б.Пастернака («Доктор Живаго») и Ю. Домбровского («Факультет ненужных вещей»). Ни Живаго, ни Зыбин не пошли на компромисс с собственной совестью. Не принимают они насилие в любом проявлении, будь то Гражданская война или сталинские репрессии.
Есть и другой тип русского интеллигента, который предаёт это высокое звание. Один из них — герой повести Ю.Трифонова «Обмен» Дмитриев. У него тяжело больна мать, жена предлагает обменять две комнаты на отдельную квартиру, хотя взаимоотношения невестки и свекрови складывались не лучшим образом. Дмитриев поначалу возмущается, критикует жену за черствость, мещанство, но вскоре соглашается на обмен. В квартире становится всё больше вещей, еды, дорогих гарнитуров: плотность быта нарастает, вещи замещают духовную жизнь.