Работа с детьми в летнее время
Летом целесообразно повторить с детьми материал, пройденный в течение года. Особое внимание необходимо уделить индивидуальной работе с детьми, имеющими дефекты речи и испытывающими проблемы с дифференцированием сходных по звучанию, артикуляции звуков. Для этих целей можно использовать рабочие тетради[15].
Следует индивидуально работать с детьми, испытывающими трудности при составлении рассказов.
В этот период необходимо побеседовать с детьми о первом месяце лета – июне, отпускной поре.
– Что же это за месяц – июнь? – спрашивает педагог. – Какие приметы июня вы сможете назвать?
Воспитатель просит кого-нибудь из ребят, пользуясь своими наблюдениями и отметками в календаре погоды, рассказать о том, какая погода в июне.
– Как сейчас выглядят леса, скверы, парки? – интересуется педагог. – Чем заняты и как ведут себя птицы? Какие овощи уже выросли?
– А как красочен в июне луг! Послушайте:
Луг
Мы по ковру идем с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
Лежит у речки голубой
И желт, и синь, и ал.
Е. Благинина
Июнь
Пришел июнь.
«Июнь! Июнь!» —
В саду щебечут птицы.
На одуванчик только дунь —
И весь он разлетится.
С. Маршак
Тринадцатого июня, когда на Руси отмечался день гречишницы, можно прочитать детям сказку Н. Телешова «Крупеничка».
Летом возможность читать детям каждый день вполне реальна. Следует внимательно просмотреть литературный репертуар (средняя, старшая группы), чтобы повторить сказки (народные, авторские), рассказы; познакомить детей с новыми главами из любимых «толстых» книг; драматизировать произведения, поиграть в подвижные игры с использованием художественных текстов (знакомых и новых).
В летние месяцы можно прочитать детям следующие произведения: В. Вересаев «Братишка»; В. Бианки «Подкидыш», «Первая охота»; М. Горький «Воробьишко»; К. Ушинский «Бодливая корова»; сказка «Война грибов с ягодами» (в обработке В. Даля) и т.д.
В июне по радио и телевидению бывает много передач, посвященных творчеству А. Пушкина. Нужно предлагать детям слушать и смотреть их, как можно чаще читать дошкольникам произведения А. Пушкина.
Следует продолжать рассматривать с детьми иллюстрации в книгах, обращать их внимание на оформление книги в целом. Рассказывать о творчестве художника можно следующим образом.
...
Знакомство с рисунками Ю. Васнецова
Дети рассматривают книги с рисунками Ю. Васнецова, делятся впечатлениями, по просьбе воспитателя выбирают иллюстрации, которые особенно понравились.
Далее педагог читает им отрывок из книги Л. Кудрявцевой «Что за чудо эти звери?» (М., 1979).
«Художник сидел за большим столом в своей мастерской и работал. Перед ним лежали кисточки, карандаши и краски. А у ног, на полу, в беспорядке валялись листы бумаги.
– Папа, что это? – спросила Художника дочь и подняла с пола один лист.
– Коты, – спокойно ответил Художник.
На девочку смотрел зеленый кошачий глаз, а сам кот был синий, в пестрых пятнышках. На другом листе кот был в лаптях, с корзиной за спиной.
– Какие странные коты… Почему они на нашего Мурзика не похожи?
– Потому что я рисую сказочного кота, – ответил Художник. – В сказках все звери удивительные… Вот я и думаю, каким нарисовать моего кота?.. – помолчав, добавил он и обмакнул кисть в розовую краску.
Идет кот Васнецова по улице в валенках с розовым узором, на шее розовый бант. Какой же кот без банта! Усы у него длиннющие, торчком. Ступает твердо, на палку опирается. Видно, что деловой, хозяйственный. Ни на кого не смотрит. Не слышит, как баба в тулупе его окликает, как собачонка лает рядом.
А кругом красота-то какая! День морозный, голубой! На кустах снежные цветы распустились. Вокруг фонаря – хороводы из снежинок. Дома выглядывают из-под белых пушистых шапок. И сказочно, и на настоящую деревенскую улицу похоже…
А сейчас посмотри на этого нарядного конька. Разрисован он зелеными яблоками. Грива и хвост у него завитые. В розовых бантах! И седло с цветным узором!
Не стоится коньку на месте. Куда он поскачет? В какую сторону?
Вот красное солнце на небе распустилось, как цветок, утки летят с букетами в клювах. Может быть, куда-то на праздник спешат… Не поскакать ли коньку туда?
Васнецов – очень добрый художник. Его звери никогда не ссорятся, не обижают друг друга. Никто не ленится, не капризничает. Все делом заняты.
Сорока-белобока пригласила к себе лесных друзей, угощает их вкусной кашей. Любит, когда к ней гости приходят. Сладко спит котик в своей красивой колыбельке. А где же волки, лисы, медведи – злые звери, которые в сказках хитрят, обманывают, нападают на добрых лесных жителей? Они, конечно, есть на рисунках художника. Разве без них обойдешься в сказках?
Но Васнецов старается сделать их посмешнее и не очень страшными. А то возьмет и припрячет куда-нибудь подальше – за дом, за деревьями. Даже приодеть этих зверей не хочет…
Рисует Васнецов зверей и плохих, и хороших, и злых, и добрых, а картинки-то у него всегда веселые, нарядные, праздничные. В чем тут дело? Ему в этом краски помогают. Во всю силу горят они на его рисунках, красиво сочетаются между собой. Потому что знал художник, как надо расположить их на листе. Вот здесь синий цвет и птичкой стал, и на юбку козы попал, и в голубые незабудки обратился. Красный цвет ты тоже найдешь и на ложке, и на кустах, и у козы на платье. А яркий желтый фон объединил эти цвета, и получилась праздничная картина. Рисовал всю эту красоту художник, придумывал своих забавных героев, хлопотливых и проказливых, и сам, наверное, улыбался от удовольствия».
Знакомство с рисунками Е. Чарушина
Педагог подбирает книги с рисунками Е. Чарушина. Дети, по его просьбе, обращаются за помощью к методисту дошкольного учреждения, просматривают книги в своей личной библиотеке.
Дети рассматривают рисунки, делятся своими впечатлениями с педагогом, сравнивают зверей Ю. Васнецова и Е. Чарушина.
Воспитатель читает отрывки из книги Л. Кудрявцевой «Что за чудо эти звери?», сопровождая чтение показом рисунков к сказкам «Заюшкина избушка», «Теремок» и рассказам о животных, написанных Е. Чарушиным.
«Художник Евгений Иванович Чарушин больше всего любил зверей настоящих. Дома у него всегда было полным-полно всяких животных. Водились попугаи, зайчата, ежи, и кошки, собаки, и лисята. Все дружили между собой. Никто ни на кого не нападал.
Заботливый хозяин лечил своих друзей, выхаживал, наблюдал за ними. И очень много их рисовал.
Вот почему звери на его рисунках такие, какими их видел художник: малыши – ласковые и озорные, а взрослые – серьезные и сильные.
Знал Чарушин, что детям очень нравятся разные выдумки. И захотелось однажды ему сказку нарисовать. А заодно посмотреть, какими в сказке станут его настоящие звери.
Понравилась ему история про лису и зайца. И вот изобразил он такую картину.
В лубяной избушке живет серый заяц. Избушка ладная, уютная. Вся снегом укутана. Ставни и крылечко самим зайкой расписаны. На видном месте – любимая морковка. Тепло в избушке, вон и печка топится.
А зайка – пушистый, глаза большие, темные. Уши – торчком, лапы – на подоконнике. Отдыхает от всех забот…
Отвоевал петух у лисы избушку.
И вот сидит наш заяц уже на пеньке. Перед своей избушкой с петухом чай распивает. Обеими лапками блюдце держит. А задние с пенька свешиваются. Как у малыша, до земли не достают. Смешной и трогательный получился зайчик. И сказочный, конечно.
Ну и петух сюда не с птичьего двора попал. Он ведь с лисой разделался. Вот и сидит за самоваром победителем.
Увлекся художник сказками. За новую принялся. Интересно ему рисовать, как живут-поживают в лесу коза и ее семеро козлят. Ведь здесь тоже есть над чем подумать. Вообразить нужно и лес, и домик, и козу, и волка.
Козу Чарушин рисует мамой заботливой, нежной, пригожей. Принаряжает ее в пышную юбку, шею бусами украшает. Стоит коза, копытцами перебирает, торопится детишкам молока принести.
А козлята, беленькие, лобастые, чем-то очень похожие на маленьких детей. Даже игрушки у них детские…
Ну а волк? Самый настоящий разбойник! Из глухого леса прибежал. Пасть оскалил. Козлятиной полакомиться хочет.
Уж кто-кто, а Чарушин знал про таких хищников все: как затаиваются они, когда подстерегают добычу, как шерсть у них при этом дыбится…
А вот на этом рисунке медведь развоевался! Косматый, бурый, рычит он, лапами трясет, зубами лязгает.
Страшно всем стало. Заяц дрожит, волк ощетинился, лиса ругается.
Глупый медведь! Ведь раздавит, дурень, теремок и всех зверей раздавит!
Как верно удалось Чарушину медвежий характер передать.
Еще бы! Ведь сколько художником было сделано зарисовок и на охоте, и в зоопарке.
Ближе всего сердцу Чарушина были звери-малыши. Нет в них ни злобы, ни коварства, ни жадности. Потешные зверята, милые и трогательные».
В подходящий момент нужно помочь детям закрепить полученные знания о своеобразии рисунков того или иного художника. Приведем пример.
Перед детьми рисунки Ю. Васнецова, выполненные на темы русских народных песенок и потешек. Воспитатель предлагает рассмотреть какой-нибудь рисунок, например, к шуточной народной потешке «По поднебесью, братцы, медведь летит».
Педагог выясняет, что дети могут рассказать о рисунке. Предлагает придумать название к этой сказочной картинке. Выслушивает ответы, затем сообщает название потешки и 2–3 раза зачитывает ее.
– В потешке говорится, что «свинья на ели гнездо свила, гнездо свила, деток вывела». Давайте повнимательнее рассмотрим ель и ее обитателей, – предлагает педагог.
При рассматривании рисунка воспитатель обращает внимание детей на следующие моменты:«Темная красавица ель очень похожа на настоящее дерево. Она изображена во весь лист. На темно-зеленой хвое четко прорисованы розовые и чистенькие поросятки с бантиками на спинках.
Мимо ели пролетает огромный медведь. Шустрый поросенок перебрался на медвежий загривок и летит на медведе, как на ковре-самолете, да еще и веточкой его погоняет. Рядом с ними изображен другой поросенок. Он, очевидно, тоже летел верхом на медведе, да сорвался и теперь, испуганный, летит впереди. Сам медведь большой, неуклюжий, летит, смешно растопырив передние лапы. Глаза у него большущие, рот приоткрыт. Должно быть, от восторга.
Внизу чистенькая деревенька, утонувшая в сугробах. Морозно, печи топятся. По дороге мужики гонят поросят. Те то ли с дерева сбежали, то ли, наоборот, решили от хозяев удрать, позавидовав семейству на ели. Мужики идут спокойно и деловито. Они явно не видят медведя, пролетающего у них над головами.
Рисунок яркий и нарядный. Чистый голубой фон с белыми пятнами, там и тут розовые поросята – все это делает рисунок праздничным. Голубой цвет удачно разбросан по рисунку. Эта голубизна попала на одежду одного из мужиков, бант у одного из поросят тоже голубой.
И солнце, как на многих других рисунках Юрия Васнецова, необычное, – напоминает крупный желтый цветок с черными игольчатыми лепестками».
Педагог предлагает детям нарисовать солнце и дерево, подражая Ю. Васнецову.
Можно научить детей играть в хороводную игру «Венок» (по стихотворению «Венок» Е. Благининой).
...
Игра «Венок»
Дети образуют хоровод. Воспитательисполняет рольведущего. У него на голове венок из полевых цветов.
Ведущий стоит в центре хоровода. Дети идут по кругу (или стоят), изображая, что плетут венок. При этом они приговаривают:
Мы плетем, плетем венок,
Заплетаем полевой.
Ай-люли, ай-люли,
Заплетаем полевой.
Появляется ребенок. На голове у него шапочка с изображением ромашки (или он держит в руке цветок).
Ведущий.
Белая рубашка,
Желтенький платок…
Как зовут?
Ребенок.
Ромашка,
Полевой цветок.
Ведущий(обращается к детям). Вам нужна ромашка?
Дети. Да! Пусть бежит скорей сюда!
Ромашка встает в круг.
Игра продолжается.
Друг за другом появляются гвоздика, колокольчик, одуванчик (дети в шапочках цветов).
– Цветик-невеличка,
Алый, огневой.
Как зовут?
– Гвоздичка,
Цветик полевой.
– Не в глуши ль еловой
Видела тебя? (Видел я тебя?)
Кто же ты?
– Лиловый
Колокольчик я.
– Желтый сарафанчик,
Прямо как желток!
Кто ты?
– Одуванчик,
Полевой цветок.
Заканчивая игру, дети поют:
Мы сплели, сплели венок
Из цветочков полевых,
Ай-люли, ай-люли,
Из цветочков полевых.
А кому в венке ходить,
А кому его носить?
Ай-люли, ай-люли,
А кому его носить?
Выбирается новый водящий. Ему надевают венок.
Будет Коля в нем ходить,
Будет Колюшка водить,
Ай-люли, ай-люли,
Будет Колюшка водить.
Игра повторяется 3–4 раза с некоторыми изменениями. Например, представившись, ребенок-«цветок» не включается в общий хоровод, а остается в центре круга и вместе с водящим ведет диалог с очередным цветком и хороводом. Когда исполняется заключительная песня, цветы ведут свой хоровод внутри общего круга.
Приложение