М. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

М. Шолохов. «Тихий Дон».

А. Геласимов. «Жанна».

Л. Петрушевская. «Глюк».

Л. Улицкая. «Бедные родственники».

Возможный вариант вступления/заключения

Всем известна картина В. Васнецова «Витязь на распутье». Стоит он перед Вещим камнем, где написано: «Направо пойдёшь — коня потеряешь…», «Налево пойдёшь — себя потеряешь…», «Прямо пойдешь — и себя, и коня потеряешь…» Повесил голову витязь: тяжело ему путь выбирать. Так и в настоящей, реальной жизни. Каждый из нас выбирает свой путь, принимает одно-единственное решение из многих возможных.

Проблема отношения к прошлому (утраты памяти, корней/обретения памяти, корней).

Проблема исторической памяти (ответственность за горькие и страшные последствия прошлого).

Тезисы

- Без прошлого нет будущего.

- Народ, лишенный исторической памяти, превращается в пыль, которую носит ветер времени.

- Копеечные кумиры не должны подменять настоящих героев, которые жертвовали собою ради своего народа.

Цитаты

- Кто прячет прошлое ревниво,

Тот вряд ли с будущим в ладу...

Но все, что было, не забыто,

Не шито-крыто на миру.

Одна неправда нам в убыток,

И только правда ко двору!

А. Твардовский («По праву памяти»)

- «Помни о тех, кто был, без кого ты бы не был» (В. Тальников, русский писатель).

- «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С. Пушкин).

- «И я молюсь не о себе одной, а обо всех, кто там стоял со мной…» (А.Ахматова).

Литературные аргументы

Ч. Айтматовв романе «Буранный полустанок» («И дольше века длится день…»)рассказывает легенду о манкуртах. Maнкурты - это люди, насильно лишенные памяти. Один из

них убивает свою мать, которая пыталась вырвать сына из плена беспамятства. И над степью звучит ее отчаянный крик: «Вспомни имя свое!»

Человека, не помнящего родства своего, потерявшего память, Чингиз Айтматовназвал манкуртом («Буранный полустанок»). Манкурт — человек, насильно лишённый памяти. Это раб, не имеющий своего прошлого. Он не знает, кто он, откуда родом, не ведает своего имени, не помнит детства, отца и матери — одним словом, не осознаёт себя человеческим существом. Такой недочеловек опасен для общества — предупреждает писатель.

Надменный лакей Яша из пьесы А. Чехова «Вишневый сад»не помнит своей матери и мечтает поскорее уехать в Париж. Он - живое воплощение беспамятства.

Базаров, который пренебрежительно относится к «старичкам», отрицает их нравственные устои, умирает от пустяковой царапины. И этот драматический финал показывает безжизненность тех, кто оторвался от «почвы», от традиций своего народа.

В свое время футуристывыдвинули лозунг «Сбросить Пушкина с корабля современности». Но в пустоте творить не возможно. Не случайно в творчестве зрелого Маяковского ощущается живая связь с традициями русской классической поэзии.

А.Вознесенский. «Ров».Рефреном в поэме Вознесенского звучит вопрос: «Ты куда ведешь, ров?» И это не только ров, куда во время войны фашисты сбрасывали тела расстрелянных мирных граждан, но и ров памяти, а точнее – беспамятства тех, кто в погоне за деньгами, поддаваясь «алчи», разрывает страшные захоронения, мародёрствует.

А. Ахматова «Реквием».

И. С. Шмелев. Роман «Лето Господне».

В. Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой».

Возможный вариант вступления/заключения

«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», — писал А. С. Пушкин. Человек, не знающий истории своего народа, своей семьи, опасен для общества. Он живет как дерево без корней. Таких называют «иванами, не помнящими родства».

Проблема забвения прошлого очень серьёзна. Человек, не уважающий историю, не почитающий своих предков, — тот же манкурт. Так и хочется напомнить этим молодым людям пронзительный крик из легенды Ч.Айтматова: «Вспомни, чей ты? Как твоё имя?»

Проблема нравственной стойкости (нравственного падения: трусости, предательства, лицемерия, зависти, гордыни, накопительства, эгоизма и т.д.)

Тезисы

- Зависть еще непримиримее, чем ненависть.

- Зависть – губительный яд, отравляющий наши души.

- Эгоизм заставляет других жить по своим принципам.

- Трус - это тот, кто в минуту опасности думает ногами.

- Герои однажды свою жизнь теряют, а трусы в каждом бою умирают.

Цитаты

- «…трусость, несомненно, один из самых страшных пороков» (М.Булгаков «Мастер и Маргарита»).

- «Жизнь скучна без нравственной цели» (Ф. Достоевский).

- «Зависть — сестра соревнования, следственно из хорошего роду» (А.С. Пушкин).

- «Смотрите на то — любите ли вы других, а не на то — любят ли вас другие» (Н.В.Гоголь).

- Зато и впредь как были - будем, -

Какая вдруг ни грянь гроза -

Людьми

из тех людей,

что людям,

Не пряча глаз, Глядят в глаза.

А. Твардовский («По праву памяти»)

- Уже безумие крылом Души накрыло половину, И поит огненным вином, И манит в чёрную долину

(А.Ахматова).

- «Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь» (Л. Толстой).

Литературные аргументы

1) Проблема нравственной стойкости:

Алешка – герой рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»является примером духовного человека. Он попал в тюрьму из-за своей веры, но не отказался от неё, напротив, этот молодой человек отстаивал свою правду и пытался донести её до других заключенных. Ни один его день не проходил без чтения Евангелия, переписанного в обычный блокнот.

Героем с высокими моральными качествами является Петруша Гринев - персонаж повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Честь свою Петр не запятнал даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться головой. Это был достойный уважения и гордости высоконравственный человек. Он не мог оставить безнаказанным наговор Швабрина на Машу, поэтому вызвал его на дуэль. Швабрин - полная противоположность Гриневу: это человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существует. Он шел по головам других, переступая через самого себя в угоду своим сиюминутным желаниям.

Л.Н. Толстойнаделил одного из главных героев «Войны и мира», Андрея Болконского, не только внешним благородством, но и внутренним, которое тот открыл в себе не сразу. Андрею Болконскому пришлось много пережить, многое переосмыслить, прежде чем он смог простить своего врага, умирающего Анатоля Курагина, интригана и предателя, к которому он до этого испытывал лишь ненависть. Этот пример иллюстрирует способность благородного человека достигнуть подлинной духовной высоты.

М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»Нечеловеческие муки пришлось пережить Андрею Соколову в плену, но главное, что он сумел сохранить свою честь, достоинство. Кульминационным моментом повествования является сцена у коменданта Мюллера, куда привели измученного, голодного героя, но и там он показал врагу силу русского солдата. Поступок Андрея Соколова (без закуски выпил три стакана водки: не хотел давиться подачкой) удивил Мюллера: «Вот что, Соколов, ты – настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат».

Б. Васильев. Повесть «Завтра была война»(Искра Полякова, Вика Люберецкая).

2) Проблема нравственного падения:

Примером духовной деградации может послужить Николай Иваныч из рассказа Чехова «Крыжовник». В погоне за мечтой о покупке собственного имения, он забывает о внутреннем развитии. Все его поступки, все мысли были подчинены этой материальной цели. В результате, добрый и кроткий человек опустился, превратившись в наглого и самоуверенного «барина».

В поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»остро стоит проблема нравственного падения русского человека, поставленного в ужасающее экономическое положение, в котором люди теряют свое человеческое достоинство, превращаясь в холуев и пьяниц. Так, рассказы лакея, «любимого раба» князя Переметьева, или дворового человека князя Утятина, песня «Про холопа примерного, Якова верного» – своего рода притчи, поучительные примеры того, к какому духовному холопству, нравственной деградации приводило крепостное право крестьян, и прежде всего – дворовых, развращенных личной зависимостью от помещика. Это некрасовский упрек великому и могучему по своей внутренней силе народу, смирившемуся с положением раба.

В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»перед выбором стоит прокуратор Понтий Пилат: сохранить свою карьеру, а может быть, и жизнь, над которыми нависла тень дряхлеющей империи, казнив Иешуа, или пойти против власти кесаря и спасти философа Га-Ноцри. Он побоялся спасти Иешуа от смертной казни. Но только потом он понимает, что мог бы пожертвовать всем. Прокуратору снится сон, где казни, как ему кажется, вовсе не было. Здесь, во

сне, взвесив все, он готов пойти на все, чтобы спасти ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача. Очень и очень долго ждал Пилат прощения, страдая от мук совести «двенадцать тысяч лун», за свою трусость, но в результате, прощенный, он идет по лунной дороге вместе с Иешуа Га-Ноцри.

В повести Л. Андреева «Иуда Искариот»раскрывается тема предательства. Автор ищет ответ на вопрос, почему Иуда предал Христа? И среди мотивов этого поступка выделяет бунтарство, отверженность и безмерную гордыню героя. Л. Андреев сочувствует Иуде, но осуждает за содеянное. На мой взгляд, Иисус взял на себя все страдания человеческие, а Иуда добровольно принимает на себя все грехи.

Наши рекомендации